Научная статья на тему 'Некоторые закономерности развития культурного капитала российского общества'

Некоторые закономерности развития культурного капитала российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / CULTURAL CAPITAL / REGULARITY / TENDENCY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Васильевна

В статье рассматривается культурный капитал как фактор оптимизации развития социально-экономических систем. Раскрыта сущность общих и особенных социально-экономических закономерностей культурного капитала, описана позитивная и негативная динамика развития культурного капитала современной России, показаны пути и условия практического решения совершенствования культурного капитала в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME REGULARITIES OF CULTURAL CAPITAL DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers cultural capital as a factor of optimization of socio-economic systems development. It reveals the essence of general and specific socio-economic regularities of cultural capital, describes positive and negative dynamics of cultural capital development in Russia, shows ways and terms of cultural capital perfecting in Russia.

Текст научной работы на тему «Некоторые закономерности развития культурного капитала российского общества»

УДК 304

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© Горбунова Наталья Васильевна

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Иgnv2000@rambler.ru

В статье рассматривается культурный капитал как фактор оптимизации развития социально-экономических систем. Раскрыта сущность общих и особенных социально-экономических закономерностей культурного капитала, описана позитивная и негативная динамика развития культурного капитала современной России, показаны пути и условия практического решения совершенствования культурного капитала в России.

Ключевые слова: культурный капитал, закономерности, социально-экономическое развитие, человеческий фактор.

Трансформирующееся российское общество характеризуется переходом к принципиально новому информационному типу социально-экономического развития. Приоритетом общественного развития стало совершенствование культурного капитала наряду со вторичными факторами общественного воспроизводства, связанными с материальносырьевыми ресурсами, землёй, передовыми технологиями и материальным капиталом. В среде учёных доминирует позиция, согласно которой эффективное развитие и использование культурных активов человека является «локомотивом» общественного развития, важнейшим социальным фактором оптимизации экономических процессов, определяющим устойчивое улучшение социально-экономической ситуации в обществе.

Культурный капитал выдвигается на передний план социологического и социально-экономического исследований, постепенно становится инструментом объяснения социально-экономических трансформаций в обществе. Именно поэтому, рассматривая перспективы развития общества, социологи делают ставку на выявление взаимосвязей социальных явлений и процессов, связанных с развитием культурного капитала. Последний представляется важнейшим системным компонентом инновационного механизма общества, который не только определяет направления и характер

экономического роста, но и создаёт социально-экономические предпосылки расширенного воспроизводства населения.

Сегодня всё более очевидно, что судьба не только отдельного человека, но и того или иного региона, той или иной страны будет зависеть от динамики развития культурного капитала. Его роль в социально-экономическом развитии общества постоянно возрастает, что обусловливается изменениями в сфере экономической деятельности и усилением роли человеческого фактора в системе общественного воспроизводства.

Закономерности развития культурного капитала представляют собой важнейший компонент системы социальных законов, закономерностей и тенденций в условиях становления информационного типа общественного развития. Процессы развития общества и культурного капитала тесно взаимосвязанны. Они характеризуют как экономическую, так и социальную сферу человеческой жизнедеятельности. Накопление культурного капитала человека определяется условиями труда и быта, производства и потребления населения, что позволяет говорить о диалектическом единстве производительной, образовательной, профессиональной и потребительной способности человека. Поэтому, анализируя закономерности развития культурного капитала, мы выявляем объективные условия и предпосылки социально-экономического

прогресса общества, определяем глубинные сущностные взаимосвязи социальных явлений и процессов, лежащих в его основе.

Таким образом, данная тема исследования в современных условиях приобретает всё большее теоретическое и практическое значение. Возрастание потребности в исследовании сущности, структуры, содержания закономерностей развития культурного капитала в современной России объективно обусловлено. С одной стороны, данная проблема является важнейшим направлением развития современной системы социальных законов и закономерностей общественного развития; с другой - данные знания определяют объективные сущностные черты перехода к информационному обществу; с третьей стороны, культурный капитал представляет собой важнейший системный компонент инновационного механизма, а также фактор оптимизации развития социально-экономических систем на уровне общества, региона, муниципалитета, отдельной организации; с четвертой - выявление закономерностей развития культурного капитала позволяет повысить социально-экономическую эффективность социальной политики, направленной на развитие человеческих ресурсов.

Раскроем методологические основы исследования культурного капитала. Уточним главные закономерности его развития.

Культурный капитал представляет собой системный элемент общественной культуры; это богатство человека в форме базовых ценностей, норм, принципов, образованности, интеллектуальных, морально-нравственных и социальных характеристик, определяющих профессиональную компетентность, реализуемых в его социальной деятельности, приносящих дополнительные социально-экономические выгоды и легитимирующих статусы, роли и власть.

Важнейшие общие закономерности развития культурного капитала: возрастание роли культурного капитала в системе общественного воспроизводства и преемственность культурного капитала.

