Научная статья на тему 'Некоторые возможности увеличения отдачи тепловых установок'

Некоторые возможности увеличения отдачи тепловых установок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фукс Григорий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые возможности увеличения отдачи тепловых установок»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 66, в. 2 ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 1§48 г.

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОТДАЧИ ТЕПЛОВЫХ УСТАНОВОК

Г. И. ФУКС 1

Из всех предложений, которые были сделаны за последние годы с целью увеличения отдачи тепловых установок, особенное внимание заслуживает установка Велокс. Анализ работы паросиловой установки [3] показывает, что наиболее уязвимым местом в цепи превращения энергии является паровой котел, несмотря на его высокий КПД. Котел Велокс, кроме резкого сокращения размеров установки и прочих общеизвестных преимуществ, интересен как первая удачная попытка воздействия на процесс горения в топке. Дело не в высоком КПД котельной установки Велокс. Если этот КПД покупается за счет добавочной мощности, подводимой для сжатия воздуха, то это даст не повышение, а понижение общей отдачи установки [4]. Но когда компрессорно-турбинная группа начнет выдавать работу, получается увеличение экономического КПД установки при обычных значениях КПД котельной части. Современные достижения в области газовых турбин делают этот путь достаточно реальным.

Но установки Велокс требуют применения особого, вообще говоря, дефицитного топлива. Нам неизвестно ни одной установки этого типа, рассчитанной на пылевидное топливо, а тем более—на сжигани^ топлива

в слоевом процессе. Работа котла с сверхдавлением в газовой части также не всегда желательна, поэтому представляется целесообразным такое видоизменение установки Велокс, которое позволило бы использовать ее термические преимущества в соединении с обычными паросиловыми установками.

Схема такой установки приведена на рис. 1, а процесс в тепловых (Г5) координатах на рис. 2. Компрессор сжимает'воздух до давления р2, процесс 1—2, Сжатый воздух проходит через воздухоподогреватель, работающий за счет тепла отходящих газов котельной установки, нагрева-

ется до состояния 4, процесс 2—4, и поступает в турбину. После турбины воздух поступает в топку котла (состояние 5). На котельных поверхностях идет охлаждение продуктов сгорания от К до 4', в воздухоподогревателе газы охлаждаются в процессе 4'—6, а затем направляются в водяной экономайзер, где идет процесс 6—7.

Здесь ставится задача оценки относительной выгодности рассмотренной схемы, поэтому расчеты проведены с некоторыми упрощениями. Так, пренебрегается влиянием изменения химсостава в процессе горения на энтальпию /ш3, присосами воздуха в котельной установке и т. п. мало существенными величинами. При этих условиях работа, снимаемая в данной установке с нмг воздуха, будет

АЬ = АЬт + -Щ [(¿,. - ,у) + (/в - 1-) - ^. (1 >

Приняты обозначения:

АЬт—избыточная работа компрессорно-турбинной группы, равная разности эффективных работ турбины и компрессора на нм3 воздуха

АЬт = А1те — АЬке, (2)

т|" —термический эффективный КПД паровой части.

Выражение в квадратных скобках представляет собою тепло, переданное пару и воде (на «ж3 воздуха), 1К—теоретическое значение энтальпии воздуха (газа) после горения, —сумма потерь котельной части в внешнюю среду.

Но по рис. 2

(4 — г"4) + (/в — *?) = (¿к — г7) — (¿'4 — 4). (а)

к к ал

Если тепловыделение на нмь воздуха будет д-и КПД топки "V«, то

нм}

Ьс^Н + 'Чтд- (в)

Тепловой баланс воздухоподогревателя

— к = Н — (с)

следовательно,

— ¿'4) + ('6 — ¿7) — = г{\тц — — (¿7 ¿1) — (¿4-/2) + (к—ь) • (3) Величина

-(\тд—Ъък — (¿7 — ^1) представляет собою использованное тепло котельной установки,

у\тд — — (/7 — ¿0 = ч\куд. (4)

Величина

(¿4 — к) — {к — Н)

согласно рис. 2 представляет собою разность подвода и отвода тепла в компрессорно-турбинной группе. Она равна разности внутренних работ турбины и компрессора

(¿4 ~ Ь) — (Ь — ¿1) = А1тг — А1Ки (<1)

Но

АЬ те — АЬтгЦмт у (е)

АЬке=^, (/)

