Научная статья на тему 'Нелегальная занятость детей как следствие бедности населения Республики Мордовия'

Нелегальная занятость детей как следствие бедности населения Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
INCOME / POVERTY / SUBSISTENCE / EMPLOYMENT / ILLEGAL EMPLOYMENT / CHILD EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Раиса Анатольевна

В данной статье анализируются показатели бедности населения в Республике Мордовия. Исследованы формы детской занятости в Мордовии, проведен сравнительный анализ решения данной проблемы в Пензенской области. Даны рекомендации по повышению роли легальной занятости детей в республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нелегальная занятость детей как следствие бедности населения Республики Мордовия»

УДК 331.526 - 053.2 (470.345)

Филиппова Раиса Анатольевна, кэ.н, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огсрева»,г. Саранск

НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СЛЕДСТВИЕ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация. В данной статье анализируются показатели бедности населения в Республике Мордовия. Исследованы формы детской занятости в Мордовии, проведен сравнительный анализ решения данной проблемы в Пензенской области. Даны рекомендации по повышению роли легальной занятости детей в республике

Ключевые слова: доходы населения, бедность, прожиточный минимум, занятость, нелегальная занятость, детская занятость, политика занятости

Abstract. This article analyzes the poverty population in the Republic of Mordovia. Studied forms of child labour in Mordovia, a comparative analysis of the solution of this problem in the Penza region. Recommendations on enhancing the role of legal employment of children in the Republic of

Keywords: income, poverty, subsistence, employment, illegal employment, child employment, employment policy

В условиях неэффективного и некачественного экономического роста сформировалась негативная тенденция усиления дифференциации доходов, которая крайне негативно влияет на эффективность производства, так как сопровождается разрушением социального ресурса бизнеса. Россия в настоящее время находится на этапе, когда социально-экономическая дифференциация населения является барьером для устойчивого экономического развития. При достаточно высоком уровне расслоения в обществе наблюдается ряд негативных явлений, таких, как неспособность воспринимать инновации на рабочих местах, «ловушки низкого уровня доходов», нарастание социальной напряженности,

отсутствие логической культуры населения, негативное влияние на воспроизводство населения [9]. С неравномерным распределением доходов связана проблема бедности населения, которая резко обострилась в условиях современной России [8].

В современной России официальный подход к измерению бедности базируется на абсолютной концепции, согласно которой к бедным относятся граждане или домохозяйства с душевыми доходами ниже стоимости минимальной прожиточной корзины.

Уровень жизни населения в Республике Мордовия существенно ниже, чем в среднем по России. В 2013 г. среднедушевые денежные доходы населения РМ составляли 49 % от среднего по РФ показателя, средняя заработная плата была в 2,1 раза меньше [5]. В 2011 г. соотношение этих показателей в РМ и РФ было соответственно равно 55,6 % и 56,2 % [4]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума хотя и уменьшилась по сравнению с 2010 г., но составляет все еще значительную величину (21,3% от общей численности населения). Пороговое значение данного показателя в 7 % так и не было достигнуто.

Мордовии, как и России в целом присуща значительная дифференциация доходов, хотя разрыв между бедными и богатыми меньше российского (коэффициент фондов равен 11 при пороговом значении 8, а коэффициент Джини -0,346), но превышает пороговый уровень. В Мордовии у двадцатипроцентной группы населения с наибольшими доходами сосредоточено 43,1 % всех денежных доходов.

В Мордовии пороговое значение такого показателя как соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума(три раза) пока не достигнуто, но произошло его улучшение с 1,95 раза в 2007 г. до 2,12 раз в 2013г. [5].

Одним из следствий бедности населения Республики Мордовия является распространение детской нелегальной занятости. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет занятость как деятельность граж-

дан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход [1].

Незаконная или нелегальная занятость - это деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая. Она включает различные виды торговли вне установленных для этого норм и правил, нелицензированное репетиторство и другие виды разрешенной, но скрытой от регистрации деятельности. Главная угроза распространения нелегальной занятости - рост теневой экономики, снижения уровня трудовой образованности и морали.

Значение неформального сектора для нашей экономики весьма неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения, расширении рынка товаров и услуг, создании базы для развития малого бизнеса. Но, вместе с тем неформальный сектор порождает ряд острых социальных проблем. Прежде всего, он создает дополнительные условия для развития криминальной среды. Кроме того, в неформальном секторе отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, контроль качества производимых товаров и оказываемых услуг; работники нередко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Наконец, государство недополучает значительную часть средств в результате сокрытия доходов от налогообложения.

