Научная статья на тему '«НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС» В КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ'

«НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС» В КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС» / «ВИДЕРГЕБУРТ» («ВОЗРОЖДЕНИЕ») / НЕМЦЫ КАЗАХСТАНА / МИГРАЦИЯ НЕМЦЕВ / КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Т. П.

«Немецкий вопрос» рассматривается как требование этнических немцев возродить их национальную самобытность и восстановить несправедливо уничтоженную государственность. С этой целью были образованы общественные организации немцев, например «Видергебурт» («Возрождение»). Нерешённость «немецкого вопроса» вызвала массовую миграцию немцев из СССР, а позже из постсоветских стран. ФРГ была заинтересована сократить поток мигрантов, особенно обширный из Казахстана. Республика Казахстан в сложный период формирования независимого государства стремилась привлечь германские инвестиции для развития экономики. Становление межгосударственных связей Казахстана и Германии происходило с участием «Возрождения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GERMAN ISSUE” IN KAZAKHSTAN-GERMAN RELATIONS AT THE BEGINNING OF THE 1990S

In the article based on new archive data from Republic of Kazakhstan Ministry of Foreign Affairs fund the factor of German diaspora in regards of Kazakhstan-German relations’ establishment and development is considered.“German Issue” is considered as ethnical Germans’ requirement to revive their national identity and to restore unfairly destroyed statehood. For this purpose, Germans’ public organizations were established, e.g. “Wiedergeburt” (“Revival”). The failure to resolve the “German Issue” led since the late 1980s to Germans’ massive migration from the USSR and later from post-Soviet countries. The largest outflow of German population was from Kazakhstan, where almost half of all soviet Germans lived. The FRG struggling from excessive number of entrants stopped the migration flow, at the same time German diaspora located in Kazakhstan could be useful for German entrepreneurs. Kazakhstan Government also wanted to stop Germans’ massive departure; moreover, German diaspora could attract German investments to Kazakhstan. Both countries governments’ interests coincided in regards of ethnical Germans holding back on their places of residence. After discussions the countries introduced the mutual concept that Kazakhstan government will ensure the revival of culture and language of German ethnos, at the same time help from Germany will be used also in favor of those “nationalities that live together with Germans”. Both countries’ governments have chosen public organizations of Germans in Kazakhstan as intermedium. Separate “Wiedergeburt” communities formed in Republic in 1989, then in 1992 they were united. The consolidation of Kazakhstan Germans’ public organizations was conducted with German politics’ participation. On the February 11, 1992 the countries established diplomatic relations. DuringN.A. Nazarbayev’s visit to FRG in September 1992 “German Issue” was discussed as one with the highest importance and was connected to Kazakhstan economic relations development. However, German national-administrative units were not created in Kazakhstan. Another side of the issue - Kazakhstan Germans’ ethnical identity development - was realized by “Revival” organization with support of Germany and Kazakhstan. German side invested a lot of funds and efforts to help German ethnos. In November 1994 Kazakhstan Republic government adopted “Complex Program of Ethnical Revival of Germans residing in Kazakhstan”. In 1994 Intergovernmental Kazakhstan-German commission on the Germans’ issues living in Kazakhstan was formed. However, on this stage the Germans did continue leaving Kazakhstan, slowing down although; at the same time German investments, as the whole German business, were poorly presented in Kazakhstan in 1990s. Nevertheless, the relations between Kazakhstan and Germany were established and were developing and “Revival” became a connecting link between two countries’ governments and Kazakhstan Germans.

Текст научной работы на тему ««НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС» В КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 220-229. УДК 94(574)«1990»

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(2).220-229

Т. П. Волкова

«НЕМЕЦКИЙ ВОПРОС» В КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

«Немецкий вопрос» рассматривается как требование этнических немцев возродить их национальную самобытность и восстановить несправедливо уничтоженную государственность. С этой целью были образованы общественные организации немцев, например «Видергебурт» («Возрождение»). Нерешённость «немецкого вопроса» вызвала массовую миграцию немцев из СССР, а позже из постсоветских стран. ФРГ была заинтересована сократить поток мигрантов, особенно обширный из Казахстана. Республика Казахстан в сложный период формирования независимого государства стремилась привлечь германские инвестиции для развития экономики. Становление межгосударственных связей Казахстана и Германии происходило с участием «Возрождения».

Ключевые слова: «немецкий вопрос»; «Видергебурт» («Возрождение»); немцы Казахстана; миграция немцев; казахстанско-германские отношения.

В феврале 2022 г. исполняется 30 лет, как были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан (РК) и Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Значительное место в этом событии заняла судьба казахстанских немцев.

«Немецкий вопрос» («немецкая проблема») трактуется современными исследователями в широком и узком понимании [1]. Мы рассматриваем «немецкий вопрос» как требование советских немцев возродить их этническую самобытность и восстановить уничтоженную государственность в форме автономной республики и/или национальных районов. «Немецкий вопрос» после распада СССР стал одним из решающих факторов становления и развития межгосударственных связей между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия.

Поставленная тема ещё недостаточно изучена. В основном, рассмотрены экономические и дипломатические казахстанско-германские связи и лишь отчасти показана роль казахстанского немецкого этноса в отношениях между государствами. Имеется достаточная источниковая база для более глубокого исследования темы. Это документы, отложившиеся в Архиве Президента Республики Казахстан, особенно фонды мини-

стерства иностранных дел РК1. Некоторые материалы общественного движения немцев СССР, России и Республики Казахстан опуб-ликованы2.

