Научная статья на тему 'Некоторые вопросы защиты права на питание в соответствии с международным правом'

Некоторые вопросы защиты права на питание в соответствии с международным правом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ПИТАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Наталья Николаевна

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правовых основ защиты права человека на питание в соответствии с международным правом, что позволит исследовать основания для укрепления международной продовольственной безопасности. Этот вопрос является одним из дискуссионных сегодня в западной доктрине международного права, остается одним из наименее изученных в отечественной науке международного права, что обуславливает актуальность темы исследования. Методология. Для достижения указанной цели в рамках подготовки статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с защитой права человека на питание, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение, диалектический. Широко использовались специальные научные методы: сравнительного правоведения, юридико-технический. Выводы. В рамках национальной программы каждой страны необходимо принимать меры по повышению степени продовольственной безопасности и содействию выполнению международно-правовых обязательств в части защиты права на питание. Представляется важным расширять сотрудничество на субрегиональном, региональном и универсальном международном уровнях, а также мобилизовать имеющиеся ресурсы и добиваться их оптимального использования для поддержки национальных усилий, направленных на скорейшее обеспечение всемирной продовольственной безопасности на устойчивой основе. В контексте исследования было уточнено содержание права на достаточное питание, было обращено особое внимание на осуществление и полную и прогрессивную реализацию этого права как средства обеспечения международной продовольственной безопасности для всех. Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может лечь в основу последующих исследований вопроса защиты права на питание в соответствии с международным правом, выявлению проблем в области реализации этого права в государствах мира с целью поддержания международной продовольственной безопасности. Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в деятельности государственных органов и других заинтересованных субъектов, вовлеченных в процесс защиты права на питание. Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство здравоохранения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of protection of the right to food in accordance with international law

Goal. As the purpose of research supports the analysis of the legal basis for the protection of human right to food in accordance with international law, which will explore the reasons for the strengthening of international food security. This question is one of the discussion today in the western doctrine of international law, it remains one of the least studied in the domestic science of international law that determines the relevance of the research topic. Methodology. To achieve this goal within the framework of preparation of this article has been applied general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the basic concepts and categories related to the protection of human rights to food, to identify key conceptual aspects of the research topic. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization, dialectical. Widely used special methods of science: comparative law, legal and technical. Conclusions. As part of a national program of each country must be taken to improve the food security measures and to promote the implementation of international legal obligations regarding the protection of the right to food. It is important to enhance cooperation at the subregional, regional and universal international levels, and to mobilize available resources and ensure their optimal use for the support of national efforts to ensure a speedy global food security on a sustainable basis. In the context of the research content of the right to adequate food has been clarified, it paid particular attention to implementation and full and progressive realization of this right as a means of ensuring international food security for all. Possibility of future use of the results of scientific work. The analysis can form the basis of further research the issue of protecting the right to food, in accordance with international law, to identify problems in the implementation of this law in the countries of the world in order to maintain world food security. The practical significance. Results of the study may be useful in the work of state bodies and other stakeholders involved in the protection of the right to food process. Value. The results can be used in activities relevant Russian government agencies, including the Ministry of Agriculture and Ministry of Health of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы защиты права на питание в соответствии с международным правом»

10.2. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

Емельянова Наталья Николаевна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: nata_petrenko@rambler.ru

Аннотация

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правовых основ защиты права человека на питание в соответствии с международным правом, что позволит исследовать основания для укрепления международной продовольственной безопасности. Этот вопрос является одним из дискуссионных сегодня в западной доктрине международного права, остается одним из наименее изученных в отечественной науке международного права, что обуславливает актуальность темы исследования.

Методология. Для достижения указанной цели в рамках подготовки статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с защитой права человека на питание, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение, диалектический. Широко использовались специальные научные методы: сравнительного правоведения, юридико-технический.

Выводы. В рамках национальной программы каждой страны необходимо принимать меры по повышению степени продовольственной безопасности и содействию выполнению международно-правовых обязательств в части защиты права на питание. Представляется важным расширять сотрудничество на субрегиональном, региональном и универсальном международном уровнях, а также мобилизовать имеющиеся ресурсы и добиваться их оптимального использования для поддержки национальных усилий, направленных на скорейшее обеспечение всемирной продовольственной безопасности на устойчивой основе. В контексте исследования было уточнено содержание права на достаточное питание, было обращено особое внимание на осуществление и полную и прогрессивную реализацию этого права как средства обеспечения международной продовольственной безопасности для всех.

Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может лечь в основу последующих исследований вопроса защиты права на питание в соответствии с международным правом, выявлению проблем в области реализации этого права в государствах мира с целью поддержания международной продовольственной безопасности.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в деятельности государственных органов и других заинтересованных субъектов, вовлеченных в процесс защиты права на питание.

Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских

государственных структур, включая Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство здравоохранения РФ.

Ключевые слова: право на питание, международная продовольственная безопасность, международное право прав человека.

SOME QUESTIONS OF PROTECTION OF THE RIGHT TO FOOD IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL LAW

Emelianova Natalia Nikolaevna, Dr of law. Position: professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. E-mail: nata_petrenko@rambler.ru

Annotation

Goal. As the purpose of research supports the analysis of the legal basis for the protection of human right to food in accordance with international law, which will explore the reasons for the strengthening of international food security. This question is one of the discussion today in the western doctrine of international law, it remains one of the least studied in the domestic science of international law that determines the relevance of the research topic.

Methodology. To achieve this goal within the framework of preparation of this article has been applied general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the basic concepts and categories related to the protection of human rights to food, to identify key conceptual aspects of the research topic. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization, dialectical. Widely used special methods of science: comparative law, legal and technical.

Conclusions. As part of a national program of each country must be taken to improve the food security measures and to promote the implementation of international legal obligations regarding the protection of the right to food. It is important to enhance cooperation at the subregional, regional and universal international levels, and to mobilize available resources and ensure their optimal use for the support of national efforts to ensure a speedy global food security on a sustainable basis. In the context of the research content of the right to adequate food has been clarified, it paid particular attention to implementation and full and progressive realization of this right as a means of ensuring international food security for all.

Possibility of future use of the results of scientific work. The analysis can form the basis of further research the issue of protecting the right to food, in accordance with international law, to identify problems in the implementation of this law in the countries of the world in order to maintain world food security.

The practical significance. Results of the study may be useful in the work of state bodies and other stakeholders involved in the protection of the right to food process.

Value. The results can be used in activities relevant Russian government agencies, including the Ministry of Agriculture and Ministry of Health of the Russian Federation.

Keywords: the right to food, international food security, international human rights law.

По оценкам ФАО, на нынешнем этапе развития сельскохозяйственных производительных сил земля могла бы без труда прокормить 12 млрд. человек: «без труда прокормить» значит предоставить каждому индивиду питание, равноценное 2 700 калориям в день. Нас же проживает на земле 7 млрд., и каждый год 826 млн. страдают от острой хронической нехватки продовольствия [4, c.43]. Каждый год умирают в среднем 62 млн. человек, из которых, вероятно, 36 млн., или 58 %,

умирают от прямых или косвенных последствий недостатка питания, инфекций, эпидемий или болезней, поражающих тело, которое в результате недоедания и голода лишено сил сопротивляться и иммунитета. Что же касается царящей в мире крайней нищеты, то, по меньшей мере 1,2 млрд. человек вынуждены проживать на менее чем один доллар США в день.

Право на питание является основой концепции продовольственной безопасности. Термин «продовольственная безопасность» был введен в научный оборот только в первой половине 70-х гг. XX в. (после глубокого зернового кризиса 1972 - 1973 гг.), будучи заимствованным из рекомендаций ФАО [16, с.44]. В Плане действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия (Рим, 13-17 ноября 1996 г.) ей дается следующее определение: «Продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к достаточному, безопасному и полноценному питанию, с тем чтобы удовлетворить свои потребности и предпочтения в области питания для активной и здоровой жизни» [13]. Показатели продовольственной безопасности варьируются в зависимости от возраста: грудной ребенок нуждается в 300 калориях в день, в возрасте от одного года до двух лет ребенок потребляет 1 000 калорий в день, а в пять лет - 1 600. Чтобы каждодневно возобновлять свои жизненные силы, взрослый человек нуждается в 2 000-2 700 калориях в зависимости от района его проживания и выполняемой им работы.

