Научная статья на тему 'Нематериальные активы как фактор инновационного развития предприятий'

Нематериальные активы как фактор инновационного развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЛИНЕЙНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ПРОДУКТОВОГО ХАРАКТЕРА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / THE INTELLECTUAL CAPITAL / LINEAR FACTOR OF CORRELATION / NON-MATERIAL ACTIVES OF GROCERY CHARACTER / NON-MATERIAL ACTIVES OF TECHNOLOGICAL CHARACTER / NON-MATERIAL ACTIVES OF ADMINISTRATIVE CHARACTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврищева Елена Евгеньевна

Рассматриваются понятия нематериальных активов, дается авторская трактовка данного термина. Автором выдвигается ряд гипотез относительно влияния нематериальных активов на экономический рост предприятий, выявляются характерные черты и отличительные особенности учета и формирования данного вида активов на отечественных и зарубежных предприятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of intangible assets are discussed. An original interpretation of the term is offered. The author gives a number of suggestions concerning intangible assets influence on the enterprise economic growth and reveals the distinctive features and peculiarities of accounting and forming the kind of assets under consideration in the framework of domestic and foreign enterprises

Текст научной работы на тему «Нематериальные активы как фактор инновационного развития предприятий»

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ Е.Е. Лаврищева, канд. экон. наук, доцент

Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, г. Ковров

Рассматриваются понятия нематериальных активов, дается авторская трактовка данного термина. Автором выдвигается ряд гипотез относительно влияния нематериальных активов на экономический рост предприятий, выявляются характерные черты и отличительные особенности учета и формирования данного вида активов на отечественных и зарубежных предприятиях

В условиях глобализации и интеграции экономики, хозяйствующие субъекты сталкиваются с постоянно растущей потребностью в получении знаний о происходящих изменениях как в рамках предприятия, так и во внешней среде.

Одними из ведущих ресурсов производства становятся информационные. Важность информационного ресурса подчеркивается многими авторами. Так, лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер в своей статье 1961 г. с сожалением констатировал: "Университетским ученым следует осознать, что информация — недооцененный ресурс, а знание - власть. Однако информация занимает лишь жалкую лачугу в городе экономической науки " [1].

По мнению В.Л. Иноземцева, информация - это главный производственный ресурс, он считает, что «в настоящее время происходит перераспределение все большей части национального богатства в пользу представителей тех социальных слоев, деятельность которых уже сегодня в значительной мере мотивирована потребностью в самореализации и самосовершенствовании. Обладая знаниями и информацией, главными производственными ресурсами нового общества, эти люди присваивают все возрастающую долю доходов, хотя приумножение личного материального богатства не входит в число их базовых ценностей» [2].

Б.С. Елепов и В.М. Чистяков понимают под информационными ресурсами «результаты интеллектуальной деятельности ученых, специалистов и других работников, потенциально пригодные сразу или после соответствующей обработки для использования в общественном производстве при достижении конкретных целей экономического и социального развития» [3].

Опираясь на все вышесказанное, дадим свое видение понятия «информационные ресурсы» (в узком смысле). Информационные ресурсы предприятия -это документированная информация, представленная на различных носителях и имеющаяся в распоряжении предприятия, необходимая для ведения производственно-коммерческой деятельности и принятия управленческих решений.

Остановимся более подробно на одной из составных частей информационных ресурсов - нематериальных активах как элементе, по мнению многих исследователей, обеспечивающем конкурентное пре-

имущество предприятию и являющемся одним из факторов инновационного развития предприятия.

Ряд авторов отождествляют понятие «нематериальные активы» с понятием «интеллектуальный капитал» - Т. Стюарт, Л. Эдвинсон, М. Мэлоун, В. Баран-чеев, М. Пестунов. Впервые определение интеллектуального капитала дал Т. Стюарт [4], а Л. Эдвинсон и М. Мэлоун [5] сделали попытку структурировать его. По их мнению, интеллектуальный капитал состоит из трех частей: человеческий, организационный и потребительский капитал.

Человеческий капитал - это знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.

Организационный капитал - это процедуры, технологии, системы управления, технические и программное обеспечение, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами.

Потребительский капитал - это знания о клиентах, потребителях, капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями и клиентами.

В. Баранчеев представляет нематериальные активы (интеллектуальный капитал) в виде пирамиды, состоящей из 6 уровней [6]:

1. Человеческие ресурсы - компетенции сотрудников предприятия, их знания, умения, навыки;

2. Активы, заключенные в корпоративной и инновационной культуре - ценности и традиции, инновационные технологии и др.

