Научная статья на тему 'Некоторый анализ российской системы ЖКХ: прошлое и настоящее'

Некоторый анализ российской системы ЖКХ: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЖКХ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / POWER / UTILITIES / ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайфутдинова Г.Б., Казанцев В.В., Аюпова А.Д.

В статье рассматривается трансформация жилищно-коммунальной системы России за последние десятилетия и основные аспекты реформирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторый анализ российской системы ЖКХ: прошлое и настоящее»

УДК 17.018.22

Сайфутдинова Г.Б.1, Казанцев В.В.2, Аюпова А.Д.3 ©

1 2 3

К.ист.н., доцент, кафедра истории и педагогики; , бакалавриант. Казанский государственный энергетический университет

НЕКОТОРЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЖКХ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Аннотация

В статье рассматривается трансформация жилищно-коммунальной системы России за последние десятилетия и основные аспекты реформирования отрасли.

Ключевые слова: электроэнергетика, ЖКХ, экономическая ситуация. Keywords: power, utilities, economic situation.

Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) - совокупность отраслей российской экономики. По данным Минрегиона России на долю ЖКХ приходится 26 процентов основных фондов страны и более 20 процентов потребления энергетических ресурсов [1]. Функции ЖКХ это поддержание требуемых эксплуатационных характеристик жилого фонда и работы инженерной инфраструктуры населенных пунктов. ЖКХ России как отрасль хозяйства занимает значительное место в экономике страны. При этом состояние основных фондов ЖКХ характеризуются высокой степенью износа. С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. В период перехода России на рыночные отношения государство перестало быть основным участником на рынке жилья. После приватизации и обвального снижения реальных доходов населения за 20 лет жилищные условия граждан не улучшились, а подавляющей массы населения значительно ухудшились не только количественно, но и качественно. В среднем на каждого жителя сегодня приходится около 20 м . Для сравнения в странах Восточной Европы - 35 м2, во Франции - 43, в Германии - 50, в США и Канаде - 70 и 75м2 - в Скандинавских странах [2,3]. В 2013 году общий жилой фонд Российской Федерации составлял 3,3 миллиарда квадратных метров. Из них не менее 100 миллионов квадратных метров приходилось на аварийное и ветхое жилье. По состоянию на начало 2013 года в стране насчитывалось более 1,6 миллиона многоквартирных домов, которые имели износ от 30 до 65 процентов. В них проживает около 45 миллионов человек - почти треть всего населения России. При этом общий объем жилищного фонда со степенью износа более 66 процентов составляет 56,9 миллиона квадратных метров[2]. Ныне функционирующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность управления многоквартирными домами (далее - МКД), содержания и ремонта не только своих квартир (помещений), но и общего имущества в доме, а также своевременной оплаты коммунальных и жилищных услуг. Благодаря реализации положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ - О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства[4] созданы условия для формирования и развития рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг, посредством управляющих организаций (УО), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно- строительных кооперативов (ЖСК). По состоянию на 1 июля 2015 года по данным Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства, доля площади многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления, составила около 97%. При этом приоритет отдается управляющим организациям. Доля площади МКД, которыми управляют УО, составляет около 70 процента. Создано более 11 тысяч УО, из которых более 80 процентов - коммерческие организации. Под управлением объединений собственников

© Сайфутдинова Г.Б., Казанцев В.В.2, Аюпова А.Д., 2015 г.

находится 23 процента площади МКД, это товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Наиболее проблемными являются УО, они были созданы на базе старой структуры ЖКХ, которая с переходом на рыночный механизм отношений не эффективна, так как фактически управлять жилищным фондом стали те же структуры, что и раньше, хотя отношения между собственниками жилья и управляющей структурой приняли договорной характер. В рыночном механизме, в отличие от планового ведения хозяйства вместо одного собственника в лице государства образовалось сообщество многочисленных собственников и менеджеров с очень разными целями, первые стремятся получить максимальную выгоду, а вторые - качество предоставляемых услуг. На наш взгляд пока «побеждают» интересы менеджеров. Темпы роста на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. превышали темпы роста цен на жилищные услуги, особенно выросли тарифы в 2009 году в среднем на 23 % (при общем уровне инфляции 8,8 %). По подсчетам специалистов россияне, начиная с 2000 года, платят за ЖКУ в 13 раз больше в сравнении с 1991 годом[5]. По данным Росстата, тарифы на ЖКХ в России за июль 2015 года подскочили на 7,1 процента. Постоянный рост цен на тарифы создает угрозу обеспечению доступности ЖКХ населению. На 2015 год по данным ЦФО 35 процентов жителей не платят за коммунальные услуги из-за финансовых проблем[5]. Чтобы как то сдержать рост цен на тарифы Фонд содействию реформирования ЖКХ ввел меры в рамках Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг.». Например, эффективно работает проект компенсаций (субсидий) -адресная социальная помощь на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами[6]. Однако тенденция на рост тарифов при том же качестве предоставляемых услуг в сфере ЖКХ сохраняется. Может быть это связано с субъективными причинами, сложившимися в дорыночный период с затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления. И сегодня отрасль остается непрозрачным, закрытым, коррупционным сектором экономики [1].

На взгляд авторов повышение качества предоставляемых услуг и контроль за ценовой политикой деятельности ЖКХ возможно только при консолидации усилий властных структур, частного бизнеса и потребителей. Собственники жилья непосредственно должны участвовать в определении основных направлений расходования средств и контроля качества коммунальных услуг. Наиболее соответствующей формой для данной деятельности является - ТСЖ. ТСЖ в границах единого комплекса недвижимого имущества на сегодняшний день один из эффективных способов защиты прав собственников жилья, и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. ТСЖ одна из форм местного самоуправления, позволяет инициативной группе решать проблемы, позволяет широкому кругу заинтересованных лиц принимать участие в решении вопросов функционирования дома. В настоящий момент приватизировано 77 процентов жилья и только 7 процентов этого объема объединено в товарищества собственников жилья. Частными управляющими компаниями обслуживаются жилища 12 млн граждан, или порядка 8 процентов населения страны[1]. На наш взгляд, рост ТСЖ приведет к демонополизации отрасли и соответственно к регулированию тарифов, что само по себе является существенным фактором стабилизирования инфляции.

Таким образом, с нашей точки зрения выход из сложившейся ситуации лежит через повышение роли государства в управлении жилищно-коммунальным хозяйством и превращения последнего в один из полигонов модернизации национальной экономики. А также за счет развития общественного самоуправления, которое обеспечит участие домовладельцев в управлении, в определении основных направлений расходования средств на содержание и ремонт, контроля качества коммунальных услуг и работ по ремонту и содержанию жилищного фонда.

Литература

1. Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс / Иванов А.Р. // Вестник ТГУ. - 2012. - № 3. - С. 34-39.

2. На аварийное жилье в 2016-2017 годах будет выделено 20 млрд рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа: Перспектива. http://m.rg.ru/2013/07/29/zilyo-anons.html (дата обращения:

24.10.2015).

3. Куликов А. Г. Ипотека и жилищный вопрос в России (Точка зрения) / А.Г. Куликов // Эксперт. -2010. - № 41. - С. 1 - 12.

4. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

5. Руткаускас Т.К. Тенденции изменения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в современных условиях / Т.К. Руткаускас, Ш.З. Валиев, О. М. Никитина, Г.В. Клименков // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - №4 (10). - С. 4549.

6. Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг. [Электронный

ресурс]: Федеральная целевая программа от 02.02.10 г. № 102 -р // Консультант плюс: Российское законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

cons doc LAW 97439/ (дата обращения: 24.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.