В качестве теоретической базы в работе использованы основные положения Р. Бру-бейкера о реальном соотношении этнических групп и организаций, отождествляющих себя с их интересами [2, с. 37-40].

Нами поставлена цель - показать роль и место казахстанских немцев и общественной организации немцев Казахстана «Возрождение» во время становления казахстанско-германских отношений. Периодом рассмотрения выбрана первая половина 1990-х гг., так как в это время шло формирование всех структур молодого государства - Республики Казахстан.

Для немецкого этноса характерна и важна самоорганизация. Первая (учредительная) конференция Всесоюзного общественно-политического и культурно-просветительного общества советских немцев «Возрождение» состоялась 28-31 марта 1989 г. в г. Москве. Немецкое движение приобрело широкий размах, образовало ряд региональных подразделений и добилось значительных успехов [3, с. 168]. В Казахстане в 1989 г. проживало около миллиона граждан немец-

кой национальности (957 518 чел.), т. е. почти 50 % всех советских немцев. Начиная с 1960-х гг. немцы, живущие в Казахстане, активно участвовали в общественном движении советских немцев. В период перестройки ещё сохранялось единение всех немцев Советского Союза. Внешние и внутренние сложности для общества «Возрождение» создавала ситуация с законным требованием немцев восстановить республику на Волге, что вызвало антинемецкие митинги местного населения в Поволжье. Из-за расхождения во взглядах на будущее этноса произошёл раскол в немецкой политической элите.

В Государственноим комитете по делам межнациональных отношений (Госкомнаце) в мае 1990 г. сложилась одна из моделей решения «немецкой проблемы» в виде воссоздания автономной республики немцев и создания национальных районов в местах их компактного проживания. Однако эта довольно стройная схема вызывала непреодолимое расхождение в руководящих кругах «Возрождения» из-за путей её осуществления, а также места возможного расположения немецкой автономии [4, с. 89-148].

Вместе с тем после принятия в июле 1990 г. в ФРГ закона о въезде и пребывании иностранцев на территории Федеративной Республики эмиграция немцев из СССР усилилась.

Стоит отметить, что немецкое национальное движение во времена перестройки находилось под контролем партийных органов СССР. Решением «немецкого вопроса» на высшем уровне занималась Комиссия по национальной политике и межнациональным отношениям Совета Национальностей Верховного Совета СССР. 29 января 1990 г. при Совете Министров СССР создана Государственная комиссия по проблемам советских немцев, тесно связанная с Комиссией по национальной политике. В конце июня 1991 г. был образован Союз немцев СССР - организация немцев, которая должна была работать с «учётом интересов государства» [4, с. 82-83].

Правительство ФРГ поддерживало создание подобных структур. 10 ноября 1990 г. СССР и ФРГ подписали договор о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве. Канцлер Гельмут Коль заявил о намерении Германии помогать советским немцам со-

хранять свой язык, культуру и традиции3. Более конкретно 5 июля 1991 г. высказался уполномоченный Федерального правительства по делам переселенцев статс-секретарь МВД ФРГ Хорст Ваффеншмидт. Он заявил о росте эмиграции немцев из СССР в ФРГ, для удержания которой необходимо скорейшее и «бесповоротное», как он подчеркнул, намерение советского правительства восстановить автономную республику немцев на Волге. Х. Ваффеншмидт выразил готовность оказать влияние на два крыла общества «Возрождение», разногласия между которыми препятствовали выработке окончательной концепции правительства России о воссоздании немецкой автономии на Волге4.

Однако достигнутые результаты и планы, имевшиеся в перспективе, были перечёркнуты распадом Советского Союза.

Совместное заявление президента РСФСР Б. Ельцина и канцлера ФРГ Г. Коля 21 ноября 1991 г. в Бонне декларировало гарантию сохранения национальной самобытности российских немцев и восстановление их государственности на Волге, а также в виде национальных районов в местах компактного проживания. Однако жизненные реалии демонстрировали иное, надежд на восстановление автономии практически не было. Поэтому, как пишут В. А. Бауэр и Т. С. Илларионова, настроения немецкого населения бывшего СССР после событий 1991 г. кардинально изменились, и большинство немцев теперь было нацелено на отъезд в ФРГ [4, с. 130].

Особенно резко нарастала эмиграция немцев в Германию из Казахстана, чему способствовал целый комплекс причин. 25 октября 1990 г. Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете. Ещё раньше 22 сентября 1989 г. был принят Закон о языках Казахской ССР, провозгласивший казахский язык государственным. 16 декабря 1991 г. Казахстан объявил о независимости. Политическая трансформация и сложная экономическая ситуация усилили отток населения из республики, в основном нетитульного происхождения. По неполным данным МИД РК, с 1988 по 1992 г. из Казахстана в ФРГ выехали почти 300 тыс. чел.5

В правительстве Республики Казахстан массовая эмиграция граждан немецкой национальности вызывала обеспокоенность.

Во-первых, это плохо сказывалось на экономическом развитии, так как, по подсчётам (методика не была указана), выезд каждых 100 тыс. немцев наносил ущерб экономике страны в 4 млрд руб. (в ценах 1990 г.). Во-вторых, отъезд немцев, как считали чиновники, отрицательно влиял на морально-психологическое состояние других этносов республики, что ослабляло политическую стабильность казахстанского общества. В-третьих, нарастающая миграция формировала негативный имидж РК в мире и, что особенно важно, в ФРГ, входящей в число трёх ведущих экономик мира6.

