Научная статья на тему 'Немецкая кадастровая система: Германия, Австрия, Швейцария'

Немецкая кадастровая система: Германия, Австрия, Швейцария Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4543
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТРОВАЯ СИСТЕМА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штеллинг В., Быкова Е. Н., Павлова В. А.

В статье обозначены общие направления развития западно-европейских кадастровых систем. Выявлены схожие черты кадастровых систем в западно-европейских странах, а также национальные особенности ведения немецкой кадастровой системы. Доказана необходимость применения инновационных технологий и стандартов при ведении кадастра и распространении кадастровой информации в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the General direction for the development of Western cadastral systems. Revealed similar features of cadastral systems in Western European countries, as well as the national peculiarities of the German cadaster system. The necessity of application of innovative technologies and standards in the conduct of the inventory and distribution of cadastral information in the Russian practice.

Текст научной работы на тему «Немецкая кадастровая система: Германия, Австрия, Швейцария»

муниципальных районов. Средства местного бюджета следует направлять на достижение основной цели - развитие сельской местности, как основного фактора существования агробизнеса [6]. В работе методы расчета определения потерь налоговых поступлений государством, представленных в растениеводстве, могут быть использованы и в животноводстве, где также в результате производства продукции посредниками выводится из сельского хозяйства наибольший объем средств.

Литература

1. Ефимова Г.А., Ефимова C.B. Рентные подходы к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей: Мат. междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов /СПбГАУ. -СПб, 2013.-С.108-111.

2. Ефимова Г.А., Исаев Г.А. Экономический анализ межрегиональной социально-экономической дифференциации сельских территорий // Известия Международной академии аграрного образования. - 2012. - №14. - Т.2. - С. 67-74.

3. Пономарёва Ю.В., Ефимова Г.А. Рентное регулирование социально-экономического развития аграрных отношений // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2010. -№21. - С.135-143.

4. Методика государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ, 2000.

5. Фондовые материалы Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, 2013.

6. Ефимова Г.А., Булгаков П.Е. Рентные принципы повышения социально-экономической эффективности АПК // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 35. - С. 131-134.

УДК 631.11(075) Доктор техн. наук В. ШТЕЛЛИНГ

(Высшая техническая школа им. Георгия Агриколы, [email protected])

Канд. техн. наук E.H. БЫКОВА (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», [email protected])

Канд. экон. наук В.А. ПАВЛОВА (СПбГАУ. vikalpavf/mail.ru)

НЕМЕЦКАЯ КАДАСТРОВАЯ СИСТЕМА: ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ

Кадастровая система, направления развития, инновационные технологии

Результативность управления земельными ресурсами зависит от актуальности и достоверности земельно-кадастровых данных. В рыночных условиях кадастровая информация, выдаваемая вследствие кадастровой деятельности, создает фундаментальную основу для формирования инновационного климата в стране, реализуемого через инновационные технологии.

В последнее время кадастровые системы западноевропейских стран характеризуются технологическими прорывами в области автоматизации кадастровых работ, а в частности, инновационными технологиями сбора, обработки и предоставления информации. Среди основных направлений развития в области кадастровых систем можно выделить:

- доступность и открытость кадастровой информации для реализации верных государственных управленческих решений, в том числе и для коммерческого применения;

- создание и обновление кадастровых карт с использованием географических и земельных информационных систем;

- формирование объектов кадастрового учета за счет привлечения частных инвестиций с помощью специализированного оборудования;

- повышение точности пространственных характеристик земельных участков и иных объектов недвижимости;

- экономическая и юридическая эффективность мультифукциональных земельно-кадастровых систем.

