Научная статья на тему 'Нелегальное направление в русской национально-патриотической оппозиции в СССР (на примере Всероссийского социально-христианского Союза освобождения народа)'

Нелегальное направление в русской национально-патриотической оппозиции в СССР (на примере Всероссийского социально-христианского Союза освобождения народа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
515
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ В СССР / ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛ-ХРИСТИАНСКИЙ СОЮЗ ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДА / АНТИКОММУНИЗМ / РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ / RUSSIAN NATIONAL-PATRIOTIC OPPOSITION IN THE USSR / ALL-RUSSIAN SOCIAL-CHRISTIAN UNION FOR THE LIBERATION OF THE PEOPLE / ANTICOMMUNISM / RUSSIAN PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вырко Роман Георгиевич

Рассматривается деятельность русской патриотической антисоветской организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», действовавшей в СССР в 1960-х гг. Представлена идейная база, программа, состав и структура объединения, выявлена роль организации в русской национально-патриотической оппозиции в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “illegal” branch of the Russian national patriotic opposition in the USSR: the case of the All-Russian Social-Christian Union for the Liberation of the People

This article is devoted to the activities of the Russian patriotic anti-Soviet organization All-Russian Social-Christian Union for the Liberation of the People, which operated in the Soviet Union in the 1960s. The author examines the ideological basis, program, composition, and structure of the Union and describes the role of the organization in Russian national-patriotic opposition in the USSR.

Текст научной работы на тему «Нелегальное направление в русской национально-патриотической оппозиции в СССР (на примере Всероссийского социально-христианского Союза освобождения народа)»

УДК 329

Р. Г. Вырко

НЕЛЕГАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ В СССР (на примере Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа)

Рассматривается деятельность русской патриотической антисоветской организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», действовавшей в СССР в 1960-х гг. Представлена идейная база, программа, состав и структура объединения, выявлена роль организации в русской национально-патриотической оппозиции в СССР.

This article is devoted to the activities of the Russian patriotic anti-Soviet organization All-Russian Social-Christian Union for the Liberation of the People, which operated in the Soviet Union in the 1960s. The author examines the ideological basis, program, composition, and structure of the Union and describes the role of the organization in Russian national-patriotic opposition in the USSR.

Ключевые слова: русская национально-патриотическая оппозиция в СССР, Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, антикоммунизм, русский патриотизм.

Key words: Russian national-patriotic opposition in the USSR, All-Russian So-cial-Christian Union for the Liberation of the People, anticommunism, Russian patriotism.

Важными факторами, определившими жизнь советского общества в период Оттепели, стали развенчание культа личности И. В. Сталина, последующая либерализация методов государственного управления, а также постепенный отказ от национально-патриотического компонента в официальной идеологии, сопряженный: с новым усилением гонений на Русскую православную церковь. Эти факторы предопределили развитие у части интеллигенции чувства разочарования в официальной идеологии Советского Союза. Стали формироваться разнообразные идейные направления инакомыслия, одно из которых — национально-патриотическое течение, зародившееся в конце 1950-х гг., базирующееся на отрицании чуждой русскому историческому пути либеральной западной идеологии и традициях славянофилов и русской религиозной философии XIX — начала XX в. Ключевая роль в ней отводилась православию.

Русская национально-патриотическая оппозиция разделилась на два крыла — легальное и нелегальное. Легальное направление, то есть допустимое официальной властью, представляла творческая интеллигенция, собирающаяся вокруг журналов «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Москва». Также туда входили такие организации, как клуб

© Вырко Р. Г., 2012

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 12. С. 30 — 34.

любителей памятников истории и культуры «Родина», созданный в 1962 г., и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, образованное в 1965 г. Нелегальное крыло действовало в условиях политического «подполья», находилось под надзором и подвергалось преследованиям со стороны власти.

История русской национально-патриотической оппозиции в СССР в целом и Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН) в частности недостаточно освещена в современной российской историографии. На основе фотокопий программы, которые достигли Запада незадолго до того, как КГБ арестовал участников Союза, программа ВСХСОН впервые была опубликована в Париже [1], годом позже в издательстве «Посев» в Германии [2]. В России программа организации вышла в свет лишь в 2003 г. [3]. Впервые рассмотрел деятельность данного объединения американский историк Д. Данлоп, являющийся составителем работы о программе ВСХСОН, изданной в Париже. В середине 1970-х гг. он выпустил монографию, всецело посвященную рассматриваемой организации [4]. До настоящего времени в отечественной историографии пока нет исследования, где столько внимания уделялось бы ВСХСОН. В двух существующих исследованиях на эту тему русской национально-патриотической оппозиции, программе и деятельности Союза уделены только отдельные главы монографий [5, с. 221 — 235; 6, с. 68 — 78]. Главная проблема, с которой сталкиваются исследователи, занимающиеся ВСХСОН, — это выяснение, что же собой представлял Союз. Так, Данлоп считал членов ВСХСОН сторонниками «возрожденчества», борцами за судьбу русского народа, возврат культурных традиций, обращение к традиционным ценностям. Н. Митрохин заявил, что это либо организационно оформленный «бердяевский кружок» интеллигентов, занимавшихся самообразованием, либо подпольная группа, ставившая перед собой задачу захвата политической власти, притом не имевшая поддержки в народе [5, с. 221]. Сам же он склонялся к первому варианту, полагая, что «ВСХСОН — лучший пример того, к чему в советских условиях приводили подростковый инфантилизм взрослых мужиков и белогвардейская романтика» [5, с. 234]. А. Фоменков в своем исследовании идейных и программных аспектов деятельности Союза отметил, что члены ВСХСОН осознавали свою слабость в программных установках, однако «видели необходимые условия для своей победы», вместе с тем указывая «определенное направление, к которому потянулись "русисты", выступавшие за создание христианско-клерикального государства» [6, с. 74 — 78]. Другими словами, отмечается поляризация мнений.

Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа был основан в Ленинграде и стал самым крупным объединением такого рода в СССР после смерти И. Сталина. К 1967 г. ВСХСОН насчитывал 28 членов и около 30 кандидатов в члены организации, но фактически, по воспоминаниям участников Союза, лиц, разделяющих их идеи, было около 100 [10, с. 264]. Наиболее крупные нелегальные группы 1950-х гг. не превышали 10 человек [7, с. 272]. Возглавил Союз его создатель — И. Огурцов. Также руководителями являлись Е. Вагин (идеология), М. Садо (работа с личным составом), Б. Аверичкин (архивное дело), видным активистом был Л. Бородин. Датой основания ВСХСОН счита-

ется 2 февраля 1964 г., когда была принята программа военно-политической организации «ВСХСОН», подготовленная И. Огурцовым. Идейной базой организации стали труды ранних и поздних славянофилов, традиции русской религиозно-философской мысли (А. Хомяков, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.). По духу идеи участников ВСХСОН были близки философии И. А. Ильина, основанной на концепции национального возрождения России, неприятии большевизма и отрицании коммунистического интернационализма. Программа раскрывала идеологический аспект деятельности Союза и состояла из введения и 15 разделов [8]. Первые 5 из них были посвящены критике марксизма и коммунистической системы, сходные с точкой зрения М. Джиласа [9], автора концепции «нового класса», под которым он понимал партийную бюрократию в коммунистических странах. Вторая часть, включающая 10 разделов, содержала схему реформирования государства в соответствии с христианскими принципами.

Целью ВСХСОН было свержение коммунистического режима и создание на его месте теократического, социального, представительного и народного государства [8, разд. 14, п. 41]. Его модель строилась на христианизации политики, экономики и культуры.

Христианизация политики выражалась в провозглашении Всероссийского верховного собора как верховного органа власти, состоящего на треть из высших иерархов церкви и на две трети из выдающихся представителей народа, избираемых пожизненно [8, разд. 14, п. 51]. Собор наделялся правом вето, которое он мог бы наложить на любой закон или действие, а также избирать главу государства, которого утверждало народное голосование [8, разд. 14, п. 45, 50].

Преобразования в экономической сфере заключались в переходе к смешанной экономике с четырьмя формами собственности: общенациональной, государственной, общинной и персоналистической [8, разд. 7, п. 1]. Персонализация собственности в отличие от приватизации 1990-х гг. вела к реальному возвращению собственности населению. Предприятия должны были перейти к тем, кто непосредственно участвует в производственном процессе. Наряду с этим планировалось создать широкую систему национального кредита и свободы торговли [8, разд. 10, п. 19, 22]. Роль государства в экономическом секторе была значительна: «Не должны были подлежать персонализации энергетическая, горнодобывающая, военная промышленность, а также транспорт» [8, разд. 9, п. 17].

Христианизация культуры прежде всего обозначала переоценку ценностей и истории нации. Возрождение нации виделось участникам ВСХСОН в возвращении к традиционным христианским ценностям при содействии государства в области науки, искусства и культуры. Особая роль отводилась семье как основе духовной культуры государства.

Стоит отметить недостаточность проработки ВСХСОН национального вопроса. Из программы организации становится понятно лишь то, что построение нового государства предполагает сохранение территориальной целостности страны и единство народов будущего социально-христианского государства, а также сохранение партнерских отношений со странами Восточной Европы.

ВСХСОН мог похвастаться разветвленной системой ячеек организации не только в Ленинграде, но и в Краснодаре, Москве, Иркутске, Шауляе и ряде других городов. ВСХСОН был структурирован по типу военной организации: «тройки», «отделения» способствовали установлению дисциплины в рядах ВСХСОН.

