Научная статья на тему 'НЕМЕЦКИЕ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ И ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ'

НЕМЕЦКИЕ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ И ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
школы за рубежом / концепция «Русская школа за рубежом» / инициатива «Школы – партнёры будущего» / публичная дипломатия / экономика знаний / Германия / Россия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Оксана Евгеньевна

В условиях глобальной образовательной конкуренции многолетний опыт немецких школ за рубежом может быть использован как в экономике знаний, так и в публичной дипломатии России. В первом разделе представлены методы и теоретическая база исследования, во втором разделе – анализ немецкой инициативы «Школы – партнёры будущего», в третьем разделе – правительственный механизм контроля за деятельностью зарубежных школ за рубежом, наконец, в четвёртом разделе – эффективность данных институтов для публичной дипломатии Германии. Автором делается вывод, что благодаря обучению и воспитанию школьников устанавливаются их прочные и долгосрочные связи с Германией, что позитивно сказывается как на экономический рост, так и на восприятие государства за рубежом. Данный опыт является актуальным в условиях внедрении концепции «Русская школа за рубежом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕМЕЦКИЕ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ И ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-92-98 NIION: 2018-0076-6/23-412 MOSURED: 77/27-023-2023-6-412

КУЗИНА Оксана Евгеньевна,

Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет», преподаватель, e-mail: okkuzina93@mail.ru

НЕМЕЦКИЕ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ И ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

ГЕРМАНИИ

Аннотация. В условиях глобальной образовательной конкуренции многолетний опыт немецких школ за рубежом может быть использован как в экономике знаний, так и в публичной дипломатии России. В первом разделе представлены методы и теоретическая база исследования, во втором разделе - анализ немецкой инициативы «Школы - партнёры будущего», в третьем разделе - правительственный механизм контроля за деятельностью зарубежных школ за рубежом, наконец, в четвёртом разделе - эффективность данных институтов для публичной дипломатии Гзрмании. Автором делается вывод, что благодаря обучению и воспитанию школьников устанавливаются их прочные и долгосрочные связи с Германией, что позитивно сказывается как на экономический рост, так и на восприятие государства за рубежом. Данный опыт является актуальным в условиях внедрении концепции «Русская школа за рубежом».

Ключевые слова: школы за рубежом, концепция «Русская школа за рубежом», инициатива «Школы - партнёры будущего», публичная дипломатия, экономика знаний, Германия, Россия.

KUZINA Oxana Evgen'evna,

the North Western branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», lecturer

GERMAN SCHOOLS ABROAD AND GERMAN PUBLIC DIPLOMACY

Annotation. In the context of global educational competition, the long-term experience of German schools abroad can be used both in the knowledge economy and in public diplomacy in Russia. Firstly, the methods and theoretical basis of the research are presented, secondly, the German initiative "Partner Schools of the Future" is analyzed, thirdly, the government mechanism for monitoring the activities of schools abroad is indicated, and finally, the effectiveness of these institutions for German public diplomacy is analyzed. The author concludes that through the education and upbringing of schoolchildren, their strong and long-term ties with Germany are established, which positively affects both economic growth and the perception of the state abroad. This experience is relevant in the context of the implementation of the concept of "Russian School Abroad".

Key words: schools abroad, the concept of "Russian School Abroad ", the initiative "Partner Schools of the future", public diplomacy, knowledge economy, Germany, Russia.

В современных условиях международных отношений правительства многих государств осознают преимущества создания национальных образовательных учреждений за рубежом. С точки зрения инструментов публичной дипломатии учебные заведения за границей способствуют не только культурному обмену, но и повышению привлекательности государства для зарубежной общественности. При

этом вложения в научно-образовательные программы за рубежом окупаются развитием других государственных сфер, прежде всего экономической и политической. Однако разнообразные предложения международного рынка образования обуславливают глобальную конкуренцию, что вынуждает ведущие государства, в частности Россию и Германию, искать и внедрять эффективные форматы для обучения и привлечения молодых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

людей за рубежом. Так, в РФ в 2015 году была утверждена концепция «Русская школа за рубежом». При этом ФРГ по историческим причинам давно использует возможности такой внешней культурно-образовательной политики. Кроме того, большинство работ по зарубежным образовательным инициативам посвящено американскому опыту. Однако современная Германия является одним из лидеров по популяризации своего языка и культуры за рубежом в учреждениях среднего образования. По данным официального сайта инициативы Школы - партнёры будущего» (PASCH) за 2023 год ФРГ имеет 135 германских школ за рубежом (не считая так называемые школы немецкой направленности), а РФ - 85 заграншкол МИД России (при этом список других типов школ, попадающих под государственную программу «Русская школа за рубежом», до сих пор не составлено). В совокупности всё это обуславливает актуальность данного исследования, так как многолетний опыт Германии в деятельности немецких школ за рубежом может быть использован не только в экономике знаний, но и в публичной дипломатии России.

