Научная статья на тему 'НЕОБАНК КАК БАНК НОВОГО ТИПА, СОЗДАЮЩИЙ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ'

НЕОБАНК КАК БАНК НОВОГО ТИПА, СОЗДАЮЩИЙ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОБАНК / БАНК / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНТЕХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Валерия Юрьевна, Скаткова Валерия Юрьевна

В статье рассмотрены история развития необанкинга как на зарубежных рынках, так и на отечественном, тенденции в сфере обслуживания необанками, спрос современных клиентов на предоставляемые ими услуги. В процессе исследования были выявлены основные модели необанков, их различия и особенности их функционирования в Российской Федерации. На примере нескольких необанков был проведён анализ спектра оказываемых услуги и способов организации внутри интернет-банков. В рамках проведённого исследования был корреляционный анализ текущей ситуации и возможные перспективы, риски развития необанков на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOBANK AS A NEW TYPE OF BANK THAT CREATES BANKING PRODUCTS AND SERVICES FOR MODERN USERS

The article discusses the history of the development of neobanking both in foreign markets and in the domestic market, trends in the service of neobanks, the demand of modern customers for the services they provide. In the course of the study, the main models of neobanks, their differences and features of their functioning in the Russian Federation were identified. On the example of several neobanks, an analysis was made of the range of services provided and methods of organization within Internet banks. As part of the study, there was a correlation analysis of the current situation and possible prospects and risks for the development of neobanks in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕОБАНК КАК БАНК НОВОГО ТИПА, СОЗДАЮЩИЙ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»

Необанк как банк нового типа, создающий банковские продукты и услуги для современных пользователей

Петрова Валерия Юрьевна,1

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: petrovaleria@inbox.ru

Скаткова Валерия Юрьевна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: valeriya.skatkova@mail.ru

В статье рассмотрены история развития необанкинга как на зарубежных рынках, так и на отечественном, тенденции в сфере обслуживания необанками, спрос современных клиентов на предоставляемые ими услуги. В процессе исследования были выявлены основные модели необанков, их различия и особенности их функционирования в Российской Федерации. На примере нескольких необанков был проведён анализ спектра оказываемых услуги и способов организации внутри интернет-банков.

В рамках проведённого исследования был корреляционный анализ текущей ситуации и возможные перспективы, риски развития необанков на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: необанк, банк, цифровые технологии, фин-тех.

1 Научный руководитель: Васильев Игорь Иванович, к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: vasilev-1962@inbox.ru).

В последнее время можно проследить тенденцию в переориентировании на цифровизацию в различных сферах жизни, в том числе и экономике. Рассматривая конкретно банковскую и финансовую отрасли прослеживается активное внедрение технологий, непосредственно нацеленных на обслуживание современных пользователей. Благодаря различным цифровым финансовым технологиям традиционные банки способны снизить свои издержки, усовершенствовать сервис. Вместе с тем на рынке появились банки нового формата - необанки, специализирующиеся преимущественно на интернет-обслуживании, которое набирает популярность в наши дни. Особенно заметное влияние дистанционных услуг было выявлено во время пандемии COVID-19 и оказалось важным для каждой сферы умение быстро переориентироваться. Более того, те банки, которые пренебрегли вложениями в сферу цифровизации, подверглись риску выхода с рынка вовсе. Именно поэтому данная тема является актуальной при рассмотрении банковской сферы: необанки отвечают современным запросам и требованиям общества, т.к. циф-ровизация все больше становится неотъемлемой частью нашей жизни. Это особенно отзывается у поколения Z, которое практически выросло в эпоху цифровых технологий. Проанализировав их рост и динамику за последние года, мы сможем лучше понять, насколько они являются конкурентами для традиционных банков и действительно ли они имеют больше преимуществ, чем недостатков, для современного потребителя.