Особенные социально-экономические закономерности развития культурного капитала: потребительного развития культурного капитала (характеризует взаимосвязь совершенствования социально-экономического потребления и развития культурного капитала); образовательного развития культурного капитала (характеризует взаимосвязь количественного и качественного роста образовательно-интеллектуальной деятельности в системе общественного воспроизводства и развития культурного капитала).

Закономерность возрастания роли культурного капитала в системе общественного

воспроизводства базируется на важнейшем принципе повышающейся социально-экономической эффективности культурного капитала (относительно других форм капитала) по мере развития системы общественного воспроизводства. Данное положение может быть сформулировано следующим образом: по мере развития общественного воспроизводства роль культурного капитала в его достижении возрастает.

Закономерность возрастания роли культурного капитала в системе общественного воспроизводства представляет собой основную социально-экономическую закономерность и влияет на динамику формирования всех других элементов системы культурного капитала.

Закономерность преемственности развития культурного капитала базируется на принципе преемственности всех процессов совершенствования культурного капитала. Преемственность представляет собой объективное и всеохватывающее условие поступательного развития элементов культурного капитала, поскольку поступательное развитие по всем важнейшим формам культурного капитала невозможно без исторической преемственности в области материальных, экономических, духовных и общественных процессов.

Приведённое выше положение можно кратко сформулировать так: развитие культурного капитала осуществляется преемственно, прямо пропорционально результатам деятельности материальной, экономической и духовной общественных сфер и впитывает в себя прошлые и настоящие результаты этой деятельности.

Закономерность потребительного развития культурного капитала характеризует пропорциональную взаимосвязь роста материальных, духовных потребностей населения и повышения потенциальных способностей индивидов, уровня их культурного капитала. Именно прогрессивный рост материальных и духовных потребностей населения в перспективе определяет совершенствование стиля трудового поведения акторов, создаёт условия повышения их профессиональной роли, статусных позиций в обществе. Последнее и составляет социально-экономическую сущность накопления культурного потенциала индивидов, развитие их культурного капитала [1, с. 196].

Закономерность образовательного развития культурного капитала отражает необходимую, существенную, постоянно повторяющуюся взаимосвязь социальных процессов роста и насыщения целесообразной творческой образовательно-интеллектуальной деятельности населения и качественного развития культурного человеческого капитала. Этот процесс должен в перспективе совершенствовать

б7

стиль трудового поведения акторов, создавать условия возвышения их профессиональной роли, статусных позиций в обществе. Исходя из данного положения можно констатировать, что рост и насыщение целесообразной творческой образовательно-интеллектуальной деятельностью системы социальной жизнедеятельности человека при прочих равных условиях определяют улучшение качества образовательного и социального капитала акторов, способствуют повышению качества жизни населения, в силу чего создаются новые интеллектуальные, образовательные, морально-нравственные ком-петентностные характеристики, используемые индивидом в процессе трудовой деятельности [2, с. 43].

В современных условиях культурный капитал в России подвергается содержательным изменениям, преобразуется характер развития его важнейших форм. Недостаточный уровень доходов населения проявляется в негативных тенденциях развития культурного капитала: не способствует его интенсивному развитию, активизации процессов образовательного и профессионального саморазвития работников. Оплата труда в России крайне низкая, а минимальная заработная плата часто не обеспечивает простое воспроизводство трудового потенциала, что не создаёт социальноэкономических условий для совершенствования потребностей индивидов, понижает стимулы социального и экономического вложения в культурный капитал населения.

В то же время наблюдаются некоторые положительные изменения в системе потребительного развития культурного капитала населения России. При снижении удельного веса потребления продуктов питания удельный вес услуг в расходах на конечное потребление неуклонно растёт, в частности, «комплекс культурного развития», наиболее значимый для обеспечения развития культурного капитала. За последние десять лет наблюдается увеличение удельного веса услуг, направленных на интеллектуальное совершенствование, образование, удовлетворение культурных потребностей, что указывает на положительные изменения в соотношении различных услуг в конечном потреблении домохозяйств, положительные структурные сдвиги в системе совершенствования социальных потребностей населения. Данные проявления указывают на позитивные тенденции, выражающиеся в постепенном повышении темпов потребительного развития культурного капитала в условиях современной России.

Для усиления положительной динамики потребительного развития культурного капитала в условиях современной России необхо-

димы: повышение социальной эффективности государственных программ, направленных на повышение уровня и качества жизни населения; разработка и реализация специальной программы, направленной на совершенствование «комплекса потребностей культурного развития человека»; формирование государственной политики социально-экономической поддержки и развития культурного капитала, призванной привести к созданию социально-экономических условий постоянного и реального повышения уровня и качества жизни населения, а значит, и условий стабильного потребительного расширенного воспроизводства культурного капитала населения России.

Таким образом, для обеспечения устойчивого повышения темпов развития культурного капитала необходимо не только обеспечить условия стабильного повышения доходов населения, но и стимулировать инвестиционную деятельность граждан, направленную на развитие собственного культурного капитала.