Планируя свержение коммунистического режима, руководство ВСХСОН сосредоточилось на духовной подготовке членов. Участники Союза «собрали уникальную библиотеку: Соловьев, Леонтьев, Победоносцев, все ранние и поздние славянофилы, Ильин, Булгаков, Бердяев, Шестов, Солоневич и тьма чего еще» [3, с. 77 —78]. Был составлен фонд с произведениями участников на различные общественно-политические темы. Наряду с этим велась подготовка к вооруженной борьбе. С середины 1966 г. Союз сформировал как минимум три боевые группы [5, с. 226]. Стоит оговориться, что внутри Союза главной была идея так называемого «дворцового» переворота, без вовлечения в него широких масс людей [11, с. 161]. Отличительной чертой ВСХСОН, нехарактерной для других антисоветских групп, было финансирование организации за счет членских взносов в размере 10 % от заработной платы.

В основном деятельность участников ВСХСОН сосредоточилась на обработке, переводе, копировании и распространении религиознофилософской и политической литературы, «подцензурной» в СССР. На момент раскрытия организации в феврале 1967 г. по доносу члена ВСХСОН В. Петрова в ходе обысков у ее членов было изъято 24 экземпляра Программы, 28 изданных на Западе книг с 58 их копиями, 211 различных политических документов, около 6 тыс. кадров фотопленки [1, с. 40]. По делу организации проходили 73 человека [12, с. 168]. В итоге лидеры Союза были осуждены по статьям «измена Родине» и «создание антисоветской организации»: И. Огурцов на 20 лет лишения свободы, М. Садо — на 13 лет, Б. Аверичкин и Е. Вагин — на 8 [10, с. 265]. Еще 17 человек получили сроки до 7 лет. Отметим, что некоторые члены объединения не признали вины и остались верны идейной позиции [13]. Раскрытие ВСХСОН вызвало резонанс в ЦК КПСС. С докладом в Политбюро по данному делу выступил даже председатель КГБ Ю. В. Андропов [14, с. 106 — 108].

Итак, переходя к вопросу о сущности ВСХСОН, нужно уточнить ряд вопросов. Сложно обвинить членов организации в инфантилизме. Уже одно создание антисоветского объединения из нескольких десятков человек в условиях тотального контроля государства говорит об отсутствии у членов организации детской наивности. Да и «белогвардейская идея» прослеживается в осмыслении коммунизма с социально-христианской позиции. ВСХСОН был организацией, идеология которой отличалась от той, которой в СССР руководствовались социально-демократическая оппозиция и либеральное диссидентство. Ее идеология развивалась не на пустом месте, а была естественным проявлением великой русской интеллектуальной традиции в условиях послевоенного периода. Это был своеобразный синтез славянофильства, почвенничества, русской религиозной философии конца XIX — начала XX в., ставший составной частью отечественной национально-патриотической оппозиции в СССР.

33

Судя по идейной платформе, оригинальной программе, составу, военизированной структуре и внутреннему финансированию, ВСXСОН был потенциально сильной организацией, способной на активные действия. Кроме того, в это время в СССР складывались благоприятные предпосылки для реализации планов христианско-революционного движения. Власть не могла сформулировать реалистичные цели самобытного развития государства. Партийная элита еще не рассталась с традиционно большевистской ориентацией на репрессии, не умея понять важность решения проблемы возвращения народу гражданской свободы и права общественной самодеятельности, что отразилось и в новой волне антицерковных гонений. Таким образом, рождение ВСXСОН было предопределено кризисными явлениями советской системы, время которой приближалось к концу, как это верно чувствовали новые христианские радикалы.

Список источников и литературы

1. ВСХСОН : программа. Суд. В тюрьмах и лагерях. Париж, 1975.

2. ВСХСОН: материалы суда и программа, Франкфурт-на-Майне, 1976,

3. Бородин Л, И, Без выбора : автобиографическое повествование. М., 2003.

4. Dunlop J, B, The New Russian Revolutionaries, Belmont (Mass.), 1976.

5. Митрохин Н, Русская партия: движение русских националистов в СССР. 1953 — 1985 гг. М., 2003.

6. Фоменков А, А, Русский национальный проект: русские националисты в 1960-е — первой половине 1990-х годов. Н. Новгород, 2010.

7. Шкаровский М, В. Русская православная церковь в XX веке. М., 2010.

8. Программа Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа. URL: http://vshson.narod.ru/programma1.html (дата обращения: 27.05.2012).

9. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

10. Постников А, Б, Памяти русского христианского мыслителя Евгения Александровича Вагина (1938 — 2009. Псков — Рим) // Философия родного края : матер. межвуз. науч. конф. 28.05.2008. Псков, 2008.

11. Беликов Ю,, Бородин Л, Если не придет дерзкий... // День и ночь. 2011.

№4.

12. Ивойлов В, По белым кудрям дня // Вече. 1998. № 62.

13. Никон (Лысенко), архимандрит. К 40-летию программы ВСXСОН. URL: http://vshson.narod.ru/stati.html (дата обращения: 20.05.2012).

14. «Пресечь враждебные проявления "русизма"» : записка КГБ при СМ СССР в ЦК КПСС о суде над членами Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа // Источник. 1994. № 6.

Об авторе

Роман Георгиевич Вырко — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: roman-vyrko2009@yandex.ru

About author

Roman Vyrko, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: roman-vyrko2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.