где *1\мт и -*\мк—механические КПД турбины и компрессора соответственно. Удобно также ввести отношение работ (эффективных мощностей) компрессора и турбины

А / \

А1

Тогда

(/4 — /2) — (4 — 1Л)

ли

\ — Ы}

--------- ЦП\МК

\чт

(5)

Из (1), с учетом (3),.(4) и (5), получим

щУъ%Ч +

1-

---ж%нк

В обычной паросиловой установке величина работы на нм> воздуха буде т

Аи = тД, д — г^у'Ъе Я I»

Введение компрессорно-турб*шной группы принесет выгоду в том случае, если второй член правой части (б) будет положительным. Для этого необходимо соблюдение 2 условий:

А1т> О,

\ 1)мт

—у\мк

■ги)

>0

Из соотношений (2) и (д) имеем

' = АЬте(]—

Турбина всегда выдает работу

Жи(> 0,

поэтому условие (7) дает

1

Из условия (8) после несложных преобразований можно получить

п

(3)

(4)

1

1Ю <

Ук.

У]мт

1

-гЬе'Цмк

(I)

(10)

гг

«V1—*—

ц_

1-

£

Так как гЦе и -г\мм всегда представляют собою правильные дроби, то величина 1Ю также будет правильною дробью, поэтому условие (/) является лишним. Остается одно условие (10), соблюдение которого необходимо и достаточно, чтобы добавка компрессорно-турбннной группы принесла повышение экономического КПД паросиловой установки.

На рис. 3 даны результаты подсчетов предельных значений отношений эффективных мощностей компрессора и турбины для двух значений механического КПД. Из рисунка очевидно, что даже при низком для ротационных машин механическом КПД

кЫ

14

Л--1

Ч\мт = 'Цмк = 0.95

Рис. 3

и высоких значениях работа сжатия должна быть менее 90% работы турбины. Не представляет труда осуществить установку с относительной затратой работы на сжатие в 75—82%[5]. На основании (6) и (10) это обозначает, что добавка компрессорно-турбинной группы должна практически вести к увеличению экономического КПД установки.

9*. Изв. ТПИ, т. 6$, ». 2

129

Прежде чем перейти к оценке выгоды, которая получается от введения в установку компрессорно-турбинной группы, остановимся на условиях работы последней. Из соотношения (6) ясно, что добавка в работе, получаемая от введения компрессорно-турбинной группы при заданных условиях работы паровой части, зависит не только от работы А1т, но и от соотношений работ компрессора и турбины чю, механической степени совершенства г/жт и г\мк и абсолютного значения термического КПД гр Величины АЬ т и определяются условиями температур и давлений, в которых работает компрессорно-турбинная группа. Действительно, эффективную работу на ня% в турбине и компрессоре можно подсчитать так:

А1{

с0ТА

Р\

1

к

юе>

А1,

СрТх

Здесь обозначено:

ср — теплоемкость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и РУ I

воздуха в

к кал

нмъград

Ъое — относительный эффективный КПД турбины, 4{тг—адиабатический КПД компрессора, к —показатель адиабаты. В расчете принято я —1.40.

Вводя обозначение

()

\ Рх /

х,

ПОЛУЧИМ

(11) (12)

(Я)

т

л¿,

чю

'Чад

А Сег:

А1*ет

(х-\), Тхх

Т4 У\ое%д

(13)

(14)

(15)

На основе этого, с учетом (2) составляется из (6) функция и, имеющая максимальное значение при том же х, что и значение АЬ

и = ( дг-1)

(Т^ое__Т_±

Ч\ад

)

/

Тгх

п

■Гц*-

'1 мт Т^ЦеЧад-Ц

\

мк

1 -

Тхх

т яз

I МоеЧ

ад

Условие максимума этой функции

йи йх

дает

х =

1

т, Г,

■п

тп

т

(16)

(17)

На рис. 4 и 5 приведены результаты подсчетов наивыгоднейших отно-

по (17) и (а) и соответствующих им величин ю по

шений давлений

Рг

Pi

^15) для разных гЦе при различной степени совершенства компрессорно-турбинной группы. Во всех случаях наивыгоднейшее соотношение давлений лежит в пределах 1.8—3.0, что нетрудно получить в аксиальном ¿компрессоре и легко используется в турбинах с небольшим числом сту-

1 t.-WWC 1

0.98; l«-

1 1 T

t,«SOO'C !

