ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Э01: 10.21045/1811-0185-2024-6-13-22 УДК 614.2
НЕМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
А.В. Поликарпов а, И.М. Сон ь, О.В. Миргородская с И.В. Курсекова
с ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;
ь ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0002-6696-8714; ь https://orcid.org/0000-0001-9309-2853; с https://orcid.org/0000-0002-4327-148X.
И Автор для корреспонденции: Миргородская О.В.
АННОТАЦИЯ
Повышение доступности медицинской помощи является одной из задач по достижению целей государственной политики в сфере сбережения населения России и развития человеческого потенциала ряда стратегических документов Российской Федерации.
Цель исследования: анализ немедицинских аспектов обеспечения доступности медицинской помощи, их нормативное правовое регулирование при территориальном планировании в здравоохранении на региональном уровне. Материалы и методы. Источником информации послужили нормативные правовые акты из справочной правовой системы КонсультантПлюс. В исследовании применялись описательный и аналитический методы.
Результаты. Показано, что вопросы обеспечения доступности медицинской помощи и создания условий для ее оказания и развития различными законодательными и нормативными правовыми актами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочиям органов местного самоуправления в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации. Однако данные положения в рамках разграничения полномочий сформулированы по-разному, что определяет необходимость совершенствования нормативной правовой базы. Определена целесообразность совершенствования нормативной правовой базы разного уровня и ведомств в рамках уточнения правовой нормы по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района или муниципального, городского округа в части предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания и парковочного пространства, с возможностью доезда до медицинской организации для всех групп населения. В рамках нормативного регулирования требуют конкретизации иные социальные гарантии медицинским работникам, в том числе обеспечение медицинских работников жилыми помещениями (служебным жилым помещением, по договору социального найма, предоставление соответствующих субсидий и выплат на приобретение жилых помещений).
Определено наличие достаточной регламентации в части правил строительства и содержания автомобильных дорог в правовом поле, однако, в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, приведенных в исследовании, отсутствует конкретизация и корреляция указанных правовых норм относительно медицинских организаций.
Выводы. Определена необходимость совершенствования нормативного регулирования немедицинских аспектов государственного и муниципального обеспечения доступности медицинской помощи населению в части приведения в соответствие с конституционными нормами и взаимной корреляции между нормативными правовыми актами различных ведомств для конкретизации мер, направленных на повышение доступности, при оказании медицинской помощи населению, в части транспортного обеспечения, социальных гарантий для медицинского персонала и иных мер по развитию инфраструктуры.
Ключевые слова: доступность медицинской помощи, органы местного самоуправления, территориальное планирование, первичная медико-санитарная помощь, субъект Российской Федерации.
Для цитирования: Поликарпов А.В., Сон И.М., Миргородская О.В., Курсекова И.В. Немедицинские аспекты доступности медицинской помощи при территориальном планировании в здравоохранении. Менеджер здравоохранения. 2024; 6:13-22. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-13-22
С
«КС
Повышение доступности медицинской помощи является одной из задач по достижению целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, программ по повышению доступности медицинской помощи старшему поколению, оказанию помощи детям, и государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [1—3].
В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетных направлений по решению основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации является обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, включая развитие маршрутов общественного транспорта, строительство и реконструкцию дорог с твердым покрытием (подпункт 1 пункта 27).
На современном этапе развития здравоохранения для повышения доступности медицинской помощи необходимо применение методики территориального планирования с позиции системного анализа, с учетом обеспеченности и рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, экономии бюджета, времени населения и персонала медицинских организаций [4], принимая во внимание развитие службы санитарной авиации, медицинских технологий, геолокационных информационных систем, коммуникационных и других технических средств, актуальные дорожно-транспортные коммуникации и т.п.
Наряду с этим многогранность решения вопросов территориального планирования здравоохранения обусловлена разнообразием региональных экономико-географических условий, характера расселения и межселенных связей (производственных, культурно-бытовых и др.), мобильностью населения, административной и экономической значимостью населенных мест и рядом других аспектов, которые можно назвать немедицинскими. Они не имеют прямого отношения к системе здравоохранения, но имеют значимое влияние на территориальную доступность медицинской помощи и размещение сети медицинских организаций [4, 5]. Последняя, как элемент системы общественного обслуживания, не может формироваться в отрыве от градостроительных основ, их правового регулирования с учетом градо-и дорожностроительного прогнозирования [6-8].