Западноевропейские кадастровые системы Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландов, Испании, Италии, Греции в общих чертах одинаковы. Фундаментальные основы создания реестра объектов недвижимости заложены императором Наполеоном I приблизительно два столетия назад. Основной целью создания такой учетной системы явилось налогообложение недвижимости в пользу увеличения казны государства. В западноевропейских странах бремя уплаты земельно-имущественных налогов возложено в основном на собственников. В ходе эволюции общественно-экономической формации, а также развития промышленности указанных стран складывались, отшлифовывались и отторгались бытием бесчисленные правовые механизмы регулирования земельно-имущественных отношений. Что повлекло за собой формирование правового кадастра, который бы обеспечил регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ними, а также регистрацию различных обременений. Например, в средние века предшественником правового кадастра в странах с немецкой кадастровой системой была Земельная книга («Grundbuch»), которая содержала информацию об индивидуальных гражданских правах на земельные участки.

В итоге можно выделить основные схожие моменты ведения кадастровых систем в западноевропейских странах:

- описание земельных участков происходило и происходит двумя способами: атрибутивно и графически;

- обеспечивают систематический охват всей территории и непрерывно обновляются данные земельной информационной системы;

- сходство техники ведения информации в регистрах;

- к основополагающим признакам идентификации земельного участка относят: кадастровый номер, представленный в виде цифрового кода, площадь, почтовый адрес или местоположение, вид использования, наличие улучшений, информация о правообладателе;

- предусмотрены дополнительные сведения о земельных участках или иных объектах недвижимости с учетом национальных традиций [1].

Рассмотрим национальные традиции на примере немецкой кадастровой системы (Германия, Австрия, Швейцария).

В течение двух столетий развивалась современная немецкая кадастровая система, которая отличается детально отработанными кадастровыми процедурами, высокой точностью определения границ землевладений, а также гарантиями зарегистрированных прав и т.п. Система управления недвижимостью в Германии, Австрии и Швейцарии отличается: во-первых, высокой степенью проработанности законодательства, которое обеспечивает структурированное и четкое ведение реестров; во-вторых, мультифункциональностью кадастра, подразумевающей возможность использования кадастровой информации для целей градостроительства, ветеринарии, планирования тушения пожаров, защиты от наводнений и других целей, непосредственно не связанных с ним; в-третьих, полнотой информационной составляющей учетно-регистрационной системы недвижимости; в-четвертых, совершенностью автоматизированной системы управления на основе ГИС-технологий.

Немецкий кадастр. В Германии изначально был фискальный кадастр, появившийся в середине 19 столетия, который потом трансформировался в кадастр собственности. К многофункциональному кадастру на основе автоматизированного его ведения Германия пришла примерно в 1930-х годах, а позже - в 1990 году стала действовать информационная система, позволяющая решать вопросы землепользования и землеустройства. Идея создания

кадастра на основе картографической и семантической информации для государственного управления была предложена с самого начала, хотя основной целью его было налогообложение. Поэтому кадастровая система Германии по праву может считаться одной из базовых для современных систем многих развивающихся стран. Немецкий кадастр недвижимости на данный момент представляет собой безусловное подтверждение границ и прав собственности на землю и другие объекты недвижимости.

Внесение изменений в нормативно-правовые документы, касающиеся кадастра Германии, является прерогативой государства. К нормативно-правовым документам, регулирующим учетно-регистрационные действия с недвижимостью, относятся такие законодательные акты, как Германское гражданское уложение (BGB), Положение о ведении кадастровых (поземельных) книг (GBO), Положение о проведении кадастрового учета (GBV), Закон об упорядочении земельного кадастра (GBBerG), Положение о правовых сделках с земельными участками (GVO), Закон о налоге на приобретение земельной собственности (GrEStG), Закон о служащих суда (RPflG), Закон о государственном регистраторе прав, Закон о праве собственности на жилье (WEG), Гражданское процессуальное уложение (ZPO) и ряд других [4].

Официальной информационной системой кадастра в Германии является ALKIS (Amtliches Liegenschaftskataster-Informationssystem), которая представляет собой один из трех компонентов концепции AFIS®-ALKIS®-ATKIS®. Она была выпущена 29 июля 2010 года для функционирования кадастра недвижимости и содержит цифровую документацию кадастра на недвижимое имущество и здания в виде карт (ALK - Карта недвижимости) и Книги собственности (ALB) [5].