Исходя из этого, цель данного исследования - выявить особенности политики Германии по созданию и поддержке немецких школ за рубежом на современном этапе. Хронологическими рамками исследования является период с 2008 года по настоящее время, так как была запущена инициатива Федерального министерства иностранных дел ФРГ «Школы - партнёры будущего».

Соответственно, поставлены следующие задачи исследования: во-первых, представить методы и теоретическую базу исследования, во-вторых, проанализировать инициативы «Школы - партнёры будущего, в-третьих, рассмотреть правительственный механизм контроля за деятельностью зарубежных школ за рубежом, наконец, оценить эффективность данных институтов для публичной дипломатии Германии.

Методы и теоретическая база исследования

В процессе изучения и анализа источников был выявлен приоритет исследований, посвящён-ных высшим учебным заведениям. Отмечая их вклад в экономику знаний, авторы указывают на необходимость трансграничной академической мобильности [8, с. 11-14]. Примечательно, что ФРГ приспосабливается к данным реалиям посредством построения своей сети зарубежных школ. В действительности, среднее образование, учитывающее специфику высшего образования в Германии, упрощает проблему трансграничной мобильности. ФРГ уже не в первый раз представляет новаторский подход к образованию. Так, гум-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

больдтовская модель исследовательского университета XIX века, основанная на свободе учёбы и свободе преподавания, была взята на вооружение Японией и США, при этом исследовательские университеты последних впоследствии стали доминирующей глобальной моделью и международным «золотым стандартом» [8, с. 15]. Гипотеза данного исследования заключается в том, что сформированная вариативная сеть зарубежных школ Германии также может стать образцом для современных ведущих государств, активно участвующих в международной образовательной конкуренции. Представляется, что немецкая модель среднего образования за рубежом является наиболее эффективным решением проблемы трансграничной образовательной мобильности в условиях преобладания английского языка в научно-образовательной среде.

Кроме того, образовательные учреждения за рубежом следует рассматривать и с точки зрения их вклада в публичную дипломатию государств. Публичная дипломатия Германии - это «деятельность правительственных и общественных организаций (преимущественно посреднических) по взаимодействию с зарубежной общественностью для установления взаимопонимания между народами и продвижения привлекательного образа Германии, как современного демократического, инновационного и культурного государства европейской цивилизации с высоким уровнем жизни и гражданской активностью» [3, с. 98].

По теме образования за рубежом существует обширная научная литература. Несмотря на то, что ФРГ является одним из лидеров по популяризации своего языка и культуры за рубежом в учреждениях образования, большинство работ анализирует опыт США. Редкие исследования немецких школ за рубежом рассматривают либо историю их становления (например, немецкие школы за рубежом в период Третьего рейха [18]), либо в определенных странах, не затрагивая современный период (например, в Испании [15]). Тем не менее, теоретической базой исследования, наряду с отчётами и брошюрами правительственных и общественных образовательных организаций Германии, также послужили публикации отечественных и зарубежных исследователей.

Немецкие школы за рубежом: цели, структура, направления и география деятельности

С 2008 года инициатива федерального министра иностранных дел ФРГ Ф.В. Штайнмайера «Школы - партнёры будущего» (PASCH) активно поддерживает и способствует развитию сети немецких школ за рубежом. Идея инициативы заключается в привлечении молодых людей для

партнёрства в будущем. Основной упор сделан на популяризацию немецкого языка и культуры за рубежом.

Согласно специальному выпуску Центрального управления школ за рубежом «Управление качеством немецких школ за рубежом» [9, с. 5-6] их целями обучения являются развитие профессиональных и сверхкомпетентных навыков, в частности, высокий уровень владения немецким языком, формирование современного образа ФРГ, развитие межкультурной компетенции.

