димо отметить, что разделенную на два помещения и усложненную по плану двумя прямоугольными пристройками, вытянутую прямоугольную сыроварню выстроили в полном соответствии с рекомендациями конца XVIII -начала XIX вв., т.е. «... молочная для сыру должна также иметь три отделения: одно для помещения молока; другое для делания сыру и мытья посуды; третье, наконец, для соления оного. К сим трем отделениям полезно было бы прибавить четвертое для поклажи сыру ... стены из камня лучше делать кирпичными, а наипаче когда имеют приличную толстоту, летний жар и зимняя стужа не столь удобно пронизывают оные... Пол должен состоять из каменных плит, плотно между собой соединенных. В случае недостатка таковых плит можно употреблять квадратный кирпич...» [2, с. 74 - 75, 77 - 78]. Изготовлением сыра занимался специально приглашенный из столицы мастер, которому под жилье отвели господский флигель. В двух других флигелях размещались квартиры и комнаты для дачников, что с конца 1870-х гг. было еще одним источником доходов графа. Интерес к предпринимательской деятельности граф К.К. Толь со-
хранил и в дальнейшем. Например, в 1880-е гг, когда в Юрьевском уезде получило широкое развитие производство масла из льняного семени, сарай для обмолота хлебов был переделан в маслобойку.
Занимаясь на протяжении нескольких десятков лет обустройством своей усадьбы и организацией экономически выгодного усадебного хозяйства, граф К.К. Толь являился прямым продолжателем в условиях пореформенной России традиций «сельских жителей» XVIII столетия, заложенных тульским помещиком А.Т. Болотовым.
1. ГАВО. Ф.106. Оп.4. Д.79. Л.11.
2. Ефремов Н. Опыт сельского домостроительства. Смоленск, 1810.
3. Кичигин М.И., Иванов А.Л. Владимирское ополье: исто-рико-хозяйственный очерк. Владимир, 1993.
4. Материалы для истории Владимирской епархии. Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. Владимир, 1896. Вып. IV.
5. Тихонравов К.Н. Статистический список населенных местностей владимирской губернии. Владимир, 1857.
УДК 94(470.44) з.и. Бичанина
НЕМЕЦКОЕ НАСЕЛЕНИЕ САРАТОВА: ОБЩАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В статье рассматривается общая демографическая и социокультурная характеристики немецкого населения Саратова в период с 1870-х по 1941 г Автором показана динамика численности представителей немецкой диаспоры города, анализируется их конфессиональная принадлежность. Также обзорно представлена роль немцев в экономической и культурной сферах городской жизни.
Ключевые слова: немецкая диаспора Саратова, демография, конфессии.
Z.I. Bichanina
GERMAN POPULATION IN SARATOV: GENERAL DEMOGRAPHIC, SOCIAL AND CULTURAL DESCRIPTION
General demographic, social and cultural description of German population in Saratov in 1870 - 1941 is given in the article. The author shows the demographic dynamics of German population and analyses their religious beliefs. General review of the role of German population in economic and cultural spheres is also presented in the article.
The key words: German population in Saratov, demography, confession of faith.
Об истории поволжских немцев написано немало. Исследование этой проблемы началось еще в XIX в. А.А. Клаусом и Я. Дитцем [5; 6]. На сегодняшний день ведущими специалистами в этой области изданы многочисленные труды, затрагивающие различные аспекты данной проблематики. Но все же некоторые вопросы до сих пор остаются открытыми. Так, например, представляется весьма актуальным исследование культуры немцев Саратова в общем культурном контексте города. Для решения поставленной задачи необходимо выяснить, каковы же были демографическая и социокультурная характеристики данной этнической группы города.
Как известно, впервые немецкие переселенцы по -явились в Саратовском Поволжье в 1763 г после указа императрицы Екатерины II [2]. А уже в 1769 г. академик И. П. Фальк, посетивший Саратов в ходе Оренбургской
экспедиции, так описывал поселившихся в Саратове немцев: «В Саратове находился попечительный комитет для колонистов. Оный имел у города 16 больших казарм, в которых жили они до построения деревень, и в коих жило ныне (в 1769 г.) 30 разорившихся семейств, кои в наказание за худое хозяйство принуждены были работать на кирпичных заводах» [16, с. 112 - 113].
Фальк также отмечал, что среди немецких переселенцев встречались как хорошие сельские работники, хозяйства которых с каждым годом богатели, так и цирюльники, парикмахеры, фабриканты и художники, которые вынужденно покидали свои земельные наделы и перебирались в города. В частности, в Саратове проживали «колонисты седельники, живописцы, резчики, золотых дел мастера, скульпторы, шляпники, ткачи, оружейники и проч.» [16, с.114].