Аналоговые кадастровые карты Германии существуют, как правило, в форме сетки карт масштаба 1:1000 на основе системы координат Гаусса-Крюгера. Большинство этих аналоговых карт в настоящее время заменены цифровыми Картами недвижимости (ALK), содержащими следующую географическую информацию: границы земельных участков и углы поворота; нумерация земельных участков; границы районов; геодезические контрольные пункты; границы домов и зданий; номера домов; названия улиц; результаты из официальной почвенной оценки; целевое использование земель; топографические объекты местности, такие как бордюры, велосипедные дорожки, деревья, набережные и т.д.

В Книге собственности (ALB) содержатся следующие данные: имя, дата рождения, адрес правообладателя; доли земельной собственности; местоположение земельного участка (название улицы, номер дома, центральные координаты); район и номер земельного участка; площадь земельного участка; тип землепользования; результаты из официальной почвенной оценки; внутренняя информация, включая год формирования земельного участка, номер кадастровой карты, номера геодезических (кадастровых) планов, номер записи и имущества в Земельном реестре и др.; дополнительные сведения о земельном участке, такие как сведения об отнесении участка к историческому памятнику, природному заповеднику и т.д.

Регистрацию земель в Германии осуществляют местные суды по месту их нахождения. Должностными лицами, осуществляющими регистрацию, являются: судьи районного суда, администраторы правосудия, назначенные чиновники, работающие в земельных и регистрационных офисах.

Организация и ведение кадастра недвижимости осуществляется в федеральных землях Германии по трехуровневой системе геодезических и кадастровых услуг:

1. Верховная геодезическая и кадастровая власть (Министерство государственной власти) - осуществляет подготовку законодательных документов, решение административных вопросов и выступает в качестве высшего надзорного органа.

2. Высшая геодезическая и кадастровая власть представлена на этом уровне департаментами губернаторов (административные подразделения федеральных земель). Они контролируют кадастровые и геодезические организации, а также лицензированных геодезистов; издают общие и специальные директивы и оказывают помощь местным организациям.

3. Низшие геодезические и кадастровые агентства, юрисдикция которых распространяется на территорию области или города. Им поручено поддерживать и обновлять кадастр недвижимого имущества.

Во всех землях Германии, кроме Баварии, работают лицензированные геодезисты, имеющие право осуществлять кадастровые съемки. Кроме того, правовым удостоверением подлинности договоров, связанных с куплей-продажей земли, ипотекой и другими сделками, занимаются нотариусы [6].

Земельная регистрация в Германии показывает правовой статус всей недвижимости. Кадастр недвижимости определяется как официальная регистрация всех земельных участков и зданий, описанных графически и семантически. Он показывает границы распространения прав владения, а также назначение, местоположение, размеры и функциональное использование и представляет собой не только реестр, в котором описываются сведения о земельных участках и зданиях, но и дополнительные данные о почвенной оценке. Таким образом, кадастр недвижимости стал основным элементом всех видов географических информационных систем и является частью SDI-проектов на местном, региональном и национальном уровнях.

Регистрация земель в Германии характеризуется двумя важными правовыми принципами:

- смена прав на землю вступает только с момента регистрации ее в Книге собственности;

- до тех пор пока не будет доказано иное, правильность всех прав, записанных в Книге собственности, считается верным.

Основой кадастра Германии является земля, т.е. информация географически привязана к уникальным, четко определенным на местности земельным единицам. Эти единицы определяют официальные границы земельных участков, каждому из которых присваивается уникальный номер (кадастровый номер).

Кадастр, основанный на кадастровой съемке (Карта недвижимости), показывает разделение земель на земельные участки и содержит информацию о фактическом состоянии имущества (местоположение, размер, использование и т.д.). Книга собственности содержит описательную часть кадастра недвижимости. Таким образом, только обе системы в сочетании могут дать полное представление о правовом и фактическом землепользовании. Оба реестра постоянно обновляются и сохраняются в соответствии друг с другом.

