Научная статья на тему 'Необходимая оборона в религиозных учениях Китая'

Необходимая оборона в религиозных учениях Китая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА / КОНФУЦИАНСТВО / ДАОСИЗМ / БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савин Павел Тимурович

В статье анализируется отношение к праву необходимой обороны, сложившееся в традиционных религиозных учениях Китая. Автор обосновывает мысль, что конфуцианство, даосизм и буддизм оказали существенное влияние на развитие китайской правовой мысли и современную правовую регламентацию института необходимой обороны в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимая оборона в религиозных учениях Китая»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Необходимая оборона в религиозных учениях Китая

Савин П. Т.

Савин Павел Тимурович /Savin Pavel Timurovich - кандидат юридических наук, лейтенант юстиции, доцент, кафедра уголовного права и криминологии, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется отношение к праву необходимой обороны, сложившееся в традиционных религиозных учениях Китая. Автор обосновывает мысль, что конфуцианство, даосизм и буддизм оказали существенное влияние на развитие китайской правовой мысли и современную правовую регламентацию института необходимой обороны в КНР.

Ключевые слова: необходимая оборона; конфуцианство, даосизм, буддизм.

Право необходимой обороны относится к числу естественных прав человека. Данное право признается государством и одобряется обществом. Общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на необходимую оборону, регулируются не только правовыми, но и социальными нормами. Китай и Россия выступают стратегическими партнерами. Осознание особенностей правового мышления китайцев является актуальной задачей, призванной обеспечить дальнейшее развитие межгосударственных отношений.

Правовая регламентация института необходимой обороны в ст. 20 УК КНР свидетельствует, что в Китае данное право признается обстоятельством, исключающим преступность деяния, и имеет соответствующие условия правомерности [2]. Современное законодательство Китая является результатом многовекового развития религиозной философской мысли. Основные религии Китая можно в равной степени назвать философскими учениями, так как ни одна из них не претендует на роль единственно верной. К данным религиозным учениям следует отнести конфуцианство, даосизм и буддизм [5, с. 45].

Конфуцианство взывает к человеческой добродетели, требуя от своих последователей отказаться от эгоизма и работать для общего блага - социального порядка. Насилие или иной способ проявления безжалостности противоречит конфуцианскому образу жизни. В то же время насилие может быть оправдано целями обеспечения общественного порядка, например, в случаях государственного наказания [6]. Порядок может быть обеспечен применением силы в случаях: необходимой обороны, гуманитарной интервенции, карательных экспедиций и восстания против тирании [5, с. 58].

В трудах конфуцианского философа Мэн-цзы прослеживается точка зрения, что применение оружия в целях самозащиты оправдано с точки зрения закона. Сталкиваясь с проблемой сочетания необходимой обороны и требованием конфуцианства доброжелательно относиться к окружающим, Мэн-цзы выработал своеобразную китайскую версию Золотого Правила: «Постарайся обращаться с другими так, как ты бы хотел, чтобы обращались с тобой, и тогда ты поймешь, что это кратчайший путь к благоденствию» [4, с. 94-95]. Самозащита и защита своей семьи не противоречат данному конфуцианскому правилу поведения, так как они не отрицают общей доброжелательности и альтруизма обороняющегося [6].

Конфуцианство рассматривает личность как члена общества и одобряет не только индивидуальную, но и коллективную оборону. Правитель одного из китайских государств обратился к Мэн-цзы за советом, как обеспечить национальную

безопасность и суверенитет для своих людей, учитывая, что два соседних государства воинственнее и могущественнее. Мэн-цзы посоветовал углубить рвы, увеличить высоту стен, расставить на них воинов, приготовиться умереть в обороне в случае нападения и убедиться, что люди не покинут своего правителя [5, с. 58].

В то время как конфуцианство призывает людей активно участвовать в государственных делах и трудиться в рамках системы, даосизм зачастую выводит человека из общества посредством мистицизма. Даосисты полагают, что большие армии и агрессивная внешняя экспансия губят государства, которые в идеале должны обороняться хорошо обученным ополчением [4, с. 97].

Даосизм признает, что бывают случаи, когда невозможно избежать убийства другого человека. Данное учение призывает убийцу оплакивать убитого в любом случае, даже если имела место необходимая оборона [4, с. 98]. Вэн-цзы, как один из главных философов даосизма, замечал, что военные действия могут быть вызваны справедливостью, ответом, гневом, завистью и гордостью. Казнить посягателя для спасения слабого называется справедливостью. Вооружаться только в случае неизбежности вражеской агрессии называется ответом. Конфликтовать из-за несущественных поводов и терять контроль над своими действиями зовется гневом. Посягать на чужие земли и богатство называется завистью. Обладать огромными территориями с многочисленным населением и желать вызвать зависть враждебных государств называется гордостью [4, с. 100-101].

Соответственно, каждое действие, по мнению Вэн-цзы, влечет определенное последствие: действие, основанное на справедливости, укрепляет власть; действие, вызванное необходимостью ответа, влечет победу; действие, порожденное гневом, заканчивается поражением; действие, основанное на зависти, заканчивается смертью; действие, обусловленное гордостью, порождает запустение [4, с. 101].