М«Т гШ

1

за

t л "If с

L1J_4

К?

Рис. 4

Рис. 5

зеней. Так, проф. Стодола [5] приводит данные испытания газовой турбины, работавшей газами с ¿ — 490—550°С, причем значения относительных КПД оказались

= 0.884, 7^ = 0.846—0.849,

отношение мощностей

w

0.74 —0.78.

Турбина и компрессор имели небольшое количество ступеней. При низких показателях, которые положены для сравнительного подсчета на рис. 5, величина тзу не превышает 78°/0 при самых малых значениях ч\%.

Конкретное представление о выгодности установки по приведенной схеме и условиях ее работы можно получить, подсчитав по (6) Л£и КПД установки по общему соотношению

AL

W

Каждый раз при этом выбирается наивыгоднейшее для данного случае отношение давлений компрессорно-турбинной группы. Работа последней АЬт по приведенному выше соотношению (2) будет

ALm—ALme ALKe. Для эффективной работы турбины имеем

ALme = (/4 — ¿5 а)

(2)

1Н , , .

W j (ft)

где /5в—энтальпия воздуха на 1 ни5 в конце адиабатйческого расширения 4 — 5а (рис. 2).

Но

На — [ 1

1ьа

и

— I ^ л

1 —

ба

и

По уравнению адиабаты

ьа

Т<

— (

Рг

к-1 л*

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¿4

4 л)

г.

Г,

следовательно,

А1 ~—±—Т

п^те — 1 4

*4

т Ъое.

Аналогично для работы компрессора

¿1

Ж,

(х-1)

И ПО (2)

АЬт —

Т<

X

■с -

¿1

"Чад

>

1)

т

(20)

Результаты соответственных подсчетов даны на рис. 6, 7, 8 и 9. Рис. 6 сводит данные при хорошей, но достижимой отдаче компрессорно-турбинной группы и температуре пе-

МСцпнЬю ликии-а= боо^тстше -аъЪ

ред турбиной ¿4 — 500°С Для сравнения взяты 2 тепловыделения не

ккал ккал нм" —- оОО- и ч/Ъ ------- , что

нм* нм3

охватывает достаточный диапазон топлив и избытков воздуха. Подсчитаны абсолютные значения экономического КПД установки т^. экономия в расходе топлив по соотношению

Э =

— К

а также % работы, выдаваемой компрессорно-турбинной группой АЬ и работа турбины в % от общей А1тс%,

Непосредственно видно, что добавка к обычной паросиловой установке компрессорно-турбинной группы увеличивает общий КПД. установки. Это увеличение больше при малом тепловыделении на нмъ, когда доля работы, выдаваемой компрессорно-турбинной установкой, растет.

Обычно паросиловые установки работают с экономическим КПД порядка 20—35%,,чему в расчетах соответствует —25 —40%. При это&£

ч

экономия в расходе топлива составит 9—4%. Компрессорно-турбинная ✓ труппа выдает 13—7% от общей работы установки. Работа турбины составляет 5>Г—26от общей группы работы установки. При этом проточная часть турбины будет иметь достаточные размеры, что обеспечит ее достаточно высокий внутренний относительный КПД.

Рис. 7 дает сводку результатов подсчетов при более высокой температуре перед турбиной

^ = 600°С,

Показатели установки явно улучшаются. Экономия в топливе доходит до 13—6%. Но ясно, что это получается за счет долговечности установки. Так, стенки воздухоподогревателя при этом будут иметь на горячем конце температуры порядка 650°С.

Для сравнения на рис. 8 и 9 приведены результаты аналогичных подсчетов при значительно худших показателях компрессорно-турбинной группы (данные надписаны на рисунке). Экономия в расходе топлива при этом снижается до 5—2% при температуре 500°С перед турбиной и до 9—4°/0 при 600°С. Таким образом, степень совершенства компрессорно-турбинной группы имеет большое значение. Однако, снижение совершенства компрессорно-турбинной группы сказывается на отдаче всей установки не так сильно, как в случае газовой

1 "0.95 = 0.75;*^ бзо'С

Жирнее яимии-(^>&еО?ЗЭ£ ^тон-ие-С^-

Г\ Т т

ЛСч-вв -<; -Я«

1 • 1

к

м

А

— -—

пм4 V

— 7Аг жГ -

Рис. 7

Рис. 8

турбины. Причина этого очевидна: потери компрессорно-турбинной уста: ковки, за исключением механических, переходят в теплоту и частично используются в паровой части.

