DOI: 10.32521/2074-8132.2020.2.138-146
Скепьян А.А. 1), Метельский А.А. 1), Воронцова Е.Л. 2), Филькин И.А. 2)
1) Институт истории Национальной академии наук Беларуси, ул. Академическая, д. 1, г. Минск, 220072, Республика Беларусь 2) МГУ имени МВЛомоносова, НИИ и Музей антропологии, ул. Моховая, д. 11, стр. 1, Москва, 125О09, Россия
НЕКРОПОЛЬ ПРИ КОСТЕЛЕ БОЖЬЕГО ТЕЛА В НЕСВИЖЕ: АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 1. КРИПТА КОСТЁЛА
Введение. В работе представлены результаты археологического, исторического и антропологического исследования, переотложенных захоронений, обнаруженных в 2019 г. в крипте костёла Божьего Тела в г. Несвиже, Беларусь. Целью работы стало установление круга погребенных лиц.
Материалы и методы. Документы из библиотек и архивов Беларуси, России, Польши и Литвы, труды историографов; длинные кости из захоронения.
Результаты и обсуждение. В разделе приводятся результаты историографического изучения возведения храма, устройства усыпальниц в криптах, их перестройки в начале XVIII в. Анализ документов и погребальный инвентарь позволяют сделать вывод о личностях погребённых; в таблицах отражены социальный статус, места рождения и возраст смерти членов Ордена Иезуитов Несвижского коллегиума. Сделан вывод о количестве погребённых, их половой и возрастной принадлежности. Проведено сопоставление результатов историографического и палеоантропологического анализа.
Заключение. Крипта под костёлом Божьего Тела служила для захоронения членов Ордена Иезуитов и конгрегаций, а также фундаторов коллегиума и крупных благодетелей, членов их семей. В XVIII в. крипты были перестроены и отданы полностью под родовую усыпальницу Радзивиллов. Останки ранее погребённых членов Ордена Иезуитов были перезахоронены здесь же, под главным алтарём, под новыми каменными полами. Погребения фундаторов могли быть перезахоронены вместе с ними или на территории возле костёла. Архивные документы, погребальный инвентарь и само место захоронения (под главным алтарём) позволяют сделать вывод о достаточно высоком социальном статусе ряда пожилых лиц, проживавших в несвижском коллегиуме (провинциалы, префекты и т.д.). Анализ костных останков показал, что в крипте перезахоронено не менее 59 человек, а именно мужчин преимущественно старше 50 лет (64%). Эти результаты хорошо согласуются с данными исторических документов о круге лиц, имевших право на погребение в крипте под главным алтарём. Единичные костные материалы, которые могут трактоваться как женские, а также останки детей (также единичные) могли попасть в захоронения случайно из немногочисленных родовых усыпальниц фундаторов.
Ключевые слова: Несвиж; костёл Божьего Тела; Орден Иезуитов; историография; археология; палеоантропология
Введение
В городе Несвиже Минской области Республики Беларусь находится памятник архитектуры раннего барокко - костёл Божьего Тела (ныне фарный1), созданный итальянским архитектором Джо-ванни Мария Бернардони в 1587-1593 гг.
1 Фарный - приходской, т.е. принадлежащий только приходу, а не какому-либо монашескому ордену. Универсальный дополнительный практический словарь И. Мостиц-кого. каИйр8://ги8-то8Ш8ку-ип1уег8а!-с11с18!оуагоп!1пе.со1Т1.
Изучение самого памятника, а также истории несвижского коллегиума ведётся ещё с 1960-х гг. Но археологические раскопки на территории вокруг костёла впервые были проведены И.В. Ганец-кой в 2000 г. в ходе работ по реконструкции каменной ограды. Тогда на территории двора костёла были выявлены регулярные захоронения [Ганецкая, 2007].
В марте 2017 г. на прикостельной территории начались земляные работы в связи с реконструкцией костёла Божьего Тела в г. Несвиже и благоустройством прилегающей территории. При рытье кот-
лована под строительство котельной грунт вынимался строительной техникой, но при обнаружении захоронений работы были приостановлены. В апреле 2017 г. между Управлением капитального строительства Несвижского района и Институтом истории НАН Беларуси был заключён договор на проведение археологических исследований на при-костёльной территории и дальнейшие работы (прокладка траншей и т.д.) стали вестись вручную. Человеческие костяки расчищались, фиксировались и наносились на общий план траншеи, после чего извлекались. Части скелетов, уходившие в профили траншеи, не изымались, что привело к нарушению целостности ряда захоронений и самих костяков. Эксгумированные костяки были оставлены на хранение в каплице2 Святого Роха (Булгарина) на территории костёла, где они были исследованы в 2018 г.