Проживали немцы первоначально между двумя церквями - Преображения и Духосошествия, там же располагались и постоялые дворы для колонистов, приезжавших в Саратов по делам [4, с. 240]. Потом для них в городе был отведен первый квартал Немецкой улицы между Никольской и Александровской [11, с. 64 -65] (сегодня - проспект Кирова между улицами им. А.Н. Радищева и А.М. Горького. - З.Б.). Произошло это не ранее 1812 г. «Согласно распоряжению правительства каждому немецкому семейству отрезано было земли до 15 сажен ширины, т.е. по улице, и 40 сажен длины, т.е. во двор; при каждом доме немцы завели сады» [4, с. 240].
Кроме Немецкой улицы, колонисты жили и в других частях города, например на Московской улице, между
Численность немецкого насе1
рых, согласно Указу о всеобщей воинской повинности от 1 января 1874 г. немцы наравне с остальным населением страны подлежали призыву на военную службу [20]. Все это, а также неурожаи и голод 1879 - 1880 и 1891 гг послужили мощным толчком к эмиграции немцев-колонистов за пределы России в страны Северной и Южной Америки [1; 13; 15].
По итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Саратовской губернии проживало 6,92% немецкого населения. В частности, горожанами из них были 4,19%, а непосредственно в Саратове проживали 8 367 немцев, что в 4 раза превышало их количество в 1879 г. [3, с. VI, 3]. Динамику численности немецкого населения Саратова можно проследить вплоть до 1941 г. (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
ия Саратова (1879 - 1941 гг.)*
Год Количество жителей
Немцы города Саратова Все население г. Саратова, человек
человек в % от всего населения города
1879 Около 2 000 1,8 108 578
1897 8 367 6,1 137 147
1904 5 935 3 197 822
1910 4 786 2,2 214 498
1924 9 735 4,5 215 276
1939 15 169** 4 372 002
1941 12 137
* Сост. по: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том III. Центрально-Черноземный район. Средне-Волжский район. Нижне-Волжский район. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. М., 1928. С. 460, 475; Герман А.А. Депортация немецкого населения из Саратова, Саратовской и Сталинградской областей // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., 1998. С. 277 - 284; Города России в 1904 г. СПб., 1906. С. 162, 209; Города России в 1910 г. СПб., 1914. С. 362, 388; Гусев С., Хованский А. Саратовец: указатель и путеводитель по Саратову. Саратов, 1881. С. 56; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Саратовская губерния. СПб., 1904. Т. 38. С. 3; Чолахян В.А. Демографическая история Нижнего Поволжья в 1920 - 1930-е годы // Проблемы истории российской цивилизации: сб. науч. статей. Саратов, 2007. Вып. III. С. 179 - 181.
**Все городское немецкое население Саратовской области по переписи 1939 г.
Михаило-Архангельскою площадью и Верхним базаром [4, с. 240]. Опираясь на представленные данные, можно сказать, что какого-либо компактного проживания немцев в Саратове с 1764 г до середины XIX в. не наблюдалось .
Характерной чертой пореформенной России стал быстрый рост городского населения за счет пришлых людей, в основном выходцев из сельской местности. Крестьяне, чтобы хоть как-то поправить свое положение, тянулись в города. Особенно их количество возрастало в неурожайные годы. В этом отношении не был исключением и Саратов [3, с. 32]. Приводимые С. Гусевым и А. Хованским статистические данные по численности населения города Саратова с 1847 по 1879 гг. показали, что население за эти 32 года увеличилось вдвое - с 52 329 до 108 578 человек [3, с. 50]. Как отмечали исследователи, это было не столько следствием естественного прироста, сколько результатом внутренней миграции населения из сельской местности в города. Подобная тенденция сохранялась вплоть до 1916 г. [7, с. 7].
Такой характер переселения не столь ярко был выражен среди немецкого населения края. Этому способствовало издание императором Александром II ряда указов. Во-первых, имеется в виду Указ 1871 г об отмене всех привилегий колонистов, которые имелись у них еще со времен правления Екатерины II. А во-вто-
Из представленных в табл. 1 данных можно увидеть, что наибольший процент немецкого населения в Саратове наблюдался по итогам Первой всеобщей переписи населения 1897 г, далее следовало резкое падение численности в связи с эмиграцией немцев за рубеж. И в последующие периоды времени численность немцев в городе не превышала 5%. Но даже при таких показателях это была самая многочисленная этническая группа в городе после русского населения, что позволяло немцам Саратова во многом влиять на экономическую, политическую и культурную жизнь в городе.
Большинство немцев, проживавших в Саратовской губернии на 1897 г., были протестантами (80,45%), далее следовали сторонники римско-католической веры (19%). Среди немцев встречались также православные (0,49%), старообрядцы и иудеи [14, с. VII]. Сложившаяся ситуация была вполне объяснима наличием межэтнических браков, которые в городе встречались чаще, чем в сельской местности. Так, например, при заполнении формы для таблицы браков в 1871 г Саратовский губернский статистический комитет использовал в качестве образца один из межэтнических браков. Брак был заключен между русским чиновником 30 лет и гувернанткой немецкого происхождения 18 лет [2].