3. Организационно-управленческие активы в навыках по функции организации и другим функциям: организация процессов, структуры и управления;

4. Продуктово-технологические (инновационные) активы- инновационный портфель продукции, патенты, авторские права, производственные секреты, специальные ноу-хау;

5. Стратегические активы - лицензии, естественная монополия, другие преимущественные права, ограничивающие конкуренцию;

6. Репутационные активы - название и история компании и ее торговые марки - бренды: авторитет у поставщиков и потребителей, у государства и населения, у партнеров.

М. А. Пестунов, отождествляя понятия нематериальные активы и интеллектуальный капитал, предлагает выделить следующие группы НМА:

1) по степени идентификации [7]:

• нематериальные активы, неотделимые от предприятия;

• нематериальные активы, неотделимые от индивидуума (человеческие ресурсы);

• нематериальные активы, которые могут отделяться как от предприятия, так и от индивидуума.

2) в соответствии с направлениями воспроизводства:

• нематериальные активы продуктового характера;

• нематериальные активы технологического характера;

• нематериальные активы управленческого характера.

Другой точки зрения придерживаются Д. Анд-риссен, Р. Тиссен. Они полагают, что нематериальный актив - это отдельный актив имущества предприятия, вбирающий в себя интеллектуальный капитал, и выделяют 5 групп НМА [8]:

1. Ценные ресурсы и приобретения:

• сложившаяся клиентская база;

• торговая марка и имидж;

• сеть поставщиков;

• интеллектуальный потенциал;

• обладание стандартами.

2. Навыки и неформализованные знания:

• ноу-хау;

• сфера компетенции.

3.Первичные процессы и процессы управления:

• руководство и контроль;

• обмен информацией;

• управленческая информация.

4. Технология и формализованные знания:

• патенты;

• руководство;

• процедуры.

5. Общие моральные ценности и нормы:

• ориентация на потребителя, надежность, качество и др.

Вопросы классификации НМА были рассмотрены Г.В. Савицкой [9] при освещении методики их анализа на предприятии.

Обобщив и дополнив уже известные классификации нематериальных активов, предлагается выделить следующие их группы по признакам:

1. Вид НМА:

• лицензии;

• патенты;

• товарные марки и знаки обслуживания;

• ноу-хау.

• Программное обеспечение и базы данных.

2. Срок полезного использования:

• с определенным сроком полезного использования;

• с неопределенным сроком полезного использования.

«Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования... Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:

- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации» [10].

3. Способ получения НМА:

• созданный силами предприятия;

• приобретенный НМА.

4. Источник образования НМА:

• созданный (приобретенный) за счет собственных средств;

• созданный (приобретенный) за счет заемных источников.

5. Начисление амортизации:

• НМА, по которым начисляется амортизация;

• НМА с неопределенным сроком полезного использования, по которым амортизация не начисляется.

Нематериальный актив согласно п.7 МСФО 38 (Международных стандартов финансовой отчетности) представляет собой идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы и содержащийся для использования в производстве, предоставления товаров или услуг, для сдачи в аренду или для административных целей. Также отмечается, что это ресурс, контролируемый предприятием, от которого ожидается поступление экономических выгод.

В целях приближения российского учета к международным стандартам на смену ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» было разработано новое положение ПБУ 14/2007, в котором не дается четкого определения нематериальных активов, но выделяются критерии отнесения объекта к НМА:

а) объект способен приносить организации эко-

номические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного ис-

Состав выбор

пользования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материальновещественной формы.

Опираясь на точки зрения отечественных и зарубежных ученых, учитывая действующие нормы российского учета и международные стандарты бухгалтерского учета, предлагается следующая авторская трактовка понятия «нематериальные активы».

Нематериальные активы - это часть информационных ресурсов предприятия, не имеющая физической формы, предназначенная для использования в деятельности предприятия в целях получения экономических выгод, права на которые документально подтверждаются соответствующими охранными документами.

Целью настоящего исследования было проведение анализа и оценки структуры нематериальных активов на машиностроительных предприятиях Российской Федерации.

Для проведения исследования была составлена выборка, состоящая из трех элементов.

Таблица 1

ной совокупности

Элементы выборочной совокупности Кол-во предприятий Состав выборки

Группа 1 - наиболее крупные машиностроительные предприятия РФ 7 ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО НПК «Иркут», ОАО «Силовые машины», ОАО «Северстальавто», грунна «Уралмаш-Ижора», ОАО «Алтайвагон»

Группа 2 - наиболее крупные машиностроительные предприятия г. Коврова и Владимирской обл. З ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», ОАО «Ковровский механический завод», ОАО «Ковровский электромеханический завод».

Группа 3 - наиболее крупные иностранные машиностроительные предприятия З Glaston, Chloride, Volkswagen

Итого ІЗ

В качестве генеральной совокупности для формирования группы 1 была взята совокупность из 400 крупнейших компаний России по объему реализации продукции (по результатам исследования журнала «Эксперт») [11].

Группа 2 - отражает региональную компоненту анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа 3 представлена для возможности проведения международных сравнений.

