Научная статья на тему 'Немецкая психиатрия первой половины XIX века'

Немецкая психиатрия первой половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА / PSYCHIATRIC HOSPITAL / ПСИХИАТРИЯ / PSYCHIATRY / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / MENTAL DISORDER / МАТЕРИАЛИЗМ / MATERIALISM / ИДЕАЛИЗМ / IDEALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якушев Игорь Борисович, Сидоров Павел Иванович

В статье анализируются обстоятельства, сопутствовавшие и определяющие тенденции и направление развития немецкой психиатрии в первой половине XIX в. Рассмотрено идеологическое влияние на немецкую психиатрию со стороны немецкой классической идеалистической философии и социально-экономических обстоятельств Германии этого периода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German psychiatry in the first half of the 19th century

The paper reviews the circumstances which attended and shaped the major trends and directions in the development of German psychiatry in the first half of the 19th century. The ideological impact of classical German idealist philosophy on German psychiatry is discussed as well as the social and economic conditions in Germany at the time.

Текст научной работы на тему «Немецкая психиатрия первой половины XIX века»

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

© И.Б. Якушев, П.И. Сидоров, 2011 УДК 616.89(430)(091)«18»(045)

Для корреспонденции

Якушев Игорь Борисович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Адрес: 163061, г. Архангельск, Троицкий просп., д. 51 Телефон: (911) 568-89-20 E-mail: yakushev87@gmail.com

И.Б. Якушев, П.И. Сидоров

Немецкая психиатрия первой половины XIX века

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск

Northern State Medical University, Arkhangelsk

German psychiatry in the first half of the 19th century

I.B. Yakushev, P.I. Sidorov

The paper reviews the circumstances which attended and shaped the major trends and directions in the development of German psychiatry in the first half of the 19th century. The ideological impact of classical German idealist philosophy on German psychiatry is discussed as well as the social and economic conditions in Germany at the time.

Key words: psychiatric hospital, psychiatry, mental disorder, materialism, idealism

В статье анализируются обстоятельства, сопутствовавшие и определяющие тенденции и направление развития немецкой психиатрии в первой половине XIX в. Рассмотрено идеологическое влияние на немецкую психиатрию со стороны немецкой классической идеалистической философии и социально-экономических обстоятельств Германии этого периода времени. Ключевые слова: психиатрическая больница, психиатрия, психическое расстройство, материализм, идеализм

Периодически повторяющийся анализ этапов истории медицины неизбежен: каждое научное поколение выявляет новые факты, что может вести к пересмотру теорий. История медицины - это совокупность системно-рационализированных концепций, рассмотренная в разрешении профессиональных проблем, обеспечивающих преемственность эпох. Для разностороннего анализа эпохи следует оценивать различные векторы ее развития: от культурно-религиозных до социально-правовых, что требует применения соответствующих методов.

Исторический метод ориентирует исследователя на изучение явлений в их полноте с учетом обстоятельств возникновения, этапов развития, динамики содержания и формы, устанавливая таким образом общую историческую закономерность. Эту закономерность можно выявить, исследуя фазы развития процесса, чему способствует метод логический. Единство исторического и логического методов позволяет выстроить теорию объекта в развитии, предполагая взаимосвязь исследования структуры объекта, его генезиса и динамики. Еще одним методом стала герменевтика - толкование артефактов культуры, интерпретирующая не только источники, но и памятники - источники, вышедшие из употребления. Систематический метод позволяет рационально организовать исследование в рамках науки.

Социально-экономическое отставание Германии в сравнении с Англией и Голландией XVШ-XIX вв. формировало состояние ее пси-

79

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

#

хиатрических больниц (ПБ). Низкая оплата труда смотрителей ПБ приводила к тому, что служителями могли становиться бывшие преступники. Немецкие врачи ввели физические наказания в практический обиход, регламентировав их в зависимости от симптоматики, т.е. возведя в статус лечебных процедур. Ю.В. Каннабих называет эти методы «своеобразной психотерапией» [4]. Они аналогичны методам гомеопатической магии [8], также использующим плеть для изгнания демонов психического расстройства (ПР).