В документах правительства РК проанализированы причины выезда немцев в ФРГ. Немцы, особенно те, кто был депортирован из Поволжья и намеревался вернуться туда, были разочарованы отказом России восстановить национальную автономию. Переезжая в Германию, немцы в первую очередь надеялись на лучшее будущее для своих детей, затем на сохранение своей культуры, языка и, конечно же, благоприятные условия жизни. У тех немцев, кто пережил депортацию 1941 г., отмечался, как сказано, психологический дискомфорт и страх повторения насильственного выселения, теперь уже из Казахстана. Имевшиеся инциденты на национальной почве в Новом Узене, Усть-Каменогорске в определённой мере способствовали нарастанию у немцев боязни казахского национализма и мусульманского фундаментализ-ма6. В документах МИД также отмечено, что «немецкое население... ретивыми чиновниками было поставлено перед требованием: в кратчайшие сроки изучить государственный язык»7.

Одна из причин немецкой эмиграции лежала в области морального свойства. В документах признано, что тысячи казахстанских немцев активно трудились в народном хозяйстве страны, но, по сравнению с другими категориями населения, их достижения не получили достаточного признания. Остро стоял вопрос о приравнении трудар-мейцев к участникам трудового фронта8.

Сотрудниками МИДа был сделан вывод, что немцы Казахстана большей частью имели намерение выехать именно в Германию, а не в Россию9. Развитие разносторонних связей между Казахстаном и Германией было

очевидной необходимостью и открывало возможные перспективы для молодой республики. Для становления экономики независимого Казахстана требовались иностранные инвестиции.

Вместе с тем численность населения Германии после объединения в 1990 г. резко возросла, что осложняло экономическое положение страны. Федеральное правительство поставило целью приостановить миграцию из бывшего СССР. Г. Коль заявил: «немцев, которые не видят больше будущего для себя и детей в этих странах, мы и дальше будем принимать у нас, предоставлять им родину». Однако он со всей определённостью сказал, что «мы хотим, чтобы они (этнические немцы. - Т. В.) видели выход из сложившийся ситуации не только в переселении к нам, а могли бы строить уверенное будущее для себя и своих детей на ставшей родной земле» . Правительство ФРГ готово было поддерживать немецкие диаспоры на постсоветском пространстве в местах их проживания, для чего обещало защищать правовое положение этнических немцев, улучшать их жизненные условия, создавать возможности для сохранения языка, культуры, традиций. Официальные лица Германии подчёркивали экстренность этих мер. Были поставлены задачи создания в местах компактного проживания немцев разветвлённой сети культурных центров, расширение связи федеральных и земельных органов, общественных организаций Германии с диаспорами, исследование самих диаспор11.

В то же время Федеральное правительство рассчитывало сохранить немецкие диаспоры в СНГ «как надёжное связующее звено и своеобразную опорную базу в продвижении немецкого капитала на просторах Содружества, включая и центрально-азиатский регион»12. Германия готова была оказать практическую помощь, например сельхозтехникой и пр.

С 1988 г. правительственной программой руководил Х. Ваффеншмидт, который целенаправленно проводил линию по созданию организационных форм этнических немцев, через которые правительство ФРГ могло бы оказывать им экономическую, социальную и культурную поддержку. Первый успешный опыт уже был: 1 июля 1991 г. был

создан Немецкий национальный район в Алтайском крае России, с которым ФРГ сразу же стала устанавливать прямой контакт [4, с. 187]. Х. Ваффеншмидт особенно сочувственно относился к казахстанским немцам, считая, что происходит «выдавливание» их из республики . Однако, хотя возможность создания в Казахстане немецкого района на высоком уровне теоретически рассматривалась несколько раз, практически эта идея была неосуществима - внутренняя политика суверенного Казахстана принципиально была направлена на сохранение своей территориальной целостности. Относительно немецкой автономии в Казахстане в 1991 г. в правительственных кругах вновь было подтверждено, что речь может идти о создании только культурной автономии .

16 октября 1991 г. состоялся визит министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера в Алма-Ату. Его встреча с Н. А. Назарбаевым способствовала установлению и развитию прямых отношений между двумя странами. 31 декабря 1991 г. ФРГ признала независимость Республики Казахстан, а 11 февраля 1992 г. Германия и Республика Казахстан установили дипломатические отношения.

Продолжая политику приостановления миграции в ФРГ, Х. Ваффеншмидт в июле 1992 г. писал Н. А. Назарбаеву, что отъезд немцев не отвечает интересам ни Казахстана, ни Германии. Он заверил казахстанскую сторону, что «правительство ФРГ... и впредь готово во многих областях оказать содействие немцам в Казахстане». Особенно было подчёркнуто, что «меры (Германии. - Т. В.) по оказанию помощи базируются на концепции, что они идут на пользу и тем национальностям, которые живут вместе с немца-ми»16. Однако Х. Ваффеншмидт напомнил о договорённости, достигнутой ранее в Бонне с премьер-министром РК С. Терещенко, которая гласила, что адекватные меры должны предпринимать оба правительства . Эта тема была продолжена во время встречи и переговоров Х. Ваффеншмидта и Н. А. Назарбаева в Алма-Ате (сентябрь 1992 г.).

Осенью 1992 г. началась подготовка официального визита президента РК Н. А. Назарбаева в Федеративную Республику Германия. В ряду мероприятий он принял группу пред-

ставителей немцев Казахстана, где сказал, что нужно сделать всё, чтобы казахстанские немцы не покидали свои давно обжитые места, так как «выезд наших сограждан в ФРГ для республики - большая потеря»18.