В незнакомой среде религия стала для немцев под -держкой в процессе адаптации в иноязычном обществе. На духовных интересах и религиозных устоях лю-
теранства и католицизма строилась вся жизнь немцев -колонистов, их быт, образ мыслей, характер, их система нравственных ценностей.
После прихода к власти большевиков взаимоотношения между правительством и церковью резко обо -стрились. При исследовании статистических документов, относящихся к 1918 - 1941 гг, не представляется возможным выяснить конфессиональный состав жителей города Саратова (табл. 2). Но можно предположить, что немцы в основной своей массе остались приверженцами своих исконных религиозных взглядов. Тем более что как лютеранская, так и римско-католическая общины просуществовали в Саратове вплоть до 1935 г. [8 - 10].
нием, а для этого им была необходима хотя бы элементарная грамотность.
В профессиональном отношении немцы занимали ведущие позиции в промышленных областях. К примеру, первые паровые мельницы в Поволжье были построены в 1856 г. в городе Саратове купцами 1-й гильдии немцем И. И. Зейфертом и Д.Я. Уваровым. А известные купцы Шмидты возвели здесь же в 1878 г паровую мельницу, оснащенную самым высококлассным немецким и бельгийским оборудованием. В 1881 г эта мельница сгорела, и на ее месте была построена другая более мощная с годовым производством до 2 170 тыс. пудов муки [2. Ф. 306. Оп. 1. Д. 209. Л. 12]. Помимо мукомольной промышленности немцы активно участвовали в
Т а б л и ц а 2
Основные конфессиональные группы немцев Саратова в сравнении с православным населением города*
Вероисповедание 1878 г. 1897 г. 1904 г. 1910 г.
человек % человек % человек % человек %
Католики 1211 1,2 3288 2,39 4946 2,5 5661 2,7
Протестанты 858 0,84 7331 5,34 5935 3 4786 2,2
Православные** 98423 97 123221 89,8 182392 92,2 200152 93,3
* Сост. по: Города России в 1904 г. СПб., 1906. С. 209; Города России в 1910 г. СПб., 1914. С. 388; ГАСО Ф. 421. Оп. 1. Д. 305. Л. 2 - 2об.; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Саратовская губерния. СПб., 1904. Т. 38. С. 76 - 77. ** Включая старообрядцев, раскольников разных сект и единоверцев.
Церковь являлась для немцев не только оплотом духовной культуры, но и отправной точкой в получении образования. Первые немецкие школы открывались непосредственно при церквях. Одна из таких школ была открыта поволжскими лютеранами, жившими в Саратове еще в 1786 г [9, с. 41]. Начиная с середины XIX в. немцы являлись учредителями частных школ и пансионов. Образование в них, наряду с немцами, получали и русские дети. Преподаватели в этих школах и пансионах также были полиэтничны [2. Ф. 257. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 - 2].
Среди немецкого населения города к 1897 г. явно наблюдалась тенденция к изучению русского языка. Грамотными «по-русски», по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, были 36,5% немцев [14, с. 118 - 120]. Многим из них владение русским языком давало возможность продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях. Но чужая речь, несмотря на вековое проживание в непосредственной близости с русским населением, давалась не всегда легко. В своей автобиографии Арвид Либорье-вич Беннинг, профессор зоологии, член Саратовской ученой архивной комиссии, так упоминал о своих уроках русского языка: «Я с 8 года впервые стал обучаться у домашнего учителя среднего образования русскому языку и другим подобным, по моим тогдашним понятиям, премудростям, необходимым, однако же, для по -ступления в гимназию» [2. Ф. 407. Оп. 2. Д. 196. Л. 87].
С точки зрения конфессиональной принадлежности наиболее грамотными к этому времени оказались протестанты. Грамотность у них была высока как среди мужчин, так и среди женщин (69,16% и 69,14% соответственно) [14, с. XI]. Второе место занимали представители римско-католической веры. Грамотными были 53,33% мужчин и 54,2% женщин [14, с. XI]. Такой высокий процент грамотных людей немецкого происхождения во многом объяснялся именно их религиозными воззрениями и ценностями. Протестантизм требовал, чтобы все верующие были знакомы с религиозным уче-
производстве табака, открывали металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия, лесопильные и кирпичные заводы и т.д.