И. Рейль (1759-1813) родился в семье лютеранского пастора. Первая заметная его работа «О жизненной силе» (1795) демонстрирует теоретические приоритеты: для врача основным вопросом было соотношение идеи и материи, души и тела. Рейль не отвергал современные ему достижения физики и химии, давая объяснение психопатологическим феноменам в стилистике материализма. В построениях психиатра сквозят идеи Лейбница, относившегося к материи, как к траектории «усиливающегося своеобразия»: «Сила является чем-то неотделимым от материи, ее свойством» (цит. по [3, с. 291]). С одной стороны, Рейль находился под влиянием натурфилософии Ф. Шеллинга (отсюда его интерес к обустройству ПБ, видевшихся ему в будущем загородными домами, окруженными огородами и хозяйственными постройками, где осуществляются трудотерапевтические процессы); с другой стороны, он был адептом методов, берущих начало в магических ритуалах шаманизма, предлагая, например, внезапный испуг, помогающий подчинить пациента воле врача, полагая, что «психические методы лечения» оказывают материальное воздействие: «Относительное воздействие всех, даже психических лечебных средств состоит в изменении структуры организма» [3, с. 298]. Среди терапевтических рекомендаций Рейля было создание психиатрического театра, в котором участвовали бы актеры, изображающие судей, ангелов, демонов, а декорации должны были выглядеть, как тюрьмы, эшафоты, ад. Г. Гегель приводит примеры такой терапии: «...жаловался, что у него стеклянные ноги; было инсценировано нападение разбойников, причем больной убедился, что может хорошо бегать» [2, с. 177]. Психотерапевтические конструкции Рейля, формально находящегося в стилистике материализма, декларируемого им, оказывались в сфере интересов идеализма: «Внешний облик директора ПБ внушает страх и благоговение. Он должен быть высок, силен, мускулист, его походка величественна, выражение лица уверенное, голос громоподобен» (цит. по [3, с. 299]). Среди рекомендаций Рейля особое место принадлежит фактическим пыткам: жажда, голод, рвотные средства, прижигание головы раскаленным железом, заклеивание уретры пластырем и пр. В воззрениях и методологии И. Рейля К. Дёрнер усматривает сочетание

«.необузданной романтической фантазии и «рационалистического демонизма»» [3, с. 298]. Рейль не имел окончательного мнения по поводу того, к какому из университетских факультетов следует отнести психиатрию (П), говоря о том, что главный администратор ПБ должен быть врачом, философом или священником. Некоторая двойственность Рейля в концепции идеологической принадлежности и практической реализации П объясняется тем, что в синхронную эпоху в Германии еще сохраняли заметное влияние идеологические каноны научной парадигмы социально-экономической формации (СЭФ) феодализма, тогда как научная методология уже развивалась в тренде СЭФ капитализма; развитие которого в Германии было более медленным, чем в соседних странах - из-за феодальной раздробленности государства. Научное сообщество страны не готово было к принятию новой научной системы ценностей, отвечая на методологический вызов времени - компромиссом идеологического дуализма и синкретизма. Работы Рейля «...взволновали умы, пробудив их, однако, более к философствованию, чем к действию. Его основные гипотезы были слишком соматическими, чтобы медицина, еще не свободная и не ставшая естественной наукой, могла воспринять их без натурфилософской оболочки» (цит. по [3, с. 302]). Ученик И. Канта И. Хоффбауэр считал, что психические процессы автономны и определял ПР, как фиксацию или рассеянность внимания: материалистический субстрат в такой трактовке отсутствует. Современник Рейля К. Нассе полагал, что священники должны взять на себя систематическую заботу о психически больных, а в изучение теологии считал целесообразным добавить курс психологии, имея в виду П. «В период реставрации отчетливо проявляется новая религиозная ориентация психиатрии» (цит. по [3, с. 330]).

Несмотря на то что позиции материализма укреплялись благодаря фундаментальным открытиям в сфере естествознания, «материализм не мог объяснить все многообразие и целостность живой природы. Это способствовало утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе в медицине» [7]. В науке XVIII в. актуализировалось учение витализма - объяснения жизненных процессов факторами непознаваемыми, сверхъестественными, представителями которого были Г. Шталь и С. Ганеман. Г. Шталь считал любые рассуждения о вероятности осознанного и неосознанного движения не имеющими смысла, затушевывая эти проблемы метафизической терминологией. Он даже заявлял, что медицина не нуждается в анатомии (цит. по [5]). С. Ганеман отрицал возможность физической локализации ПР. Витализм XVШ в. стал антитезой по отношению к механицизму, обозначив очередную научно-методологическую бимодальность, актуализировав полемику противостояния концепций идеализма и

80

Якушев И.Б. , П.И. Сидоров

материализма. В то время как витализм обращался к индивидуальному и специфичному a priori подразумеваемому единству живого в стилистике холизма, пытаясь понять целостное функционирование организма, механицизм абстрагировал из машин, под которыми подразумевал и людей (концепция Ламетри), структурное единство и в соответствии с ним, опираясь на оценку функционирования отдельных узлов, объяснял функционирование комплекса организма, как машины, составленной из блоков.