В конце декабря 2019 года при проведении работ по гидроизоляции фундамента в крипте костёла под главным алтарём под каменным полом были обнаружены три ямы с переотложенными костяками. Кости из двух ям были эксгумированы, из третьей не изымались в виду их плохой сохранности.
Кости находились, вероятно, в общих гробах (сохранились куски дерева, гвозди, ручки) не в анатомическом положении. Создавалось общее впечатление, что останки были перенесены из других мест, сложены в ящики и захоронены.
Выявленные во время археологических раскопок 2017 и 2019 г. материалы потребовали привлечения специалистов различных направлений: историков, археологов, искусствоведов, антропологов для проведения комплексного исследования. Его целью было установление круга лиц, которые могли бы быть захоронены, как в храме, так и около него, причин их смерти, социальной принадлежности, а также хронологических границ, когда при-храмовая территория использовалась как место захоронения умерших.
В данной работе представлены результаты археологического, исторического и антропологического анализа захоронений, обнаруженных в 2019 г. под полом крипты костёла.
Материалы и методы
История строительства костёла Божьего Тела в Несвиже, реконструкция исторических событий, связанных с ним, установление круга лиц, похороненных в самом костёле и около него, их социальной принадлежности и возможных причин смерти потребовала значительного объёма исследований
2 КаплЩа (белорусе.), kaplica (польск.) - часовня.
в библиотеках и архивах Беларуси, России, Польши и Литвы. Это связано с тем, что, несмотря на достаточно глубокое изучение истории возведения храма и коллегиума в Несвиже, их перестройки и изменения интерьеров историками архитектуры и искусства, представленное в отечественной и зарубежной историографии [Габрусь, 2002; Баженова, 2010; Paszenda, 1976; Bernatowicz, 1989], сведений о прихожанах и захороненных при храме людях практически нет.
Антропологический анализ проводился по длинным костям, обнаруженным в крипте костёла. Определение пола и возраста индивидов осуществлялось стандартными методиками и опиралось на общую массивность костей, развитие мышечного рельефа, состояние суставных поверхностей [Алексеев, Дебец, 1964; Алексеев, 1966], а возраст детей - по длине диафиза и поперечным диаметрам их концов [Куфтерин, 2017; Baker et al., 2005]. Дополнительно применялись одномерная модель диагностики половой принадлежности по И.М. Синёвой [Си-нёва, 2013] и метод главных компонент (ГК).
Статистические подсчеты и построение графиков выполнены в Microsoft Office Excel 2010.
Результаты и их обсуждение
История костёла Божьего Тела в Несвиже и погребений в крипте
Костёл Божьего Тела в Несвиже возведён на месте деревянного приходского храма Св. Сальва-тора, основанном, согласно церковной метрике, великим князем литовским Казимиром Ягеллончи-ком 23 февраля 1492 г. [АСАй. АР. Dz. VIII. Будп. 360. Б. 152]. В 1581 г. Николай Христофор Радзи-вилл Сиротка на месте этого деревянного храма, пришедшего за период Реформации в упадок, закладывает фундамент нового каменного приходского костёла в честь Св. Спасителя и Божьего Тела.
Одновременно с началом строительства нового костёла Радзивилл Сиротка пожелал пригласить в город монахов Ордена Иезуитов, наиболее активного монашеского Ордена в борьбе с Реформацией. Однако король Стефан Баторий не захотел отвлекать финансовые возможности Ордена по строительству храмов и коллегиумов в воеводских центрах Бресте, Полоцке и Гродно на организацию нового коллегиума в малом, частном Несвиже. [Вегпа№ш^, 1989, р. 45].
Тогда Н. Кр. Радзивилл Сиротка вместе с Петром Скаргой обратился к генералу Ордена Иезуитов Клавдию Аквавиве с просьбой об организации иезуитского коллегиума в Несвиже и одновременно - к провинциалу Польской провинции Ордена
Джованни Кампано с тем, чтобы тот прислал в Не-свиж хотя бы двух монахов иезуитов, которые бы могли заложить коллегиум. В 1582 г. в Несвиж прибыли священники В. Мросковский (Мрошковский) и Кр. Островский, которым город не понравился, о чём они и сообщили генералу Ордена. [Кемпа, 2016, с. 184].
Не дожидаясь окончательного ответа от генерала Ордена Иезуитов, Николай Криштоф Радзи-вилл Сиротка отправился на Святую Землю в паломничество, занявшее два года. По пути он посетил Рим где, вероятно, встречался с папой римским и генералом Ордена Иезуитов, с которыми снова обсуждал вопрос об организации в Несвиже иезуитского коллегиума. И, наконец, генерал передал своё согласие через провинциала Ордена. Надо отметить, что Радзивилл Сиротка имел тесные контакты со всеми генералами Ордена Иезуитов, сменявшими в Риме один другого, и пользовался у них у всех большим авторитетом не только как знаток Святого писания, но и как человек широкой эрудиции.
