Научная статья на тему 'НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ'

НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халилова Р.Р.

В условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у орга-низации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого предприятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTANGIBLE MOTIVATION OF STAFF ON EXAMPLE OF BANKING STRUCTURE

In the conditions of instability of the economic situation in the country, it becomes especially important to make the most effective use of all the resources available to the organization. Personnel is one of the most important resources of any enterprise, and the quality of its work has a direct impact on the results of the company's activities. The article examines the features of the system of non-material motivation of banking personnel on the example of JSC Bank DOM.RF.

Текст научной работы на тему «НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ»

УДК 33

Халилова Р.Р.

студент магистерской программы

Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (г. Уфа, Россия)

НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ

Аннотация: в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у организации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого предприятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ».

Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, стимулирование персонала, нематериальные методы мотивации персонала.

В современных экономических условиях высококвалифицированный и интеллектуальный труд работников банковской системы требует развития системы мотивации. Мотивация определяет поведение персонала в трудовом процессе. Жесткая конкуренция в банковской сфере обуславливает необходимость роста производительности труда, развития новых технологий в целях повышения качества предоставляемых коммерческими банками услуг.

Система мотивации в банковской сфере - это множественная совокупность мероприятий, направленных на стимулирование работников банка к высокоэффективному труду. Посредством реализации соответствующих механизмов система мотивации позволяет оказывать влияние на эффективность труда отдельных работников и банка в целом. Она предполагает необходимость

выявления потребностей сотрудников и формирования соответствующей системы стимулов, позволяющих их удовлетворить.

С мотивацией персонала банка связаны трудовые факторы:

- загруженность сотрудников в течение дня;

- ответственность за ведение операций;

- аттестация сотрудников банка;

- монотонная работа за компьютером;

- ненормированный рабочий день;

- высокий уровень стресса [3, с. 326].

Система мотивации труда в банковской сфере должна разрабатываться с учетом этих факторов.

Основу мотивации любого работника составляют потребности -внутренние, глубинные источники личностного развития и деятельности человека. Различия в характеристиках поведения различных людей в одинаковых ситуациях является параметром, сигнализирующим о различиях в их мотивации. Вместе с тем, степень «одинаковости» действий одного человека в различных ситуациях показывает силу его внутренней мотивированности, активизирующую его деятельность до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

На сегодняшний день ситуация в мире, сопровождающаяся политическими и экономическими проблемами и ограничениями, не позволяет компаниям тратить весомые суммы денежных средств на материальную мотивацию персонала банков. С связи с чем повышается роль методов нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников с учетом ориентиров и предпочтений персонала банка.

Нематериальные методы трудовой мотивации основаны на признании сотрудников. Подобное признание может быть публичным или личным. В первом случае речь идет об информировании общественности о достижениях сотрудника, а во втором - об информировании вышестоящего руководства об

успехах и достижениях работника.

Таким образом, для обеспечения максимальной стабильности кадров дополнительных офисов и отделений банков необходимо сбалансированное использование различных видов и методов нематериальной мотивации и стимулирования, изображенных на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды и методы нематериальной мотивации и стимулирования персонала [4, с. 20]

При выборе работодателя при условии более-менее равного материального вознаграждения сотрудник обращает свое внимание на наличие возможностей карьерного роста, совершенствование своих профессиональных и личностных навыков, отношения с руководством и его стиль поведения [5, с.1383]. Рабочий день сотрудника отделения банка составляет 9 часов без возможности реализации гибридного графика ввиду специфики деятельности, в связи с чем персонал при выборе будущего места работы оценивает условия труда, сплоченность рабочего коллектива, отношения с руководством и его стиль поведения, подходы к управлению.

Использование сбалансированной и адаптированной системы мотивации и стимулирования персонала позволит в значительной степени сократить текучесть персонала массовых должностей банка (менеджеры, операционисты, кассиры) и удержать квалифицированных сотрудников в компании, что в свою очередь повлияет на рост эффективности деятельности, повышении лояльности, вовлеченности и установлении благоприятного климата в коллективе.

АО Банк «ДОМ.РФ» проводит достаточно активную кадровую политику, направленную на строительство такой системы управления персоналом, которая способствовала бы достижению задач, направленных на рост эффективности бизнеса [2, с.19].

В АО Банк «ДОМ.РФ» развита система нематериальной мотивации и стимулирования. Система нематериальной мотивации включает в себя различные программы немонетарной мотивации:

1. Корпоративные награды. За достигнутые результаты сотрудники награждаются благодарностью, медалями, знаками отличия. На уровне центрального офиса наиболее эффективные сотрудники могут быть награждены медалью «За заслуги» и медалью «За верное служение», почетной грамотой АО Банк «ДОМ.РФ», благодарственным письмом.