21 сентября 1992 г. Н. А. Назарбаев прибыл с официальным визитом в ФРГ. «Немецкий вопрос» был одним из важнейших в переговорах и был увязан с жизненно важным для Казахстана расширением экономических связей.

Во время встречи с канцлером Гельмутом Колем президент Н. А. Назарбаев заявил, что «масштабное и объёмное сотрудничество двух наших стран позволит решить одну из тех проблем, которой особо озабочены оба правительства - проблему этнических немцев в Казахстане». Он подчеркнул, что «немцы, проживающие в Казахстане, такие же граждане нашей страны, как и представители других этносов. Мы заинтересованы в том, чтобы эти трудолюбивые, дисциплинированные, квалифицированные труженики оставались жить в нашей республике. В этом же заинтересованы и Вы. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество поднимет благосостояние всех граждан Казахстана, в том числе этнических немцев, создаст стимул не для выезда в Германию, а для того, чтобы остаться жить в Казахстане»19.

Г. Коль и Н. Назарбаев подписали Совместное заявление об основах отношений между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия20. В документе отмечено, что «стороны оценивают по достоинству вклад и немецкого населения в развитие нынешней Республики Казахстан». Подтверждена общая заинтересованность стран в том, чтобы казахстанским гражданам немецкого происхождения без ущемления их права на выезд были обеспечены проживание и возможность самореализации в Казахстане, который является их родиной. В заявлении специально подчёркнуто, что «сохранение культурной самобытности и жизненных прав этих лиц выполняет существенную функцию при строительстве дружественных отношений» Казахстана и Германии, поэтому страны «будут обеспечивать... содействие таким лицам и их организациям».

Н. А. Назарбаев выступил перед представителями финансовых и деловых кругов

ФРГ, где ещё раз напомнил об эмиграции немцев из Казахстана в Германию как общей проблеме обоих правительств и выразил убеждённость, что её решению поможет именно деловое партнёрство сторон. Он призвал немецкий бизнес вкладывать инвестиции в экономику Казахстана, в частности создавать совместные казахстанско-герман-ские предприятия в местах компактного проживания этнических немцев.

В ходе визита Н. А. Назарбаева между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия был подписан ряд основополагающих договоров. Было намечено открытие посольств. Таким образом, между двумя странами установились прочные договорные отношения, в которых этнические немцы занимали значительное место.

Партнёром и посредником в двусторонних отношениях оба государства избрали общественные объединения немцев «Возрождение», которые, по мнению обеих сторон, были достаточно гибкими и жизнеспособными для работы с немецким населением в РК.

29-30 октября 1992 г. в Алма-Ате прошёл 1-й съезд немцев Казахстана с участием 401 делегата от всех областей республики. В съезде участвовали статс-секретарь МВД ФРГ Вальтер Приснитц, а также руководители межгосударственного Совета российских немцев, немецких обществ «Возрождение». Надо отметить, что создание немецких обществ в республике шло со второй половины 1989 г. [5, с. 380].

В приветствии к участникам съезда Н. А. Назарбаев заявил, что он с «глубоким пониманием относится к проблемам возрождения государственности, национальной культуры, языка и традиций немецкого народа, составляющего значительную часть населения Казахстана», которые, как он уверен, разрешимы на основе целенаправленных правительственных программ и межправительственных соглашений21.

Съезд имел очень большое значение для немцев Казахстана, поскольку, как было сказано с трибуны, для немецкого народа настал «час исторического выбора». Подавляющая масса присутствующих была подвержена эмигрантским настроениям. Но лидеры общественного движения призывали к более взвешенной позиции. Писатель Герольд

Бельгер заявил: «Все мы никогда не уедем. Одни о том и не помышляют, другие - просто не могут. Значит, нужно что-то делать. Необходимо видеть перспективу и иметь альтернативу». Председатель республиканского общества «Возрождение» Христиан Дриллер констатировал, что для немцев Казахстана определение и устройство своей судьбы возможно через усиление и политическую активизацию культурно-просветительного и общественно-политического общества «Воз-рождение»22. На съезде был создан Совет немцев Казахстана. Александр Дедерер, избранный его председателем, подчеркнул, что новый орган - Совет немцев - должен быть «мостом сотрудничества между правительством и руководством Казахстана и правительством и руководством Германии с одной стороны, и самим Советом, - с другой»23.

Позднее, в 1994 г., произошла реорганизация немецких общественных организаций. Совет немцев Казахстана был переименован в Ассоциацию общественных объединений немцев «Возрождение» [6, с. 400].

Особо стоял вопрос о национально-административных образованиях немцев. Съезд принял обращение к президенту России Б. Н. Ельцину с требованием издать указ о восстановлении Республики немцев Поволжья в границах 1941 г. и возместить ущерб от репрессий депортированным. На съезде также дискутировалась проблема создания немецких административно-территориальных единиц на территории Казахста-на24. В уставе «Видергебурта» в разделе главных задач было зафиксировано требование «создания новых национальных немецких районов, округов, поселковых и сельских советов в местах компактного проживания немцев Республики Казахстан»25.