19 августа 1584 г. Радзивилл Сиротка выдал два фундуша3 на организацию коллегиума иезуитов в Несвиже, который 4 февраля 1585 г. подтвердил король Стефан Баторий в Варшаве. Согласно фун-душной записи, среди земель, переданных иезуитам, была и та, на которой уже строился новый приходской костёл. Теперь он автоматически переходил Ордену Иезуитов, что было утверждено специальным актом кардинала Юрия Радзивилла в 1595 г. [АСАй. АР. йг. VIII. Будп. 406, э. 23-35, 161]
К этому времени в Риме было завершено строительство главного храма Ордена Иезуитов собора Иль Джезу, и его архитектурная крестово-куполь-ная тектоника на основе латинского креста в надземной части была принята в качестве нового официального плана орденского костёла. Именно в этом, только что утверждённом стиле Н. Кр. Рад-зивилл Сиротка был вынужден начать перестройку костёла в Несвиже.
Автором проекта нового храма стал архитектор Ордена Иезуитов Джованни Мария Бернардони, приехавший в Несвиж летом 1586 года, а до того работавший на возведении главного храма Ордена Иезуитов в Риме и на строительстве коллегиума и костёла в Люблине. Сопоставление проектного плана первоначального храма, и плана храма, разработанного Д.М. Бернардони, показывает почти точное совпадение их алтарной части и трансепта (рис. 1). Возможно, что именно об использовании старых фундаментов при строительстве нового храма говорится в документе от 12 декабря 1587 г., в котором Радзивилл Сиротка пишет, что «заложил храм но-
3 Fundusz (польск.) - фонд.
вый, который должен быть построен крестовый с куполом посередине наверху, по тому образцу, который утвержден Отцами, тем более, что и фундамент с Божьей помощью уже заложен Юрием кардиналом Радзивиллом, епископом виленским» [Габ-русь, 2002, с. 49].
Таким образом, несвижский костёл Божьего Тела стал первым храмом в Речи Посполитой, построенным по крестово-купольной схеме.
Первый молебен в новом костёле был совершён 1 ноября 1593 г., но окончательное освящение храма осуществил папский нунций Клавдий Ранго-ни 7 октября 1601 г. Работы по дополнению внутреннего пространства костёла продолжались и позже. Так, в 1611-1615 гг. в костёле были построены хоры для органа. [Paszenda, 1976, р. 208-209].
С самого своего основания костёл Божьего Тела имел двойственный статус: с одной стороны он являлся иезуитским храмом, а с другой - выполнял приходские функции и должен был стать местом последнего упокоения своих прихожан. Однако костёлу и коллегиуму в Несвиже давался только земельный плац под застройку и значительные денежные средства именно на возведение зданий храма и коллегиума. Для последнего упокоения горожан католического вероисповедания предназначалось кладбище возле основанного в 1598 г. монастыря бенедиктинок [АСАй. АР. йг. VIII. Будп. 360. Б. 15]. В костёле же было предусмотрено несколько крипт, которые после завершения строительства стали выполнять функции гробниц фундаторов - представителей католической ветви рода Радзивиллов, их приближенных, членов Ордена Иезуитов и конгрегаций.
Это факт вызывает большой интерес, так как правилами иезуитов запрещалось хоронить не членов Ордена в иезуитских костёлах, и только генерал Ордена в виде исключения мог разрешить захоронения других лиц. Поэтому зачастую ещё перед смертью фундатора костёла или крупного благодетеля иезуиты просили генерала Ордена разрешить похоронить его в криптах Орденского костёла. Часто фундаторы, а иногда и другие благотворители закладывали свой собственный склеп под костёлом под семейную гробницу [Вегпа1ошюг, 1989, р. 50]. Аналогичное соглашение было заключено между Радзивиллами и иезуитами. Николай Криштоф Радзивилл Сиротка вынужден был обратиться к папе римскому Григорию XIII за разрешением на организацию фамильной усыпальницы. Разрешение было получено с условием, что христианский обряд погребения не будет нарушен, и саркофаги будут находиться ниже уровня земли.