«...в становлении психиатрии XVIII столетие можно считать веком организации больниц, XIX столетие -веком создания учебных кафедр психиатрии и клинически обоснованного описания большинства ПР» (цит. по [1]). В конце XVIII в. в Германии курс П читался во многих университетах не только на медицинских, но и на философских факультетах. «Немецкая психиатрия была в основном связана с университетами» [6], пребывая более в теоретической, чем в эмпирической парадигме. Онтологические принципы идеализма все в большей мере распространялись среди врачей-практиков, многие из которых первоначально имели теологическое образование (И. Рейль, Э. Хайнер, К. Иделер, Г. Дамеров). В Пруссии начались реформы по изменению положения психически больных («Irrenreform»), опиравшиеся на идеи И. Лангермана (1768-1832), ученика Канта и Фихте, сначала изучавшего теологию и лишь затем - медицину. Он находился под влиянием идеалистических виталистических воззрений Шталя, считавшего, что материя безжизненна, и причиной всех телесных проявлений является душа, воздействие на которую может лечить тело, придерживаясь, таким образом, психосоматической концепции. Такой магический анимизм соотносился с позициями идеализма. Лангерман не был психиатром, но оказался одним из пионеров этической П. Социальная интеграция психически больных была для него аналогом соблюдения нравственного закона Канта и распространения его на всех членов общества, в том числе - умалишенных. «Появилась возможность использовать при лечении философию здравого смысла и либерально-экономического утилитаризма, романтические, религиозные и другие разновидности социальных течений, сенсуа-листские гипотезы идеологов, социосоматические теории влечений» (цит. по [3, с. 318-319]). Имея субъективно-идеалистическую онтологическую концепцию, И. Лангерман выступал против любого проявления материализма в медицине. Он дифференцировал симпатические (базирующиеся на патологии соматической сферы) и идиопатические (определяемые болезнью непосредственно души) ПР, почти буквально повторяя формулировку §49 «Антропологии» И. Канта, не допуская соматических трактовок этого феномена. Разница была в том, что обе группы заболеваний, согласно Лангерману,

нуждались в интервенциях психиатра, а не философа, как считал Кант. Идеалистическая суть воззрений Лангермана определялась его мнением о том, что ПР может возникать в результате нравственного падения человека (это сказывалось на его высоких моральных требованиях к служителям ПБ). Душа, по Лангерману, сама генерирует собственное ПР, если избрала ложный путь страсти. (Лангерман опирался на натурфилософию Ф. Шеллинга: «Болезнь возникает вследствие нарушения природного порядка из-за злоупотребления свободой» [11, с. 263]). Поэтому, для того чтобы вылечить пациента, следует вести работу, сходную с воспитательной (в штат ПБ был введен педагог), чему и служат физические наказания больного. Диагноз определяется темпераментом личности, характером, конституцией и патемо-логией (учением о страстях: их Лангерман считал находящимися в родстве с ПР). На близких позициях стоял Э. Хорн (1774-1848), декларировавший свою деятельность, как физическое влияние через соматическое сознание (что имеет формальное сходство с теорией И. Рейля). Но Хорн был далек от романтических воззрений последнего. Это был рационалист, отдавший приоритеты воспитанию, основанному на беспрекословном подчинении, разработавший четкий режим дня, соблюдавшийся неукоснительно, начинаясь и завершаясь нравоучительными религиозными беседами. «Мотивы применения механических средств - лечение, воспитание, порядок или садистское наказание - почти невозможно отделить друг от друга» (цит. по [3, с. 316]). Режим ПБ Хорна был сходен с прусской военной муштрой. Он считал, что наказания «...улучшают поведение, послушание, собранность сумасшедшего, возвращают речь немому, отнимают решимость у тех, кто хочет лишить себя жизни, приводят меланхолика к новому осознанию себя» (цит. по [3, с. 316]).

