Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ И РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧАСТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ И РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧАСТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРАТАКИ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С.Ю.

Статья посвящена актуальному вопросу противодействия современным атакам деструктивного характера на информационный суверенитет нашего государства. Уточняя некоторые сущностные аспекты инструментария реализации внешних и внутренних угроз на суверенное существование российской государственности, автор: во-первых, акцентирует внимание на особенностях проявления охранительной миссии органов внутренних дел, по определению призванных быть на страже защиты национального информационного суверенитета; во-вторых, излагает свое видение участия органов внутренних дел в решении комплексной задачи по обеспечению надежного информационного щита от различного рода внешних и внутренних атак на отечественную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME REMARKS ON THE QUESTION OF INFORMATION SOVEREIGNTY OF RUSSIA AND THE ROLE OF THE INTERNAL AFFAIRS IN PART OF ITS ENSURING

The article is devoted to the topical issue of counteracting modern attacks of a destructive nature on the information sovereignty of our state. Clarifying some of the essential aspects of the tools for implementing external and internal threats to the sovereign existence of the Russian statehood, the author: firstly, focuses on the features of the manifestation of the protective mission of the internal affairs bodies, by definition, designed to guard the protection of national information sovereignty; secondly, he sets out his vision of the participation of the internal affairs bodies in solving the complex task of providing a reliable information shield from various kinds of external and internal attacks on the national identity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ И РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧАСТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИНФОРМАЦИОННОГО

СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ И РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧАСТИ

ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-135-137

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу противодействия современным атакам деструктивного характера на информационный суверенитет нашего государства. Уточняя некоторые сущностные аспекты инструментария реализации внешних и внутренних угроз на суверенное существование российской государственности, автор: во-первых, акцентирует внимание на особенностях проявления охранительной миссии органов внутренних дел, по определению призванных быть на страже защиты национального информационного суверенитета; во-вторых, излагает свое видение участия органов внутренних дел в решении комплексной задачи по обеспечению надежного информационного щита от различного рода внешних и внутренних атак на отечественную идентичность.

Ключевые слова: информационный суверенитет, цифровой суверенитет, информационная безопасность, кибератаки, киберпространство, органы внутренних дел.

Современная тенденция к переформатированию существующего миропорядка и прямая угроза существованию нашей страны со стороны коллективного Запада, находящегося под управлением США, дополнена стремлением указанных акторов международного взаимодействия перейти от внешних угроз российскому суверенитету к прямому вмешательству в процесс развития Российской Федерации. Общими направлениями внешнего воздействия на российскую государственность со стороны ряда зарубежных стран, международных объединений и международных организаций выступают их попытки повлиять на основы конституционного строя, внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации, ее территориальную целостность и состав органов публичной власти. При этом анализ государственных переворотов и «цветных революций», организованных под руководством либо при участии США, показывает набор характерных технологических схем и этапов, характерных для деструктивной парадигмы внутреннего разрушения российского государства. Наиболее зримо они проявились среди стран постсоветского пространства в украинских событиях 2003-2014 гг. и в пе-

риод проведения Российской Федерацией «Специальной военной операции» на территории четырех новых субъектов нашего государства, а также на территории Украины. К числу отмеченного инструментария деструктивного порядка относятся:

1) агентурная работа внутри национальной элиты (включая формирование групп иноагентов);

2) подготовка управляемых извне местных политических лидеров (заводил);

3) организация широкой сетки влияния в социальных сетях;

4) постоянные кампании поддержки проамериканской оппозиции в аффилированных с Западом СМИ;

5) провоцирование массовых уличных акций экстремистской направленности и их радикализация;

6) выбор «сакральных жертв»;

7) создание и вброс в общество «объединяющих символов» от имени «борцов с режимом»;

8) внешняя поддержка через СМИ, политико-дипломатические круги так называемых «общественников» и «экспертов»;

9) сговор с представителями влиятельных деловых элит внутри страны;

10) привлечение на сторону проамериканской оппозиции лидеров этнических, религиозных групп, футбольных фанатов и т.п. формальных и неформальных общественных объединений (особенно в молодежной среде);

11) внедрение в силовые структуры государства-цели и т.д. [1, с. 23].

Как представляется, отсутствие необходимого контроля со стороны государства за процессом продвижения информационного контента, в том числе и в цифровой форме, а также наличие серьезных изъянов в вопросе правового регулирования указанного процесса, приводит к возникновению сложных проблем в области реализации национальных интересов и способствует «размыванию и отчуждению национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни личности, а в конечном итоге даже разрушению государства как института» [2].