Вместе с тем, с юридической точки зрения, надо разграничить два понятия: голод или недоедание, с одной стороны, и неполноценное питание - с другой. Голод и недоедание означают недостаточность калорий или, в худшем случае, их отсутствие. Неполноценное же питание характеризуется отсутствием или нехваткой в достаточно калорийной пище питательных микроэлементов, главным образом, витаминов (органические молекулы) и минеральных солей (неорганические молекулы). Эти питательные микроэлементы необходимы для жизни клетки и особенно для нервного импульса. Ребенок может получать достаточное количество калорий, но если ему будет не хватать питательных микроэлементов, то он будет испытывать замедление в росте, будет подвержен инфекционным заболеваниям и т.д. Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) называет «скрытым голодом» недоедание и/или неполноценное питание в возрасте до пяти лет. Такой голод имеет губительные последствия: ребенок, недостаточно и/или неполноценно питавшийся в первые годы своей жизни, никогда от этого не оправится; он не сможет наверстать отставание в росте и останется инвалидом на всю жизнь.

Следует определить юридическое содержание «права на питание» (уточним, что «питание» охватывает не только твердую пищу, но также и питательные аспекты питьевой воды, вместе с тем, сегодня право человека на доступ к воде является отдельным видом прав человека [5; 14]. На этот вопрос существует несколько ответов, содержащих незначительные различия, в частности определение, вытекающее из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (далее - Пакт) и Замечания общего порядка 12, одобренного в мае 1999 г. Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, осуществляющим контроль за применением Пакта [10].

Определение концепции права на питание состоит из нескольких элементов. Первым из этих элементов является понятие достаточного питания, упомянутое в

п. 1 и 2 ст. 11 Пакта. В своем Замечании общего порядка 12 Комитет по экономическим, социальным и культурным правам дает следующее определение: «Право на достаточное питание реализуется в том случае, когда каждый человек - мужчина, женщина и ребенок - отдельно или совместно с другими в любое время имеет физические и экономические возможности для доступа к достаточному питанию или располагает средствами его получения. Таким образом, право на достаточное питание не должно толковаться в узком или ограничительном смысле и сводиться к минимальному набору калорий, протеинов и других конкретных питательных веществ. Право на достаточное питание должно реализовываться последовательно. Тем не менее, на государствах лежит важнейшая обязанность принимать необходимые меры для смягчения и ослабления последствий голода [.] даже во время стихийных и иных бедствий» [9, п. 6].

Двумя другими составляющими элементами концепции права на питание являются понятия достаточности и постоянства: «Понятие достаточности [.] позволяет выделить ряд факторов, которые надлежит принимать во внимание при определении того, можно ли считать доступные конкретные продукты питания или его рацион в качестве наиболее подходящих в данных обстоятельствах [.]. Понятие постоянства имманентно связано с понятием достаточного питания или продовольственной безопасности, поскольку оно предполагает доступность продовольствия как для нынешнего, так и для будущих поколений. Точное значение термина «достаточность» в значительной степени определяется преобладающими социальными, экономическими, культурными, климатическими, экологическими и другими условиями, в то время как «постоянство» подразумевает понятие долгосрочной достаточности и доступности» [9, п. 7].

Существует также понятие пищевого рациона: «Пищевые потребности предполагают наличие в пищевом рационе как таковом набора питательных веществ для физического и умственного роста, развития и поддержания здоровья, а также физической активности, которые удовлетворяют физиологические потребности человека на всех стадиях жизненного цикла и соответствуют полу и роду занятий» [9, п. 9].

Согласно определению концепции права на питание каждый человек имеет право на питание, соответствующее особенностям его культуры: «Приемлемость в плане культуры или потребления предполагает необходимость принимать [.] во внимание сложившиеся представления, связанные с продовольствием и его потреблением, не основанные на признании питательных свойств, а также мотивированные опасения потребителей в отношении характера доступного продовольствия» [9, п. 11].