Тема немецких административно-территориальных образований в республике обсуждалась и на межгосударственном уровне. Во время визита казахстанской парламентской делегации в Германию (март 1993 г.) глава делегации председатель Верховного Совета РК Серикболсын Абдильдин, выступая перед немецкой аудиторией, занял жёсткую позицию и заявил, что «никаких автономных образований в Казахстане не будет: ни украинских, ни русских, ни польских, ни немецких», мотивируя это тем, что Респуб-

лика Казахстан согласно новой Конституции (январь 1993) является унитарным государством. В то же время он отметил, что «подъём общего уровня развития экономики поможет улучшить ситуацию в Казахстане, в том числе и для проживающих немцев», поэтому предложил Германии помочь Казахстану инвестициями. По свидетельству участника делегации, эта позиция была с пониманием принята немецкой стороной25. В республиканской печати высказывания С. А. Абдильдина вызвали критику26, впрочем, малочисленную.

По нашему мнению, идея создания какого-либо немецкого административно-территориального образования в Казахстане в начале 1990-х гг. была абсолютно провальной и неперспективной хотя бы потому, что немцы в те годы массово выезжали из страны. Если сравнить эту ситуацию с соседней Киргизией, где в январе 1992 г. были созданы Сокулукский и Чуйский немецкие национальные культурные округа и немецкие производственно-коммерческие структуры, то этот опыт через несколько лет был признан запоздалым и неуспешным именно из-за выезда немецкого населения из республики28.

Однако и другие инициативы Совета немцев Казахстана чиновники РК выполняли частично или отклоняли вовсе. Например, А. Ф. Дедерер в одном из многочисленных обращений в правительство просил разрешить проблемы выезжающих: убрать запрет на вывоз документов (трудовых книжек, дипломов и т. п.); повысить возможный размер вывозимой валюты и пр. Особой была просьба сохранить за немцами, покидающими страну, гражданство Казахстана в течение пяти лет, чтобы у желающих была возможность вернуться. Для тех, кто оставался в Казахстане, необходимо было открыть школы-интернаты в областных центрах, увеличить время радиовещания, упорядочить почтовую и телефонную связь между Казахстаном и Германией и т. п. Отдельные меры были приняты. Но предложение Совета немцев выделять из кредитов ФРГ адресную помощь предпринимателям немецкого происхождения было отклонено29.

Немецкая сторона прилагала определённые усилия для помощи немцам в Казахстане. На соответствующие мероприятия в республике из бюджета МВД Германии

в 1990-1993 гг. было выделено 24 млн немецких марок, израсходованных на поставки медикаментов и медицинского оборудования, гуманитарных посылок, оснащение сельхозпредприятий, оборудование школ, оснащение немецких культурных центров, офисов «Возрождения»30. Особое внимание уделяли поддержке трудармейцев. Однако некоторые ходатайства немецких политиков были нереальными. Так, Х. Ваффеншмидт, желая ослабить миграционные настроения немцев, в письме к Н. А. Назарбаеву просил ввести в местах компактного проживания немцев «режим ограниченного исключения законодательства, в соответствии с которым казахский язык объявлен государственным языком» . Но подобное означало бы нарушение Закона о языках РК 1989 г. Немецкие дипломаты и позже высказывали мнение, что «поскольку в ближайшее время немцы не выучат государственный язык, то жёсткая языковая политика может ещё больше усилить выезд немцев из Казахстана»32. Политика государства, следуя закону, в данном вопросе оставалась неизменной.

Тем не менее в начале 1990-х гг. казах-станско-германские отношения динамично развивались. Совет немцев Казахстана установил партнёрские взаимоотношения с МИД Германии и многими другими организациями ФРГ. Бундестаг был информирован о положении немцев в Казахстане, о принятых мерах и проблемах33 .

Важным документом стала Комплексная программа этнического возрождения немцев, проживающих в Республике Казахстан. В её разработке со стороны немецкой общественности принимали активное участие представители Совета немцев, «Возрождения», а со стороны государства - сотрудники соответствующих ведомств. Документ предусматривал меры по возрождению культуры и духовных ценностей немецкого этноса, изучению родного языка, развитию образования, литературы, театра, художественной самодеятельности. 27 ноября 1993 г. программу утвердил Кабинет министров РК, что означало поддержку немецкого народа на государственном уровне [5, с. 420]. В этом же плане в 1994 г. германская сторона подготовила и направила в МИД РК проект двустороннего соглашения «О защите немецкого нацио-

нального меньшинства в Республике Казах-стан»34. Казахстанская сторона признала нецелесообразным принять этот документ, мотивируя это тем, что немецкий этнос в Казахстане не признаётся как «меньшинство», а в целом «Казахстан не давал ещё повода к возникновению необходимости "защиты немецкого меньшинства"»35. Казахстанские дипломаты напомнили МВД ФРГ, что в республике принята Комплексная программа этнического возрождения немцев.

Для обсуждения и урегулирования «немецкой проблемы» в двусторонних отношениях в 1994 г. создана Межправительственная казахстанско-германская комиссия по вопросам немцев, проживающих в Казахстане. Между РК и ФРГ было подписано соглашение, по которому Комиссия должна разрабатывать конкретные предложения по социально-экономическому и культурному развитию немецкого населения РК и выносить их на рассмотрение правительств обеих стран. Комиссия также осуществляла контроль над выполнением межгосударственных соглашений, затрагивающих интересы немцев Казах-

36

стана . В состав комиссии помимо государственных чиновников были включены представители общественного движения казахстанских немцев, которые получили возможность участвовать в обсуждении всех важных вопросов.

25 августа 1994 г. был открыт Немецкий дом в Алматы [6, с. 408]. Именно Немецкий дом стал центром общественной, культурной и социальной жизни немцев Казахстана. Важно, что через Немецкий дом осуществлялась взаимосвязь немецкого этноса с правительствами Казахстана и Германии, а также с неправительственными организациями ФРГ.