Первоначально в культурной жизни Саратова немцы не играли большой роли. Учебной и воспитательной деятельностью занимались 129 человек; благотворительной - 32 (исключительно женщины); богослужением - 19; наукой, литературой и искусством - 19 человек [14, с. 174 - 175]. Но спустя некоторое время в местной прессе чаще стали появляться заметки о культурной деятельности немцев в Саратове. Их культурно-досуговые мероприятия вызывали интерес среди населения города. В основном немецкие общественно-культурные организации были закрытыми. Но иногда в городе устраивались показательные представления для всех желающих. Чаще всего это были бал-маскарады или камерные концерты, после которых обязательно устаивались танцы [17, с. 1; 18, с. 1; 19, с. 1].
Эти факты свидетельствуют о том, что немцы играли заметную роль в социокультурной жизни Саратова. Сохраняя свою этнокультурную автономию, они активно взаимодействовали с представителями других этносов.
1. Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья: краткий исторический очерк: учеб. пособие. Саратов, 2002.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 421. Оп. 1. Д. 274. Л. 6.
3. Гусев С., Хованский А. Саратовец: указатель и путеводитель по Саратову. Саратов, 1881.
4. Духовников Ф.В. Немцы, другие иностранцы и пришлые люди в Саратове // Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Саратов, 1893. Вып. 1.
5. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. 2-е изд. М., 2000.
6. Клаус А.А. Наши колонии: опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. СПб., 1869.
7. Кокшайский И.Н. Город Саратов в жилищном отношении (по данным переписи 1916 г.). Саратов, 1922.
8. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917 - 1938). М., 1999.
9. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь святой Марии в Саратове (1770 - 1935). Саратов, 1995.
10. Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001.
11. Максимов Е.К. Имя твоей улицы. Саратов, 2007.
12. Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и дарованных им правах // Полное собрание законов Российской империи. Издание первое. Т. 16. № 11880.
13. Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., 1998.
14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Саратовская губерния. СПб., 1904. Т. 38.
15. Плеве И.Р. Начало эмиграции поволжских немцев в Америку // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие 1871 - 1941 гг.: мат 8-й международной научной конференции (Москва, 13-16 октября 2001 г.). М., 2002.
16. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскую Академией Наук, по предложению ее президента. С примечаниями, изъяснениями и дополнениями. Записки Путешествия Академика Фалька. СПб., 1824. Т. 6.
17. Саратовский вестник. 1910. 19 февр.
18. Саратовский вестник. 1910. 8 апр.
19. Саратовский вестник. 1913. 13 февр.
20. Устав о воинской повинности // Полное собрание законов Российской империи. Т. 49. № 52983.
удк 061.2(470.44) т.В. Бреус
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФСБ РОССИИ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН
В статье рассматриваются концептуальные подходы к реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан. На конкретных примерах показан вклад в реализацию государственных требований управлением ФСБ по Саратовской области и общественными организациями, созданными при управлении: Советом ветеранов, другими ветеранскими организациями, советом мемориально-музейного комплекса, подростковыми клубами патриотической направленности.
Ключевые слова: общественные формирования, ФСБ России, патриотическое воспитание, гражданин, мемориально-музейный комплекс, подростковый клуб, патриотическая направленность.
T.V. Breus
ROLE OF NON-GOVERNMENTAL ORGANISATIONS AFFILIATED WITH THE FEDERAL SECURITY SERVICE OF THE SARATOV REGION IN PATRIOTIC EDUCATION OF CITIZENS
The author examines conceptual approaches to the realization of the State program of patriotic education of citizens. The article contains concrete examples of the contribution of the Federal Security Service of the Saratov region and affiliated non-governmental organizations such as Veterans Council, memorial-museum complexes and teenage clubs with patriotic orientation to the realization of the state program.
The key words: non-governmental organizations, Federal Security Service of Russia, patriotic education, citizen, memorial-museum complex, teenage clubs, patriotic orientation.
Роль и значение деятельности структур обеспечения безопасности государства - разведки и контрразведки - пока еще во многом остаются «белым пятном» в мировой истории, хотя влияние, которое они оказывают на исторические и политические процессы в обществе, да и мировой истории, заслуживает самого пристального внимания. Общественный интерес ко многим историческим событиям не только объективно присутствует, но и требует правдивых ответов на вопросы о деятельности органов безопасности, объективного освещения работы отечественных спецслужб как в ретроспективно-историческом ракурсе, так и на современном этапе.
Немаловажная роль в информировании граждан об исторической роли отечественных спецслужб и воспи-
тании у населения уважительного отношения к деятельности органов безопасности принадлежит общественным и мемориальным структурам территориальных органов безопасности. От того, какие формы и методы работы будут избраны этими структурами, зависит не только правильное восприятие общественностью результатов работы по обеспечению национальной безопасности России, которую вели и ведут на различных этапах ее спецслужбы. Это будет неизменно способствовать воспитанию чувства причастности к обеспечению безопасности своей Родины, гордости за свое государство, совершенствующее профессионализм спецслужб, гражданской ответственности и патриотизма.
В свете требований, предусмотренных Государственной Программой по патриотическому воспитанию граж-