Необанки представляют собой банки, которые функционируют посредством онлайн платформы, используя современные цифровые технологии, и не имеют физических подразделений. Впервые необанки стали функционировать на Западе после глобального кризиса 2008 года. Крупные западные глобальные банки активно развиваются в цифровой сфере уже более 15 лет, благодаря чему в их арсенале большое количество услуг и предложений, а также доверие со стороны граждан. В последние годы наблюдается особенно значительное увеличение размера рынка необанкинга (на 36% в годовом исчислении с 2020 по 2021 год), что говорит о том, что все больше пользователей ищут решения для цифрового банкинга (рис. 1). Учитывая, что совокупный годовой темп роста, как ожидается, будет выше в течение следующих 8 лет, эта тенденция будет только продолжаться.

Также мы можем проследить динамику роста количества пользователей необанков (рис. 2): в 2021 году во всем мире насчитывалось

сз о

со £

m Р

сг

от А

146,42 млн пользователей необанков. Ожидается, Уровень проникновения пользователей составит что количество пользователей необанка достигнет 2,8% в 2022 году, но ожидается, что к 2026 году он 210,02 млн в 2022 году и 350,12 млн в 2026 году. достигнет 4,4%.

Рис. 1. Размер мирового рынка необанков: по пользователям1

| Digital-only Bank Account Holders ■ Penetration Rate (% of population)

Рис. 2. Рост мирового рынка необанков: по пользователям2

а.

е

см см о см

Активное развитие в целом цифровых технологий в банковской сфере в России наблюдалось после публикации указа Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Это могло послужить толчком для развития финансовых технологий и впослед-ствие увеличить степень их внедрения в экономику. Однако российские банки на данный момент не способны конкурировать наравне с традиционными банками. На сегодняшний день в РФ наблюдается проблема открытости банковского сектора для входа необанков по сравнению с традиционными типами. Цифровые банки определенно име-

1 Источник Statista, URL: https://www.statista.com/outlook/ dmo/fintech/neobanking/worldwide

2 Источник: eMarketer (URL: https://www.insiderintelligence. com/chart/249494/us-digital-only-bank-account-holders-penetration-2021-2025-millions-of-population)

ют ряд преимуществ, прежде всего, более удобный сервис, что позволяет привлечь клиентов в особенности молодого возраста, но российские граждане не склонны доверять личную информацию, свои сбережения и накопления необанкам, по причине неуверенности в безопасности информационных технологий и вместе с тем отсутствием физического контакта, чем обладает традиционный банк.

Можно проследить тенденцию, скорее, во включении интернет-банкинга, услуг, преобладающих в необанках, в перечень предложений крупных и стабильных коммерческих организаций либо функционирование цифровых банков «под их крылом». Например, «Делобанк» функционирует на основе лицензии СБК-банка: клиенты преимущественно обращаются в онлайн формате, но также в случае необходимости могут воспользоваться оффлайн-отделением СБК-банка. Другими примерами с таким же принципом работы являются

«Банк Сфера», «Просто Банк». Также к необанкам в России могут быть отнесены следующие: АО «Тинькофф Банк», АО КБ «Модульбанк», «Точка банк», ООО «Банк 131», «Делобанк». Например, только АО КБ «Модульбанк» является первым цифровым банком по обслуживанию малого и среднего предпринимательства и специализируется на работе с субъектами МСП.

Обратимся отдельно к моделям необанков, чтобы детальнее рассмотреть формы реализации необанкинга на территории нашей страны. Существуют различные модели необанков, которые позволяют управлять денежными средствами в реальном времени. К ним относятся следующие1.

1. Модель A (Digital bank branding) - необанк создан крупным традиционным банком, который не стал менять свой брендинг, чтобы сохранить существующих клиентов (Пример: Рокетбанк).

2. Модель B (Digital bank channel) - необанки, которые используют пользовательский опыт для при создании мобильных и онлайн-приложений (Пример: Talkbank).

3. Модель C (Digital bank subsidiary) - необанки, созданные крупными традиционными банками, которые не считаю возможных быстрого внедрения цифровых процессов в существующую систему (Пример: Touchbank).

4. Модель D (Digital native bank) - самостоятельные необанки, которые строят свое предложение на основе цифровых технологий (Пример: АО «Тинькофф Банк», АО КБ «Модуль Банк»). Также исследователи выделяют модель E, которая не входит в основную классификацию и является специфической для Российской Федерации. В нее входят необанки, которые специализируются на платежных операциях (Пример: Яндекс.Деньги).