Первыми в крипте храма были погребены члены семьи Радзивилла Сиротки: старший сын Николай (1587-1588) и жена Кристина Ефимия из кн.
a b
Рисунок 1. a - план первоначального костёла [цит. по: Bernatowicz, 1989, p. 75]; b - план костёла Дж.М. Бернардони
[цит. по: Bernatowicz, 1989, p. 46] Figure 1. a - Original plans of the church [Bernatowicz, 1989, p. 75]; b - plans of the church drawn by G.M. Bernardoni [Bernatowicz, 1989, p. 46]
Вишневецких (1569-1596), положив начало фамильной усыпальнице Радзивиллов. Очень скоро после завершения строительства в 1607 г. умирает Криштоф Николай, сын Николая Криштофа Рад-зивилла Сиротки. Криштоф Николай, находившийся на учёбе в Болонье, заразился чумой во время вспыхнувшей эпидемии. Тело его было привезено в Несвиж братьями Яном Юрием и Альбрехтом Владиславом в июле 1607 г. и было захоронено в костёле. В настоящее время усыпальница князей Радзивиллов насчитывает 70 саркофагов, две канопы и урну с прахом и является третьим по численности династическим захоронением в Европе. Самая большая фамильная усыпальница находится в Венском Капуциниенкирхене, где покоятся представители династии Габсбургов. Вторая по численности захоронений крипта расположена в предместье Парижа Сен-Дени, где нашли упокоение Бурбоны.
Всё подземное пространство костёла предназначалось для погребений и было разделено между несколькими группами (рис. 2). Пространство под главным алтарём (рис. 2, с) и пресбите-рием (рис. 2, b) стало местом последнего пристанища членов Ордена. Именно здесь были похоронены ректоры, преподаватели несвижского коллегиума и монахи (кроме умерших во время эпидемий).
Южная часть крипт храма перед часовней Матери Божей Ануннциаты (рис. 2, f) была передана Марианской студенческой конгрегации (Congregatio Mariana), которая существовала при коллегиуме с 1588 года. За всё время существования её членами стало около 120 человек, которые
I 1 4«
Рисунок 2. План крипт под костёлом Божьего Тела в Несвиже, обмер перед 1935 г. [цит. по: Paszenda, 1976, p. 209; нумерация наша]: a - склеп Радзивиллов; b - склеп отцов иезуитов; c - склеп монашеский (иезуитов); d - склеп Скорульских; e - склеп мещанский; f - склеп конгрегатский (студенческого братства); g - хозяйственные подвалы Figure 2. Plans of the crypts at the Corpus Christi Church in Nesvizh, plotted before 1935. [Paszenda, 1976, p. 209; authors' numbering]: a - tombs of the Radziwill family; b - crypt of priests; c - crypt of monks; d - tombs of Skorulski; e - parish crypt; f - crypt of the Sodality of the Blessed Virgin Mary; g - basements
для своего погребения могли воспользоваться как левой боковой криптой, так и прикостёльным плацем. Часовня св. Петра и крипта под ней (рис. 2, е), в соответствии с договором между ректором коллегии и Радзивиллом Сироткой, передавалась настоятелю храма для нужд прихожан. [Вегпа1ошюг, 1989, р. 52-53]. Скорее всего, именно с ней была связана конгрегация мещан, основанная в 1595 году. Кроме них при костёле действовали Конгрегация Корпус-Кристи (как минимум с 1621 года), а также Братство милосердия, появившееся ок. 1590 г. Часовня св. Андрея с криптой под ней (рис. 2, d) была заложена несвижским наместником, иерусалимским кавалером Андреем Скорульским для себя самого и членов своей семьи.
В 1655-1656 и 1660 г. коллегиум и костёл иезуитов были неоднократно разграблены различными отрядами, причём в 1660 г. были разрушены и крипты и захоронения в них. Уцелели, хотя и были повреждены только саркофаги Радзивиллов, которые смогли спрятать в Несвижском замке.
Изначально крипта представляла собой систему отделённых друг от друга склепов. Но при проведении ремонтных работ в конце XVII - первой половине XVIII в. (1705, 1750-1753 гг.) и в связи с пересмотром политики прославления рода (40-е гг. XVIII в.) костёльные крипты в Несвиже были перестроены и объединены с центральной галереей [Вегпа1ошюг, 1989, р. 45]. Руководил работами ксёндз-иезуит Михаил Воронич - опекун семейных гробов Радзивиллов [Баженова, 2010, с. 43]. В результате наиболее уважаемые или влиятельные члены семьи и сам инициатор перестройки Михал Казимир Радзивилл Рыбонька удостоились отдельных крипт. Саркофаги Радзивиллов разместили в самих криптах. В крипте под часовней св. Андрея (Скорульских) поставили саркофаги Екатерины из Собесских и её мужа Михала Казимира Радзивилла, а в 1749 г. по заказу Радзивилла Рыбоньки архитектор Антоний Залевский сделал две надгробные плиты, одна из которых, украшенная королевскими регалиями, чтила память о Екатерине Радзи-вилл и напоминала о её родстве с королём. В центральной галерее в начале 1750 г. был установлен алтарь Непорочного зачатия.