В Книге собственности регистрируются следующие права на землю:

- право собственности;

- долевая собственность на недвижимость;

- собственность на здание без собственности на землю (долгосрочная аренда);

- полная собственность на квартиру в сочетании с частичной собственностью на земельный участок;

- сервитут, как ограниченное право собственника одного земельного участка на использование соседнего земельного участка (право прохода или проезда);

- сервитут, как частное или публичное ограничение права (право построить газопровод на частной земле);

- ипотека в различных формах для обеспечения кредитов;

- преимущественное право человека на покупку недвижимости;

- преимущественное право на докупку недвижимости.

Австрийский кадастр. В начале 1980-х годов в Австрии была разработана цифровая "База данных недвижимости", в которой содержится как информация из Земельной книги, так и информация из Кадастра в цифровом формате. Единая база данных полностью заменила аналоговые реестры и позволила осуществлять доступ к информации по всей стране через веб-сервисы. С начала 1990-х годов эта единая база данных стала доступна через Интернет, в нее были внесены изменения с цифровой кадастровой карты «Digital Cadastral Map - DKM», которые загружаются с использованием современных интерактивных

веб-инструментов. В 2004 году в базу данных недвижимости был добавлен национальный Адресный реестр (Address Register), а также интегрированы такие заинтересованные стороны, как муниципалитеты, министерства в качестве партнеров в системе обслуживания.

В 2012 году база данных недвижимости Австрии была реорганизована и с тех пор существуют отдельные ее части для земельной регистрации и для кадастра, которые обновляются одновременно и полностью в автоматическом режиме. В то же время подготовкой документов для внесения изменений в указанную базу данных занимаются лицензированные геодезисты, которые представляют их в кадастровые офисы в электронном виде [6].

Австрийская модель функционирования Кадастра (Kataster) и Земельного реестра (Grundbuch) представлена на рис.

Условные обозначения:

...........► взаимосвязь пользователей и офисов напрямую;

£ взаимосвязь пользователей и офисов через посредников; |=- передача информации;

~ —— базы данных;

Рис. Австрийская модель функционирования Кадастра и Земельного реестра [3]

Основным нормативным документом, который регулирует процесс установления границ земельных участков, является Закон о геодезии (Vermessungsgesetz, 1968 г.) [2].

В институциональной структуре управления земельными ресурсами в Австрии существуют ключевые игроки, которые реализуют определенные функции и обязанности. Так, например, правовые задачи решают около 140 Земельно-регистрационных офисов ("Grundbuch") в окружных судах в рамках Федерального министерства юстиции. В этих офисах работает 3-5 государственных служащих, которых курируют судьи. Кадастровые офисы работают в подчинении Федерального бюро геодезии и метрологии и несут ответственность за регистрацию и обслуживание объектов (земельных участков, зданий, землепользований и т.д.), а также за документацию по землепользованию и качеству почвы.

Каждый земельно-регистрационный и кадастровый офисы хранят данные (в пределах своей компетенции) в базе данных. Техническая поддержка этой базы данных организуется Федеральным бюро геодезии и метрологии. Вся информация в отчетах полностью открыта для общественности.

В Австрии необходимо обязательно регистрировать какую-либо недвижимость в национальной системе регистрации земель. Данные об объектах недвижимости, правах на недвижимое имущество и обладателях прав собственности поддерживаются кадастровыми органами и регистрационными властями (местные суды), которые решают общие задачи. Земельная книга и Кадастр полностью независимы в организации, личных и финансовых вопросах, но они объединены в общую базу данных.

Земельно-регистрационные и кадастровые офисы являются частью государственного управления. Австрийская система регистрации прав подразумевает то, что владелец должен зарегистрировать в Земельном реестре свое право на недвижимость. При этом регистрация прав в Земельной книге взаимосвязана с Кадастром.