И наконец, к элементам концепции права на питание относится понятие доступности: «Экономическая доступность предполагает, что личные финансовые расходы или расходы домашнего хозяйства на приобретение продовольствия надлежащего рациона должны характеризоваться таким уровнем, который не ставит под угрозу и не подрывает удовлетворение других основных потребностей. Экономическая доступность подразумевает наличие любого механизма приобретения или права, которые позволяют людям получать продовольствие, и является показателем того, насколько оно удовлетворяет требованиям осуществления права на достаточное питание» [9, п. 13].

Обобщив вышеуказанные критерии можно дать следующее определение: право на питание - это право иметь регулярный, постоянный и свободный доступ, либо непосредственно, либо путем закупок, к адекватному и достаточному в количественном и качественном отношении питанию, соответствующему культурным традициям народа, к которому принадлежит потребитель, и обеспечивающему как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, удовлетворительную и достойную физическую и психическую жизнь, свободную от тревог. В целом, право на питание имеет важное теоретическое и практическое значение для экономического, социального и культурного развития народов и людей.

Право на питание как самостоятельный вид прав человека впервые появилось в международных документах в ноябре 1996 г. в Риме на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия, созванной ФАО. Вместе с тем о праве на питание косвенно говорилось в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, который гласит следующее: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Всеобщая декларация была принята в 1948 г., а Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам продовольствия проходила в 1996 г. Таким образом, прошло почти полвека, прежде чем родился первый четкий план действий для воплощения в реальность права на питание.

13 ноября 1996 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия, в которой принимали участие 173 государства, включая Россию, была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности [13], в которой участники Всемирной встречи обязались осуществлять План действий Всемирной встречи, контролировать ход его выполнения и принимать в связи с ним последующие меры на всех уровнях в сотрудничестве с международным сообществом (обязательство седьмое). Для этого были определены следующие пять целей: 1) В рамках национальной программы каждой страны принимать меры по повышению степени продовольственной безопасности и содействию выполнению обязательств, содержащихся в Плане действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия; 2) Расширять сотрудничество на субрегиональном, региональном и международном уровнях, а также мобилизовать имеющиеся ресурсы и добиваться их оптимального использования для поддержки национальных усилий, направленных на скорейшее обеспечение всемирной продовольственной безопасности на устойчивой основе; 3) Осуществлять активный контроль за ходом осуществления Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия; 4) Уточнить содержание права на достаточное питание и основного права каждого человека на свободу от голода, о которых говорится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и других соответствующих международных и региональных документах, и обратить особое внимание на осуществление и полную и прогрессивную реализацию этого права как средства

обеспечения продовольственной безопасности для всех; 5) Распределить обязанности по обеспечению продовольственной безопасности для всех таким образом, чтобы План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия осуществлялся на самом низовом уровне, на котором лучше всего можно обеспечить достижение его целей.

Таким образом, каждый человек, независимо от его пола, возраста, социального положения, этнического происхождения или религиозной принадлежности, обладает правом на питание. Существование этого права накладывает на государства определенные обязательства. В своем исследовании о праве на достаточное питание Асбьерн Эйде сформулировал три следующих главных обязательства: уважать право на питание, защищать это право и осуществлять его [11]. Рассмотрим указанную триаду.

Обязательство уважать. Государство, которое уважает право своих жителей на питание, должно следить за тем, чтобы каждый в любой момент и постоянно имел доступ к достаточному и адекватному питанию. Оно должно воздерживаться от принятия мер, способных лишить кого бы то ни было этого доступа. Один из примеров такой противозаконной практики: некоторые правительства, воюющие против части своего населения, лишают доступа к питанию эту часть населения, которую они считают «враждебной». Еще один пример несоблюдения правительством права на питание: Специальный докладчик Комиссии по вопросу о положении в области прав человека в Судане рассказывает о трагедии Бахр-эль-Газаля, где в 1998 г. от голода умерли десятки тысяч человек. Подразделения милиции «Мурахеллин», поддерживаемые правительством Хартума, проводили стратегию борьбы с повстанческим движением, в ходе которой, согласно Специальному докладчику, совершались следующие нарушения прав человека: разворовывание зерна, захват женщин и детей в качестве военных трофеев, сжигание урожая и домов, убийство гражданских лиц, угон скота. Специальный докладчик отметил: «в отсутствие этих нарушений прав человека в Судане в 1998 году не было бы голода» [7, п.49-50]. Упомянутый случай представляет собой, несомненно, нарушение обязательства уважать право на питание.