История погребений в костёле Божьего Тела в Несвиже
Вероятно, в конце XV - начале XVI в. посмертным пристанищем для своих прихожан являлся храм Св. Сальватора, поскольку других католических кладбищ в городе до этого момента не было. Однако археологические раскопки не выявили ранних захоронений на прикостёльной территории, что
Таблица 1. Социальный статус членов Ордена Иезуитов, умерших в Несвижском коллегиуме Table 1. Social status of the deceased from the Nesvizh College of Jesuits
позволяет предположить существование крипт в самом деревянном костёле. Возможно, при строительных работах по возведению нового храма останки прихожан были перезахоронены в другом месте, о чём косвенно могут свидетельствовать найденные при археологических исследованиях 2000 и 2017 г. массовые перезахоронения. Однако никаких документов, регламентирующих погребения на прикостёльной территории на сегодняшний момент не обнаружено.
Как мы упоминали ранее, до 1705 г. члены Ордена Иезуитов, фундаторы и члены конгрегаций должны были быть похоронены в криптах самого костёла. Под главным алтарём и трансептом были погребены члены Ордена Иезуитов. При переустройстве крипт Радзивиллом Рыбонькой в XVIII в. -их останки были перезахоронены там же, а сверху в крипте были настелены новые каменные полы. Возможно, в дальнейшем захоронения иезуитов осуществлялись в крипте костёла Св. Михаила или около самого храма.
Точно установлено, что из всех фундаторов, захороненных в криптах храма, кроме членов рода Радзивиллов, в крипте сохранился только саркофаг с останками Андрея Скорульского. Вероятно, что имелись погребения и других фундаторов, в том числе семейные. При перестройке они могли быть перезахоронены либо под главным алтарём, либо на прикостёльной территории.
В результате анализа документов можно сделать вывод о достаточно высоком социальном статусе ряда пожилых лиц, проживавших в несвижском коллегиуме (табл. 1): действующие профессора и ректоры коллегии, отошедшие от активной деятельности руководители Ордена - провинциалы, префекты и т.д. О высоком ранге погребённых свидетельствуют и место самого захоронения - под главным алтарём, и обнаруженный при них погребальный инвентарь (лампады, кресты), а также остатки дорогого текстиля (с металлизированными нитями). Некоторые из иезуитов были тесно связаны со двором Радзивиллов и других знатных фамилий, являясь придворными исповедниками (Ян Аланд), миссионерами (Михал Суфчинский), учите-
лями (Самуэль Кудеровский, Ян Почаковский), проповедниками (Анджей Зеневич). Их захоронения также могли отличаться определённой пышностью, несмотря на требования устава Ордена.
Биографические и палеоантропологические данные
Выявление лиц, связанных с Несвижским коллегиумом или двором Радзивиллов позволяет не только установить возможное количество погребённых в криптах костёла и, после 1754 г., на при-костёльной территории, но и причины их смерти, возраст и социальную принадлежность.
При поступлении в любое учебное заведение иезуитов на студента заполнялся соответствующий формуляр, где указывался возраст, место рождения (Patriae), знание языков и иногда последующие места служения и должности, дата вступления в Орден, основные заслуги, место смерти и, иногда её причина (в случае насильственной смерти или во время эпидемии) [Poszakowski, 1536; Rostowski, 1768]. Зачастую под местом рождения указывали местность или область, например: Lituania, Samogitia, Masovia, Albarythenia. Такие биографические справки позволили установить не только общее количество людей, которые могли быть похоронены в криптах костёла либо около него, но и их возраст, статус в Ордене, иногда причины смерти (в случаи эпидемии или военных действий), этническую принадлежность. В таблице 2 приведены данные о месте рождения членов Ордена Иезуитов, умерших в Несвиже и, возможно, захороненных в крипте костёла Божего тела. Их статус в ордене указан в таблице 1.
Поскольку все захоронения в крипте переотложены, минимальное число индивидов определялось по максимальному количеству однотипных костей, исключая метамерные. В таблице 3 приведено количество самых многочисленных костей взрослых индивидов.