2. Корпоративные конкурсы. В структурных подразделениях АО Банк «ДОМ.РФ» конкурсы проводятся по различным номинациям, победители

определяются по результатам недели, месяца. Среди конкурсов профессиональных навыков можно выделить следующие: за качество обслуживания, за лучшие показатели продаж, за успехи, данные с большим трудом, за помощь коллегам, за количество предложенных инициатив.

3. Ротация рабочих мест. В банке существуют наставники для обеспечения преемственности знаний между поколениями работников. Так наиболее опытные сотрудники центрального аппарата передают свои знания сотрудникам региональных отделений банка. Наставники назначаются из числа наиболее опытных и квалифицированных работников и оформляются приказом руководителя подразделения. Наставник должен отвечать ряду требований: он должен иметь значительный опыт, высокую квалификацию, следовать корпоративной культуре, уметь работать и контактировать с людьми [1, с.132] Для поощрения наставников могут применяться материальные и нематериальные меры мотивации.

4. Повышение квалификации сотрудников АО Банк «ДОМ.РФ». АО Банк «ДОМ.РФ» разработало программы для повышения квалификации различных категорий сотрудников. В повышении квалификации менеджеров акцент делается на развитии управленческих компетенций и лидерских качеств. Для повышения квалификации специалистов разработаны следующие обучающие программы:

- программа «Мастерская продаж» (обучение организовано на учебных площадках региональных банков);

- программа «Ораторское искусство».

5. Планирование карьеры сотрудников. В АО Банк «ДОМ.РФ» проводится системная работа по оценке деятельности сотрудников, оценке потенциала, организована система отбора и обучения кадрового резерва, разрабатываются индивидуальные планы развития.

6. Стажировка новых сотрудников и обучение смежной специальности. В АО Банк «ДОМ.РФ» широко распространено централизованное обучение

сотрудников - ставка делается на рост профессионализма и компетенций.

7. Поощрение сотрудников за их активное участие в принятии решений, связанных с деятельностью АО Банк «ДОМ.РФ».

8. Другие способы нематериального поощрения сотрудников АО Банк «ДОМ.РФ».

Наряду с рассмотренными выше в АО Банк «ДОМ.РФ» по итогам месяца / квартала для лучших сотрудников существуют следующие виды поощрения: публикация интервью в газете или в новостях на корпоративном портале; предоставление приоритетного права выбирать время в графике ежегодных отпусков; торжественное поздравление руководством в рамках празднования Дня работника АО Банк «ДОМ.РФ» своих сотрудников и т.д.

Социальный пакет АО Банк «ДОМ.РФ» состоит из: программы дополнительного медицинского страхования, программы страхования от несчастных случаев и болезней, программы обеспечения жильем (включая возмещение арендной платы). Для детей сотрудников в возрасте до 14 лет выдаются новогодние подарки. Кроме того, сотрудники АО Банк «ДОМ.РФ» могут компенсировать траты на изучение иностранного языка и занятия спортом до 70% от стоимости.

Таким образом, функционирующая в АО Банк «ДОМ.РФ» система нематериальной мотивации и стимулирования является достаточно проработанной, она несколько лет апробирована на практике и за это время доказала свою эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронина Е.В., Курамшина А.В., Назарова А.Ф. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала в коммерческом банке: вопросы организации и совершенствования // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 132-137.

2. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования персонала предприятия // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2021. - № 6. - С. 19-21.

3. Макуев Д.Г. Мотивация как эффективный инструмент управления банковским персоналом // Молодой ученый. - 2019. - №12. - С. 326-328.

4. Рожкова Л.К. Методы нематериального стимулирования персонала / Л.К. Рожкова // Вестник науки. - 2019. - Т. 2. - № 9. - С. 17-21.

5. Чобану Е.С. Нематериальная сторона мотивации сотрудников в организации // Молодой ученый. - 2020. - №10. - С. 1383-1385.

6. Официальный сайт АО «Банк ДОМ.РФ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.domrfbank.ru

Khalilova R.R.

student of the master's program Bashkir State Academy of Public Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan

(Ufa, Russia)

INTANGIBLE MOTIVATION OF STAFF ON EXAMPLE OF BANKING STRUCTURE

Abstract: in the conditions of instability of the economic situation in the country, it becomes especially important to make the most effective use of all the resources available to the organization. Personnel is one of the most important resources of any enterprise, and the quality of its work has a direct impact on the results of the company's activities. The article examines the features of the system of non-material motivation of banking personnel on the example of JSC Bank DOM.RF.

Keywords: motivation, personnel management, personnel stimulation, non-material methods of personnel motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.