Сеть школ-партнёров PASCH представляет различные типы зарубежных школ Германии в 120 странах (по состоянию на 2022 год):

1. Немецкие школы за рубежом (куратор -Центральное управление школ за рубежом) - 140 учреждений. Учебная программа в таких школах не отличается от аналогичных в ФРГ, также выпускники получают признанные государством степени образования;

2. Школы в национальных системах образования с профилем обучения и аттестации на немецком языке (куратор - Центральное управление школ за рубежом) - 27 учреждений;

3. Школы в национальных системах образования, предлагающие диплом немецкого языка, который позволяет учиться в высших учебных заведениях ФРГ без обязательного подтверждения знания немецкого языка (куратор - Центральное управление школ за рубежом) - 1057 учреждений;

4. Школы в Германии со знаком PASCH, присуждаемым за устойчивое партнерство со школой-партнёром PASCH за границей (поддержка, в частности, финансовая, от Службы педагогических обменов Постоянной конференции министров культуры и образования земель в ФРГ) - 112 учреждений;

5. Школы в национальных системах образования, в которых вводятся уроки немецкого языка или увеличивается их количество (куратор -Институт им. Гёте) - 692 учреждения.

Для решения поставленной цели статьи будет проанализирована деятельность первых трёх типов школ, так как именно они получают федеральное финансирование ФРГ. Соответственно, география указанных школ и количество учеников за 2019/2020 учебный год была указана в брошюре официального сайта Центрального управления школ за рубежом «Деятельность немецких зарубежных школ в цифрах - 2020»: ЦВЕ и СНГ - 662 учреждения и 4485 учеников (из них 67% учеников, немецкий язык для которых НЕ родной язык), Европа - 195 учреждения, 18519 учеников (62%), Северная Америка - 145 учреждений, 2099 учеников (26%), Латинская Америка - 121 учреждение, 41164 учеников (87%), Азия и

Австралия - 116 учреждений, 9703 учеников (52%), Африка - 37 учреждений, 8245 учеников (67%) [12].

С одной стороны, каждая немецкая школа за рубежом в своей деятельности учитывает законодательство принимающей страны, сложившиеся исторические традиции между ней и ФРГ. Так, каждая школа самостоятельно определяет цели, этапы развития, критерии оценки своей деятельности. С другой стороны, для всех немецких школ за границей характерна общая идентичность и культура зарубежной школы. В действительности формируется новый бренд «Образование. Сделано в Германии», для которого характерны не только высокое качество образования, но и акцент на диалог культур в условиях ценностей свободы и демократии. Кроме того, поддерживается сеть выпускников как в рамках таких школ (например, Глобальное сообщество немецкой школы в Бруклине), так и в рамках инициативы PASCH.

Немецкие школы за рубежом: контроль за деятельностью

PASCH является инициативой Федерального министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия (МИД ФРГ), который выполняет концептуальный надзор за ней. Осуществляется инициатива благодаря взаимодействию четырёх посреднических организаций -Центрального управления школ за рубежом, Института им. Гёте, Германской службы академических обменов и Службы педагогических обменов секретариата Постоянной конференции министров культуры и образования земель в ФРГ. Однако только Центральное управление школ за рубежом (бывшее 6-е отделение Федерального административного ведомства для организации и обеспечения работы германских школ за рубежом) выполняет основную функцию контроля за деятельностью немецких школ за рубежом. Отчасти в состав контрольных органов входят представители Постоянной конференции министров культуры и образования земель в ФРГ. Остальные партнёры инициативы PASCH, являясь общественными организациями, в большей степени оказывают свою помощь и поддержку выпускникам немецких школ за рубежом, предлагая различные варианты обучения в Германии.

Задачами Центрального управления школ за рубежом является педагогическая, кадровая и финансовая поддержка школьной работы за рубежом. Несмотря на взаимосвязь с образованием и наукой, управление действует под руководством МИД ФРГ в рамках «внешней культурно-образовательной политики», под которой подразумевается расширенное понимание культуры, включающее также науку и образование.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Соответственно, Центральное управление школ за рубежом - это активный участник контрольного органа школьного образования за рубежом (BLASchA). Помимо руководства Центрального управления школ за рубежом состав контрольного органа школьного образования за рубежом представлен работниками МИД ФРГ (отдел 605 «Школы за рубежом и спорт»), представителями министров культуры и образования земель в ФРГ, секретариатом их постоянной конференции. Данное учреждение организует федерально-земельные инспекции, что также обеспечивает выравнивание качества обучения немецких школ за рубежом. Кроме того, руководство зарубежных школ поддерживают региональные представители, консультируя по трудным вопросам и единому виденью развития в регионе.