В ряде исследований показано, что доля влияния системы здравоохранения на здоровье человека составляет около 10-15% от влияния всех факторов, но это влияние может достигать 50% и выше в зависимости от уровней заболеваемости в сообществах, их нравственно-духовных и культурных ценностей [9-11], тем самым подчеркивается значимость влияния других, в том числе немедицинских, факторов.
Следует отметить, что изучение немедицинских аспектов обеспечения доступности медицинской помощи не находит столь широкого отражения в научных публикациях по сравнению с организационной составляющей системы здравоохранения. Данное обстоятельство подтверждает необходимость изучения и анализа немедицинских аспектов обеспечения доступности медицинской помощи, как в целом на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, а также определяет необходимость изучения полномочий органов местного самоуправления с точки зрения нормативного правового регулирования при территориальном планировании, без участия которых невозможна успешная реализация планирования сети здравоохранения и, тем самым, достижение поставленных целей по повышению доступности различных видов и условий оказания медицинской помощи.
Таким образом, цель исследования заключается в анализе немедицинских аспектов обеспечения доступности медицинской помощи, их нормативное правовое регулирование при территориальном планировании в здравоохранении на региональном уровне.
Материалы и методы исследования
В качестве источника информации использовались нормативные правовые акты, отобранные из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». В исследовании применялись описательный и аналитический методы.
Результаты и обсуждение
Вопросы организации медицинской помощи населению, ее различных видов и условий оказания отнесены федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. [12-14] В соответствии с полномочиями, перечисленными в подпунктах 5 и 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № Б
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан»), органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют систему и расположение медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации, а также осуществляют функции учредителей медицинских организаций [12]. В соответствие с нормами статьи 16 данного Федерального закона полномочия по обеспечению доступности медицинской помощи закреплены за органами государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с «созданием условий для ее развития, в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации».
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и муниципального, городского округа (далее - органы местного самоуправления) в сфере здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»), как и Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан», отнесены только вопросы по «созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района или муниципального, городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», но не обеспечение доступности [12, 15]. В последнем к полномочиям органов местного самоуправления также относится «создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях». Данное положение не противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», однако не закреплено в нем [15].
В то же время, согласно пункту 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации «органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи» [16].
Это свидетельствует о необходимости совершенствования правовых норм относительно полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных, городских округов в указанных федеральных законах.
Среди принципов доступности и качества медицинской помощи, изложенных в статье 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», можно выделить принципы, требующие мероприятий немедицинской направленности в рамках территориального планирования здравоохранения, в том числе принципы:
• «транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения»;
• «наличия необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации».
С учетом вышеизложенного, с нашей точки зрения, целесообразно совершенствовать нормативное правовое регулирование, в том числе:
1. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», в части уточнения правовой нормы «Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района или муниципального, городского округа», а именно:
- наличие автомобильных дорог общего пользования, соответствующих установленным правилам, стандартам, техническим нормам, в том числе в части обеспечения требований безопасности дорожного движения (далее - наличие автомобильной дороги), соответствующее содержание их, в том числе в зимний период, а также парковочного пространства в непосредственной близости от медицинских организаций, включая выделение специальных парковочных мест для лиц с ограниченными возможностями;
- наличие пассажирского транспорта общего пользования (регулярность, количество маршрутов, близость остановки общественного транспорта к медицинской организации).
2. Конкретизация в нормативных правовых актах норм по:
- обеспечению врачей жилым помещением (служебным жилым помещением, по договору социального найма и предоставление соответствующих субсидий и выплат на приобретение жилых помещений, в том числе за счет муниципальных образований);
- иным социальным гарантиям для медицинских работников и их детей.
Рассмотрим правовые аспекты каждого из предложений более подробно.
с
#хс
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
В части пункта, касающегося наличия автомобильной дороги, прежде всего следует рассмотреть, какие по своему значению автомобильные дороги относятся к собственности, а значит и ответственности, субъекта Российской Федерации и поселения, городского округа или муниципального района. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах») к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а к собственности поселения, городского округа и муниципального района, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, городского округа и муниципального района соответственно, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об организации власти в субъектах Российской Федерации») к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) [14].
К полномочиям органов местного самоуправления (городского поселения, муниципального района и муниципального, городского округа) Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах соответствующих населенных пунктов поселения, муниципальных
районов и городских округов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспондирующие полномочия предусмотрены в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах» и в Федеральном законе от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об организации дорожного движения») [15, 17, 18].
