Научная статья на тему 'Нематериальные активы предприятия'

Нематериальные активы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1675
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нематериальные активы / технологии / финансовая устойчивость / инвестиции / ресурсы. / intangible assets / technology / financial sustainability / investment / resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Н. Мясоедова

В статье рассматривается сущность управления и измерения нематериальных активов на предприятии. Представлена дифференциация понятия материальных и нематериальных активов, а также акцентируется внимание на значение нематериальных активов на микроуровне и в мировой экономике в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTANGIBLE ASSETS OF THE ENTERPRISE

The article discusses the essence of management and measurement of intangible assets in the enterprise. The differentiation of the concept of tangible and intangible assets is presented, and attention is focused on the value of intangible assets at the micro level and in the global economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Нематериальные активы предприятия»

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В.Н. Мясоедова, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10142

Аннотация. В статье рассматривается сущность управления и измерения нематериальных активов на предприятии. Представлена дифференциация понятия материальных и нематериальных активов, а также акцентируется внимание на значение нематериальных активов на микроуровне и в мировой экономике в целом.

Ключевые слова: нематериальные активы, технологии, финансовая устойчивость, инвестиции, ресурсы.

В современной экономике всё более значительную роль играют нематериальные активы. К нематериальным активам относятся объекты, не имеющие материально-вещественной формы, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода. Именно они являются жизненно важными стратегическими ресурсами. Экономическая практика подтверждает важность нематериальных активов как факторов экономического роста. Инвестиции в нематериальный аспект бизнеса крайне необходимы, поэтому инвесторам нужно понимать значение нематериальных активов и корпоративных ценностей. Ведь интеллектуальный капитал стал ведущим активом из-за трансформации промышленности из производственной базы к базе услуг, ориентированной на промышленно-развитые страны мира [1, с. 224].

Нематериальные активы означают немонетарный актив, который не может быть замечен или физически измеряться. Пояснить это можно конкретными примерами, которые сгруппированы в три категории для объяснения нематериальных активов.

1. Права: лизинг; дистрибьюторские соглашения; трудовые договоры; пакты; финансовые договоренности; контракты на поставку; лицензии; сертификаты и франшизы.

2. Отношения: обученная и собранная рабочая сила; клиент и дистрибуция отношения.

3. Интеллектуальная собственность: патенты; авторские права; торговая марка; запатентованная технология (например, формулы; рецепты; технические характеристики; препараты; обучающие программы; маркетинговые стратегии художественные приемы; списки клиентов; демографические исследования; результаты испытаний продукта; коммерческая тайна и ноу-хау).

В бизнес-организации существуют различные типы нематериальных активов. Многие из них могут быть уникальными для конкретной деятельности предприятия, что затрудняет сбор полного списка данных активов. Однако основными видами нематериальных активов являются следующие:

Патент является исключительным правом, предоставляемым уставным агентством изобретателю продукта или процесса в целях защиты его прав от вторжения других лиц. Патентные права могут быть приобретены бизнес-организациями двумя способами: путем покупки у разработчиков или путем разработки нового продукта или процесса самостоятельно.

Авторские права предоставляются законным агентством обладателю материала, который имеет исключительное право публиковать, производить и продавать художественные, музыкальные или литературные произведения. Если авторское право приобретается у других сторон, оно списывается на затраты по приобретению в процессе учета. Но если авторское право разрабатывается фирмой самостоятельно,

то расходы, такие как юридический сбор и другие, связанные с его обеспечением, регистрируются отдельным фактом хозяйственного учета. Авторское право является нематериальным активом, связанным с искусством.

Аренда - право занимать землю или здание по долгосрочному договору аренды. Это касается прав, переданных лизингополучателю (арендатору) лизингодателем (владельцем) на срок аренды. Например, владелец основного торгового центра продает розничному торговцу продуктами питания право использовать его в течение 20 лет в обмен на одну или несколько арендных платежей. Аренда - это контрактный нематериальный актив.