Актуализация поисков новых объяснений сути ПР и новых методов терапии свидетельствовала о том, что вопрос о ПР и сопряженных с ним социальных, экономических и иных аспектов жизни социума стал важной проблемой современного общества. Особенно заметные изменения наблюдались в левобережных районах Рейна, прежде оккупированных армией Наполеона, ликвидировавшей феодальные институты власти. Здесь раньше, чем в иных регионах Германии, стали появляться ПБ нового типа (Кельн, 1803). Задачей государства стало соблюдение гражданских моральных норм. На смену произволу абсолютизма в отношении психически больных пришло новое мировоззрение, согласно которому их следовало не просто изолировать, но на основании законов (Указ Госсовета Пруссии от 29.09.1803) лечить. Трактовка ПР как аутохтонного «выбора душой ложного пути», привела к поискам корреляции между ПР и социальными реалиями общества. Это возвращало к натурфилософии Шеллинга: «Государство есть следствие

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

#

лежащего на человечестве проклятия» [11, с. 352]; сопоставление «заблуждения души» психически больного с библейским «проклятием» приводило к аналогии между общей социальной реальностью и персональным ПР. Механическое и физическое принуждение, характерное для более ранних СЭФ, все в большей мере обретало морально-социальное содержание - с поиском критериев, позволяющих мотивировать это принуждение с научных позиций, а не в стилистике абсолютизма, - по произвольному решению правителя. Формулировка этих критериев вела к тому, что состояние и поведение психически больных сравнивались с социальными и моральными нормами гражданского социума, в котором право определялось именно сообществом. Лечение было направлено на реинтеграцию больного в общество, соотнося успех терапии с мерой приближения к социальным нормам. Это обстоятельство стало причиной дискуссий между врачами и философами о месте, методах, сфере интересов П как научной дисциплины, причем адепты идеалистической концепции вначале одерживали верх.

В университетах Германии в рамках религиозных и натурфилософских систем возникает идея болезни духа. Психиатры этого времени предпочитают говорить о ПР, употребляя философские категории: Д. Кизер рассматривал ПР, как авторитарный эгоизм и «безнравственную форму жизни»; Г. Шуберт склонялся к мистике в интерпретации «теневой стороны жизни»; И. Эннемозер оправдывал экзор-цизм; Ю. Кернер искал в мире следы духов, а И. Лейппольд и вовсе заявлял, что научная точка зрения является «не немецкой» (цит. по[10]). Несмотря на то что индустриализация этого времени развивалась достаточно интенсивно, академические круги Германии придерживались анахронистичной методологии, интерпретируя симптоматику на уровне ощущений. К. Нойманн относился к ПР, как к антисистемной структуре, нарушающей порядок вещей, противопоставляющей государственный строй «древнему хаосу неупорядоченных вещей». А. Хайндорф, автор первой немецкой книги о П, следуя за Шеллингом, выводил ПР из «идеи души в ее самом высоком и чистом значении», из «мировой души», в которой дух и природа сливаются с Богом.

И.Х. Гейнрот (1.Н. НетгоШ, 1773-1843), бывший представителем мистически ориентированной Мюнхенской школы, получившей название «христиано-германской», в книге «Учебник о расстройствах душевной жизни» (1818) [9], ставшей олицетворением теологической П, синтезом идей Шеллинга, Канта, Гегеля, привел развернутую кли-нико-психиатрическую систематику, ввел в обиход термин «психосоматика», считая тело органом души. Гейнрот рассматривал ПР в аспекте социальных норм, учитывая состояние современного социума, сравнивая норму и патологию. Его идеи стали отражением настроений германского общества.