Как видно из таблицы 3, в крипте обнаружены останки не менее 59 человек (по правой большой берцовой и левой лучевой костям). Большинство костей диагностируются как «достоверно мужские». Ни одной достоверно женской кости обнаружено не было; все, отнесённые к женщинам, определены как «вероятно женские». Учитывая, что захороненные в крипте женщины принадлежали высшей аристократии XVII-XVI11 вв., представляется маловероятным, что кости их могут попадать в неопределённую зону и, тем более, иметь некоторые размеры, относящиеся к категории «вероятно мужские». Скорее всего, кости, пол которых не определён, принадлежали грацильным мужчинам. В таблице 4 приведены процентные соотношения
Таблица 2. Место рождения членов Ордена Иезуитов, умерших в Несвиже Table 2. Birthplace of the Jesuits buried in Nesvizh
Место рождения (регион) Количество
Великое княжество Литовское 27
В том числе:
белорусские земли 9
(Полоцкое, Витебское воеводство)
современная территория Литвы 5
Польша 30
В том числе:
Мазовия 22
Подляшье 4
Червоная Русь 4
Страны Западной Европы 6
полов по разным костям. Наибольшее количество женских отмечается для правой лучевой кости (12% или 6 шт.). Однако В.П. Алексеев указывает, что из всех длинных костей наиболее чётко половые отличия выражены на бедренных костях [Алексеев, 1966]. Поскольку в нашей серии только 3 правые бедренные кости определяются как вероятно женские (6%), а немужские левые бедренные попали в неопределённый интервал, можно предположить, что, если женские кости и есть, то они единичны и, возможно, попали в захоронение случайно при переустройстве крипты из приходской или конгрегатской крипты. Об этом могут свидетельствовать остатки богато украшенного кружевами с металлизированной серебряной и золотой нитью женского платья, в которое были завернуты несколько костей.
Состояние суставных поверхностей и мест прикрепления мускулатуры в большинстве случаев свидетельствует в пользу принадлежности костей людям старше 50 лет - 64%, из которых 18% - старше 70 лет. Эти результаты хорошо согласуются с результатами анализа биографических данных умерших в Несвиже иезуитов (табл. 5), свидетельствующих о преобладании среди них людей старшего возраста. Кроме того, выявлены останки одного индивида в возрасте около 25 лет (0,6%); остальные кости принадлежали людям 30-50 лет.
Из детских костей в крипте обнаружены: 1 правая бедренная (ребёнок около 3-х лет), 1 фрагмент теменной, а также 1 грудной позвонок подростка. Вероятно, что эти косточки попали в захоронение случайно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обнаруженные в крипте переотложенные захоронения содержали останки лиц мужского пола преимущественно старших возрастов. Это подтверждает данные исторических документов о том, что при переустройстве крипты костёла в середине XVIII в. останки иезуитов, погребённых под главным алтарём,
Таблица 3. Количество однотипных длинных костей из крипты костёла Божьего тела и распределение
их по половой принадлежности Table 3. Number and sex distribution of the long bones from the burials from the crypts of the Corpus Christi
Church in Nesvizh
Dexter Sinister
Кость Всего, в% Всего, в%
ед. Муж. Жен. Неопред. ед. Муж. Жен. Неопред.
Femur 53 94 6 0 54 93 0 7
Tibia 53 94 0 6 59 98 0 2
Humerus 53 92 0 8 57 91 5 4
Radius 52 88 12 0 59 95 0 5
Ulna 45 91 2 7 54 91 2 7
были захоронены там же под полом. Останки женщин и детей, по-видимому, попали в эти захоронения случайно из семейных погребений фундаторов.
Заключение
Изначально крипта под костёлом Божьего Тела в Несвиже предназначалась для захоронения членов Ордена Иезуитов и конгрегаций, но вскоре стала также местом последнего упокоения фундаторов коллегиума и крупных благодетелей, а также членов их семей, для чего требовалось специальное разрешение генерала Ордена Иезуитов. С конца XVI в. крипта становится родовой усыпальницей князей Радзивиллов и в настоящее время является третьим по численности династическим захоронением в Европе. В середине XVII в. крипты были неоднократно разграблены и даже разрушены.
При проведении ремонтных работ в конце
XVII - первой половине XVIII в. и в связи с пересмотром политики прославления рода (40-е гг.
XVIII в.) костёльные крипты в Несвиже были перестроены и отданы полностью под родовую усыпальницу Радзивиллов. Останки ранее захороненных в крипте члены Ордена Иезуитов были перезахоронены здесь же, под главным алтарём, под новыми каменными полами. Погребения фундаторов могли быть перезахоронены вместе с ними или на территории возле костёла.
Архивные документы, а также погребальный инвентарь, остатки текстиля с металлизированными нитями и само место захоронения (под главным алтарём) позволяют сделать вывод о достаточно высоком социальном статусе ряда пожилых лиц, проживавших в несвижском коллегиуме (провинциалы, префекты и т.д.).
Анализ костных останков показал, что в крипте перезахоронено не менее 59 человек, преимущественно мужского пола в большинстве случаев старше 50 лет (64%). Эти результаты хорошо согласуются с данными исторических документов о
Таблица 4. Возраст умерших в Несвиже членов
Ордена Иезуитов Table 4. Age at death of the Nesvizh Jesuits buried in the crypt
Возраст, лет По биографическим источникам По антропологическим данным
Абсолютное значение в% в%
30-40 10 14,9 35,6
40-50 12 17,9
50-60 17 23,9 46,1
60-70 15 20,9
70-80 8 11,9 17,7
80-90 2 3,0
Неизвестно 5 7,5 -
круге лиц, имевших право на погребение в крипте под главным алтарём, и возрасте усопших. Единичные костные материалы, которые могут трактоваться как женские, а также останки детей (также единичные) могли попасть в захоронения случайно из немногочисленных родовых усыпальниц фундаторов.