31 марта 1996 г. Немецкий дом встречал вице-канцлера и федерального министра иностранных дел Германии К. Кинкеля, которого сопровождала большая группа германских бизнесменов [4, с. 408-410]. В этот же день было подписано Соглашение между правительством РК и правительством ФРГ о сотрудничестве по поддержке граждан РК немецкой национальности37. В документе отмечено, что казахстанские немцы выполняют связующую функцию в развитии сотрудничества между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия,

подчёркнуто, что страны будут поддерживать партнёрские отношения на добровольной основе на всех уровнях и привлекать к сотрудничеству промышленные предприятия и объединения, государственные, общественные и частные организации своих стран, а также отдельных граждан [6, с. 412].

Немецкие общественные организации вошли в Ассамблею народов Казахстана (АНК), первая сессия которой открылась 24 марта 1995 г. АНК как общественный консультативно-совещательный орган создала возможность для немцев, как и представителей всех национальностей республики, участвовать в диалоге с руководством страны [6, с. 388].

Вместе с тем решения по «немецкому вопросу», принятые даже на самом высоком уровне, выполнялись казахстанской стороной лишь отчасти или же не выполнялись вовсе, что критически отмечала Межправко-

38

миссия .

С другой стороны, надежды правительства Казахстана на быстрый рост германских инвестиций в страну не оправдались. Для ФРГ забота о немецких меньшинствах распространялась (и распространяется) на все постсоветские и постсоциалистические страны, составляя одно из направлений внешней политики [7, с. 87]. В те годы Германия оставалась для Казахстана донором, хотя и ведущим в Европе [8, с. 209], но не столь щедрым. Причины такой ситуации министр иностранных дел ФРГ К. Кинкель разъяснял в своём письме премьер-министру РК А. Кажегельдину от 15 мая 1997 г. Он писал, что для немецкого бизнеса «важно повысить экономическую привлекательность Казахстана принятием однозначных законов, созданием налоговой системы, благоприятной для инвестиций и эффективного управленческого аппарата»39. Германия также не была вполне довольна состоянием миграции немцев из Казахстана. Поток прибывающих из Казахстана в Германию заметно уменьшился. Однако немецкую сторону настораживали тенденции миграционных процессов, формирующиеся, как считали в ФРГ, под влиянием национальной политики в Казахстане40. Забегая вперёд, можно сказать, что динамика казахстанско-герман-ских отношений претерпит положительные изменения лишь с начала 2000-х гг., а переломным станет 2006 г. [9, с. 29].

Итак, становление казахстанско-германских отношений в начале 1990-х гг. происходило с учётом «немецкого вопроса». Немецкий этнос Казахстана в это время стал определяющим фактором для развития сотрудничества между РК и ФРГ. Общественные объединения немцев Казахстана консолидировались в Ассоциацию «Возрождение», которая участвовала в двустороннем сотрудничестве РК и ФРГ. Немецких административно-территориальных единиц в республике создано не было. Выезд немцев остановить не удалось, тем не менее немецкое население в Казахстане всё ещё оставалось и остаётся значительным. Несмотря на возникающие сложности, двусторонние отношения между Казахстаном и Германией приобрели стабильный характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архив Президента Республики Казахстан (АП РК). Ф. 7, 75-Н.

2 История российских немцев в документах (1763-1992 гг.). - М. : МИГУП. - 1993. - 447 с.

3 Там же. С. 349.

4 Там же. С. 387-389.

5 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 82. Л. 30.

6 Там же. Л. 1.

7 Там же. Л. 2.

8 Там же. Л. 3, 25.

9 Там же. Л. 3.

10 Там же. Л. 5.

11 Там же. Л. 29.

12 Там же. Л. 6.

13 Там же. Л. 29.

14 Там же. Л. 32.

15 История российских немцев в документах... С. 395.

16 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 82. Л. 13.

17 Там же. Л. 4.

18 URL: http://daz.asia/ru/hronika-sobytij-sotrud-nichestva-kaza/3/ (дата обращения: 07.06.2019).

19 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 82. Л.17.

20 Deutsche Allgemeine Zeitung der Russlanddeutschen. - 1992. - 3. Ок1 - № 40. - (Немецкая газета: прил. на рус. яз. к DAZ. № 86).

21 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 423. Л. 1.

22 Дриллер Х. Проблемы немцев Казахстана и пути их решения // Deutsche Allgemeine Zeitung der Russlanddeutschen. - 1992. - 7. Nov. - № 45. -(Немецкая газета: прил. на рус. яз. к DAZ. № 91).

23 Штирц В. «Возрождение народа, который стоит сегодня на пороге своего этнического исчезновения - генеральная линия нашей работы» // Deutsche Allgemeine Zeitung der Russlanddeutschen. - 1992. - 21. Nov. - № 47. - (Немецкая газета: прил. на рус. яз. к DAZ. № 91).

24 См.: Deutsche Allgemeine Zeitung der Russlanddeutschen. - 1992. - 7. Nov. - № 45. - (Немецкая газета: прил. на рус. яз. к DAZ. № 91).

25 Там же.

26 Волков А. 1993. Снова в ФРГ, но уже из независимого Казахстана. Дневник участника официального визита. - Ridero, 2016. - 120 с. -URL://https://ridero.ru/books/1_993_snova_v_frg_no _uzhe_iz_nezavisimogo_kazakhstana/.