Гейнрот считал, что лишь просвещенный абсолютизм в состоянии справиться с неразумием гражданского сообщества, пребывающего в страстях алчного эгоизма, подчинив социум разумному христианскому порядку. В системе Гейнрота понятие «совесть», находившееся в оппозиции к эгоистическому духу времени, стояло на самой высокой ступени психики (ей подчинялась душа), представляя собой единственный путь к Богу, давая душевное здоровье, чему противостояло ПР, вытесняющее восприятия из совести или разума. ПР, по Гейнроту, вытекало из греховного поведения субъекта. Таким образом, объективно нравственное лечение общества, возможное при условии существования просвещенного абсолютизма, может создать условия для объективного «начала выздоровления», обеспечив существование закона, порядка, установления «норм разума». ПР, по Гейнроту, возникает в результате объединения внутреннего и внешнего факторов. Упорядоченность внешнего - в стилистике просвещенного абсолютизма - позволяла структурировать эту составляющую ПР, уменьшая хаотичность системы. Дальнейшая динамика течения ПР определяется природой. Терапия в этой системе заключалась в противостоянии набожного и праведного психиатра задаткам грешника-пациента (диссертация Гейнрота была посвящена тому, каким образом подчинить больного воле врача). Профилактика состояла в вере в Бога, для чего религиозное воспитание следовало осуществлять на государственном уровне в системе гражданского права. Безусловность религиозной нравственности оправдывала и узаконивала любые средства насилия, если они предназначались для обуздания страстей пациента. Ограничения, возможные в системе монархии, по мнению Гейнрота, создавали социальный каркас, на который могли крепиться остальные тренды сообщества. Чем более заметно на протяжении XIX в. пролетариат заявлял о формировании собственного самосознания, все интенсивнее вынуждая общество учитывать свои интересы, тем в большей мере его растущие потенции воспринимались как угроза существующему строю, рождая противодействие в виде реставрации идеи прежней системы ценностей и менеджмента. Система Гейнрота с ее монархическими приоритетами стала одной из реакций на социальные изменения, наметившиеся в обществе: новую СЭФ уже нельзя было остановить, но темпы ее формирования можно было снизить. На данном этапе пассеисты-консерваторы попытались ограничить либеральные устремления, быстро завоевывающие пространство и разрушающие старые системы ценностей. Гуманитарно-идеалистическая П превращалась в институт государственного ограничения и контроля, направленный на сдерживание экспансии капитализма, против реализации его интересов.

82

Якушев И.Б. , П.И. Сидоров

Характерно появление в эту эпоху патримониальной теории А. Галлера о возникновении государства. Согласно ей, государство возникло из поземельной собственности; собственником земли является монарх, власть которого распространяется на всех проживающих на ней людей. Государство может передавать, дарить земли, формируя сюзеренитет феодального содержания, в котором налоги являются признаком не обязанности, а личной подчиненности. Теория оправдывала монархию, полагая возможной реставрацию отдельных институтов феодального абсолютизма. Параллельно этой теории А. де Сен-Симон сформулировал экономическую теорию возникновения государства, согласно которой государство - результат исторического прогресса, ядром которого являются экономические преобразования, а общество движется по восходящей линии. Прогресс в этой теории объяснен развитием средств производства. Теория оправдывала входящие в обиход капиталистические принципы управления и хозяйствования. Теория Галлера лежала в плоскости пассеисти-ческих концепций фундаменталистов, пытающихся реанимировать уходящую СЭФ; теория Сен-Симона придерживалась авангардистских воззрений радикалов, рассчитывающих ускорить рождение новой СЭФ - со всеми обстоятельствами новых производственных отношений, экономических, этических, эстетических приоритетов и принципов.

Влияние немецкой классической философии сформировало в Германии генерацию психиатров, находящихся на позициях идеализма, что почти не оставляло места для клинического позитивизма, а патологоанатомические исследования оказывались вне проблем, занимающих врачей. Это направление в П получило название психической школы, подразделявшейся на две ветви: религиозные психики и психики-психологи. Главой всего направления был И. Гейнрот, придерживавшийся в приложении к П религиозно-моралистических взглядов. Он считал, что человек обладает свободой воли, выбирая между злом и добром. Принимая решение, личность определяет директорию жизни, и соматические расстройства возникают по этой причине. «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело» [9]. Эта фраза констатирует примат души над телом в идеалистической концепции Гейнрота. Он говорил не только о ПР, но и о том, что существуют «заболевания органа души» (позже названные эндогенными) и противопоставил их болезням головного мозга. «Зло находится всегда в сердце, потому что последнее в качестве непосредственного является природным и эгоистичным. То, что в помешательстве становится господствующим, есть злой гений человека», - считал Г.Ф. Гегель [2, с. 176]. Гейнрот стоял на тех же позици-

ях, говоря о том, что ПР - это «зло вообще». Гейнрот был автором классификации ПР, основанной на идеалистических подходах. В ней 3 раздела, в каждом из них - по 3 класса (расстройства настроения, умственной деятельности, волевой деятельности), клинически различающиеся по основному признаку раздела (на концепции Гейнрота сказались триады философии Канта): 1) состояния возбуждения; 2) состояния угнетения; 3) смешанные состояния.