Франчайзинг - это розничная система распределения товаров или услуг через отдельные торговые точки. В основном франчайзинг является лицензией на товарный знак, которая дает право его владельцам товаров или услуг под торговым наименованием или товарным знаком осуществлять продажу в соответствии с условиями лицензионного соглашения. Франчайзинг является нематериальным активом, основанным на договоре.

Торговая марка - это визуальный символ, изображение или знак, которая используются организацией для разграничения различных товаров или услуг.

Торговый знак - это нематериальный актив, связанный с рынком.

Если рассматривать отличительные черты нематериальных активов от материальных, то это товары и права, которые не являются ни вещественно, ни финансово существующими. Таким образом, трудно идентифицировать, измерять и управлять ими. Нематериальные активы частично отражаются в финансовых отчетах, главным образом в балансах. Из-за их неоднородности, нематериальные активы не свободно продаются на рынке. Материальные и нематериальные активы различаются с точки зрения публичности, амортизации, ликвидности, разнообразия, расширения и обеспечения прав собственности [3, с. 235].

Если говорить о важности нематериальных активов для организации, то стоит описать одну категорию этих активов -

товарный знак, бренд. Бренды влияют на принятие решений клиентов и представляют гарантию качества. Реальная финансовая выгода, хотя и нелегко измеримая, возникает из-за нематериальных активов, таких как ценность бренда и взаимоотношения с клиентами. Борьба за ресурсы будет неизбежно вести фирмы к улучшению интеллектуального управления активами, улучшению систем и процессов организации по инвестиционной заинтересованности сторон.

Работа предприятия сильно зависит от их взаимоотношений с клиентами, поставщиками, сотрудниками, от приверженности к марке, и т.д. Все эти нематериальные активы - ключевые показатели эффективности доходности фирмы и будущей финансовой устойчивости. Нематериальные активы обеспечивают потенциальный источник конкурентных преимуществ для фирм.

Нематериальный актив должен быть первоначально измерен по фактической (первоначальной) стоимости, определенной во время ее принятия для бухгалтерского учета, независимо от того, было ли это приобретено на стороне или создано независимо. Последующие расходы по нематериальным активам признаются в качестве расходов [4, с. 705].

Подводя итог, можно сделать вывод, что нематериальные активы важны для создания конкурентных преимуществ современной экономики. Несмотря на трудности с оценкой нематериальных активов, инвесторы могут быть вознаграждены за владение портфелем с ценными документами наравне с ценностью владения интеллектуального капитала. Инвесторы подводят положительные оценки о ценности компании с инновационным и технологическим развитием, это может дать им конкурентное преимущество на рынке производства с более выгодными условиями. В будущем инвесторы смогут выделять значимость и устойчивость той части их активов, непосредственно относящихся к нематериальным активам. Управление нематериальными активами является одним из главных факторов для конкурентного преимущества и устойчивого развития.

Библиографический список

1. Коэн Джеффри Нематериальные активы. Оценка и экономическая выгода: моногр. / Джеффри Коэн. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 224 с.

2. Захарьин В.Р. Особенности учета объектов нематериальных активов в 2015 году // Финансовые и бухгалтерские консультации

3. Шулимова А.А., Шулимова Е.А. Интеллектуальный потенциал работника: региональный подход // Социально-инновационное развитие региональной экономики: проблемы и перспективы: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар: ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», 2011. С. 235-238.

4. Шулимова А.А. Институционально-экономические основы корпоративной социальной отчетности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4 (ч.2). С. 705-707.

INTANGIBLE ASSETS OF THE ENTERPRISE V.N. Myasoedova, student

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the essence of management and measurement of intangible assets in the enterprise. The differentiation of the concept of tangible and intangible assets is presented, and attention is focused on the value of intangible assets at the micro level and in the global economy as a whole.

Keywords: intangible assets, technology, financial sustainability, investment, resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.