С другой стороны, параллельно с контрольными органами действует Международная ассоциация немецких школ за рубежом. Данное объединение выступает в качестве выразителя и защитника интересов представителей зарубежных немецких школ, а именно административного руководства и педагогического состава, перед вышестоящими органами в Германии, прежде всего, перед Бундестагом и другими спонсорами. Например, вместе с МИД ФРГ и Центральным управлением школ за рубежом периодически организуются международные конгрессы немецких школ за рубежом как дискуссионная площадка с целью укрепления их сети.

Что касается финансирования немецких школ за рубежом, то соотношение государственно-частного партнёрства составляет 28% к 72% соответственно [13].

Оценки немецких школ за рубежом

В соответствии с отчётом Федерального правительства ФРГ по внешней культурно-образовательной политике за 2018 год [19] десятилетняя деятельность инициативы Школы - партнёры будущего» (PASCH) стала историей успеха внешней политики в области культуры и образования благодаря устойчивой поддержке со стороны Германского Бундестага. Также были намечены направления расширения сети немецких школ за границей. В качестве ключевых регионов названы Латинская Америка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия, а также страны Африки южнее Сахары, где зарубежные немецкие школы ещё не представлены. Кроме того, отмечен вклад немецких зарубежных школ в экономику. PASCH - это важный инструмент для привлечения квалифицированных кадров, которые будут расти в соответствии с более упрощённым Законом об иммиграции квалифицированных рабочих, вступившим в силу с 01 марта 2020 года.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Институт внешних связей ^а) также указывает, что немецкие школы за рубежом являются одними из ключевых компонентов внешней культурно-образовательной политики Германии, которые играют значительную роль в привлечении иностранных студентов в немецкие университеты [16].

Аналогичную пользу выделяет Международная ассоциация немецких школ за рубежом. В исследовании «Немецкие школы, глобальное образование: вклад немецких иностранных школ в тройную победу» раскрывается тройная выгода от программ среднего образования за рубежом: принимающая страна получает качественное образование для местных жителей, местные жители - возможность продолжить своё образование и карьеру в Германии, наконец, Германия -решение проблемы нехватки квалифицированных кадров. При этом каждый второй иностранный выпускник школы учится или стажируется в Германии, а каждый третий остается жить. В свою очередь, треть оставшихся на Родине выпускников немецких школ профессионально связаны с Германией, из них 63% работают в сфере бизнеса, 31% - в научно-исследовательской области, 21% - в образовательных организациях, 19% - на государственной службе, в частности, дипломатической [14].

В целом, организации рассматривают учеников школ Германии за границей в качестве «строителей межгосударственных мостов по всему миру». Эксперты солидарны с положительными оценками немецких школ за рубежом. Е.А. Антю-хова, отмечая, в частности, разветвлённую сеть управления и реализации образовательных программ Германии на разном уровне в международном масштабе, считает, что «именно Германия будет оставаться одним из европейских лидеров по экспорту образования, привлечению иностранных студентов и, как следствие, распространению своего влияния в различных регионах мира» [1, с. 44]. При этом А.В. Огнева называет базовым элементом образования в рамках внешней культурно-образовательной политики ФРГ школьное обучение за рубежом, подчёркивая тот факт, что на его поддержку была выделена «треть культурного бюджета» [6, с. 99]. Е. Брюзер-Зоммер указывает на эффективный подход к контролю деятельности. Вместо централизованного управления «сверху-вниз» была выбрана идея синергии участников [10, с. 192-193]. Таким образом удаётся качественно объединить немецкие школы за рубежом и эффективно согласовать их развитие под единым брендом.

Ряд экспертов, не умоляя достижения немецких школ за границей во внешней культурной политики ФРГ, уточняют их слабые стороны.