Благодарности
Историографическая и археологическая части исследование выполнены при финансовой поддержке гранта БРФФИ № Г18Р-271. Палеоантро-пологическая часть работы выполнена за счёт финансовой поддержки гранта РФФИ № 18-5900011 Бел_а (работа с палеоантропологическим материалом, первичная обработка и создание базы данных), а также в рамках бюджетной темы ЦИ-ТИС АААА-А16-116030210017-0 (статистическая обработка данных, теоретические положения).
Библиография
Алексеев В.П. Остеометрия: Методика антропологических исследований. М.: Наука, 1966. 253 с.
Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. М.: Наука, 1964. 128 с. Баженова ОД. Радзивилловский Несвиж: росписи костёла Божьего Тела. Минск: Харвест, 2010. 414 с.
Габрусь Т.В. Мураваныя харалы. Сакральная архитэктура беларускага барока. Минск: Ураджай, 2002. 287 с. Ганецкая I. Археалапчныя даследаванн вакол касцёла Бо-жага Цела у Нясвжы // Матэрыялы па археалогН Беларусь Вып. 14, 2007. С. 181-200.
Кемпа Т. Мкалай Крыштаф Радз1в1л кротка. (1549-1616). Втенсю ваявода. Минск: М1р, Музей "Замкавы комплекс М1р", 2016. 370 с. Куфтерин В.В. Атлас абрисов костей конечностей детей и подростков для возрастной экспресс-диагностики (по материалам Гонур-депе). М.: Старый сад, 2017. 154 с.
Синева И.М. Определение половой принадлежности в палео-антропологических исследованиях костей верхней и нижней конечности: дисс. ... канд. биол. наук. М., 2013, 185 с.
Сведения об авторах
Скепьян Анастасия Анатольевна, доцент, к.и.н; [email protected]; Метельский Андрей Анатольевич, д.и.н.; [email protected]; Воронцова Елена Леонидовна, к.б.н.; ОРСЮ Ю: 0000-0002-7817-7274; [email protected]. Филькин Иван Александрович; [email protected].
Поступила в редакцию 11.05.2020, принята к публикации 12.05.2020.
Skepyan A.A. 1), Metelski A.A. 1), Vorontsova E.L. 2), Filkin I.A. 2)
1) The Institute of History of the National Academy of Sciences of Belarus,
Academic str, 1, Minsk, 220072, Belarus 2) Lomonosov Moscow State University, Anuchin Research Institute and Museum of Anthropology,
Mokhovaya St, 11, Moscow, 125009, Russia
A NECROPOLIS NEAR THE CORPUS CHRISTI CHURCH IN NESVIZH: ARCHEOLOGY, HISTORY, ANTHROPOLOGY: ARCHEOLOGY, HISTORY, ANTHROPOLOGY. PART 1. CHURCH CRYPT
Introduction. Results of archaeological, historical and anthropological research of the reburied remains discovered in 2019 under the floor of the crypt of the Corpus Christi Church in Nesvizh (Republic of Belarus) are presented.
Objectives of the work were: establishing the origins and social identity of the deceased as well as clarifying the dating of the burials; sex and age determination and bioarchaeological examination of the remains.
Materials and methods. A historiographical note about the church was compiled based on the documents from libraries and archives in Belarus, Russia, Poland and Lithuania. Long bones of the skeleton were studied. Sex and age determination was carried out using a standard set of methods. The univariate statistical model developed by I.M Sineva (2013) and PCA were also employed for determining sex based on dimensions of the long bones. The simple moving average technique was used for modeling demographic structure of the sample.
Results and discussion. This section summarizes the results of the historiographical survey describing the history of erection of the temple, construction of tombs in crypts, and their reconstruction in the early XVIII century. Analysis of the documents, burial equipment including remains of expensive textile lead to a conclusion about possible personal identities of the buried and their social status. These data were used to produce tables showing the social status of the deceased members of the Society of Jesus in the Nesvizh Collegium, their place of birth and age of death. The bioarcheological study revealed the minimum number of individuals (MNI), sex and age distribution of the sample. The results of the historical and bioarchaeological analyses were compared.