Обязательство защищать. Вторым обязательством государства является обязательство защищать право на питание. В соответствии с этим обязательством государство обязано следить за тем, чтобы физические или юридические лица не лишали людей постоянного доступа к адекватному и достаточному питанию. Можно утверждать, что право на питание вытекает из права, которое можно назвать «матричным», т.е. из права, которое является «матрицей» для других прав - права на развитие. В большинстве случаев доступ к питанию является вопросом платежеспособности, т.е. дохода. Второе обязательство налагает на государство многочисленные обязанности, например, обязанность бороться за развитие производительных сил, за перераспределение налогов, за социальное обеспечение, против коррупции и т.д.

Особое значение приобретает в этой связи вопрос об аграрной реформе. Многие общественные движения в мире борются сегодня за то, чтобы заставить правительства соблюдать это второе обязательство. В качестве примера можно, в частности, привести Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra (Движение безземельных, МСТ) в Бразилии. В Бразилии 1% собственников владеет 46% всех пригодных для обра-

ботки земель, а 4,5 млн. крестьянских семей не имеют земельных участков. Со времени колонизации Бразилии Португалией в ХVI в. в стране не проводилось ни одной достойной упоминания аграрной реформы. Созданное в 1984 г. МСТ занимается вопросами возвращения и мирного занятия пригодных для обработки, но необрабатываемых сельскохозяйственных земель. Начиная с 1984 г. Движение возвратило крестьянам 8 млн. га необрабатываемых земель и поселило на них более 300 000 человек; эти производственно-коммерческие кооперативы ведут самостоятельное хозяйство и обеспечивают школьное обучение детей и взрослых, нанимая для этой цели 1 000 учителей. МСТ борется за то, чтобы добиться от бразильского правительства «защиты» права на питание [2].

Обязательство осуществлять. Третье обязательство требует от государства «осуществлять» право на питание. В Замечании общего порядка 12 это третье обязательство кратко определяется следующим образом: «в тех случаях, когда отдельное лицо или группа лиц по независящим от них причинам оказываются не в состоянии пользоваться правом на достаточное питание, используя находящиеся в их распоряжении средства, государства обязаны непосредственно осуществлять это право» [9, п. 15].

Обращение государства за международной гуманитарной помощью в тех случаях, когда оно само не в состоянии обеспечить соблюдение права своего населения на питание, вписывается в рамки этого третьего обязательства. Некоторые государства, например, Эфиопия во время диктаторского режима Хайле Мен-гисту в начале 80-х гг. ХХ в., которые по небрежности или из неуместной национальной гордости не обращаются за помощью или делают это с преднамеренным опозданием, нарушают это третье обязательство. Еще один пример: в начале 90-х гг. ХХ в., в КНДР свирепствовал страшный голод. Мировая продовольственная программа (МПП) и многие неправительственные организации в массовом масштабе откликнулись на это бедствие, особенно начиная с 1995 г; однако постепенно стало очевидным, что большая часть гуманитарной помощи расхищалась армией, секретными службами и правительством. Тогда НПО «Акция против голода» прекратила свою продовольственную помощь по причине «отсутствия доступа к жертвам голода».

Три обязательства, лежащие на государствах в силу существования права на питание, возлагаются также на межправительственные организации, и, в частности, на ООН. Однако не вызывает никаких сомнений то, что Совет Безопасности, подвергая с 1991 г. иракский народ суровой экономической блокаде, явно нарушает свое обязательство уважать право жителей Ирака на питание [8, а101-122]. Таково, в частности, мнение г-на Марка Боссайта, высказанное в рабочем документе о неблагоприятных последствиях экономических санкций для осуществления прав человека, который был представлен в 2000 г. Подкомиссии по поощрению и защите прав человека [1, п.59-73].