Так, М. Келик поднимает вопрос относительно благих намерений национальных школ в зарубежных странах. Учитывая исторические события в Германии, население принимающих стран может воспринимать продвижение немецкого языка и культуры как подрыв местной культуры и идентичности учащихся [11, с. 161-189]. Именно поэтому диалог культур так важен для публичной дипломатии ФРГ [4, с. 53-54; 7]. Т. Ройтер, анализируя деятельность институтов по продвижению культуры и языка ФРГ в Индонезии, обозначил ограниченную активность немецких школ за рубежом, что снижает возможности успешного участия заинтересованной индонезийской молодёжи в следующем уровне образовательных программ, поддерживаемых Федеральным правительством ФРГ [17, с. 63-64]. В свою очередь, М.М. Лебедева, Л.Р. Руста-мова и М.В. Шарко считают, что упор инструментов публичной дипломатии ФРГ исключительно на отдельные привлекательные черты государства (высокий уровень жизни, социальное обеспечение и другое) приводит к наплыву беженцев и мигрантов, не принимающих целостный образ государства, а также к увеличению выпуска контрафактной продукции посредством шпионажа, причиняющего ущерб экономике [5, с. 146-148].

Выводы

Во-первых, немецкие школы за рубежом, как и другие институты публичной дипломатии, функционируют по принципу децентрализации. МИД ФРГ, координируя посреднические организации, не ограничивает их в действиях при выполнении поставленных задач. В результате, у страны пребывания отсутствует ощущение навязывания и пропаганды со стороны Германии. Также формальную независимость организаций среднего образования за рубежом подчёркивает государственно-частное партнёрство в их финансировании. Тем не менее, даже в условиях бюджетной экономии государство максимально обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами, а также активно продвигает и развивает сеть немецких школ за рубежом. При этом в рамках инициативы PASCH разрабатываются различные форматы для большего охвата для сотрудничества с зарубежной молодёжью.

Во-вторых, зарубежные немецкие школы действуют в рамках внешней культурно-образовательной политики. Их деятельность также направлена на построение современного образа Германии, как демократического, инновационного и культурного государства европейской цивилизации с высоким уровнем жизни и гражданской активностью. При этом упор на взаимодействие с молодёжью облегчает преодоление проблемы ассоциации современной Германии с её мрачным

историческим прошлым. Кроме того, данный образ увеличивает студенческую и трудовую миграцию в ФРГ.

В-третьих, немецкие зарубежные школы имеют широкое географическое представление. На данном этапе распределение немецких школ за рубежом указывает на активное взаимодействие с молодыми людьми из стран ЦВЕ и СНГ. При этом наибольшую заинтересованность в приобщении к немецкому языку и культуре выражает население Латинской Америки, наименьшую -население Северной Америки. В данном случае представляется важным отметить, что при использовании инструментов мягкого влияния необходимо учитывать уровень развития, так как более высокий уровень развития в сравнении с государством-реципиентом мягкой силы упрощает обеспечение влияния, нежели равное положение [2, с. 180-181]. Тем не менее, даже в США по данным официального сайта представительств Германии: «Трое из четырёх учеников являются выходцами из соответствующих принимающих стран», что отражает средний показатель для всех зарубежных немецких школ. В последних отчётах Федерального правительства ФРГ развитие зарубежного школьного образовательного сотрудничества ориентировано на страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, ЮВА, а также Африки южнее Сахары, где зарубежные немецкие школы ещё не представлены.

Таким образом, ФРГ является одним из ведущих государств в создании сети своих зарубежных школ. Благодаря обучению и воспитанию школьников устанавливаются их прочные и долгосрочные связи с Германией, что позитивно сказывается как на экономический рост, так и на восприятие государства за границей. Соответственно, немецкие школы за рубежом являются эффективным инструментом публичной дипломатии современной Германии.

Список литературы:

[1] Антюхова Е.А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Германии [Электронный ресурс] // Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 123-136.

[2] Ганощенко А. «Мягкая сила»: добровольное взаимодействие и доступ к ресурсам // Международная жизнь. 2017. №8. С. 175-188.

[3] Кузина О.Е. Дискурс публичной дипломатии Германии (2014-1019) // Манускрипт. 2020. №5. URL: https://doi.org/10.30853/ manuscript.2020.5.17 (дата обращения: 22.05.2023).