Труд молодежи имеет спрос у работодателей, которым необходима дешевая временная рабочая сила. Дети могут выполнять разнообразную неквалифицированную работу, поэтому имеют большую востребованность в сферах обслуживания и там, где необходимо применение физической силы.

Молодежь более склонна к неформальной занятости, на это влияют такие факторы, как отсутствие образования, невозможность устроится без опыта работы, также сложность совмещать учебу и иную деятельность.

Часто и работодатель в силу ряда причин, среди которых: сложность регистрации детей, короткий срок найма, уход от налогов, не оформляет ребенка

как наемного работника, нелегально пользуется его рабочей силой.

Из-за этого возникает множество проблем, например, работодатель, нарушает права работающего ребенка (несоблюдение времени работы, невыдача зарплаты, принуждение совершать незаконную деятельность), ребенок становится юридически уязвимым, незащищенным от мошенничества. Так же "страдает" бюджет страны - вместе с уклонением от уплаты налогов страна недополучает значительную сумму денег, что также сильно влияет на экономику в целом.

В законодательстве РФ существует ряд законов, определяющих и защищающих права работающих детей: ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О занятости населения в Российской Федерации" [1,2,3]. Так же в РФ разрабатываются и принимаются специальные государственные программы: целевая программа "Молодежь России", "Дети России", "Содействие занятости населения" и т.д. Необходимо, чтобы предусмотренные этими программами меры выполнялись, были обеспечены ресурсами, получали какие-то результаты.

В практическом плане государственная политика в интересах детей и молодежи реализуется через специальные учреждения, которые сейчас имеются во всех регионах, в том числе и в Мордовии. Таковыми являются, например, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи.

В период с начала 2000 г. в сфере занятости в Республике Мордовия произошли существенные изменения. За 2000-2011 гг. средний возраст занятых в экономике РМ увеличился с 38 до 40 лет. Удельный вес работающих в возрасте до 20 лет увеличился с 1,5 до 1,7%. [4]. К сожалению, статистика по детской занятости в Республике Мордовия отсутствует. Для изучения форм детской занятости нами был выбран метод социологического опроса. Помощь в проведении опроса оказали учащиеся Республиканского лицея для одарённых детей. В ходе исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 182 школьника. Все они являются учениками 9-11 классов Рузаевского, Дубенского

и Зубово-Полянского районов Республики Мордовия. Кроме этого, был проведен опрос подростков из соседнего региона - Пензы. Ответы на предложенные вопросы были получены через социальную сеть «ВКонтакте». Нами был сделан анализ ответов респондентов, который позволил выявить основные характеристики исследуемой проблемы.

Анкетирование проводилось в 9-11 классах, большинство участников являются лицами, достигшими трудоспособного возраста (16 лет), но так же были участники и младшего возраста. Таким образом, мы увидели, задействованы ли в занятости нетрудоспособные граждане. 41% опрошенных -16 лет, 37% - 15 лет, 10% - 14 лет, 16% - 17 лет. Большинство опрошенных - 41% - 16 летние -как раз только получили право на получение вакансии, что видно из представленной ниже диаграммы.

На вопрос: «Нуждается ли Ваша семья в дополнительном заработке, кроме заработка Ваших родителей?» ответы распределились следующим образом: 67% опрошенных ответили "Нет", 33% ответили "Да". Тем не менее, данный процент нуждающихся семей относительно велик. Не радует тот факт, что так много семей в республике, которые должны дополнительно "питаться трудом" своих детей.

Из ответов на вопрос «Устраивались ли вы когда-нибудь на работу?» видно, что 42% анкетируемых уже устраивались на работу, что составляет почти половину всего числа. При этом из нетрудоспособных граждан (14-15 лет) 20% уже устраивались на работу. Эта цифра показывает, что многие уже начали зарабатывать на жизнь сами, но позитивность факта в том, что дети имеют какие-то моральные устои, указывающие на уважение к родителям, самостоятельность, целеустремленность. Далее рассматривались участники, которые устраивались когда-либо на работу.

40% респондентов официально устраивались на работу (с оформлением всех документов, включающих договор и приказ о приеме на работу), оставшиеся 60% работали без официального оформления, что еще раз указывает на то, что дети оказываются незащищенными юридически перед работодателем. По

каким именно причинам они не смогли устроиться официально, можно узнать из анализа последующих ответов.

На вопрос: «Возникали ли у Вас проблемы с оформлением на работу?» 30% респондентов ответили положительно. Чем больше проблем с оформлением, тем больше вероятность, что они будут работать нелегально. Хотелось, чтобы этот процент был меньше.

