Подходы ед. изм. 2016 г. 2017 г. Отклонение от среднего Отклонение в % от среднего
денежной стоимости в стратегические инвестиции (CVA) руб.
По методу совокупной доходности бизнеса (ТВЯ) тыс. руб- 16 863 903 30 091 762 64%
Скорректи рованная величина стоимости предприятия тыс. руб. 33 672 848 46 955 665
Изменение стоимости за период тыс. руб. 13 282 817
В результате произведенных подсчетов мы наблюдаем отрицательную динамику большинства показателей, что говорит об общем снижении финансово-хозяйственной деятельности изучаемого объекта.
Список литературы / References
1 БусовВ.И., Землянский О.А. Оценка стоимости предприятия (бизнес) // изд. Юрайт, 2015.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЦЕНОВОЙ
КОНКУРЕНЦИИ Мингалёва А.Ю. Email: [email protected]
Мингалёва Александра Юрьевна — студент, кафедра экономической теории и прикладной экономики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: нематериальные активы являются традиционным инструментом обеспечения конкурентоспособности компаний. В странах большой семерки доля нематериальных активов составляет от 30% до 40% от всех активов предприятий, а в наукоемких компаниях этот показатель достигает 70-80%. В России доля НМА составляет 3-7% в структуре активов. В статье рассмотрены нематериальные активы, как инструмент неценовой конкуренции. Статья рассказывает об изучении нематериальных активов и возможностей их применения организациями в качестве инструментов для создания конкурентных преимуществ. Актуальность исследуемой темы определена, с одной стороны, характерным для современного рынка усилением конкуренции, что формирует потребность отдельных хозяйствующих субъектов в поиске нового инструментария конкурентной борьбы, а с другой стороны, значимостью и в то же время достаточно низким уровнем активности применения нематериальных активов. Ключевые слова: нематериальные активы, конкуренция, развитие.
INTANGIBLE ASSETS AS INSTRUMENT OF NOT PRICE COMPETITION Mingaleva A.Yu.
Mingaleva Aleksandra Yurievna - Student, DEPARTMENT OF THE ECONOMIC THEORY AND APPLIED ECONOMY, TYUMEN STATE UNIVERSITY, TYUMEN
Abstract: intangible assets are the traditional means of ensuring the competitiveness of companies. In the group of seven countries, the share of intangible assets varies from 30% to 40% of the total assets of the enterprises and in knowledge-intensive companies, this figure rises to 70-80%. In Russia the share of intangible assets is 3% to 7% in the asset structure. The article considers intangible assets as an instrument ofnon-price competition. The article describes the study of intangible assets and the possibilities of their use by organizations as tools for creating competitive advantages. The relevance of the topic is determined, on the one hand, characteristic of the modern market increased competition, which creates the need for individual economic entities in the search for new tools of competition, and on the other hand, the importance and at the same time a sufficiently low level ofactivity in the use of intangible assets. Keywords: intangible assets, competition, development.
УДК 33
Особенностью современного периода для развития экономики можно назвать то, что нематериальные активы предприятий становятся в итоге наиболее важным фактором, воздействующим на конкурентоспособность предприятия и рост его стоимости в итоге. Современные теории финансов не имеют единых подходов к изучению нематериальных активов, а финансовые механизмы не имеют соответствующих методов и инструментов для проведения оценки реально работающего интеллектуального капитала. Изучается разный набор категорий в рамках рассмотрения, в который включены проблемы работы интеллектуальных капиталов и форм его проявления в виде неосязаемых активов. Достаточно слабое обоснование мотивации потенциальных вкладчиков инвестиций и полное отсутствие исследований инвестиционной деятельности в сферу интеллектуального капитала, и отсутствие адекватного механизма для регулировки инновационных процессов на производстве представляют собой существенное препятствие процессов вложения средств инвесторов в отечественную бизнес-сферу.
Предприятия в России столкнулись с ощутимым спадом инвестиций не только в материальные, но и в нематериальные активы предприятий. Спад инвестиций в итоге повлек снижение финансовых результатов работы предприятий, а также к технологической и технической их деградации. Можно наблюдать при этом то, что называют российским парадоксом. Парадокс состоит в том, что потоки ресурсов на те или иные инновации наблюдается именно на фоне избытка капиталов в государственной экономике. Избыток капитала имеется не только в предпринимательском секторе, но и у населения страны, а также у государства [1].
Это возможно пояснить формированием достаточно неэффективной деятельности инвесторов. Для анализа феномена инновационной близорукости стоит сначала исследовать причины неэффективного финансового поведения и падения инвестиционных вложений в неосязаемые активы предприятий, а также снижение активности факторов, которые обеспечивают устойчивость развития производства. На практике инновационная близорукость проявляется в предпочтении инвестиционных вложений в перевооружение, материальные активы. В целом можно сказать, что растет спрос на материальные активы, и эффективность таких активов можно достаточно легко определить — чистые операционные доходы, внутренние нормы доходности, срок окупаемости и рентабельность инвестиций. Это сопровождается падением уровня интересов к интеллектуальным капиталам компаний — нематериальным активам с достаточно длительным периодом окупаемости, довольно высокими рисками и сложно определяемым доходом. Современные подходы к формированию финансовых механизмов развития промышленных предприятий строятся на обосновании двух основных моделей внутреннего механизма воспроизводства производственных активов — воспроизводственной и продуктовой модели. Воспроизводство продуктовой модели базируется на привлечении прямых инвестиционных вложений и эффективно в основном при слабом уровне конкуренции. В результате эксплуатации подобной модели при отсутствии взаимосвязи с результатами воспроизводства внешних оборотных активов неизбежно стоит ожидать экономического спада в результате неконкурентоспособности предприятия. Главные характеристики продуктовой модели проявляются в перераспределении или распределении изготовленных товаров в стоимостной форме. Интересы вкладчиков в основном сводятся к инвестициям в производственные предприятия сырьевой отрасли [2].