В целом можно считать установленным, что паросиловая установка с компрессорно-турбинной группы по схеме рис. 1, не изменяя работы паровой части, может дать экономию в "топливе порядка 13—5%. Такая же экономия будет получаться в установке Велокс, которая принципиально отличается от схемы рис. 1 тем, что через турбину проходит не воздух, а продукты сгорания. Установка Велокс будет иметь то преимущество, что в ней легче реализовать более высокие температуры перед турбиной. Поэтому там, где позволяет топливо и прочие условия, лучше так и выполнять установку. Но установка по схеме рис. 1 обладает тем преимуществом, что позволяет применение любой паровой части и любого топлива в ней. С другой стороны,, в указанной схеме неизбежно имеется высокая температура воздуха при входе в топку (порядка 400—460°С), что иногда может создать затруднения при конструировании топки.

Повышение температуры воздуха перед турбиной от 500°С до 600®С увеличивает экономию в расходе топлива от 9—4% до 13—6%. При этом воздухоподогреватель становится в тяжелые условия, так как температур® металла на горячем его конце должна дойти до 650°С. Но достаточно высокая температура перед турбиной может быть получена иным путем: сжиганием в сжатом воздухе некоторого количества топлива. Для этого должно быть в распоряжении небольшое количество жидкого или газообразного топлива, которое можно сжечь в камере горения перед газовой турбинойГ Схема такой установки дана на рис. 10, а процесс в теп-

Рис. ю

Рис. и

ловых (TS) координатах—на рис. 11. После подогрева сжатого в компрессоре воздуха (процесс 2—8) температура газа повышается до tA за счет сжигания топлива.

Для данного случая, как и для предыдущего,

AL — ALm -f К«* - Q + ('« . (1)

Но

(*« - ¿4 ) + (*е - h) = (*« — h) — (и — hl <«)

iK~ib + rimgi , (в)

где gt — тепловыделение в топке на нм3 воздуха. Из теплового баланса воздухоподогревателя

«V ~~ h — h — h — (А — h) — (*< — 4). (с>

Повышение температуры от t8 до tA получается за счет сжигания топлива г камере сгорания, т. е. тепловыделении при р — idem,

i4 — iH=zqt$ (d)

где q% — тепловыделение в камере сгорания на нм3 воздуха, засасываемого компрессором. Учитывая, кроме того, что

(iA — H) — {i% — ii)

AU /1

1 — W \ y\Mf

■W riMm

(e)

получим

Ab = ifi (riKy qx -f q2) 4- AL,

<fu --W V« j

vn** /

Для определения КПД установки имеем

AL

'f—

9i +<?:

(22>

Первая скобка в правой части (21) представляет собою выделенное в установке тепло на нм3 воздуха. Стремление уменьшить потери с уходящими газами^ заставляет добиваться использования по возможности всего кислорода воздуха. Если часть кислорода будет израсходована в камере сгорания перед турбиной, то соответственно уменьшится тепло выделение в топке. Практически это поведет к тому, что сумма

Чх+Я 2

будет мало меняться при изменении ее слагаемых. Учитывая это, мы получим прежнюю формулу для условия максимума А1

Учитывая все это, приходим к заключению, что подсчеты по соотношениям (21) и (22) должны дать результаты, не отличающиеся от тех, что были получены без сжигания топлива в камере сгорания. Так, если температура газа перед турбиной будет доведена за счет горения топлива в камере сгорания до 600°С, то согласно подсчетам, результаты которых приведены на рис. 7 и 9, экономия в расходе топлива составит 13—6% при хороших показателях компрессорно-турбинной группы ~и«* = 0.98; -Ц£ = 0.85, Чад = 0.80) до 9 —4%— при плохих = т{МН=0.95; = = 0.80, г\ад = 0.75). При этом расход топлива к камере сгорания, если считать, что подогрев воздуха в воздухоподогревателе дал 4 —500°С, составит 5 — 8% от общего расхода, считая по тепловыделению или в единицах условного топлива.