Указанное предопределяет целесообразность осознанного отношения личного состава органов внутренних дел (далее -ОВД) к пониманию своей правоохранительной миссии, содержание которой по определению имеет прочное сопряжение с активным противодействием различного рода преступным посягательствам на суверенитет Российской Федерации, важнейшей ипостасью которого является цифровой суверенитет.

По определению генерального директора компании «Ашманов и партнеры» И.С. Ашманова, под цифровым суверенитетом следует понимать «право государства определять свою информационную политику самостоятельно, распоряжаться инфраструктурой, ресурсами, обеспечивать информационную безопасность и т.д. Цифровой суверенитет также можно поделить на несколько категорий. Одна из них - электронный суверенитет, который связан с защитой от кибератак. Сюда входит все: хакеры, ББо8-атаки, вирусы, спам и т.д. Для того, чтобы построить информационный суверенитет, необходимо иметь единую инфраструктуру: собственные поисковые системы, собственные социальные сети, свои месседжеры, блоги, кон-тентные ресурсы и т.д. Также нужно иметь

средства мониторинга персональной среды, средства фильтрации трафика» [3].

С учетом отмеченного, следует обратиться к опыту ряда зарубежных стран, национальное законодательство которых закрепляет правомерность принятия ряда мер ограничительного, запретительного и «фильтрационного» характера в отношении распространения информации по сети Интернет, в их числе:

1) политика экономического препят-ствования доступа к Интернету с помощью заградительных тарифов;

2) политика ограничения скорости подключения к Интернету и снижения качества этого процесса;

3) политика введения разрешительно-надзорной системы, удостоверяющей право граждан на доступ к Интернету и контролирующей способ использования его ресурсов;

4) политика сегрегации Интернета и продвижения национального Интранета;

5) тотальная фильтрация;

6) существенная фильтрация;

7) постоянная выборочная фильтрация;

8) гибкая тактическая фильтрация [4].

Подводя итог изложенному, представляется необходимым сформулировать следующие выводы: во-первых, непременным условием эффективности обширного комплекса защитных мер по поддержанию должного уровня государственного суверенитета является понимание личным составом ОВД, непосредственно интегрированным в общее русло противодействия деструктивному воздействию враждебных сил на устойчивость информационного суверенитета Российской Федерации, персональной ответственности за качество решения своего служебного долга; во-вторых, конструирование и укрепление информационного суверенитета в условиях реалий современного времени неотделимы от процесса формирования единой инфраструктуры, ключевыми компонентами которой выступают собственные (национальные):

1) поисковые системы и социальные сети, месседжеры, блоги, контентные ресурсы и пр.;

2) средства мониторинга персональной полиции или сетевой полиции, в пределы среды, средства фильтрации трафика; компетенции которой по направлению

3) общее направление международного борьбы с киберпреступностью, должны опыта борьбы с киберпреступность и за- быть включены цензура информационных щиты информационного суверенитета потоков, пропаганда и контроль обще-свидетельствует об актуальности наделе- ственного мнения в сетевом пространстве. ния российских ОВД функцией интернет-

Библиографический список

1. Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (23 декабря 2022 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/Cn1QqkcRBswaV6Az7Um0pbtHAVoLyCkz.pdf (дата обращения: 25.12.2022).

2. Дубинина Е.Н., Хорошавина Я.А. Информационный суверенитет Российской Федерации // Advances in Law Studies. - 2021. - Т. 9. - № 3. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/46117/view (дата обращения: 24.12.2022).

3. Ашманов И.С. Сегодня информационное доминирование - это все-равно, что господство в воздухе» // Официальный сайт Центра военно-политических исследований. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/23494 (дата обращения: 24.12.2022).

4. Винник Д.В. Цифровой суверенитет: политические и правовые режимы фильтрации данных // Философия науки. - 2014. - №2 (61). - С. 95-113.

SOME REMARKS ON THE QUESTION OF INFORMATION SOVEREIGNTY OF RUSSIA AND THE ROLE OF THE INTERNAL AFFAIRS IN PART

OF ITS ENSURING

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the topical issue of counteracting modern attacks of a destructive nature on the information sovereignty of our state. Clarifying some of the essential aspects of the tools for implementing external and internal threats to the sovereign existence of the Russian statehood, the author: firstly, focuses on the features of the manifestation of the protective mission of the internal affairs bodies, by definition, designed to guard the protection of national information sovereignty; secondly, he sets out his vision of the participation of the internal affairs bodies in solving the complex task of providing a reliable information shield from various kinds of external and internal attacks on the national identity.

Keywords: information sovereignty, digital sovereignty, information security, cyberattacks, cyberspace, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.