Психосоматическую концепцию Гейнрота поддерживал Э. Фейхтерслебен (1806-1849), создавший личностную психиатрию, эклектично объединившую физиологию, психологию, психотерапию. Фейхтерслебен разрабатывал доктрину, напоминающую теорию единого психоза. Единомышленниками Гейнрота были К. Иделер (1795-1860) и Ф. Бенеке (1798-1854). Первый из них считал ПР гипертрофированной страстью, находясь на позициях идеализма, полагая, что душа самостоятельно создает свои раздражители и формирует ПР без участия тела («Безумие - персонифицированная страсть, заполняющая каждую клеточку его существа и использует для развития всю духовную и физическую жизнь» (цит. по [3, с. 371]), соматическими процессами управляет характер. В этой формулировке К. Иделера уже отразилось влияние клеточной теории Т. Шванна, лежавшей в совершенно иной научной парадигме, что стало констатацией постепенного дрейфа П в сторону материализма. Среди методов терапии Иделера была проповедь, с которой он обращался к пациентам, дабы вернуть им разум. «С Иделера в области П начинается противостояние между ориентирующимися на гуманитарные науки идеалистами, поддерживающими консервативное государство, влияющее на социальную интеграцию, и опирающимися на естественные науки материалистами, говорящими об эмансипации всех общественных сил и политическом либерализме» (цит. по [3, с. 366]). В основе теории Иделера лежали практический разум и категорический императив Канта -безусловное признание нравственного закона. Иделер считал, что врачи-материалисты подрывают основы не только науки («Механистический детерминизм превращает людей в автоматы, приводящиеся в движение нитями в мировом театре марионеток. сенсуализм, который, будучи лишен творческой силы, насмехается над недостижимыми для него сверхчувственными понятиями как самообманом, допуская существование лишь осязаемых истин, химера сравнительной психологии, желающая истолковать тайны человеческой души на основе жизни животных; скептицизм, который, сознавая свою беспринципность, вынужден приписывать ее другим, а потому не способен к глубокому исследованию взаимосвязей и служит эгоизму, который может достичь удовлетворения, лишь нарушая правовые и нравственные принципы;

83

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

#

высокомерие, сравнивающее с землей духовный труд тысячелетий, как изжившую себя глупость и прославляющее свою сиюминутную мудрость, как провозглашение лучшего миропорядка; коммунизм, который хотел бы разрушить до основания поддерживаемое законами состояние народов...» (цит. по [3, с. 374-375]), но и современного государства: «Мы берем на себя обязательство преследовать любое учение, подрывающее основы благополучия и будучи обнародованным подстрекателями во времена массовых волнений, отравляющее своим ядом нерассуждающую толпу, доводя ее до исступления» (цит. по [3, с. 374]). (В эти годы в Берлине была защищена диссертация «О демократической болезни».) Ф. Бенеке, автор монографии «Чисто психологическое изложение науки о душевных болезнях», тоже исповедовал концепцию идеализма, развивая идея И. Хоффбауэра. Школа психиков имела большое влияние в Германии, определяя процессы психиатрического образования, терапии ПР и юридические аспекты этой проблемы. Авторитет школы способствовал распространению брутальных исправительных («воспитательных») методик в качестве «лечебных» средств. Эти меры, по мнению психиков, должны были наставить пациента на правильный путь, дабы он «осознал», что стоит «на пути греха», вызывающего ПР, и свернул с него. Прочие методы терапии тоже получали объяснительные формулировки в идеалистическом духе: кресло с фиксаторами «заставляло больного отвлекаться от самого себя, направляя внимание вовне, в силу чего сознание приходило в норму». Применялись болевые раздражители, средства, вызывающие тошноту, гидротерапия: внезапное погружение пациента в воду до появления признаков асфиксии (длительность процедуры определялась временем прочтения молитвы Miserere). Эти способы преследовали цель - привести пациентов к вынужденной необходимости считаться с реальной действительностью, оставив мир ПР. И. Лихтенберг говорил, что плеть позволяет сумасшедшему снова ощутить связь с внешним миром. Помимо терапии в ПБ этого времени была распространена система наказаний с четкой шкалой уровня применяемых мер, в том числе список с фамилиями нарушителей, вывешенный на видном месте.