Вопросы, касающиеся определения того, что представляет собой дорожная деятельность, установления норм и правил проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, а также их содержания в соответствии с требованиями технических регламентов, правил производства и контроля качества работ, установления состава и видов работ, выполняемых при их капитальном ремонте, ремонте и содержании, требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие требованиям, подробно изложены в целом ряде нормативных правовых актов.
Анализ основных нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, и нормативных правовых актов в части правил строительства и содержания автомобильных дорог, позволяет сделать вывод о наличии достаточной регламентации данного вопроса в правовом поле. Однако, несмотря на это, в перечисленных федеральных законах и подзаконных нормативных актах отсутствует конкретизация и корреляция указанных правовых норм относительно медицинских организаций. Это определяет целесообразность совершенствования нормативного правового регулирования по вышеизложенным предложениям в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № Б
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
6 июня 2019 г. № 254 и достижения результатов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и государственных программ для повышения качества и продолжительности жизни, а также улучшения здоровья населения Российской Федерации.
В этой части ориентиром могут служить Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, разработанные во исполнение пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» (далее - Методические рекомендации), в которых отражены основные принципы по развитию транспортной инфраструктуры в части доступности медицинской помощи, включающие:
• планирование размещения новых объектов медицинской инфраструктуры в ходе градостроительной деятельности;
• организацию работы по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения;
• организацию работы по развитию ПТОП, обеспечивающего доступность медицинской инфраструктуры для населения;
• использование интеллектуальных транспортных систем для повышения доступности медицинской инфраструктуры для населения;
• развитие медицинской инфраструктуры экстренной эвакуации граждан (вертолетные площадки);
• организацию работы по обеспечению транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения в рамках осуществления полномочий по организации и мониторингу дорожного движения;
• инструменты реализации мероприятий по обеспечению транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения [19].
При этом подпунктом 5 пункта 4 Методических рекомендаций выделено, что «уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления несут ответственность за обеспечение транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения».
Вопросы создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), как указано выше, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа и муниципального района, следовательно, и являются расходными обязательствами местных бюджетов.
Также Федеральным законом «Об организации дорожного движения» в статье 13 регламентирована возможность установления Законом субъекта Российской Федерации запрета платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям медицинских организаций. Например, в г. Москве с 31 июля 2023 г. в рамках пилотного проекта Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента транспорта г. Москвы пациенты столичных поликлиник смогут бесплатно оставлять на стоянке машину на 2 часа, по истечении которых начинает действовать повышенный тариф 1000 рублей, что позволит ограничить использование бесплатного парковочного места работниками ближайших офисов и предприятий [21].
При рассмотрении вопроса регламентации парковочного пространства в непосредственной близости от медицинских организаций следует остановиться на основном правовом акте, регламентирующем вопросы строительства медицинских организаций и обустройство прилегающей к ним территории, - СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2014 г. № 58/пр (далее - Свод строительных правил) [20].
В части стоянок для автомобилей в пункте 5.5. Свода строительных правил указано, что на участке медицинских организаций предусматриваются стоянки автомашин, площадь которых определяется в зависимости от вида медицинской организации, количества сотрудников и коечных мест, в том числе: • для стационаров регионального, зонального, межрайонного уровня (больницы, диспансеры, перинатальные центры, и др.);
с
#хс
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
• для стационаров городского, районного, участкового уровня (больницы, диспансеры, родильные дома и др.);
• для стационаров, выполняющих функции больниц скорой помощи и станции скорой помощи;
• для поликлиник, в том числе амбулаторий.
В примечании к таблице указано, что в плотной городской застройке по заданию на проектирование число машино-мест может быть уменьшено не более чем на 50%.
В части пункта, касающегося наличия пассажирского транспорта общего пользования, следует указать, что органы самоуправления муниципального района, муниципального и городского округа, согласно пункту 6 части 1 статьи 15 и пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», наделены полномочиями по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и муниципального, городского округа соответственно [15].
В данном случае также предусмотрена лишь общая норма, не регламентирующая в полной мере принципы территориальной близости медицинской организации к месту жительства, месту работы или обучению пациентов и транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», что с учетом сети автомобильных дорог может быть реализована путем обеспечения наличия общественного транспорта, вариативностью его маршрутов, регулярностью и расписанием, а также близостью остановок к зданиям медицинских организаций [12].