На выбор места работы 27% человек Служба занятости населения повлияла, а вот 73% респондентов не смогла ничем помочь, при этом во время проведения опроса подмечено, что большинство просто не знают о существовании данной Службы. Отсюда можно сделать вывод, что влияние государства на выбор места работы невелико, что еще раз увеличивает количество нелегальных работников в числе детей. Неправильно считать, что те подростки, которым не помогла Служба, получили нелегальное место, но, тем не менее, наличие этого факта умножает вероятность неформального трудоустройства.

36% анкетируемых детей удовлетворены условиями работы (зарплата, обеспечение необходимых условий), 66% остались недовольны. Получается, что все - таки дети потеряли свои права, остались беззащитными и, либо были принуждены работать по таким условиям, либо не встретили альтернатив данной вакансии.

У 14% респондентов были нарушены права работодателем (невыплата в срок зарплаты, в отношении обеспечения необходимых условий)? Процент относительно маленький, что позитивно оценивает моральные качества работодателей Республики Мордовия.

Далее опрос снова проводился с участием всех респондентов (182 чел.)

На вопрос: «Есть ли у вас друзья или знакомые, работающие нелегально?» 39% респондентов ответили, что "Да, есть". Это близко к половине анкетируемых детей. При сравнении с результатами анализа вопроса 4 (40% нелегально работающих детей), видим, что данный процент стабилен по всему региону.

Ответы на вопрос: «Проинформированы ли вы сейчас о свободных вакансиях в Вашем населенном пункте, городе?» распределились следующим обра-

зом. 22% участников знают о свободных вакансиях, 78% не знают, не проинформированы. Такое соотношение говорит о слабом развитии государственных служб и программ, которые, предотвращая занятость детей в нелегальных формах занятости, обязаны информировать их о свободных местах легальной занятости.

На основе анализа данных проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

- легальные и нелегальные формы занятости практически одинаково применяются среди молодежи Республики Мордовия;

- основными причинами возникновения нелегального детского труда являются семейные проблемы, прежде всего экономического характера. Тяжелое экономическое положение, в котором оказались многие семьи, приводит к тому, что родители не в состоянии удовлетворять возрастающие потребности детей, а иногда и просто досыта накормить их.

- важную роль в процессе вовлечения детей в нелегальный труд играет и невысокое качество работы учебно-воспитательных и образовательных учреждений, отсутствие внимания к каждому ребенку как к личности, а также несовершенство работы центров занятости при организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и социальных служб. Дело в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения.

- основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут;

- для региона важно, чтобы роль легальных форм росла, но пока проводится слабая политика по усилению этой роли;

- в среднем в республике незначительное нарушение прав ребенка при трудоустройстве;

- доходы семей Мордовии малы [9], что увеличивает количество работающих детей.

Проведенный анализ трудоустройства молодежи в Пензенской области показал, что в соседнем регионе получили развитие целевые программы работы с молодежью, высока информированность молодежи о вакансиях, распространяются буклеты, молодых людей знакомят со всеми законами и правами [7]. Этот положительный опыт можно позаимствовать Службам трудоустройства Мордовии. Но распространение нелегальных форм занятости среди детей в Пензе относительно больше, о чем свидетельствует анализ опроса, проведенного в социальной сети «ВКонтакте». Большинство опрашиваемых ответили (79%), что в их области вероятность получить нелегальное место работы для детей значительно больше.

Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию — максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире [6].

Для повышения роли легальных форм занятости, на наш взгляд, необходимо: во-первых, проводить более активную политику по информированию молодежи о вакансиях, во-вторых, изменить методы работы с детьми, формировать их правовую культуру, в-третьих, создавать такие условия в обществе, чтобы не могла распространяться нелегальная занятость; в-четвертых, установить систему поощрений для работодателей, обеспечивающих легальную занятость несовершеннолетних в форме льготного налогообложения, либо других форм поощрения, в-пятых, организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости.

Список используемых источников

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 148901/

2. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": Федеральный Закон от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148894/

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013), Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 148790/?frame=45#p4917

4. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2013. - с. 127

5. Мордовиястат - официальный сайт http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/resources/

6. Леонова Л. А. Неформальная занятость в России: проблемы появления и изучения // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 132-135. http://www.moluch.ru/archive/34/3923/

7. Сайт Комитета по работе с молодежью в городе Пенза / http://www.mmcpenza.ru/trud/310.html

8. Торопова Т. Добавки «съедят» // Аргументы и факты. 2014. №49. С.16.

9. Филиппова Р.А. Оценка доходов и потребления домохозяйств Республики Мордовия // Контенсус. 2012. №3. С.32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.