Вышеуказанные модели характеризуют способ организации работы внутри организации, а также определяют спектр оказываемых услуг. Однако на территории Российской Федерации большинство необанков не являются самостоятельными субъектами (и не имеют собственной лицензии на проведение финансовых операций из-за чего не попадают под действие российского закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Развитие цифровой трансформации обусловлено поиском новых технических и технологический решений в рамках изменившихся потребностей в сфере финансовых услуг. Так, на 2021 год, использование дистанционных банковских карт по миру увеличилось на 23%, а мобильных банковских приложений уже на 30%2. После дистанционного опыта в рамках пендемии COVID-19 клиенты стали более требовательными к приобретаемым услугам, также повысились ожидания от цифровых возможностей определенной компании. Также распространение данных услуг связано с жела-

1 Designing a sustainable digital bank. Learning from the Digital Pioneers [Электронный ресурс] / IBM

2 Проект основных направлений цифровизации финансо-

вого рынка на период 2022-2024 годов.

нием фирм минимизировать свои операционные издержки.

В соответствии с докладом3 Global FinTech Survey необанки предоставляют следующие услуги.

1. Осуществление онлайн-платежей (84% финансовых учреждений).

2. Осуществление денежных переводов (68% финансовых учреждений).

3. Осуществление переводов личных финансов (60% финансовых учреждений).

4. Осуществление переводов частных займов (56% финансовых учреждений).

5. Открытие депозитных и сберегательных счетов (49% финансовых учреждений). Рассмотрим подробнее спектр услуг, предоставляемых необанками, на примере банков разных моделей: «Точка Банка» (модель «А) и «Мо-дульбанка» (модель D). Выбор сделан таким образом, чтобы рассмотреть как необанк, созданный традиционным банком, так и являющийся самостоятельным необанком.

«Точка банк» - один из немногих интернет-банков в России, который входит в классификацию необанков, однако, при этом функционирующий несамостоятельно. «Точка банк» занимается обслуживанием преимущественно начинающих предпринимателей и других бизнесов уже с более крупным активами и отлаженными процессами. С 2016 по 2018 год именовался как «самый эффективный интернет-банк для малого бизнеса. Обладает характеристиками, свойственных для необанков: предоставление услуг через приложение и интернет банк для предпринимателей.

Изначально банк был создан как дополнительная платформа к основному банку ООО «Банк24. ru» для обслуживания бизнесменов. И среди всех остальных этот банк и впервые предоставил такую возможность как открытие расчётного счёта со смартфона и другие интернет-технологии, которые присущи необанкам. Свое признание банк получил благодаря качественному обслуживанию клиентов малого и среднего бизнеса, и комфортное мобильное приложение, и быстрый онлайн-сервис. Однако, 2014 году 000«Банк24.ру» лишился своей лицензии и по этой причине интернет-платформа Точки перешла в собственность банка ПАО «Открытие». На данный момент некоторые услуги точки ограничены в связи санкций, под которые попали многие российские предприятия. Например, в ограниченность в совершении операции, связанные с движением денег по валютным счетам не в России.

На 2019 году «Точка банк» внедрил в свои услуги предугадывание блокировки счёта федеральной налоговой службой, которая будет производиться путём искусственного интеллекта. А в июле 2022 года «Точка» завладела ООО «Мэрилин», которая специализируется на оказание рекламных услуг и функционировании технологических серви-

3 Comparing Traditional and Digital Banks: What New Skills are needed? [Электронный ресурс] / Fintalent

сз о

CO

от m Р от

от А

IE

сов, что, вполне вероятно, расширит спектр услуг и возможностей «Точки».

АО КБ «Модульбанк» - это интернет-банк для обслуживания представителей малого и среднего бизнеса. В 2015 году произошла интеграция проекта «Модульбанк» и интернет-бухгалтерии «Мое дело». Основной инновационной особенностью стало то, что банк предоставлял предпринимателям возможность дистанционного обслуживания. Банк предоставляет расчетно-кассовое обслуживание и дополнительно - услуги юриста, бухгалтера или бизнес-ассистента. Также банк имеет банковскую лицензию и входит в систему страхования вкладов.