Воспроизводственная модель проявляется в довольно устойчивом росте собственных капиталов фирмы, что основано на финансовых механизмах, которые обеспечивают рост прибыли и рентабельности. Основным критерием данной модели является стоимость самого бизнеса. Уравнение рыночной оценки фактического собственного капитала возможно представить как совокупность инвестиционных вложений в физические, интеллектуальные и финансовые активы, которое выглядит таким образом:
К = (А - О) + НМА, (1)
где А — сумма активов;
О — сумма обязательств;
НМА — сумма нематериальных активов.
Исследования в этой сфере показали, что получить конкурентные преимущества для компании возможно в зависимости от воспроизводства нематериальных активов за счет финансирования проведения новых разработок, что приводит в итоге к новым техническим решениям, защищенным патентами РФ и патентами других государств и отражению их в финансовой отчетности в качестве нематериальных производственных активов.
Итоговый продукт в физическом своем выражении содержит как вещественную составляющую, так и интеллектуальную, и она растет одновременно с высокими характеристиками или
потребительской стоимостью объекта. Насыщение объектами интеллектуальной собственности продукции приводит к несовпадению динамических графиков вещественных и материальных затрат и стоимости готовой продукции. Тенденции, которые ускоряют эрозию материальных преимуществ в сравнении с нематериальными, все больше растут. Конкурентоспособные компании выходят на рынок с новой продукцией, которая основывается на новых поколениях нематериальных активов. Глобализация конкуренции в итоге требует от компаний разного профиля адекватного и быстрого реагирования на любые изменения, которые происходят в рыночных сегментах.
При реализации объектов нематериальных активов возможно их объединить в три основные составляющие. Это нематериальные активы, которые невозможно отделить от предприятия, нематериальные активы, которые неотделимы от определенного индивидуума, нематериальные активы, которые отделимы от предприятия или индивидуума [4].
Нематериальные активы являются финансовыми ресурсами, которые применяются в хозяйственной деятельности на производстве в разных формах [3]. Их формируют для определенных целевых показателей в формате определенного комплекса имущественных ценностей, которые определяют функциональную направленность развития НМА по этапам реализации. Особенность нематериальных активов в том, что они являются определенной ценностью, как финансовые, которые создают дополнительные объемы доходов и позволяют управлять ресурсными потоками для повышения стоимости бизнеса.
Нематериальные активы полностью вовлечены в производственные процессы и не существуют вне системы экономических отношений на предприятии. Экономические отношения, которые определяют применение интеллектуальных капиталов, возникают постоянно и являются, по сути, финансовыми отношениями — базой для него является обмен определенных способностей приносить доходы на денежные эквиваленты. Некоторый объем денежных средств, которые получены от интеллектуальных капиталов в качестве нематериальных активов, компания аккумулирует в формате амортизационных отчислений. Стоимость нематериальных активов (Снма) в соотношении с объемом выпуска продукции (Q) представляет собою интеллектуалоемкость производственного предприятия [4].
В условиях конкуренции некоторые объемы НМА всегда остаются недоиспользованными, и потому соотношение стоимости этих активов и выпуска продукции в показателях интеллектуалоемкости представляется более высоким, нежели это необходимо технически.
Список литературы / References
1. Кузык Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
2. Черняева И.В. Финансовый механизм экономического роста. // Финансы и кредит № 30 октябрь 2006 г. С. 47.
3. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005. 343 с.
4. Пестунов М.А. Управление интеллектуальной собственностью. Челябинск, изд-во ЧелГУ, 2006. С. 65-70.
СТРАТЕГИЯ КОНТЕНТ-МАРКЕТИНГА ПРИ НУЛЕВОМ БЮДЖЕТЕ Пластун К.Е.1, Федоненко К.С.2 Email: [email protected]
'Пластун Кристина Евгеньевна — студент;
2Федоненко Карина Сергеевна — студент, факультет массовых коммуникаций и мультимедийных технологий, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматривается актуальная на сегодняшний день методика продвижения товаров и услуг - контент-маркетинг, и ее использование в условиях ограниченного бюджета, что более привлекательно для любой компании, использующей современные медиа-рычаги воздействия на аудиторию. При нынешнем состоянии рынка экономики применение стратегии контент-маркетинга для продвижения товара и фирмы на рынке является наиболее оптимальным решением для каждой компании, стремящейся заслужить уважение на рынке потребителя. Ведь такая система маркетинга