[4] Ланьшина Т.А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций. 2014. №2. С. 28-58.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[5] Лебедева М.М., Рустамова Л.Р., Шарко М.В. «Мягкая сила»: тёмная сторона (на примере Германии) // Мировая политика. 2016. №48. С. 144-153.

[6] Огнева А.В. Германские школы за рубежом как инструмент внешней культурной политики ФРГ // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. №351. С. 96-99.

[7] Огнева А. Германия: от культурного империализма к стратегии равноправного партнёрства // Международная жизнь. 2012. №4. С. 123-138.

[8] Altbach, P. G. (2011). The Past, Present, and Future of the Research University. In P. G. Altbach, J. Salmi (Eds.), The Road to Academic Excellence. The Making of World-Class Research Universities (pp. 11-32). Washington, D. C.: The World Bank. https:// doi.org/10.1596/9780821388051_CH01

[9] Auslandsschulqualitätsmanagement (AQM). Qualitätsmanagement der Deutschen Schulen im Ausland // Official website ZFU. URL: https://www. auslandsschulwesen.de/SharedDocs/Downloads/ Webs/ZfA/D E/Qualitaetsra hmen/AQ M_Fachpapier.

pdf?_blob=publicationFile&v=5 (дата обращения:

22.05.2023).

[10] Brüser-Sommer, E. (2003). Bund-LänderInspektionen im Rahmen des Pädagogischen Qualitätsmanagements Deutscher Schulen im Ausland Struktur- und Wirkungsanalyse. [Doctoral dissertation, Technische Universität Dortmund].

[11] Qelik, M. (2022). International Schools in the Context of Cultural Diplomacy: Actors and New Approaches. In B. Akgün, Y. Alpaydin (Eds.), Education Policies in the 21st Century (pp. 161-189). Singapore: Palgrave Macmillan. https://doi. org/10.1007/978-981-19-1604-5_7

[12] Deutsche Auslandsschularbeit in Zahlen -2020 // Official website of Bundesamt für Auswärtige Angelegenheiten - Zentralstelle für das Auslandsschulwesen. URL: https://www.auslandsschulwesen. de/Webs/ZfA/DE/Services/Publikationen/information-smaterialien.html (дата обращения: 22.05.2023).

[13] Deutsche Auslandsschulen: eine Bürgerinitiative, die weltweit ganzheitliche Bildung und Wertschöpfung ermöglicht // Official website of Weltverband Deutscher Auslandsschulen. URL: https:// www.auslandsschulnetz.de/wertschoepfung/ (дата обращения: 22.05.2023).

[14] Fachkräftemigration: Deutsche Auslandsschulen leisten Beitrag zum Triple Win // Official website of Welyverband Deutscher Auslandsschulen. URL: https://www.auslandsschulnetz.de/aktuelles/ leistungsbericht/ (дата обращения: 22.05.2023).

[15] Herzner, D. (2019). Deutsche Auslandsschulen in Spanien: Auswärtige Kulturpolitik zwischen Konflikt und Kooperation. Bielefeld: transcript Verlag. https://doi.org/10.1515/9783839447598

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[16] ifa ECP Monitor Country Report Germany // Official website of Institut für Auslandsbeziehungen. URL: https://culturalrelations.ifa.de/en/research/ details/germany-country-report/ (дата обращения: 22.05.2023).

[17] Reuter, T. (2019). German Cultural Diplomacy in Indonesia: Building Cooperation in a Changing World. Stuttgart: ifa (Institut für Auslandsbeziehungen).

[18] Waibel, J. (2010). Die deutschen Auslandsschulen - Materialien zur Außenpolitik des Dritten Reiches. [Doctoral dissertation, EuropaUniversität Viadrina Frankfurt (Oder)].

[19] Was wir tun. 22. Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik für das Jahr 2018 // Official website of Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/service/ broschueren#content_7 (дата обращения: 22.05.2023).

Spisok literatury:

[1] Antyuhova E.A. Obrazovanie kak instrument «myagkoj sily» vo vneshnej politike Germanii [Elek-tronnyj resurs] // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2019. № 2. S. 123-136.

[2] Ganoshchenko A. «Myagkaya sila»: dobro-vol'noe vzaimodejstvie i dostup k resursam // Mezh-dunarodnaya zhizn'. 2017. №8. S. 175-188.