27 В. В. Спикер готов пожертвовать немецкой диаспорой ради «целостности государства» // Панорама. - 1993. - 14 марта.

28 Кокайсл П., Михалек П. Кыргызстан и кыр-гызы. - Пльзень : Западночешский университет, философский факультет, кафедра антропологии, 2000. - С. 244.

29 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 82. Л. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Там же. Л. 6.

31 Там же. Л. 13.

32 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 927. Л. 52.

33 Дедерер А. Развитие казахстанско-германских отношений // DAZ. - 17 февр. - 2017. - URL: https://daz.asia/ru/razvitie-kazahstansko-germanskih-ot/ (дата обращения: 18.11.2021).

34 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 928. Л. 27-34.

35 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 927. Л. 1, 5.

36 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 82. Л. 19.

37 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 3088. Л. 5.

38 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 1645. Л. 3-4.

39 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 3088. Л. 61.

40 АП РК. Ф. 75-Н. Оп. 1. Д. 928. Л. 11.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скучаева О. Е. «Немецкий вопрос» в Поволжье (конец 1980-х - начало 1990-х гг.) // Российские немцы: 50 лет послевоенному общественному движению: От первых делегаций в правительство через «Возрождение» к современной системе Самоорганизации (1964-2014 гг.) : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 11-16 февр. 2015 г. - М. : МСНК-пресс, 2015. - С. 51-58.

2. Брубейкер Р. Этничность без групп. - М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2012. - 408 с.

3. Блинова А. Н., Смирнова Т. Б. Немецкие общественные организации в постсоветских государствах Центральной Азии // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2020. - Т. 7, № 4 (28). - С. 167-174. - DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).167-174.

4. Бауэр В. А., Иларионова Т. С. Российские немцы: право на надежду. К истории национального движения народа (1955-1993). - М. : Республика, 1995. - 457 с.

5. АйсфельдА. Четверть века застоя и бурных перемен // История и культура немцев Казахстана = Geschichte und Kultur der Deutschen in Kasachstan. - Гёттинген ; Алматы : I see real, 2017. - С. 358-380.

6. АйсфельдА., ДедерерА. Немцы в республике Казахстан: между Востоком и Западом // История и культура немцев Казахстана = Geschichte und Kultur der Deutschen in Kasachstan. - Гёттинген ; Ал-маты : I see real, 2017. - С. 382-453.

7. Касаткин П. И., Курске В. С., Валиев И. А. Роль немецкой диаспоры в российско-германских отношениях // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 5. - С. 86-97.

8. Бадалова Е. В., Золотарева А. А. Стратегическое партнёрство Казахстана и Германии // Acta Orientalia Voronensia. Воронежское востоковедение : сб. ст. - Воронеж : Фак. междунар. отношений : Центр вост. исслед., 2017. - Вып. 2. - С. 207-216.

9. ГубайдуллинаМ. Ш. «Европейский путь Казахстана»: современные перспективы в проблематике ЕС и Центральной Азии // Политические и экономические интересы Германии в Казахстане и Центральной Азии : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Алматы, 14 мая, 2010 г. - Алматы : КИСИ при Президенте РК, 2010. - С. 26-40.

Сведения об авторе

Волкова Тамара Петровна - независимый исследователь, кандидат исторических наук, почётный профессор Казахстанско-Немецкого университета (Алматы, Казахстан)

Адрес для корреспонденции: 050057, Казахстан, Алматы, ул. Е. Сыпатаева, д. 121/50, кв. 23

E-mail: tamara_volkova17@mail.ru ОкСЮ: 0000-0002-7288-0399

Информация о статье

Дата поступления 11 февраля 2022 г.

Дата принятия в печать 29 апреля 2022 г.

Для цитирования

Волкова Т. П. «Немецкий вопрос» в казахстан-ско-германских отношениях в начале 1990-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 220-229. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(2).220-229.

T.P. Volkova

"GERMAN ISSUE" IN KAZAKHSTAN-GERMAN RELATIONS AT THE BEGINNING OF THE 1990s

In the article based on new archive data from Republic of Kazakhstan Ministry of Foreign Affairs fund the factor of German diaspora in regards of Kazakhstan-German relations' establishment and development is considered.

"German Issue" is considered as ethnical Germans' requirement to revive their national identity and to restore unfairly destroyed statehood. For this purpose, Germans' public organizations were established, e.g. "Wiedergeburt" ("Revival"). The failure to resolve the "German Issue" led since the late 1980s to Germans' massive migration from the USSR and later from post-Soviet countries. The largest outflow of German population was from Kazakhstan, where almost half of all soviet Germans lived. The FRG struggling from excessive number of entrants stopped the migration flow, at the same time German diaspora located in Kazakhstan could be useful for German entrepreneurs. Kazakhstan Government also wanted to stop Germans' massive departure; moreover, German diaspora could attract German investments to Kazakhstan. Both countries governments' interests coincided in regards of ethnical Germans holding back on their places of residence. After discussions the countries introduced the mutual concept that Kazakhstan government will ensure the revival of culture and language of German ethnos, at the same time help from Germany will be used also in favor of those "nationalities that live together with Germans". Both countries' governments have chosen public organizations of Germans in Kazakhstan as intermedium. Separate "Wiedergeburt" communities formed in Republic in 1989, then in 1992 they were united. The consolidation of Kazakhstan Germans' public organizations was conducted with German politics' participation. On the February 11, 1992 the countries established diplomatic relations. During N.A. Nazarbayev's visit to FRG in September 1992 "German Issue" was discussed as one with the highest importance and was connected to Kazakhstan economic relations development. However, German national-administrative units were not created in Kazakhstan. Another side of the issue - Kazakhstan Germans' ethnical identity development - was realized by "Revival" organization with support of Germany and Kazakhstan. German side invested a lot of funds and efforts to help German ethnos. In November 1994 Kazakhstan Republic government adopted "Complex Program of Ethnical Revival of Germans residing in Kazakhstan". In 1994 Intergovernmental Kazakhstan-German commission on the Germans' issues living in Kazakhstan was formed. However, on this stage the Germans did continue