Австрийский кадастр используется для различных целей и служит базовой системой для выдачи разрешений для строительства, планов зонирования при планировании территории, а также для IACS (Интегрированной сельскохозяйственной системы управления). Большинство австрийских административных процессов, как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях управления, связаны с имуществом или землей, при этом основными базовыми территориальными единицами, к которым осуществляется привязка, являются кадастровые участки.

Кадастр Австрии состоит из Кадастровой карты (Katastralmappe) и Реестра земель (Grundstücksverzeichnis).

Кадастровая карта представляет собой одну из частей кадастра. Ее цель состоит в том, чтобы показать положение и геометрию, включая межевые пункты земельных участков и смежные границы между различными типами землепользований, включая здания. Она также содержит информацию о количестве граничных точек, опорных точек и некоторые другие атрибуты. Кадастровая карта была создана в 1817 году в бумажном виде, а с 1987 года была оцифрована и стала доступна в цифровом формате (Digitale Katastralmappe - DKM). С 2004 года содержание кадастровой карты соответствует информации в базе данных кадастра (участки, координаты). Кадастровая карта создается в масштабах 1:500 - 1:5000.

В настоящее время на цифровой кадастровой карте показаны: границы земельных участков; их номера; границы и обозначения пунктов государственной геодезической сети и другие данные, что значительно менее информативно по сравнению с кадастровым планом, выполняемом на бумаге.

Реестр земель по каждому земельному участку содержит: кадастровый номер общины; номер земельного участка; целевое назначение и связанное с ним использование; доход от использования земельного участка; номер в реестре юридических лиц и другие данные.

В дополнение к описанным выше данным Реестр земель также содержит Каталог владельцев, в котором указываются их имена, дата рождения, адреса, указание на доли собственности.

Особенностью австрийского кадастра является ведение отдельных книг железных дорог (Eisenbahnbuch) и горнодобывающей промышленности (Bergbuch).

Кадастр в Швейцарии. С 1912 года Гражданский кодекс составляет основу «Федеральной системы регистрации земель» в Швейцарии. Процесс регистрации был детализирован изданием Постановления «О регистрации земель» (1910 г.) и Инструкцией «Картография и кадастровые работы по межеванию» (1919 г.). В начале 1900-х годов, когда была создана кадастровая система, были определены и ее принципы, которые в настоящее время актуальны и имеют законную силу. Регистрация земель в Швейцарии включает в себя пять разделов, основанных на кадастровой карте, которая создается по результатам кадастровой съемки. В соответствии с политической и административной структурой страны

оперативное управление выполнением кадастровых съемок и регистрацией земель находится в ведении округов, Конфедерация же осуществляет контроль и субсидирование их деятельности. Кадастровая съемка может быть заказана у частных геодезистов, которые должны выполнять кадастровую съемку только имея федеральную лицензию.

В 1993 году Инструкцию «Картография и кадастровые работы по межеванию» 1919 года заменили Постановление «О кадастровой съемке» (УАУ) и Техническое постановление «Об официальных кадастровых работах по межеванию» (ТУАУ). Целью их издания было модифицировать систему кадастровой съемки и ввести цифровой формат данных. Благодаря универсальности данных в цифровой форме результаты кадастровых работ по межеванию земель стали использоваться не только кадастром, но и различными земельно-информационными системами. Создание системы независимого от языка описания данных ШТЕКиБ было ключевым элементом в этой концепции [6]. По результатам кадастровой съемки в геоинформационной системе было создано 8 слоев, полученных независимо друг от друга в связи с тендерной системой разработки проектов межевания.

Организации, участвующие в ведении кадастра на территории Швейцарии, располагаются на двух административных уровнях - федеральном и окружном.

Кадастровые съемки осуществляются Геодезическими агентствами (КУА), контроль за которыми ведется Федеральным управлением по кадастровым съемкам (УН)).