Вэн-цзы замечал: готовность людей умереть за благое дело укрепляет государство; люди готовы умирать ради справедливости; способом выражения справедливости является сила. Следовательно, по мнению Вэн-цзы, необходимо посредством культурного воздействия направить людей по правильному пути, выдать им всем оружие, сделав их равными, и это обеспечит победу, так как сила соединится со справедливостью. Философ полагал, что если люди воспринимают возможную смерть как возвращение домой, то это вызвано тем, что благоденствие снизошло на них [4, с.103].

Конфуцианство и даосизм допускали право на индивидуальную и коллективную необходимую оборону, в том числе и от тирании. Примером реализации данного права можно назвать восстание «Желтых повязок» 184-205 гг. н. э. Лидерами восстания являлись даосистские проповедники, такие как Чжан Цзио. Восставшие полагали, что династия Хань потеряла «Мандат небес» и должна быть свергнута из-за коррумпированности чиновников и высоких налогов, вызвавших разорение населения [1].

Третьей религией Китая является буддизм, основателем которого является Сиддхартха Гаутама. Буддизм учит, что всех людей страшит угроза наказания, они все боятся смерти, и истинный буддист должен помнить, что он такой же, как и все, и не должен наносить удар и причинять увечья [4, с. 122].

Буддисты полагают, что практика отказа от десяти недобродетелей направляет человека на путь, ведущий к избавлению от изъянов и обретению достоинств. Буддизм требует постараться избежать любого отнятия жизни — от человекоубийства до убийства мельчайшего насекомого, так как причинение боли и страданий другому живому существу является серьезным грехом [3].

Буддизм проповедует пацифизм, дозволяя применять насилие для прекращения страданий. В буддистских текстах говорится, что если страдание многих исчезнет в случае страдания одного, сострадательный человек должен причинить эти страдания для спасения остальных [4, с. 127].

В буддийской книге Махаяне содержится десять общих правил и сорок восемь менее значимых правил доброго поведения. Самое первое правило запрещает

убийство. В то же время другие правила требуют от буддистов защищать всех живых существ, Будду, Сангху - буддийское сообщество, и Дхарму - буддийское учение. Так, буддизм дозволяет при необходимости защищать буддийские храмы, библиотеки и буддийских священников [4, с. 129].

Махаяна рассказывает историю бодхисатвы, спасшего жизни сотен людей, когда он убил вора и убийцу. В Махаяне объясняется, что бодхисатва сделал это из сострадания, чем обеспечил себе положительную карму. Сострадание объясняется тем, что вор, совершавший убийства, мог еще более ухудшить свою карму, если бы не был остановлен бодхисатвой [4, с. 128].

В ч. 1 ст. 20 УК КНР под необходимой обороной понимается защита государственных и общественных интересов, личности обороняющегося и других лиц, их собственности и других прав граждан от противоправных посягательств посредством причинения вреда посягающему. Лицо, причинившее вред нападающему, не подлежит уголовной ответственности, если оно не превысило пределы необходимой обороны [2].

Анализ современного китайского уголовного законодательства и традиционных для Китая религиозных учений показывает, что институт необходимой обороны в этой стране развивался в течение всей ее многовековой истории. Современные пределы необходимой обороны, обусловленные условиями ее правомерности, соответствуют религиозно-философским концепциям китайского прошлого и настоящего. Буддизм обосновывает причинение насилия в порядке необходимой обороны состраданием к посягателю, усугубляющему свою карму злодеяниями. Конфуцианство одобряет необходимую оборону как явление, не противоречащее таким качествам, как доброжелательность и альтруизм последователей Конфуция. Даосизм детально анализирует мотивы деятеля, признавая, что справедливое деяние укрепляет власть, а действия, выступающие ответом на чужую агрессию, влекут победу обороняющегося. Правовая регламентация исследуемого института в действующем уголовном законодательстве КНР отвечает положениям основных религиозных учений, традиционных для данного государства.

Литература

1. Восстание «Желтых повязок» и падение империи Хань. [Электронный ресурс]: «Historic.Ru: Всемирная история». URL: http://historic.ru/books/item/iD0/s00/zD000017/st 075.shtml /(дата обращения: 25.07.2016).

2. Комментарии к основным положениям общей части УК КНР. [Электронный ресурс]: Сайт «Бизнес в Китае». Гонконгский информационно-аналитический портал. URL: http://www.asia-business.ru/law/law1/criminalcode/criminal/ (дата обращения: 25.07.2016).

3. Комментарий на «37 практик Бодхисаттвы». [Электронный ресурс]: Сайт Международного Теософского Общества. URL: http://www.theosophy.ru/lib/dl37bod h.htm/ (дата обращения: 25.07.2016).

4. David B. Kopel. Self-defense in Asian religions. [Электронный ресурс]: Dave Kopel Web site. URL : http ://www. davekopel. org/Religion/Self-defense-in-Asian-religions.pdf/ (дата обращения: 25.07.2016).

5. Frederick Tse-shyang Chen. The Confucian View of World Order. [Электронный ресурс]: Indiana University. Robert H. McKinney School of Law. URL: https://mckinneylaw.iu.edu/iiclr/pdf/vol1p45.pdf (дата обращения: 25.07.2016).

6. Ricky Andromeda. StudioD. Confucianism Beliefs About Violence. [Электронный ресурс]: People of our everyday life. URL: http://peopleof.oureverydaylife.com/confuci anism-beliefs-violence-3273.html/ (дата обращения: 25.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.