leaving Kazakhstan, slowing down although; at the same time German investments, as the whole German business, were poorly presented in Kazakhstan in 1990s. Nevertheless, the relations between Kazakhstan and Germany were established and were developing and "Revival" became a connecting link between two countries' governments and Kazakhstan Germans.

Keywords: "German Issue"; "Wiedergeburt" ("Revival"); the Germans of Kazakhstan; the Germans migration; Kazakhstan-German relations.

REFERENCES

1. Skuchaeva O.E. "Nemetskii vopros" v Povolzh'e (konets 1980-kh nachalo 1990-kh gg.) [The "German question" in the Volga region (late 1980s - early 1990s]. Rossiiskie nemtsy: 50 let poslevoennomu obshchestvennomu dvizheniyu: Ot pervykh delegatsii v pravitel'stvo cherez «Vozrozhdenie» k sovremennoi sisteme Samoorganizatsii (1964-2014 gg.) [Russian Germans: 50 Years of the Post-War Social Movement: From the First Delegations to the Government through the Renaissance to the Modern System of Self-Organization (1964-2014)], proceedings of 5th International scientific and practical conference, Moscow, February 11-16, 2015, Moscow, MSNK-press Publ., 2015, pp. 51-58. (in Russian).

2. Brubaker R. Ethnicity without groups, Moscow, HSE Publ., 2012, 408 p. (in Russian).

3. Blinova A.N., Smirnova T.B. Nemetskie obshchestvennye organizatsii v postsovetskikh gosudarstvakh Tsentral'noi Azii [German public organizations in the post-Soviet states of Central Asia]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki". [Herald of Omsk University. Series "Historical Studies"], 2020, vol. 7, no. 4 (28), pp. 167-174. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).167-174. (in Russian).

4. Bauer V.A., Ilarionova T.S. Rossiiskie nemtsy: pravo na nadezhdu. K istorii natsional'nogo dvizheniya naroda (1955-1993) [Russian Germans: The Right to Hope. On the history of the national movement of the people (1955-1993)], Moscow, Respublika Publ., 1995, 457 p. (in Russian).

5. Aisfel'd A. Chetvert' veka zastoya i burnykh peremen [A quarter of a century of stagnation and rapid changes]. Istoriya i kul'tura nemtsev Kazakhstana = Geschichte und Kultur der Deutschen in Kasachstan [History and culture of the Germans of Kazakhstan], Gettingen, Almaty, I see real Publ., 2017, pp. 358-380. (in Russian).

6. Aisfel'd A., Dederer A. Nemtsy v respublike Kazakhstan: mezhdu Vostokom i Zapadom [Germans in the Republic of Kazakhstan: Between East and West]. Istoriya i kul'tura nemtsev Kazakhstana = Geschichte und Kultur der Deutschen in Kasachstan [History and culture of the Germans of Kazakhstan], Gettingen, Almaty, I see real Publ., 2017, pp. 382-453. (in Russian).

7. Kasatkin P.I., Kurske V.S., Valiev I.A. Rol' nemetskoi diaspory v rossiisko-germanskikh otnosheniyakh [The role of the German diaspora in Russian-German relations]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO University Bulletin], 2012, no. 5, pp. 86-97. (in Russian).

8. Badalova E.V., Zolotareva A.A. Strategicheskoe partnerstvo Kazakhstana i Germanii [Strategic partnership between Kazakhstan and Germany]. Acta Orientalia Voronensia. Voronezhskoe vostokovedenie [Acta Orientalia Voronensia. Voronezh Oriental Studies], collection of articles, vol. 2, Voronezh, Department of International Relations Publ., Center of Oriental Researchers Publ., 2017, pp. 207-216. (in Russian).

9. Gubaidullina M.Sh. "Evropeiskii put' Kazakhstana": sovremennye perspektivy v problematike ES i Tsentral'noi Azii ["The European Way of Kazakhstan": Modern Prospects in the Problems of the EU and Central Asia]. Politicheskie i ekonomicheskie interesy Germanii v Kazakhstane i Tsentral'noi Azii [Germany's political and economic interests in Kazakhstan and Central Asia], proceedings of International scientiic and practical conference, Almaty, May 14, 2010, Almaty, Kazakhstan Institute of Strategic Researches under the President of the Republic of Kazakhstan Publ., 2010, pp. 26-40. (In Russian).

About the author

Tamara P. Volkova - Independent Researcher, PhD in Historical Sciences, Emeritus Professor at the Kazakh-German University (Almaty, Kazakhstan)

Postal address: app. 23, 121/50, E. Sypataeva ul., Almaty, 050057, Kazakhstan E-mail: tamara_volkova17@mail.ru ORCID: 0000-0002-7288-0399

Article info

Received

February 11, 2022

Accepted April 29, 2022

For citations

Volkova T.P. "German Issue" in Kazakhstan-German Relations at the Beginning of the 1990s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 2 (34), pp. 220-229. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(2).220-229 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.