Значительное увеличение отдачи теплового двигателя может быть достигнуто рациональным совмещением двигателя внутреннего сгорания и паровой установки. Выгода в этой совместной работе получается потому, что в этих двигателях используются различные температурные интервалы. Может получиться установка, отдача которой выше, чем каждой составной части. Учитывая, с другой стороны, что в современной установке должны применяться ротационные двигатели, представляется рациональной схема установки, приведенная на рис. 12. Двухтактный пород-невой двигатель внутреннего сгорания с плавающими поршнями работает непосредственно на компрессор. Продувка двигателя производится сжатым воздухом, для чего отводится часть его. Основная часть сжатого воздуха после компрессора подогревается в воздухоподогревателе за счет тепла отходящего из котла газов. После смешения этого воздуха с продувочным воздухом и продуктами сгорания двигателя он поступает в газовую турбину и, после расширения, в топку котла. В топке сжигается обычное топливо.

Процесс установки с газовой стороны нанесен в тепловых (75) коор дннатах на рис. 13. 1—2—линия сжатия воздуха в компрессоре. Дальнейшее сжатие 2—а идет внутри цилиндра двигателя.

(17)

где

5

Рабочий процесс двигателя определяется родом топлива и другими обычными обстоятельствами- Состояние продуктов сгорания после расширения в двигателе и смешения с продувочным воздухом показано точкой 3. Подогрев сжатого воздуха после компрессора происходит в процессе 2—8, газы охлаждаются в воздухоподогревателе от 4' до 6. Состояние газа перед турбиной (смесь подогретого воздуха и продуктов сгорания с

б к Ч'

Л *

V

|

А £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 7 £

J 1 Тог>"3

*

----

Рис. 12

Рис. 13

продувочным воздухом) показано точкой 4. Точка 5 изображает состояние газа (воздуха) при подаче его в топку котла. Точка К изображает условное состояние продуктов сгорания в топке котла (при адиабатическом сгорании топлива). Отдача тепла от газов в котле идет в процессе К —4' и в водяном экономайзере—в процессе 6—7. Конденсат из конденсатора паровой турбины пропускается через рубашку двигателя.

Расчет работы установки проведен на нмА воздуха, работающего и двигателе. Влиянием изменения энтальпии вследствие изменения химсостава при горении пренебрегается. Тогда

А1 = А1те + ч'Ъ {£ —/;) + — /7) — + с1охл ).

Здесь, кроме обозначений, приведенных ранее,

3 — производительность компрессора в нм* на нмл воздуха внутри, двигателя,

Чохл — тепло охлаждения двигателя.

Если рассчитывать на неохлаждаемый компрессор и пренебрегать потерями двигателя и компрессора в внешнюю среду, то баланс энергии двигатель-компрессор будет

(¿2 —¿Д . (а)

где АЬб—эффективная работа двигателя на нлс^ воздуха. Следовательно,

1 = - - . . (24)

1-у — ¿1

С другой стороны,

где £ —коэффициент тепловыделения двигателя, оценивающий потери, химического и механического недожогов, - ^

ч

г — отдача тепла в охлаждающую воду в процессе горения и расширения в % от теоретического тепловыделения, — термический КПД цикла двигателя.

Можно считать

7/;= 1 (в)

причем В в зависимости от характера цикла

В> 1 (с)

и

п — показатель адиабаты сжатия (и расширения) в теоретическом цикле двигателя.

Для неохлаждаемого поршневого компрессора можно считать, что вся работа трения переходит в теплоту, которая передается сжимаемому газу, т. е.

'Пмк \ 1\

В пределах тех изменений температур, что будут иметь место в ком прессоре при сжатии в 1 ступени, можно принять

t?o _ t-2a

h ^

Следовательно,

h / ' ( и" - 1 U '' У'! (А- - 1), (26)

(g)

Чмк \ L \ / f[MK

где

Из (24) с учетом (26) и (g) имеем.

г ALd tj YtMk-

(27)

/3 . Tx .(x—l) Работа турбины

ALme=:Hh — h)ri«*. (28)

Анало{ичное преобразование дает

U t\ ТА tj,

А1те — _!!_ -I.4-. Аи (29)

Ч Т, X

Величина в квадратных скобках(23) представляет собою тепло, переданное от газов в котле на нм'6 воздуха

(/, - г 4)Г/в — ¿:) — II т:,, = (/, - ) — (¿7 — Л) — (Ь)

г-т 1 "г- ккал т й Пусть тепловыделение на «лг в топке котла будет цх ----------—. Из р нм"