Проблема обеспечения доезда до медицинской организации по автомобильной дороге отражена в действующих нормативных правовых актах. Так, в рамках региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1304, в качестве ожидаемых результатов установлены «разработка субъектами Российской Федерации оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению», а также «обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения,
в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья - развитие транспортной инфраструктуры (маршрутов общественного транспорта, приближенных к медицинским организациям), приоритетный ремонт и строительство автомобильных дорог регионального и муниципального значения, обеспечивающих доездку населения до медицинских организаций» [19].
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения», входящего в состав национального проекта «Здравоохранение» в качестве условия для субъектов Российской Федерации определено обеспечение своевременного проведения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, приоритетному ремонту и строительству автомобильных дорог регионального и местного значения для доезда до медицинских организаций, в том числе вновь создаваемых.
На основании вышеизложенного совершенствование нормативного правового регулирования вопроса, касающегося возможности доезда до медицинской организации для всех групп населения, включая маломобильных граждан, по автомобильной дороге с твердым покрытием, соответствующей всем строительным нормативам, является актуальным.
Немаловажным является уточнение нормативного правового регулирования процесса привлечения медицинских работников в сектор здравоохранения, создание условий и мотивации для их закрепления, в том числе:
- возможность обеспечения медицинских работников жилым помещением (служебным жилым помещением, по договору социального найма и предоставление соответствующих субсидий и выплат на приобретение жилого помещения, в том числе за счет муниципальных образований);
- иные социальные гарантии детям медицинских работников (внеочередное обеспечение детей медицинских работников местами в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях; предоставление бесплатного двухразового питания детям медицинских работников в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, зачисление их в первоочередном порядке в группы продленного дня в указанных организациях и на
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № Б
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
занятия по дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях, приоритетное обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения).
Актуальность и приоритетность мер социальной поддержки медицинских работников в части обеспечения их жилым помещением изложены в ряде нормативных и программных документов.
Так, в соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254, совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения обеспечивается, в том числе предоставлением медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем [2].
В действующем постановлении Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1304 пунктом 1.4.8 «Принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации» определено, что «разработка и реализация региональных мер социальной поддержки медицинских работников первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, медицинских работников центральных районных и районных больниц, в том числе их приоритетное обеспечение служебным жильем, использование иных механизмов обеспечения жильем» высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации реализуются включением соответствующих мероприятий в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения в период с 1 января 2021 г. до 2025 года [19].
Согласно пункту 7 статьи 17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» органы местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья наделены полномочиями по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». В случае, если медицинскому работнику медицинской организации государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации предоставлено служебное жилое помещение, то согласно части 14 статьи 100 того же федерального закона он на период работы сохраняет право пользования
данным помещением, предоставленным ему в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
Следует отметить, что обеспечение медицинских работников служебными жилыми помещениями муниципального жилищного фонда требует внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), направленного на регулирование данных общественных отношений [22].
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, устанавливаются органом местного самоуправления. При этом статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для предоставления служебных жилых помещений для проживания граждан является характер трудовых отношений гражданина с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления, на период которых, в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса, и заключается договор найма служебного жилого помещения [22].
Среди существующих иных механизмов обеспечения жильем медицинских работников следует отметить «предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек», в соответствии с Правилами их предоставления, которые предусматривают единовременные компенсационные выплаты в зависимости от места расположения медицинской организации [3].
Кроме того, следует обратить внимание на действующие нормативные правовые акты, например, согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам
с
#хс
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривается единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения в собственность или по договору социального найма [24].
В части вопроса, касающегося иных социальных гарантий детям медицинских работников, в целях привлечения медицинских работников в государственный сектор здравоохранения целесообразно совершенствование законодательства, касающееся:
• внеочередного обеспечения детей медицинских работников государственных медицинских организаций местами в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, по аналогии, например, с нормами, установленными Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [25, 26];
• предоставления бесплатного двухразового питания детям медицинских работников в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях на весь период обучения. В настоящее время согласно части 2.1. статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образо-
вании в Российской Федерации» ученики 1-4 классов государственных и муниципальных образовательных организаций обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации [27]; • зачисления детей медицинских работников в первоочередном порядке в группы продленного дня и на занятия по дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях. Таким образом, анализ немедицинских аспектов доступности медицинской помощи населению в рамках территориального планирования в здравоохранении показал необходимость совершенствования ее нормативных основ в части приведения в соответствие с конституционными нормами и взаимной корреляции между нормативными правовыми актами различных ведомств с целью конкретизации мер, направленных на повышение доступности при оказании медицинской помощи населению в части транспортного обеспечения, социальных гарантий для медицинского персонала и иных мер по развитию инфраструктуры.