На сегодняшний день «Модульбанк» является АО КБ «Модульбанк», акционерами которого являются председатель совета директоров банка «Восточный» Аветисян Артем Давидович (90,829949%) и председатель Совета директоров АО КБ «Модульбанк» Верба Артем Эдуардович (9,170051%).С сентября 2020 года банк запустил проект «постоянного пассивного дохода» (в рамках которой клиент получает выплаты за определенное количество приведенных клиентов в банк), а с января 2022 года - пополнение счета через систему быстрых платежей (СБП). В июне 2021 года Visa подключила Россию к сервису быстрых и безопасных трансграничных платежей VISA 2B Connect (альтернатива SWIFT), АО КБ «Модульбанк» выступал одним из партнёров отработки и запуска проекта. На февраль 2022 года АО КБ «Модульбанк» находится на 111 месте по размеру активов (31901 млн рублей)1 из 326 банков.

На современном этапе большая часть реализуемых на территории Российской Федерации нео-

банков являются структурами, созданными на базе крупной финансовой организации. Запуск необанка как автономной единицы влечет за собой такие трудности как получение банковской лицензии, соблюдение нормативов Центрального банка России, необходимость постоянных крупных вложений и долгий срок окупаемости. Бывший генеральный директор ассоциации «Финтех», Сергей Солонин, считает, что необанки не должны восприниматься как конкуренты для традиционных банков, т.к. они, наоборот, могут являться их будущими парт-нерами2. Как уже говорилось, среди необанков и традиционных банков наблюдается размытость в количестве и качестве предоставляемых услуг, поскольку каждый банк пытается, прежде всего, привлечь к себе клиентов, что возможно за счёт качественных, удобных для клиентов услуг. В большинстве случаев выбор в пользу традиционных банков основывается на присутствии физического контакта и повышенного уровня доверия, что отсутствует у необанков. В то время как последние обладают большей мобильностью и удобством из-за наличия привлекательной интернет-платформы. В связи с этим каждый тип банка пытается устранить свои недостатки, тем самым, заимствуя друг у друга более привлекательные инструменты взаимодействия для клиентов.

В соответствии с докладом НИУ ВШЭ «Оценка цифровой готовности населения России»3 84,5% опрошенного взрослого населения России (1875 лет) имеют высокий уровень доверия в отношении денежных переводов онлайн и 70,5% - в отношении цифровых сервисов для приобретения товаров и услуг.

Рис. 3. Частота использования сервисов для денежных переводов и уровень доверия к ним в зависимости

от уровня цифровых компетенций респондентов,%2

Также Россия заняла третье место по использованию финансовых технологий в 2019 году. Уровень включения данного сектора в экономику со-

1 Рейтинг банков по размеру активов: [Электронный ре— сурс]: https://1000bankov.ru/rating/

2 Солонин: необанки - это не конкуренты, а партнеры

iL классических банков // banki.ru URL: http://www.banki.ru/news/

lenta/?id=10425529 (дата обращения: 28.05.2018).

еЗ 3 https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/464963752.pdf ? 4 Источник: Онлайн-опрос НИУ ВШЭ, 2-19 марта 2021 г., ^ выборка 2180 человек.

ставил 82%. «Финансовая система России начала формироваться относительно недавно, и она не так консервативна, как в Европе. Фактически от этапа сберкнижек мы сразу перешли на платежи с помощью мобильных телефонов. Сознание наших потребителей более восприимчиво к новинкам финтеха, чем и объясняется популярность этих услуг», - считает глава ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров5. Как оказалось, рос-

5 https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/11/2019/5dd57 6829а79472383с25а93/

сийский рынок достаточно гибок для включения в различные секторы цифровизации и других современных технологий в банковской сфере именно со стороны принятия их гражданами.