нм

воздуха, подаваемых компрессором, в двигатель идет 1 нм'*, из которого

137

для горения используется анмь. Тепловыделение в топке на нм3 воздуха,, подаваемого компрессором, будет

=------------д, , (1>

Р

следовательно,

1к Ь + ---- д\Цт , (к)

а тепло, переданное от газов в котельной установке,

р и*«—-I- — —

^ а

= Р ~Г\т дх — (¿7 — к)— ^н — (¿4 — К) + (4 — ) | (1>

Р ]

Первые три члена правой части представляют собою тепло, получившееся от сгорания топлива в топке

Р — а / ■ • \ V 3-я

Для продувки двигателя на нм3 надо подвести (1 + ^) воздуха в состоянии 2 (рис. 13). Остаток сжатого воздуха подогревается за счет тепла отходящих газов котла, т. е.

[р - о +ь)\ {н - у=р (*; - 4). (зо>

После этого происходит смешение $— (1~|-й)] нмг с энтальпией гч и ■(1-«-и3 с энтальпией /3. Получается р «л/8 газа с энтальпией

¿4= ......(31>

что, с учетом (30), дает

Р ('ч ~ 4) — Р (¿6 - Ь ) = Р (4 — ь) - Э (¿5 — ¿1 ) — (1 + Ь) (г, — ¿о). (п) Первые два члена правой части представляют собой (рис. 13) разность внутренних работ турбины и компрессора. С учетом (24) можно записать

л г

.3 {и - 4) - ? (4 -»,) = -------Л/-,. (0>

Последний член правой части (п) дает тепло, которое может быть-выделено из отходящих газов двигателя, если их охладить до и, т. е.

Из (23) с учетом (/), (т), (п) и (0) имеем

Ж = АЬте Н- (Р - «) -.....--г А/.д -г </' + </,

(Р>

^л/ т

Но из теплового баланса двигателя

5 <7* + (33>

следовательно,

.4/

Ж = АЬт, н- 71» ф - а) 41, - + . (34>

Коэффициент полезного действия установки подсчитается по соотношению-

А1

—-----

а)?, -Ь

Из величин, которые необходимо подсчитать предварительно, чтобы произвести расчеты по соотношениям (34) и (35), следует остановиться на определении состояния газа перед турбиной (t± или i4). Эта величина необходима для подсчета работы турбины ALme по (28)или (29).

Если задать температуру отходящих из котла газов, направляемых в воздухоподогреватель (£/ или то можно наметить температуру воздухо-тюдогрева (is или ¿8), учтя практически необходимую разность температур на горячем конце воздухоподогревателя

fb t\ — Ы. (36)

С другой стороны, из (31) и (32) имеем:

[Р — (1 + b)]i, + q'-\-(\+b)L * ,„7V

l —------------------------, \ol г

9

причем ¿2 определяется из (26), a qf — из (33).

Определив величину энтальпии /4, а по ней температуру надлежит оценить, допустима ли эта температура для лопаточного аппарата турбины. Если она окажется недопустимо высокой, то надо задаться максимально допустимой температурой ti9 а затем из (37) подсчитать соответственную температуру или энтальпию воздухоподогрева.

Для проведения всех указанных расчетов необходимо задаться давлением сжатого воздуха ръ что позволит подсчитать

к- 1

-сг

На первый взгляд выбор рг кажется произвольным. В действительности же здесь так много ограничивающих моментов, что вряд ли будет иметься какой-либо произвол. Прежде всего, очевидно,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1<р2<рд,

где рэ — конечное давление сжатия в цилиндре двигателя. С увеличением р2 будет уменьшаться р, следовательно, все больше тепла относительно выделяется в двигателе и меньше в топке котла. Одновременно будет возрастать общий КПД установки, но возрастает также расход топлива дви1ателя. Обычно это топливо более дорогое и дефицитное,, чем топливо, сжигаемое в топке котла. В большинстве случаев, таким образом, максимальное давление сжатия будет определяться наличием топлива для двигателя. Чем его больше, тем выше можно взять давление сжатия воздуха и больше будет общий КПД установки.

8

Конкретное представление о результатах работы установки может быть получено путем сравнения резупьтатов ряда подсчетов. Результаты всех этих вычислений даны на рис. 14—17.