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 (ред. от 27.03.2023) «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 16.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
4. Поликарпов А.В., Санькова М.В., Голубев Н.А., Каракулина Е.В., Деев И.А., Кобякова О.С. Характеристики моделей территориального планирования в здравоохранении // Профилактическая медицина. - 2023. - № 26(7). - С. 45-52.
5. Гаврилов Э.Л. Принципы территориального планирования сети медицинских организаций на территориях с низкой плотностью населения // Вятский медицинский вестник. - 2016. - № 4(52). - С. 67-76.
6. Груздев В.М. Территориальное планирование. Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории: учебное пособие для ВУЗов. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 146 с.
7. Постановление Правительства от 13.11.2006 № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации (ред. от 07.09.2020).
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред.от 01.05.2022).
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с. ISBN: 978-5-9704-1403-3.
10. Шарабчиев Ю.Т. Новая парадигма здравоохранения: причины, обусловливающие необходимость смены парадигмы // Медицинские новости. - М. - 2005. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mednovosti.by/ journal.aspx?article=863.
11. Римашевская Н.М., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения // Народонаселение. - М. - 2011. - № 1 - С. 38-49.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 6
ZdrevoochreneniB 2024
12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
17. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
18. Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения».
20. Приказ Минстроя России от 1802.2014 № 58/пр «Об утверждении СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования».
21. https://rg.ru/2023/07/24/reg-cfo/anastasiia-rakova-soobshchila-o-lgotnyh-usloviiah-parkovki-dlia-posetitelej-treh-stolichnyh-poliklinik.html.
22. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04 августа 2023 г.).
23. Письмо Минстроя России от 16.07.2019 № 25820-НС/07.
24. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
25. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
26. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
27. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ORIGINAL PAPER
NON-MEDICAL ASPECTS OF ACCESSIBILITY OF MEDICAL CARE IN TERRITORIAL PLANNING IN HEALTH CARE
A.V. Polikarpov0, I.M. Sonb, O.V. Mirgorodskayac: , I.V. Kursekova
a c Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia;
b Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia. a https://orcid.org/0000-0002-6696-8714; b https://orcid.org/0000-0001-9309-2853; c https://orcid.org/0000-0002-4327-148X.
H Corresponding author: Mirgorodskaya O.V.
ABSTRACT
Improving the accessibility of medical care is one of the tasks to achieve the goals of state policy in saving the population and human development of a number of strategic documents of the Russian Federation.
Purpose of the study is to analyze the non-medical aspects of ensuring accessibility of medical care, their normative legal regulation in territorial planning in healthcare at the regional level.
Materials and methods. The source of information was legal acts from the reference legal system ConsultantPlus. Descriptive and analytical methods were used in the study.
Results. It is shown that the issues of ensuring accessibility of medical care and creating conditions for its provision and development are attributed by various legislative and regulatory acts both to the powers of public authorities of the subject of the Russian Federation and to the powers of local governments within the competence defined by the legislation of the Russian Federation, but these provisions of powers are fixed differently and require amendments and clarifications. The expediency of making amendments to normative acts of different levels and departments within the framework of clarifying the norm on creating conditions for the provision of medical care to the population on the territory of a municipal district or municipal, urban district in terms of providing transport services to the population and organization of transport services, parking space with the possibility of getting to a medical organization for all groups of the population has been determined. Within the framework of regulation, other social guarantees for children of medical workers and norms on providing medical workers with housing (office housing, under a social rent agreement, provision of relevant subsidies and payments for the purchase of housing) need to be specified. The presence of sufficient regulation in terms of the rules of construction and maintenance of roads in the legal field was determined, however, the federal laws and subordinate regulations cited in the study lack specificity and correlation of these legal norms in relation to medical organizations.
Conclusions. The necessity to improve the normative basis of non-medical aspects of state and municipal provision of accessibility of medical care to the population in terms of correlation between constitutional norms and legal acts of different departments has been determined in order to specify measures aimed at improving accessibility in the provision of medical care regarding transport accessibility, social guarantees for medical personnel and other measures to develop infrastructure.
Keywords: accessibility of medical care, local government, territorial planning, primary health care, subject of the Russian Federation. For citation: Polikarpov A.V., Son I.M., Mirgorodskaya O.V, Kursekova I.V. Non-medical aspects of accessibility of medical care in territorial planning in health care. Manager Zdravookhranenia. 2024; 6:13-22. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-13-22
•КС
№ 6 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
змо зЯо
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation dated July 02, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation».