Небезызвестное событие как пандемия COV-ID-19 также несомненно повлияло на функционирование Fintech-компаний, но это одна из небольшого количества сфер экономики, которая смогла продолжить развитие даже в период спада. Пандемия вызвала необходимость ускоренного обеспечения цифровым сервисом всевозможные отрасли, и банковская не была исключением. По этой причине интернет-банкинг и развитие необанков стали наиболее активно пользоваться спросом и даже после ослабления ограничений, связанных с пандемией, искоренять такие услуги не было смысла.

Рассмотренные выше факты говорят о том, что в России есть большие перспективы для развития необанков. Взаимодействие традиционного и нео- банка может привести к формированию универсального банка, который предоставляет более полный спектр услуг. Пример c американского рынка - компания Carpe Data, которая собирает и анализирует информацию о бизнесе для страховых компаний. Она изучает его видимость в интернете и соцсетях, проверяет репутацию и отзывы клиентов. В результате этого анализа страховая компания получает более глубокое понимание рисков, что помогает ей принять решение и предусмотреть все другие аспекты.

Так, внедряя цифровые технологии в банковскую сферу, банки смогут предоставлять более персонализированные предложения для клиентов, закрывая запросы различных сегментов пользователей, что позволит существенным образом расширить целевую аудиторию банков. Канадский CI-BC является примером банка, который использует ориентированное на данные многоканальное обслуживание клиентов - и вознаграждается за это. Около десяти лет назад банк из Торонто начал внедрять надежную систему взаимодействия с клиентами, чтобы предоставлять индивидуальные услуги, как онлайн, так и лично, которые не зависели от сторонних файлов cookie. Чтобы помочь в этом деле, компания внедрила стороннее решение для управления обслуживанием, которое использует сторонние файлы cookie, чтобы помочь создать более масштабируемую и актуальную цифровую платформу. Решение в сочетании с другими технологиями и технологическая платформа в режиме реального времени помогли CIBC отслеживать поведение клиентов и создавать целевые профили, способствующие персонализированному взаимодействию. Преимущества такого подхода для бизнеса были обнадеживающими. Темпы привлечения клиентов выросли на 65% по трем основным направлениям бизнеса, показатели конверсии мобильных устройств выросли на 50%, а конверсии веб-сайтов - более чем в два раза.

В связи с санкциями, возложенными на Россию в 2022 году, многие финтех-компании покинули отечественный рынок, что в краткосрочном

периоде может негативно повлиять на экономику, но в долгосрочной перспективе это отличная возможность для появления и развития компаний в этой сфере российским стартапам. И именно поэтому от российских необанков можно ждать продолжения совершенствования сервиса, улучшения условий по продуктам, работы над улучшением качества обслуживания и над развитием различных сервисов, чтобы сделать взаимодействие с клиентом максимально удобным, мобильным и доступным.

Таким образом, современная Россия обладает большими перспективами в развитии необанкинга. Пандемия COVID-19 стала катализатором для использования населением цифровых технологий, и данный процесс не останавливается. На данный момент наиболее реализуемой представляется модель необанков, при которой необанк создается как дочерняя компания традиционного банка. Несмотря на то, что такие банки уже существуют, они не так плотно внедрены в систему работы традиционного банка, что не позволяет им полноценно развиваться. Однако данное направление является перспективным для традиционных банков, т.к. оно позволит им не только расширить спектр услуг, но и охватить больший объем целевой аудитории, что в дальнейшем положительно скажется на их прибыли и усилении доверия среди потенциальных клиентов.

Литература

1. Лаврушин, О.И. Современные банковские продукты: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: КНОРУС, 2019. - 346 с. - (Бакалавриат). ISBN 978-5-406-07012-3

2. Россияне стали одними из самых активных пользователей финтех-услуг [Электронный ресурс]: РБК // Интернет ресурс: https://www. rbc.ru / Режим доступа: https://www.rbc.ru/tech-nology_and_media/21/11/2019/5dd576829a-79472383c25a93/

3. Neobanking worldwide. [Электронный ресурс]: statista // Интернет ресурс: https://www.statista. com // Режим доступа: https://www.statista.com/ outlook/dmo/fintech/neobanking/worldwide