На рис. 14 и 15 даны результаты подсчетов для установки с дизель-компрессором. При расчете было принято: общая степень сжатия в двигателе е = 20; коэффициент тепловыделения в двигателе 1 = 0.95; коэффициент потери тепла в охлаждающую воду [6] г = 0.15; показатель адиабаты в двигателе л = 1.38;

относительный внутренний КПД двигателя г{ = 0.80;

механический КПД двигателя (отсутствует шатунно - кривошипный механизм) - = 0-90;

м

механический КПД компрессора и™ =0.90; температура газов перед турбиной не свыше — 600°С; эффективный относительный КПД турбины =0.85; механический КПД турбины ^« = 0.98; КПД котельной установки Т|М, =0.85. Тепловыделение на нм9г

_ ч */-«<-» ккаж ,

а) в двигателе (/.,—488 —--,чему соответствует избыток воздуха

нм?

в двигателе —1.8,

ш олл ккал о) в топке — ЬОО —------.

нм%

Прямы* рис, 14 дают значения КПД установки при различных степенях сжатия в компрессоре и соответственных разных значениях отно-

Рг

Рис. 14 Рис. 15

сительного тепловыделения в двигателе т1 , надписанных на прямых, в функции от эффективной термической степени совершенства паровой части установки Величина отдачи установки увеличивается с ростом y¡% и увеличением давления сжатия воздуха в компрессоре. Для сравнения прямая с надписью дает эффективную отдачу обычной паросиловой установки.

Весьма показательными являются результаты подсчета экономии в удельном расходе тепла на единицу мощности по сравнению с обычной паросиловой установкой Эг °/0. В обычных пределах отдачи паросиловой установки 20—35°/0 эта экономия достигает:,

При сжатии воздуха до 2 ama и тг~11.2%, г20—11°/0,

„ 3 ama и т, — 28.2%, Эх = 27 — 16°/0.

Кривые с надписью Э2 дают Экономию в удельном расходе тепла в рассматриваемой установке по сравнению с двигателем внутреннего сгорания. Так, при tf z=0.35 и данная установка расходует на еди-

- ¿V ;

яйцу мощности на 5° 0 меньше тепла, чем в двигателе Дизеля, а при 140

.А—з — на 10%, хотя расхрд тепла в жидком топливе составляет р1

всего 11.2 — 28.2% от полного расхода тепла в топливе.

На рис. 15 для этих же условий нанесены результаты подсчетов мощности газовой турбины в долях от общей мощности установки и мощности, генерируемой в двигателе (АЬду0). Соответственные значения будут

При —• 2 .

при

р 1 . Рч

Рг

. А1тл* /„-25—16%, ¿¿/.., = 15—9%, . . Л1,„//0^34-24%, — 22—14°/,,. ,

шакобка с газоВым шмшрссором.

51

Дизель—компрессор прямого действия представляет собою, благодаря ___ отсутствию шатунно-кривошипного механизма, относительно простую машину, которую можно осуществить достаточно быстроходной. Если судить по приведенным выше значениям АЬд> нельзя ожидать особых затруднений при осуществлении значительных мощностей установки.

Устано^о с гэзодбй** ко*ггу?есесг+эг-г

1 1 |

\ : ! .

1

|

4 Л.

1

1 ! '1 -! 1 Л?

1 1

ил

Рис. I

Еще более интересными являются результаты подсчетов для установки с прямодействующим газовым компрессором, представленные на рис. 16 и 17. В двигателе предполагается сжигание доменного газа с

тепловыделением 475 ккал • чх0 соответствует коэффициенту избытка

нмъ

воздуха ^ 2. Общая степень сжатия в двигателе принята г — 8.0, внутренний КПД двигателя т)^ = 0.75. Остальные величины взяты те же, чт* в предыдущем примере.

Из рис. 16 видно, что общая экономия в удельном расходе тепла при экономических КПД паровой части 25—35% составляет:

При — = 2,' т, = 14.4%, Э, = 18-8%,

РI

при Рг тх = 27°/о, Эх ^28-16%. Р\

Характерно, что при этом имеет место значительная экономия в удельном расходе тепла по сравнению с газовым двигателем (Э3°/0), доходящая до 20°/в при -2 и 27 % при 3.

Р, Рх

Данные рис. 17 показывают, что мощность газовой турбины и двигателя лежит в умеренных, доступных выполнению пределах.

9

Сопоставление приведенных выше подсчетов, сведенных в табл. 1, позволяет сделать некоторые общие заключения.