Вопросами защиты права человека на питание сегодня занимается целый ряд международных межправительственных органов и организаций: ФАО, ПРООН, Мировая продовольственная программа (МПП), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд

(МВФ) и Всемирный банк, Международный комитет Красного Креста (МККК), а также секретариат Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г. Помимо этого большой вклад вносят крупные неправительственные организации: «Акции против голода» (Франция), Сеть первоочередной информации и мер в области продовольствия (ФИАН, Германия), Всемирный альянс в интересах питания и прав человека (ВАППЧ, Норвегия), «Антенны» (Швейцария), Международный проект по праву на питание в процессе развития (Норвегия), Международная служба по правам человека (Швейцария) и Международный институт Жака Маритэна (Рим). Так, например, ФИАН, ВАППЧ и Международный институт Жака Маритэна были инициаторами создания Международного кодекса поведения в отношении права человека на достаточное питание, принятого в сентябре 1997 г. С тех пор к этому документу присоединились многие неправительственные организации мира.

Представляется необходимым в рамках настоящего исследования кратко рассмотреть историю кодификации права человека на питание, которое вырабатывалось главным образом как норма международного договорного права. В своем развитии эта норма договорного права конкретизировалась, прежде всего, в двух Международных пактах о правах человека и усовершенствовалась в ходе зачастую тонкой и изобретательной работы договорных органов по правам человека, осуществляющих контроль за применением этих Пактов государствами. Однако в ходе нашего анализа будет уместно рассмотреть как универсальные, так и региональные международные договоры.

В основу четырех Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и двух Дополнительных протоколов 1977 г. к ним положены одни и те же принципы: военные операции можно проводить лишь против военных целей; запрещаются насильственные перемещения населения, являющиеся основной причиной голода; при любых обстоятельствах должны удовлетворятся насущные потребности гражданского населения, включая, естественно, питание. В ст. 14 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), зафиксировано: «Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Поэтому запрещается в этих целях подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения».

В целом ряде правозащитных международных договоров, разработанных в рамках ООН, в той или иной степени нашло отражение право человека на питание. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах право на питание излагается полнее, чем в любом другом международном договоре. В п. 1 ст. 11 Пакта государства-участники признают «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». В п. 2 этой же статьи они признают, что могут понадобиться меры, чтобы обеспечить

«основное право каждого человека на свободу от голода». Государства-участники должны принимать индивидуально и в порядке международного сотрудничества необходимые меры, включающие проведение конкретных программ, для того, чтобы: «а) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, распространения знаний о принципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов; и Ь) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты».

Как уточняет в своем Замечании общего порядка 12, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, осуществляющий контроль за применением Пакта, «право человека на достаточное питание имеет решающее значение для осуществления всех прав. Оно применимо к каждому человеку» [9, п. 1]. Поэтому слова «для него самого и его семьи», содержащиеся в п. 1 ст. 11 Пакта, не налагают ограничений на применимость этого права в случае отдельных лиц или тогда, когда речь идет о домашних хозяйствах, возглавляемых женщиной.

Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за применением Пакта, требует, чтобы это право не толковалось ограничительно. Напротив, требование защиты права на жизнь обязывает государства-участники принимать позитивные меры, по крайней мере, в двух направлениях, далеко выходящих за рамки «индивидуальности» указанного права. В своем Замечании общего порядка 6 по ст. 6 Комитет по правам человека отмечает, что «высшим долгом государств является предотвращение войн, актов геноцида и других актов массового насилия, ведущих к произвольному лишению жизни людей» [9, п. 2]. От государств требуется принятие позитивных мер с целью «снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни, особенно путем принятия мер по борьбе с голодом и эпидемиями» [9, п. 5].

Конвенция о правах ребенка 1989 г. закрепляет для государств целый ряд обязательств по защите прав детей на питание. Согласно положениям Конвенции государства должны: а) принимать соответствующие меры по борьбе с болезнями и недоеданием путем, среди прочего, предоставления питательного продовольствия и питьевой воды (п. 2 «с» ст. 24); Ь) обеспечить осведомленность родителей и детей о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене и санитарии среды обитания (п. 2 «е» ст. 24); с) признать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического развития (п. 1 ст. 27), оказывая материальную помощь, в частности, в отношении обеспечения питанием (п. 3 ст. 27); с1) обеспечить взимание средств на содержание ребенка с родителей или других лиц, несущих финансовую ответственность за него (п. 4 ст. 27); е) защищать ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью или развитию (п. 1 ст. 32).