4. Россияне стали одними из самых активных пользователей финтех-услуг [Электронный ресурс]: РБК // Интернет ресурс: https://www. rbc.ru / Режим доступа: https://www.rbc.ru/tech-nology_and_media/21/11/2019/5dd576829a-79472383c25a93/

5. US Digital-Only Bank Account Holders and Penetration, 2021-2025 (millions and% of population) [Электронный ресурс]: eMarketer// Интернет ресурс: https://www.insiderintelligence. com / Режим доступа: https://www.insiderintel-ligence.com/chart/249494/us-digital-only-bank-account-holders-penetration-2021-2025-millions-of-population

сз о со от m Р от

от А

6. Рейтинг банков по размеру активов. [Электронный ресурс]: 1000bankov// Интернет ресурс: https://1000bankov.ru / Режим доступа: https://1000bankov.ru/rating/

7. Необанки - это не конкуренты, а партнеры классических банков [Электронный ресурс]: Banki.ru // Интернет ресурс: http://www.banki. ru / Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10425529

8. Онлайн-опрос НИУ ВШЭ, 2-19 марта 2021 г., выборка 2180 человек [Электронный ресурс]: Conf.HSE.ru // Интернет ресурс: https://conf.hse. ru / Режим доступа: https://conf.hse.ru/mirror/ pubs/share/464963752

NEOBANK AS A NEW TYPE OF BANK THAT CREATES BANKING PRODUCTS AND SERVICES FOR MODERN USERS

Petrova V.Y.1, Skatkova V.Y.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses the history of the development of neobanking both in foreign markets and in the domestic market, trends in the service of neobanks, the demand of modern customers for the services they provide. In the course of the study, the main models of neobanks, their differences and features of their functioning in the Russian Federation were identified. On the example of several neo-banks, an analysis was made of the range of services provided and methods of organization within Internet banks. As part of the study, there was a correlation analysis of the current situation and possible prospects and risks for the development of neobanks in the Russian Federation.

Keywords: neobank, bank, digital technologies, fintech.

References

1. Lavrushin, O.I. Modern banking products: textbook / team of authors: O.I. Lavrushin. - 2nd ed., revised. and additional - Moscow: KNORUS, 2019. - 346 p. - (Bachelor's degree). ISBN 978-5-406-07012-3

2. Russians have become one of the most active users of fintech services [Electronic resource]: RBC // Internet resource: https:// www.rbc.ru / Access mode: https://www.rbc.ru/technology_ and_media/21/ 11/2019/5dd576829a79472383c25a93/

3. Neobanking worldwide. [Electronic resource]: statista // Internet resource: https://www.statista.com // Access mode: https:// www.statista.com/outlook/dmo/fintech/neobanking/worldwide

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Russians have become one of the most active users of fintech services [Electronic resource]: RBC // Internet resource: https:// www.rbc.ru / Access mode: https://www.rbc.ru/technology_ and_media/21/ 11/2019/5dd576829a79472383c25a93/

5. US Digital-Only Bank Account Holders and Penetration, 2021-2025 (millions and% of population) [Electronic resource]: eMarketer// Internet resource: https://www.insider-intelligence.com / Access mode: https:// www.insiderintelli-gence.com/chart/249494/us-digital-only-bank-account-holders-penetration-2021-2025-millions-of-population

6. Rating of banks by assets. [Electronic resource]: 1000bankov// Internet resource: https://1000bankov.ru / Access mode: https:// 1000bankov.ru/rating/

7. Neobanks are not competitors, but partners of classical banks [Electronic resource]: Banki.ru // Internet resource: http:// www.banki.ru / Access mode: http://www.banki.ru/news/ len-ta/?id=10425529

8. HSE online survey, March 2-19, 2021, sample of 2180 people [Electronic resource]: Conf.HSE.ru // Internet resource: https:// conf.hse.ru / Access mode: https:/ /conf.hse.ru/mirror/pubs/ share/464963752

a.

e

CM CM

o

CM _

1 Supervisor: Vasilyev I.I., Financial University under the Government of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.