Регистрация земельных участков, установление правил и требований к организациям, назначения и стоимость регистрации земель находится в компетенции округов. Конфедерация контролирует эти округа через Федеральное управление регистрации земель и прав. Некоторые из небольших округов придерживаются единой системы, включающей офисы в 18 округах, расположенные в одном или нескольких районах или муниципалитетах, т.е. в результате в общей сложности там насчитывается около 350 окружных или региональных офисов регистрации земель.

Большая часть работ по межеванию земель выполняется частными геодезическими организациями, что является повсеместной практикой для Швейцарии с начала 1900-х гг. Для того чтобы принять участие в проектах по выполнению определенных кадастровых работ (сбор данных, модернизация и обновления кадастра), частные геодезические организации участвуют в тендерах. Вовлечение частного сектора в государственные работы по кадастру оказалось перспективным направлением для Швейцарии, так как это способствовало адаптации процессов и технологий, совершенствованию методов, используемых геодезистами, и улучшению в целом системы кадастра. Инновационный потенциал взаимодействия «государство - частное партнерство» принесло пользу всей кадастровой системе.

В Швейцарии существует только одна комплексная кадастровая система (охватывает всю территорию страны в полном объеме), которая учитывает земельные участки. Каждый кусок земли представляет собой участок, имеющий своего владельца. Дороги и государственные территории, например, могут быть в собственности муниципалитетов, округов и федеральных организаций. Собственниками земельных участков также могут быть частные компании или кооперативы.

Кадастровая система Швейцарии основана на книжном принципе, т.е. каждый земельный участок связан ровно с одним правом собственности, зарегистрированным в Земельном реестре. При этом каждый земельный участок имеет уникальный номер, с которым связана вся соответствующая информация. Здания по определению являются составными частями земельных участков и по умолчанию не могут пересекать границы участков. В случае, если здание пересекает границу участка, то такая граница должна быть исправлена или два смежных земельных участка должны быть объединены. Земельные участки могут продаваться только в виде полного объекта. Если необходимо продать только часть участка, то участок должен быть разделен, новая граница размежёвана на местности в процессе кадастрового обследования.

Рассматриваемая кадастровая система описывается двумя основными видами деятельности: «Регистрация земель» и «Кадастровая съемка». Содержание кадастровой съемки определяется моделью данных с 8 информационными слоями (опорные точки, почвенно-растительный покров, отдельные объекты, рельеф, наименования, собственность, трубопроводы, административное деление).

Содержание Земельного реестра (ОгипёЬисЬ) в основном включает регистрацию собственности, к которой относится: недвижимость (земельные участки, включая здания на них); сервитуты и обременения; горные объекты (шахты и др.); кондоминиумы.

Картографической основой Земельного реестра является цифровая кадастровая карта. Точность кадастровой съемки и степень детализации указываются на 5 различных уровнях: городские центры, населенные территории, интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья, широко используемые области сельского хозяйства и горные районы.

Кадастровые съемки основаны на национальной системе контроля, организованной по иерархии 3-х уровней. Как и большинство географических данных в Швейцарии, они имеют определенную геодезическую опорную сеть (проекция Меркатора).

На основе проведенного анализа кадастровых и регистрационных систем Германии, Австрии и Швейцарии следует заключить:

- во-первых, хотя рассмотренные страны и являются странами одной группы земельно-регистрационных систем, основанных на кадастре, сформированном еще в средние века, они имеют различную внутреннюю структуру. Так, Германия и Швейцария представлены единой системой регистрации и кадастра, в то время как в Австрии ведутся отдельно кадастр и регистрация прав;

- во-вторых, в странах с немецкой кадастровой системой главной кадастровой единицей является земельный участок, а здания, сооружения и помещения либо учитываются отдельно в виде реестров с составлением поэтажных планов на уровне федеральных земель как в Австрии, либо как в Швейцарии здания учитываются как составные части земельных участков;