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. при-

знается равенство граждан страны и трудящихся-мигрантов и их семей в том, что касается осуществления экономических, социальных и культурных прав; в частности, в нем устанавливается право трудящихся этой категории «переводить свои заработанные средства и сбережения, в частности такие суммы, которые необходимы для содержания их семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство» (п. 1 ст. 47). Также право на достаточное питание косвенным образом защищают несколько конвенций, созданных в рамках Международной организации труда, в частности путем установления минимальной заработанной платы, определения социального обеспечения и социальной помощи, запрещения принудительного труда, установления прав коренных народов, введения минимального возраста для приема на работу.

Помимо универсального договорного права, существует региональное договорное право. Заслуживают внимание два документа: во-первых, Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) 1988 г., ст. 12 которого гласит: «Каждый имеет право на достаточное питание, гарантирующее ему возможность наилучшего физического, психологического и умственного развития». Второй документ - это Европейская социальная хартия, пересмотренная в 1996 г. В п. 1 ст. 4 Хартии признается «право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям удовлетворительное существование».

Многие государств мира имеют конституции, в которых более или менее четко изложены либо право на питание, либо близкая к нему правовая норма [3, п.42-43]. Парадокс заключается в том, что еще ни одно государство не приняло четкого национального законодательства, которое конкретно обеспечивало бы жителям, и в частности наиболее уязвимым группам (прежде всего женщинам, детям и этническим меньшинствам), эффективную защиту их права на питание.

Что означает эффективная защита внутригосударственным законодательством индивидуального и коллективного права на питание? Комитет по экономическим, социальным и культурным правам так отвечает на этот вопрос в Замечании общего порядка 12: «государства должны рассматривать возможность принятия соответствующего базового закона в качестве важнейшего инструмента осуществления национальной стратегии в области обеспечения права на питание. Этот базовый закон должен содержать положения с изложением его основной цели; показатели и задачи, которые должны быть достигнуты, и сроки, установленные для достижения этих показателей; описанные в общих выражениях средства, необходимые для достижения общей цели, в частности, планируемое сотрудничество с гражданским обществом, частным сектором и международными организациями; учреждения, отвечающие за этот процесс, национальные механизмы его контроля, а также возможные процедуры обжалования. При разработке показателей и базового законодательства государства-участники должны активно привлекать к этой работе организации гражданского общества» [9, п. 29].

Для каждого права должно иметься средство правовой защиты. Чтобы быть эффективным, право на питание не может составлять в этом отношении исключения. В том же Замечании общего порядка 12 говорится: «Любое лицо или группа, которые являются

жертвой нарушения прав на достаточное питание, должны иметь доступ к эффективным судебным или другим соответствующим средствам правовой защиты как на национальном, так и на международном уровнях. Все жертвы таких нарушений имеют право на адекватное возмещение, которое может производиться в форме реституции, компенсации, сатисфакции или гарантии неповторения. [.] Инкорпорирование международных документов, признающих право на питание, в систему внутреннего правопорядка или признание их применимости может в значительной мере способствовать расширению охвата и повышению эффективности мер защиты и должно поощряться во всех случаях. Суды должны быть наделены полномочиями по рассмотрению нарушений основного содержания права на питание посредством прямой ссылки на обязательства по Пакту. Судьям и другим работникам юридической профессии предлагается уделять более пристальное внимание нарушениям права на питание при осуществлении своих функций. Государства-участники должны уважать и защищать работу правозащитников и других членов гражданского общества, которые оказывают помощь уязвимым группам в реализации их права на достаточное питание» [9, п.32-35].

В Российской Федерации сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на правовой основе и служит гарантией обеспечения прав человека на питание. Реальные меры в этом направлении принимаются на федеральном уровне и в Российской Федерации. Более 12 лет назад был разработан проект Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», который рассматривался в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, но осуществлявший полномочия Президента РФ Б.Н. Ельцин отказался подписать его. Россия в то время, по его мнению, не могла обеспечить необходимую для исполнения требований проекта данного Закона поддержку сельскохозяйственной отрасли [6]. Поэтому нельзя не приветствовать принятие Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» [16]. В ней прямо предписывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В п. 4 Доктрины указано, что она создана с учетом рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов. В п. 5 дано следующее определение продовольственной безопасности Российской Федерации: состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных

норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95%; сахара - не менее 80%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля - не менее 95%; соли пищевой -не менее 85%.