Г. Дамеров (1798-1866), главный редактор «Всеобщего журнала по вопросам психиатрии и судебно-психиатрической медицины», издававшегося германскими психиатрами вместе с судебными врачами и криминалистами на протяжении многих лет и формировавшего концепцию практических врачей, стоял на идеалистических позициях, используя в своей деятельности идеи христианства. Он считал П междисциплинарной наукой, объединяющей философию и медицину. Его синтетические воззрения были следствием политических убеждений о национальном единстве Германии, в силу

которых Дамеров справлялся и с синкретизмом разнонаправленных концепций психиков и сомати-ков, публикующихся в журнале. Но конфликт между идеалистическими и материалистическими взглядами становился все более принципиальным.

В первой трети XIX в. промышленная революция в Германии и укрепление принципов капиталистического производства привели к усилению позиций торгово-промышленной буржуазии, превращающейся в один из основных классов социума. Системные приоритеты СЭФ капитализма обретали все большую легитимность, видоизменяя прежние конструкции главных государственных институтов, меняя правила менеджмента и экономики, расставляя приоритеты с учетом актуальных вызовов времени. Данное обстоятельство проявилось и в науке, в том числе в медицине и в П. Капиталистический способ производства сказался на возникновении значительного числа ПБ нового типа, которые уже в большей мере, чем контролируемые правителями университеты, способствовали развитию П, более ориентирующейся теперь на практику, чем на философское теоретизирование. Но и в университетах все внимательнее изучались естественно-научные дисциплины, в частности П. Постепенно соматически ориентированная П, считавшая ПР телесными заболеваниями, включающими в себя психопатологические симптомы, начала занимать более респектабельное положение, несмотря на сопротивление оппонирующей стороны. После 1848 г. идеи психи-ков почти не находили поддержки в медицинском сообществе. Философствующая П оказывалась все в большей мере вне научного процесса. Физиология И. Мюллера (1833), клеточная теория Т. Шванна (1838-1839) стали важным рубежом, обозначившим рост авторитета тренда материалистов.

Таким образом, немецкая П первой половины XIX в. формировалась под сильным влиянием немецкой классической идеалистической философии (Кант, Шеллинг, Гегель), что надолго определило приоритеты методологии и повлияло на формирование концепций П. На развитие немецкой П оказала важное воздействие социально-экономическая ситуация в феодально-раздробленной и экономически отсталой Германии: это стало фактором, замедлившим развитие немецкой П как науки. Немецкая П предприняла попытку объединения французской П мозга и натурфилософии Шеллинга, что привело к формированию недолговечной синкретической комбинации. Такой эклектизм был свойственен германской П этого времени, пытавшейся с помощью натурфилософии интегрировать прогрессивные открытия и идеи в существующую анахронистичную социальную систему. По мере того как системные основы капитализма утверждались в Германии, ее П претерпевала изменения, приведшие к середине XIX в. к утрате последователями идеалистических взглядов в немецкой П монополии на научную правоту.

84

Якушев И.Б. , П.И. Сидоров

Сведения об авторах

Якушев Игорь Борисович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (Архангельск) E-mail: yakushev87@gmail.com

Сидоров Павел Иванович - академик РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор Института ментальной медицины, ректор ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (Архангельск) E-mail: info@nsmu.ru

Литература

1. Александровский Ю.А. История отечественной психиатрии (предисловие к готовящемуся изданию) // Рос. психиатр. журн. - 2010. - № 2. - С. 89-94.

2. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. III: Философия духа. - М. 1864. - С. 176-177.

3. Дёрнер К. Гражданин и безумие. - М.: Алетейа, 2006. -С. 291, 298-299, 302, 316, 318-319, 330, 366, 371, 374-375.

4. Каннабих Ю.В. История психиатрии. - М.; Минск: АСТ; Харвест, 2002. - С. 234.

5. Куприянов В.В. Андрей Везалий в истории анатомии и медицины. - М.: Медицина, 1964. - С. 99.

6. Портер Р. Краткая история безумия. - М.: АСТ-Астрель, 2008. - С. 132.

7. Сорокина Т.С. История медицины: 5-е изд. - М.: Академия. 2006. - С. 381.

8. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. - М.: ИПЛ, 1980. - С. 20.

9. Heinroth I.H.A. Lehrbuch der Storungen des Seenleben. -Leipzig, 1818. - S. 423.

10. Leibbrand W. Romantische Medizin. - Hamburg, 1937. -S. 421.

11. Schelling F.W.J. Werke. - München: Ed. Schroter, 1927. Bd. IV. -S. 263, 352.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.