В качестве критерия отбора группы 1 и 3 выступили два:

• отрасль (машиностроение);

• возможность получения финансовой отчетности.

Краткая характеристика предприятий группы 3.

Финская компания Glaston является мировым лидером по производству стекол для автомобильной промышленности.

Компания Chloride (Великобритания) — ведущий производитель систем бесперебойного электропитания, выпускающий ИБП переменного и постоянного тока в широком диапазоне мощностей для различных условий эксплуатации.

Volkswagen - немецкий автомобильный концерн, один из крупнейших по объему продаж в мире, имеет свои заводы в 15 странах. Производит легковые автомобили, грузовики, микроавтобусы.

Попробуем подтвердить или опровергнуть несколько гипотез.

Гипотеза 1. Удельный вес нематериальных активов в имуществе предприятия является одним из факторов его экономического роста.

В нашем исследовании такая зависимость может быть выявлена на основе определения корреляционной связи между долей НМА и рейтингом предпри-

ятия. Оценка проводилась на основе предприятий группы 1. Данные финансовой отчетности рассматривались в динамике за два года - 2006, 2007 гг., тем самым массив исходной информации был расширен до 13 единиц.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

Показатель Значение

Число единиц наблюдения 13

Линейный коэффициент корреляции -0,231

Расчетное значение 1-критерия 0,809

Уровень значимости, % 5

Число степеней свободы 11

Табличное значение 1-критерия 1,369

Линейный коэффициент корреляции свидетельствует о практически отсутствующей зависимости между исследуемыми показателями, знак говорит об обратной связи - с ростом доли НМА в имуществе предприятия его рейтинг уменьшается, в нашем случае предприятие перемещается вверх в рейтинговой таблице, т.е. становится успешнее. Поскольку расчетное значение 1- критерия Стьюдента меньше табличного, подтверждается незначимость полученного коэффициента корреляции, т. е. он существенно не отличается от нуля.

Предполагая, что нематериальные активы оказывают свое влияние на результаты деятельности пред-

приятия с временным лагом в 1 год, рассчитаем линейный коэффициент корреляции для данного случая. К сожалению, он практически не отличается от полученного ранее и равен «-1,88».

Результаты исследования опровергают гипотезу о влиянии нематериальных активов на экономический рост предприятия.

Гипотеза 2. Предприятия одной отраслевой принадлежности являются достаточно однородной статистической совокупностью по доле НМА в их имуществе.

В исследовании участвовали предприятия группы 1 и группы 2.

Таблица 3

Характеристика вариации доли НМА на предприятиях машиностроения

Показатель 2006 2007

Количество единиц наблюдения 10 9

Размах вариации 4,48 1,9

Средняя доля НМА в имуществе предприятия 0,97 0,75

Дисперсия доли НМА 1,63 0,41

Среднее квадратическое отклонение доли НМА 1,28 0,64

Коэффициент вариации, % 131 85,6

Как видно из таблицы, машиностроительные предприятия представляют достаточно неоднородную совокупность по удельному весу НМА в их имуществе - коэффициент вариации исследуемого показателя свыше 33 % и в 2006 и в 2007 годах. Однако следует отметить некоторое его уменьшение к 2007 году, можно предположить, что происходит некоторое выравнивание предприятий по данному показателю.

Безусловно, отраслевая специфика оказывает влияет на уровень НМА предприятия, однако на сегодняшний день - это не основной отличительный признак, поскольку даже внутри одной отрасли данные слишком различны.

Расширение выборочной совокупности предприятиями других отраслей позволили все же включить этот признак как оказывающий незначительное влия-

ние на долю НМА. Для проведения такого анализа исследовались предприятия химической промышленности, черной и цветной металлургии, транспорта и телекоммуникационные компании. Явными лидерами выступили телекоммуникационные компании (для оценки были выбраны ОАО «АФК Система», ОАО «Вымпелком» и зарубежная компания КоЫа).

Гипотеза 3. Разница в доле НМА обусловлена системой учета и отчетности - РСБУ или МСФО .

РСБУ - российская система бухгалтерского учета, МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.

В соответствии с законопроектом «О консолидированной отчетности» с 2005 года российские организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на фондовых биржах, и банки будут обязаны со-

ставлять свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Несмотря на то, что на сегодняшний день разработано и вступило в силу новое ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», целью которого было сближение российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов, тем не менее различия

в учете и оценке этих объектов по российскому законодательству и МСФО остаются. Поскольку исследования проводились по данным отчетности за 20062007 гг., когда еще действовало ПБУ 14/2000, рассмотрим основные различия между этими системами учета.