Conclusion. The crypts of the of the Corpus Christi Church were originally intended for the members of the Society of Jesuit and the Sodality of the Blessed Virgin Mary. Since the end of the 16th century, the crypt has become the family tomb of the Radziwilles and was also the final resting place of the patrons of the college and church and their families. In the XVIII century, the crypts were rebuilt and then exclusively used as a patrimonial tomb of the Radziwilles. The remains of the members of the Society of Jesuit were reburied under new stone floors under the main altar. The remains of the patrons might have been reburied with them or near the walls of the church. The archival records, funeral inventory, remains of the textile with metallic threads, and location of the burial site (under the main altar) suggest that the social status of at least some of the elderly persons living in the Nesvizh collegium (provinces, prefects, etc.) was fairly high. Our analysis of the skeletal remains shows that at least 59 people individuals were reburied in the crypt, mostly males over 50 years of age (64%). These results are consistent with historical records of the circle of persons eligible to be buried in the crypt under the main altar. Some single bone specimens that can be determined as female and sub-adult might fall to the burials occasionally, from the few family tombs of the founders.
Keywords: Nesvizh; Corpus Christi Church; Society of Jesus; historiography; archeology; paleoanthropology
References
Alekseev V.P. Osteometriya: Metodika antropologicheskikh issledovanii [Osteometry: Methodology of Anthropological Research]. Moscow, Nauka Publ., 1966, 253 p. (In Russ.). Alekseev V.P., Debets G.F. Kraniometriya [Craniometry]. Moscow, Nauka Publ., 1964, 128 p. (In Russ.).
Bazhenova O.D. Radzivillovskii Nesvizh: rospisikostela Bozh'ego Tela [Nesvizh of Radziwill: murals of the Church of God]. Minsk, Kharvest Publ., 2010, 414 p. (In Russ.).
Gabrus' T.V. Muravanyya kharaly. Sakral'naya arkhitehktura belaruskaga baroka [Brick choirs. Sacred architecture of the Belarusian baroque]. Minsk, Uradzhai Publ., 2002, 287 p. (In Belarusian). Ganeckaya I. Arhealagichnyya dasledavanni vakol kascyola Bozhaga Cela v Nyasvizhy [Archaeological research around the Corpus Christi church in Nesvizh]. Materyyaly pa arhealogii Belarusi [Materials on the archeology of Belarus]. 2007, 14, pp. 181-200. (In Belarusian).
Kempa T. Mikalaj Kryshtaf Radzivil Sirotka. (1549-1616). Vilenski vayavoda [Nicholas Christopher Radziwill Orphan. (1549-1616). Vilnius Governor]. Minsk, Mir, Muzej «Zamkavy kompleks Mir» Publ., 2016, 370 p. (In Belarusian).
Kufterin V.V. Atlas abrisov kostei konechnostei detei i podrostkov dlya vozrastnoi ehkspress-diagnostiki (po materialam Gonur-depe) [Atlas of graphic contours of the sub-adults' bones for age express estimation (Gonur Depe data)]. Moscow, Stariy Sad Publ., 2017, 154 p. (In Russ.).
Sineva I.M. Opredelenie polovoi prinadlezhnosti v paleo-antropologicheskikh issledovaniyakh kostei verkhnei i nizhnei konechnost [Sexing the upper and lower limbs in paleoanthropology studies] PhD in Biology Thesis, Moscow, 2013, 185 p. (In Russ.). AGAD (Arch. Glowne Akt Dawnych). Archiwum Radziwillow (AR). Dz. VIII. Sygn. 360.
AGAD (Arch. Glowne Akt Dawnych). Archiwum Radziwillow (AR). Dz. VIII. Sygn. 406.
Baker B.J., Dupras T.L., Tocheri M.W. The Osteology of Infants and Children. Texas A&M University Press, 2005. 188 p. Bernatowicz T. Miles Christianus et peregrines. Fundacij Mikolaja Radziwilla «Sierotki» w ordynacije Nieswiezskiej. Warszawa, 1989. 180 p.
Paszenda J. Kosciol Bozego Ciala (pojezuicki) w Nieswiezu. Kwartalnik architektury i urbanistyki. Warszawa, 1976, 21 (3), pp. 194-218. Poszakowski Jan. De viris illustribus Provinciae Lituaniae. Archiwum ProwincjiPolskiPoiudniowej Towarzystwa Jezusowego. Sygn, 1536. Rostowski S. Lituanicarum Societatis Jesu historiarum provincialium pars prima. Wilno, 1768. 474 p.
Information about Authors
Skepyan Anastasia Anatolyevna, docent, PhD; [email protected];
Metelski Andrej Anatolievich, Doctor of Historical Sciences;
Vorontsova Elena Leonidovna, PhD;
ORCID ID 0000-0002-7817-7274; [email protected].
Filkin Ivan Alexandrovich; ORCID ID 0000-0002-5973-8355;