Практическое решение данной задачи возможно через совершенствование системы социального контроля за расходованием бюджетных средств, возведение в ранг важнейших конечных показателей эффективности деятельности властных структур, показателей развития культурного капитала на федеральном, региональном, муниципальном и внутриорганиза-ционном уровнях. Государство должно найти дополнительные средства на формирование инвестиционного фонда развития культурного капитала, оптимизировать налоговую политику, ввести льготы и социальные поощрения предприятиям, разрабатывающим и реализующим социальные программы, способствующие возрастанию культурного капитала, а также создать условия, при которых работоспособные члены общества имели бы льготные возможности реализации своего культурного капитала в рамках организации семейного и индивидуального предпринимательства.

Развитие образовательного культурного капитала в России характеризуется кризисными явлениями. На фоне резкого увеличения числа высших образовательных учреждений прослеживается падение качества формируемого культурного образовательного капитала, несоответствие уровня образовательного потенциала и потребностей рынка труда. Конечные результаты образовательного производства не ориентированы на потребности общества. Сохраняется разрыв между предложением и спросом на культурный капитал. Увеличивается процент выпускников вузов, работающих не по специальности.

Наблюдается тенденция устойчивого падения социальной результативности и качества образовательного капитала, формирующегося в научно-образовательном секторе. Выпускники вузов отмечают несоответствие полученных знаний требованиям работодателей. Потеряна связь учебных заведений с работодателями, учебные программы ориентированы на абстрактные понятия, не формируют практических умений и навыков, культурной компетенции, опыта практической работы.

Вузы по-прежнему транслируют устаревшую систему образовательных ценностей, в учебном процессе не используются технологические новшества и инновационные разработки, воспитание морально-нравственных ценностей остаётся за пределами образовательных процессов. Имеет место ситуация, когда научнообразовательная система не обеспечивает рост конкурентоспособности страны через повышение качества культурного капитала, производственных, образовательных, инновационных технологий.

Главная задача российской образовательной политики сегодня - обеспечение качества образовательного развития культурного капитала на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Необходимо придать приоритет развитию образовательной системы, стремиться к опережающим темпам развития образовательных институтов. Образование должно восприниматься в качестве одного из важных институтов развития культурного капитала, фактора оптимизации экономических процессов, а также социальной адаптации населения к новым социально-экономическим условиям жизни, гаранта социальной мобильности, обретения высоких статусных позиций выпускников высших учебных заведений.

Российская система высшего образования должна обеспечивать восходящую социальную мобильность, выполнять функцию социокультурного инновационного развития общества в целом и его экономической системы в частности. Необходимо усилить государственную политику выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вузы, повысить качество образования, совершенствовать социальный контроль над выполнением образовательных стандартов, повысить эффективность реализации программы реструктуризации сельских школ, стимулировать создание базовых школ вузов в сельской местности и малых городах; университетских комплексов на базе вузов

и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Профессиональное образование призвано стать одним из средств устойчивости экономического роста и одновременно средством развития капитализирующихся культурных ценностей, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, социальной защиты трудовых интересов, обеспечивающих стабильную трудовую адаптацию человека в условиях рыночной экономики.

Таким образом, модернизация образовательного развития культурного капитала в рамках высшего учебного заведения предусматривает решение следующих важнейших задач: создание на базе высших учебных заведений учебно-научно-производственных комплексов, включающих как промышленные предприятия, так и научно-исследовательские учреждения; возобновление практики непрерывного образования и повышения квалификации; переход от конструкции «образование на всю жизнь» к понятию «образование через всю жизнь»; концентрация образовательных программ на процессы саморазвития и самообучения студентов; акцентирование конечных результатов обучения на трудовой компетенции обучаемых, конкретных умениях и навыках применения знаний в профессиональной деятельности; расширение взаимосвязи образовательных процессов и практикумов профессиональной деятельности; модернизация и расширение системы социального контроля качества образовательного развития культурного капитала. Основным параметром качества образовательного развития культурного капитала в рамках отдельной организации следует считать показатели соответствия образовательных услуг установленным, предполагаемым или обязательным образовательным потребностям и ожиданиям рынка труда.

Библиографический список

1. Быченко Ю. Г. Особенности воспроизводства человеческого капитала в условиях современной России [Текст] / Ю. Г. Быченко, Н. В. Горбунова // Вестник Саратовского государственного технического университета.

- Вып. 1. - 2006. - № 3. - ISBN 5-7433-1704-6.

2. Горбунова Н. В. Особенные закономерности развития культурного капитала [Текст] // Социально-культурологические аспекты социологии управления. В 2 ч. Ч. 2. - Саратов : Изд-во Поволж. межрег. учеб. центра, 2004.

- 128 с. - ISBN 5-77190171-7.

Материалы поступили в редакцию 21.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.