Сложно оценивать оперативность принятия данного документа, поскольку вопрос обеспечения продовольственной безопасности в России выглядит очень печально. Как отметил Президент России Д.А. Медведев в Совете Безопасности России при принятии Доктрины «на долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. Это впечатляющие цифры. В то же время удельный вес нашей продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мал. Например, по молоку - это пять процентов, а по мясу - два процента» [12].

Также в Доктрине указано, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Список литературы:

1. Review of Further Developments in Fields With Which the Sub-Commission Has Been or May Be Concerned. The adverse consequences of economic sanctions on the enjoyment of human rights. E/CN.4/Sub.2/2000/33. URL: http://www.unhchr.ch/huridocda/huridoca.nsf/(Symbol)/E.C N.4.Sub.2.2000.33.En?Opendocument (дата обращения: 8.05.2016).

2. Revista Sem Terra, Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra. San Paulu, 1999. № 8.

3. The Right to food in theory and practice. Rome, 1998.

4. The State of Food Insecurity in the World 2011. Rome, 2011.

5. Абашидзе А.Х., Кислицына Н.Ф. Доступ к питьевой воде - неотъемлемое право человека // Обозреватель - Observer. - 2004. - № 7 (174). - С. 86-93.

6. Власов В.А. Актуальные правовые вопросы предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Внешнеторговое право. - 2011. - № 1.

7. Вопрос о нарушении прав человека и основных свобод в любой части мира. Положение в области прав человека в Судане. Док. ООН E/CN.4/1999/38/ Add.1. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m= E/CN.4/1999/38/Add.1 (дата обращения: 8.05.2016).

8.Солнцев А.М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека. Монография - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2015.

9. Док. ООН. HRI/GEN.1/Rev.4.

10. Замечание общего порядка 12 касается ст. 11 Пакта. - См.: Подборка замечаний общего порядка и

общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. HRI/GEN/1/Rev.4, 7 февраля 2000 г. - Ч. I.

11. Право на достаточное питание как одно из прав человека. Серия исследований по правам человека № 1. Нью-Йорк, 1989.

12. Продовольственные ресурсы России должны формироваться в основном на базе отечественной продукции. URL: http://kremlin.ru/news/6242 (дата обращения: 10.05.2016).

13. Римская декларация о Всемирной продовольственной безопасности и План действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. URL: http://www.rau.su/observer/N3-4_97/019.htm (дата обращения: 8.05.2016).

14. Солнцев A.M. Право на доступ к воде и международное право // Подготовка доклада о состоянии прав человека в Российской Федерации и зарубежных странах. М., 2010. С. 137-149.

15. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. - 2010. -№ 21. - 3 февр.

16. Чернова О.А., Степенко В.Е. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. - 2006. -№ 10.

Рецензия

на статью Емельяновой Н. Н. на тему «Некоторые вопросы защиты права на питание в соответствии с международным правом»

На планете Земля проживает более 7 млрд. человек и каждый год 826 млн. страдают от острой хронической нехватки продовольствия. Каждый год умирают в среднем 62 млн. человек, из которых, вероятно. 36 млн.. или 58 %, умирают от прямых или косвенных последствий недостатка питания, инфекций, эпидемий или болезней, поражающих тело, которое в результате недоедания и голода лишено сил сопротивляться и иммунитета. Что же касается царящей в мире крайней нищеты, то, по меньшей мере 1.2 млрд. человек вынуждены проживать на менее чем один доллар США в день. Указанные факты подчеркивают необходимость изучения этой проблематики в контексте действующего международного права.

Для подготовки статьи использовано достаточное количество специальной научной литературы по теме исследования, а также международно-правовых актов. В статье содержатся обоснованные самостоятельные выводы. Работа является самостоятельным, оригинальным и творческим исследованием.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья Н.Н. Емельяновой «Некоторые вопросы защиты права на питание в соответствии с международным правом» выполнена на весьма высоком теоретическом уровне и может быть рекомендована для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, к.ю.н. Н.С.Семенова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.