- в-третьих, в Германии и Австрии кадастр имеет мультицелевой характер, так как данные в нем настолько насыщены, что используются для целей не только непосредственно связанных с управлением земельно-имущественным комплексом стран, но и для целей животноводства, пожарной безопасности, экологии и др.;

- в-четвертых, рассмотренные страны имеют в своем распоряжении достаточно хорошо проработанную нормативно-законодательную базу, которая обеспечивает структурированное и отчетливое ведение обозначенных выше реестров;

- в-пятых, для создания картографической основы кадастровых систем применяют разные проекции (в Германии - проекция Гаусса-Крюгера, а в Швейцарии - проекция Меркатора);

- в-шестых, кадастровые карты, а также описательная часть кадастра представлены в цифровом формате и доступны для обширного круга пользователей;

- в-седьмых, данные кадастровой системы любой страны подлежат систематическому обновлению, в противном случае кадастровая информация теряет свою актуальность и достоверность. Для этих целей осуществляют кадастровые съемки с привлечением лицензированных геодезистов.

Исходя из вышеизложенного в российской действительности при совершенствовании собственной учетно-регистрационной системы можно использовать опыт немецких стран, но с учетом своих исторических, геополитических и экономических особенностей управления земельными ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировой опыт и отечественные эксперименты иллюстрируют, что приоритетная роль отводится адаптированному представлению наиболее востребованной кадастровой информации широкому кругу лиц путем создания публичных кадастровых карт. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета

в сети Интернет, реализуя тем самым главный пришит открытости и доступности кадастра.

Также максимально востребованы в настоящий момент пространственные данные, получаемые в результате государственного кадастрового учета.

Таким образом, в основе всех видов производных кадастровых карт должен лежать один и тот же состав сведений кадастра, разграниченный по уровню доступа. В связи с этим перечень сведений кадастра, представляющих наибольшую ценность и подлежащих размещению на кадастровых картах, следующий:

1) кадастровый номер и границы земельного участка в кадастровом квартале;

2) граница и кадастровый номер здания, сооружения на земельном участке;

3) целевое использование земельного участка;

4) адрес объекта недвижимости;

5) местоположение и наименование пунктов опорных межевых сетей.

В итоге можно заключить, что кадастровые системы представляют собой земельно-информационные системы с пространственной привязкой данных к конкретным земельным участкам. Состав кадастровой информации в значительной степени совпадает.

Литература

1. Варламов A.A. Зарубежные земельно-кадастровые системы // Имущественные отношения в РФ. - 2007. - № 7. - С. 60-68.

2. Крамкова Т.В. Осуществление кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество, планирования развития территорий, землепользования и застройки в Австрийской Республике // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. -№ 1-2.

3. Emst, Julius Cadastre - Land Registry in Austria / Meeting of PCC and Eurogeographics. Helsinki. November. 2006.

4. Федеральное управление метрологии и геодезии [Электронный ресурс]. - Электрон, данные. Режим доступа: http://www.bev.gv.at/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем.

5. Территориальный орган государственного права [Электронный ресурс]. - Электрон, данные. Режим доступа: http://www.bochum.de/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем.

6. Кадастровые модели 2.0 [Электронный ресурс]. - Электрон, данные. Режим доступа: http://www.cadastraltemplate.org, свободный,- Загл. с экрана. - Яз. англ.

УДК 332.142.4

Канд. экон. наук Е.О. НИКИФОРОВА (СЗНИЭСХ, [email protected]) Канд экон наук П.И. ПИСАРЕНКО (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Канд экон наук Б.С. ДЖАБРАИЛОВА (СЗНИЭСХ, [email protected])

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ОБОРОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

Сельскохозяйственные угодья, государственное регулирование

Современный период функционирования отечественного агропромышленного комплекса характеризуется влиянием таких двух важных факторов, как введенные санкции и антисанкции. Это, безусловно, ставит на повестку дня задачу импортозамещения и связанное с ней неотложное решение проблемы резкого повышения уровня конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и устойчивого развития отрасли в условиях глобализации экономики [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.