Таблица 4

Отнесение объектов к нематериальным активам согласно ПБУ 14/2000 и МСФО 38

Объект МСФО 38 ПБУ 14/2000

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, модель НМА НМА

Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных НМА НМА

Исключительное право на товарный знак Не относится к НМА, если товарный знак создан внутри предприятия НМА

Лицензии НМА Не относится к НМА

Организационные расходы Не относится к НМА НМА

Деловая репутация Не относится к НМА Не относится к НМА

Затраты по НИР Не относится к НМА НМА в случае положительного результата

Затраты по ОКР В зависимости от результата получения экономических выгод НМА в случае положительного результата

Таблица 5

Средний удельный вес НМА в имуществе предприятий в зависимости от системы учета

Вид отчетности Кол-во предприятий Среднее значение доли НМА в имуществе предприятия, %

2006 2007

РСБУ 5 0,25 0,25

МСФО 5 1,69 1,37

Применим метод сравнения средних величин для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Гипотеза 3 подтверждается: достаточно четко прослеживается разница в доле НМА предприятий, ведущих учет согласно международным стандартам финансовой отчетности и по российской системе бухгалтерского учета.

Основные изменения, которые были внесены в новое ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» в целях сближения двух видов учета - российского и международного:

1. Изменились условия признания объекта в качестве НМА:

• нематериальным активом признается объект, на который имеются исключительные права;

• НМА учитывается на дату готовности к использованию;

• организационные расходы не относятся к НМА.

2. Изменились условия применения способов начисления амортизации:

• разрешено применять коэффициент ускорения при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка - не выше 3;

• способ амортизации нужно менять, если существенно изменился расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА;

• не начисляется амортизация по НМА с неопределенным сроком полезного использования;

• срок полезного использования НМА необходимо ежегодно проверять.

3. Уточнены правила формирования стоимости НМА:

• в ПБУ есть подробный перечень расходов, которые можно включать в фактическую стоимость НМА (более широкий, чем раньше);

• разрешена переоценка НМА.

Тем не менее между РСБУ и МСФО остаются принципиальные различия в подходах к тому, что же такое НМА, и они, безусловно, влияют на долю НМА в имуществе предприятия.

Гипотеза 4. Удельный вес НМА на российских предприятиях значительно ниже, чем на зарубежных.

Т аблица 6

Средний удельный вес НМА на российских и зарубежных предприятиях

Предприятия Количество Средний удельный вес НМА, %

предприятий 2006 2007

Российские предприятия 10 0,52 0,73

Зарубежные предприятия 3 4,43 5,48

Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о значительном отличии удельного веса НМА на отечественных и зарубежных предприятиях.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Экономический рост предприятий на сего-днящний день не является следствием изменения доли НМА в имуществе предприятия, т.е. данный вид актива не выступает пока в качестве фактора инновационного развития.

2. Различие в доле НМА на машиностроительных предприятиях в основном обусловлено действующей системой учета.

3. Отраслевая принадлежность оказывает определенное влияние на уровень нематериальных активов в имуществе предприятий.

4. Группа машиностроительных предприятий по удельному весу НМА является достаточно неоднородной (коэффициенты вариации в 2006 и 2007 гг. соответственно составили 131 % и 85,5 %).

5. Удельный вес НМА в имуществе на отечественных предприятиях значительно ниже, чем на зарубежных.

Полученные результаты подтверждают выводы о преобладании экстенсивных факторов роста российских предприятий и, безусловно, необходимы дальнейшие исследования и сравнительный анализ качественного состава и показателей эффективности использования нематериальных активов. Это позволит разработать предложения, направленные на повышение роли нематериальных активов как фактора инновационной активности предприятия.

Литература

1. Stigler G. The Economics of Information. - Journal of Political Economy,1961, vol.69,No 3,p.213

2. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация / В.Л.Иноземцев. -М.: Academia - Наука, 1999.-724 с.

3. Елепов Б.С. Управление процессами использования информационных ресурсов / Б. С. Елепов, В.М. Чистяков. - С.7

4. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997, P.460

5. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower.-N.Y. 1997, P.79-107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Баранчеев В. Управление брэндингом как составляющей инновационного развития организации / В. Баранчеев // Маркетинг 2003. №1. С. 46.

7. Пестунов М.А. Управление интеллектуальной собственностью / М.А. Пестунов.- Челябинск: Изд-во ЧелГУ. 2006.-С.65-70.

8. Андриссен Д. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов: пер. с англ. / Д. Андриссен, Р. Тис-сен. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.- 304с.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. 4-е изд., пе-рераб. и доп.- Минск: ООО «Новое знание», 2000.-688c.

10. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 №153Н.

11. http://www.expert.ru/ratings/

® (49232)4-67-02

E-mail: lavricsheva@mail.ru

Ключевые слова: Интеллектуальный капитал, Линейный коэффициент корреляции, Нематериальные активы продуктового характера, Нематериальные активы технологического характера, Нематериальные активы управленческого характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.