Таблица 1

Характеристика установки Экономия в удельном расходе топлива Примечание

Паросиловая установка с компрессорно-турбия-ной группой и воздухоподогревфм 8 500°С . . Паросиловая установка с компрессорно турбин-ноя группой, тепловыделение в 5—8°/0 в камере сгорания п температура перед турбиной в 600'С............... Паросиловая установка с прямодействующим газовым компрессором при относительном расходе теши в двигателе в 14.4%....... ....... 9-4% П-6»/„ 18-80/,, 28-16% Сопоставление проведено - при экономических КПД паросиловой установки 20—35°/0-Топливо газовой турбины и двигателя — доменный газ.

Во многих современных крупных металлургических и химических комбинатах имеется возможность потребления в котельной небольшого количества газа—отброса основного производства. В этих случаях можно не только заменить газом некоторую часть топлива котельной, но добиться весьма заметной экономии в общем расходе топлива или соответственного увеличения вызываемой станцией комбината мощности. Так, на одном металлургическом комбинате среднее потребление топлива за месяц (по данным за январь—июнь) составляло:

Таблица 2

Наименование топлива Камен. уголь Коксов, мелочь Домен. газ Коксов-га з Мазут

Расход в тоннах или тыс. нм* . . . 40820 8376 67711 1214 358

Теплотворная способность в /скал/кг

или ккал]нм . ....... . . 6280 6240 940 4222 1.0.470

Проц. расхода в долях условного

топлива ............. 67.8 13.8 16.8 1.6 —

При подсчете расхода топлива в проц. по условному топливу мазут выкинут из баланса топлива, так как он шел на растопку и в аварийных случаях. Количество коксового газа весьма мало и подача его идет нерегулярно. Поэтому трудно представить иное его применение, как сжигание в топке непосредственно. Если предположить установку с прямодействующим газовым компрессором, то при сжатии воздуха рг = 2 ama тепловыделение в двигателе должно составлять 14.4% от общего (табл. 1

м рис. 16). На ТЭЦ рассматриваемого комбината вырабатывался пар с давлением /7 — 30 ama. При чисто конденсационной установке экономический КПД станции вряд ли будет выше 25°/0. Учитывая выработку теплофикационного пара, примем экономическую степень совершенства [3] ~30°/0. Согласно рис. 16 экономия в удельном расходе тепла составит при этом 10э/о- Если считать, что потребление газа и коксовой мелочи останется неизменным, то расход каменного угля уменьшится ты

на 6070 —' — или на 15°/0-месяц

Интересно отметить, что по данным табл. 1 заметная экономия в расходе топлива получается при относительно небольшом расходе газообразного топлива. Это ставит в совершенно иное положение, чем обычно*, вопрос о возможности применения газогенераторов на ЦЭС и ТЭЦ.

С другой стороны, надлежит учесть также некоторые моменты, учет ^которых может несколько снизить ожидаемый эффект по сравнению с рассчитанными выше цифрами. Так, в нашем расчете, как предварительном, не учитывалось влияние изменения химического состава газа при горении на его энтальпию, не совсем точно учитывалось влияние присо-сов воздуха в котельной установке и т. п. При очень высоких степенях совершенства паросиловой части (r¡nw ~35 — 40°/0) получение рассчитанной выше экономии в расходе тепла полностью может оказаться невозможным, так как приведенные приемы несколько ограничивают воз можность применения регенерации в паровой части. Детального рассмотрения требуют также вопросы регулирования установки, хотя принципиально этот вопрос сомнений не вызывает [1].

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В а й с м а я, Варшавски й—Пути современного использования двигателей внутреннего сгорания как генераторов рабочего тела. Журнал технической физики, вып. 23—24, 1940 .

2. Р а м з и н—Прямоточный котел Рамзияа и перспективы применения пара высокого давления в СССР. Известия Академии Наук СССР Отдел, тех. наук № 1—2, 1944.

3. Ф у к с—Термодинамическая оценка степени совершенства теплосиловой установки Диссертация, Томск, 1941.

4. Фукс, Новиков — Тепловой расчет котла Велокс. Известия Томского ордена Трудового Красного Знамени политехнического ин-та, т. 59, вып, 2.

5. S todo 1 a.—Load Tests of a Combustion Turbine. Power, 19Ю.

6. P ese a r a— La combustion dans les chambres a volume variable. Chaleur et Industrie, 1939, Janvier.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.