2. Decree of the President of the Russian Federation dated June 06, 2019 № 254 (ed. of 27.03.2023) «On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period until 2025».
3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2017 № 1640 (ed. of 16.12.2022) «On Approval of the State Program of the Russian Federation 'Development of Healthcare» (as amended and supplemented, effective from 01.01.2023).
4. Polikarpov A. V, San'kova M.V., Golubev N.A., Karakulina E. V., Deev I.A., Kobyakova O.S. Characteristics of territorial planning models in public health care // Profilakticheskaya meditsina. - 2023. - № 26(7). - P. 45-52.
5. Gavrilov E.L. Principles of territorial planning of the network of medical organizations in territories with low population density // Vyatskiy meditsinskiy vestnik. - 2016. - № 4(52). - P. 67-76.
6. Gruzdev V.M. Territorial planning. Theoretical aspects and methodology of spatial organization of the territory: textbook for universities. -N. Novgorod: NNGASU, 2014. - 146 p.
7. Resolution of the Government dated 13.11.2006 № 680 «On the composition of territorial planning schemes of the Russian Federation»: (ed. from 07.09.2020).
8. Town-planning Code of the Russian Federation dated 29.12.2004 № 190-FZ (ed. from 01.05.2022).
9. Lisitsyn Yu.P. Public health and public health care: textbook. 2-e izd. - M.: GEOTAR-Media, 2010. - 512 p. ISBN: 978-5-9704-1403-3.
10. Sharabchiev Yu.T. A new paradigm for health care: reasons for the need for a paradigm shift //Meditsinskie novosti. - M. 2005. № -№ 3. [Internet]. - [Cited 20/05/2024]. Accessed at: https://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=863.
11. Rimashevskaya N.M., Migranova L.A., Molchanova E.V. Factors affecting the state of public health // Narodonaselenie. - M. - 2011. -№ 1 - P. 38-49.
12. Federal Law dated 21.11.2011 № 323-FZ «On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation».
13. Federal Law dated 06.10.1999 № 184-FZ «On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation».
14. Federal Law dated 21.12.2021 № 414-FZ «On the General Principles of Organization of Public Power in the Constituent Entities of the Russian Federation».
15. Federal Law dated 06.10.2003 № 131-FZ «On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation».
16. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved in a nationwide vote on July 1, 2020).
17. Federal Law dated 08.11.2007 № 257-FZ «On Automobile Roads and Road Activities in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation».
18. Federal Law dated 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of road traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».
19. Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.10.2019 № 1304 «On approval of the principles of modernization of the primary health care sector of the Russian Federation and the Rules for expert examination of draft regional programs for modernization of the primary health care sector, monitoring and control over the implementation of regional programs for modernization of the primary health care sector».
20. Order of the Ministry of Construction of Russia dated 1802.2014 № 58/pr «On approval of SP 158.13330.2014. Code of rules. Buildings and premises of medical organizations. Design rules».
21. https://rg.ru/2023/07/24/reg-cfo/anastasiia-rakova-soobshchila-o-lgotnyh-usloviiah-parkovki-dlia-posetitelej-treh-stolichnyh-poliklinik.html.
22. «Housing Code of the Russian Federation» dated 29.12.2004 № 188-FZ (ed. of August 04, 2023).
23. Letter of the Ministry of Construction of Russia dated 16.07.2019 № 25820-NS/07.
24. Federal Law dated 19.07.2011 № 247-FZ «On social guarantees for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».
25. Federal Law dated 28.12.2010 № 403-FZ «On the Investigative Committee of the Russian Federation».
26. Federal Law dated 17.01.1992 № 2202-1 «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation».
27. Federal Law dated 29.12.2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Поликарпов Александр Викторович - канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Aleksandr V. Polikarpov - Ph.D. (Medicine), Leading Researcher of Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: polikarpov@mednet.ru
Сон Ирина Михайловна - д-р мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, советник ректора ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Irina M. Son - D. Sc. (Medicine), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Health Organization and Public Health, Advisor to the Rector of the Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: sonirinami@gmail.com
Миргородская Ольга Владимировна - канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Olga V. Mirgorodskaya - MPH, Ph.D. (Medicine), Leading Researcher of Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: mirgorod@mednet.ru
Курсекова Ирина Васильевна - независимый эксперт, г. Москва, Россия. Irina V. Kursekova - independent expert, Moscow, Russia. E-mail: irinakursekova@rambler.ru
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 6
ZdrevoochreneniB 2024