[3] Kuzina O.E. Diskurs publichnoj diplomatii Germanii (2014-1019) // Manuskript. 2020. №5. URL: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.17 (data obrashcheniya: 22.05.2023).

[4] Lan'shina T.A. «Myagkaya sila» Germanii: kul'tura, obrazovanie, nauka // Vestnik mezhdunarod-nyh organizacij. 2014. №2. S. 28-58.

[5] Lebedeva M.M., Rustamova L.R., SHarko M.V. «Myagkaya sila»: tyomnaya storona (na primere Germanii) // Mirovaya politika. 2016. №48. S. 144153.

[6] Ogneva A.V. Germanskie shkoly za rubez-hom kak instrument vneshnej kul'turnoj politiki FRG // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2011. №351. S. 96-99.

[7] Ogneva A. Germaniya: ot kul'turnogo impe-rializma k strategii ravnopravnogo partnyorstva // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2012. №4. S. 123-138.

[8] Altbach, P. G. (2011). The Past, Present, and Future of the Research University. In P. G. Altbach, J. Salmi (Eds.), The Road to Academic Excellence. The Making of World-Class Research Universities (pp. 11-32). Washington, D. C.: The World Bank. https:// doi.org/10.1596/9780821388051_CH01

[9] Auslandsschulqualitätsmanagement (AQM). Qualitätsmanagement der Deutschen Schulen im Ausland // Official website ZFU. URL: https://www. auslandsschulwesen.de/SharedDocs/Downloads/ Webs/ZfA/DE/Qualitaetsrahmen/AQM_Fachpapier.

pdf?_blob=publicationFile&v=5 (data obrash-

cheniya: 22.05.2023).

[10] Brüser-Sommer, E. (2003). Bund-Länder-Inspektionen im Rahmen des Pädagogischen Qualitätsmanagements Deutscher Schulen im Ausland Struktur- und Wirkungsanalyse. [Doctoral dissertation, Technische Universität Dortmund].

[11] Çelik, M. (2022). International Schools in the Context of Cultural Diplomacy: Actors and New Approaches. In B. Akgün, Y. Alpaydin (Eds.), Education Policies in the 21st Century (pp. 161-189). Singapore: Palgrave Macmillan. https://doi. org/10.1007/978-981-19-1604-5_7

[12] Deutsche Auslandsschularbeit in Zahlen -2020 // Official website of Bundesamt für Auswärtige Angelegenheiten - Zentralstelle für das Auslandsschulwesen. URL: https://www.auslandsschulwesen. de/Webs/ZfA/DE/Services/Publikationen/information-smaterialien.html (data obrashcheniya: 22.05.2023).

[13] Deutsche Auslandsschulen: eine Bürgerinitiative, die weltweit ganzheitliche Bildung und Wertschöpfung ermöglicht // Official website of Weltverband Deutscher Auslandsschulen. URL: https:// www.auslandsschulnetz.de/wertschoepfung/ (data obrashcheniya: 22.05.2023).

[14] Fachkräftemigration: Deutsche Auslandsschulen leisten Beitrag zum Triple Win // Official web-

site of Welyverband Deutscher Auslandsschulen. URL: https://www.auslandsschulnetz.de/aktuelles/ leistungsbericht/ (data obrashcheniya: 22.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Herzner, D. (2019). Deutsche Auslandsschulen in Spanien: Auswärtige Kulturpolitik zwischen Konflikt und Kooperation. Bielefeld: transcript Verlag. https://doi.org/10.1515/9783839447598

[16] ifa ECP Monitor Country Report Germany // Official website of Institut für Auslandsbeziehungen. URL: https://culturalrelations.ifa.de/en/research/ details/germany-country-report/ (data obrashcheniya: 22.05.2023).

[17] Reuter, T. (2019). German Cultural Diplomacy in Indonesia: Building Cooperation in a Changing World. Stuttgart: ifa (Institut für Auslandsbeziehungen).

[18] Waibel, J. (2010). Die deutschen Auslandsschulen - Materialien zur Außenpolitik des Dritten Reiches. [Doctoral dissertation, Europa-Universität Viadrina Frankfurt (Oder)].

[19] Was wir tun. 22. Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik für das Jahr 2018 // Official website of Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/service/ broschueren#content_7 (data obrashcheniya: 22.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.