ка. Таким образом, иск ответчика был удовлетворен, вышестоящая инстанция решение суда поддержала9.
1 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. 11-е изд. / под ред. В.А. Краснокутского. М., 1915. С. 14.
2 См.: Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Интернет Проект «Усыновление в России». URL: http:// www.usynovite.ru/html (дата обращения: 03.01.2014).
3 См.: Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование: учебно-практическое пособие / под ред. Р.П. Мананковой. М., 2002. С. 75.
4 См.: Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. М.; Владимир, 2008. С. 210.
5 Официальный сайт муниципального округа «Проспект Вернадского» г. Москвы. URL: http:// www. mo-pv.ru>announce_319./html (дата обращения: 20.01.2014).
6 Официальный сайт информационного агентства «Саринформ». URL: http:// www. SarInform.ru>news/ html (дата обращения: 20.01.2014).
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. №17, ст. 1755; 2013. №27, ст. 3459.
8 См.: Решение Ухтинского городского суда. Дело №33-5657. Обзор апелляционной практики по гражданским делам за ноябрь 2013 года (подготовлен Верховным судом Республики Коми). URL: http:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113887/html (дата обращения: 03.01.2014).
9 См.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 15 ноября 2013 г. по делу №33-7361/2013. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113887/html (дата обращения: 23.12.2013).
М.В. Косякова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ТУРИСТОВ
В статье исследуется вопрос защиты прав туристов при исполнении договоров на оказание туристических услуг. Анализируются нарушения при исполнении таких договоров и способы защиты нарушенных прав туристов в соответствии с действующим законодательством.
Ключевые слова: турист, турфирма, туроператор, туристский продукт, туристская деятельность, потребитель.
M.V. Kosyakova
SOME QUESTIONS OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF TOURISTS
The article is devoted to the issue of enforcement of tourists at the execution of contracts on rendering of tourist services. Analyses violations in the exercise of such agreements and ways to protect the violated rights of tourists in accordance
Keywords: tourist, travel agency, tour operator, tourist products, tourism activities, the consumer.
Одним из составляющих условий развития рынка туристических услуг является качество туристского продукта, в состав которого входит несколько услуг. Обеспечению качества услуги как нематериальному товару присущи некоторые особенности. Это обусловливается и самой природой услуги как товара.
Если материальный товар в случае несоответствия надлежащему качеству может быть возвращен производителю в соответствии с законодательством и оно обеспечивается дополнительными гарантиями, то нематериальный товар (в данном случае услуга) не может быть возвращен исполнителю в связи с невозможностью исправить недостатки в оказанной туристской услуге.
© Косякова Марина Владимировна, 2014
Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия);e-mail: [email protected]
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА
Все большее число потребителей туруслуг, недовольных сервисом во время путешествия, ежегодно подают иски в суд на турфирмы с требованием восстановления своих нарушенных прав с компенсацией материального и морального вреда.
До принятия Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 3 мая 2012 г.)1 (далее - Закон об основах туристской деятельности), призванного регулировать отношения между туристом и турфирмой, определяющего права, обязанности и ответственность сторон, отношения между туристом и турфирмой регламентировались только Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1»0 защите прав потребителей» (в ред. от 2 июля 2013 г.)2 (далее - Закон о защите прав потребителей), который регулировал все отношения между субъектами предпринимательской деятельности и гражданами, заказывающими конкретные услуги или приобретающими конкретные товары для личных нужд.
Закон о защите прав потребителей обладает более длительным стажем и большей судебной практикой применения в отличие от Закона об основах туристской деятельности и является основным нормативным актом, регулирующим отношения между туристом и турфирмой.
Потребитель в сфере потребления туруслуг имеет такие же права, что и потребитель в других областях деятельности. Согласно ст.6 Закона об основах туристской деятельности «при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там; свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам; обеспече-* ние личной безопасности; возмещение убытков и компенсацию морального вреда ? в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта а. туроператором или турагентом; содействие органов власти (органов местного ! самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и I иных видов неотложной помощи; беспрепятственный доступ к средствам связи».
1 Как правило, после окончания тура с определенными недостатками в турфир-
го
| му приходят гневные туристы, а туроператор старается не заплатить им. Пред-
| ставители турфирмы обещают им через несколько дней организовать встречу с
| директором компании для переговоров (расчет на то, что за это время большая
2 часть туристов успеет «остыть»). Кроме того, турфирма старается протянуть ° время, чтобы в установленный Законом срок 20 дней туристы не подали пись-£ менную претензию. Но даже если туристы не подают письменную претензию в | турфирму, это не влечет за собой лишения их права на судебную защиту.
0 На переговорах руководители турфирмы доказывают, что не их вина в проис-
1 шедшем, что их подвела фирма-перевозчик, которая находится в другой стране,
0
° и что турфирма так же пострадала, как и сами туристы. Однако это не так.
го
3 Туристическая компания несет полную ответственность за все транспортные
1 перевозки во время организованного ею тура, за исключением экскурсий, кото-| рые туристы предприняли по собственной инициативе в странах пребывания.
Так, например, у граждан был заключен договор на автобусный тур по странам Европы (Варшава - Париж - Берлин - Мадрид) в октябре 2012 г. с ООО «Пегас-Туристик». Автобус сломался по дороге в Мадрид и 20 ч стоял на обочине в 250 км от Мадрида, в результате чего осмотр испанской столицы не состоялся, также не было запланированной ночевки в отеле, а вместо этого туристы в 86 течение 1,5 суток сделали переезд до Бреста практически без отдыха.
Туристы не были обеспечены питанием во время вынужденной стоянки, а также местом для ночного отдыха. Кроме того, никто им не вернул средства, потраченные на осмотр Мадрида. Естественно, их настроение было испорчено.
В данной ситуации туристическая услуга была исполнена с существенными недостатками, в связи с чем туристы могут предъявлять требования (ст. 29 Закона о защите прав потребителей) следующего характера:
1) соответствующее уменьшение цены оказанной услуги;
2) расторжение договора об оказании услуги.
Иные возможные требования, указанные в ст. 29, такие как безвозмездное устранение недостатков услуги, в этой ситуации не применимы.
В соответствии со ст. 20 Закона об основах туристской деятельности необходимо, чтобы в срок до 20 дней после обнаружения недостатков в оказанной услуге в турфирму должна быть направлена письменная претензия.
Так как расторжение договора в данном случае менее целесообразно, думается, следует предусмотреть в нем и процент возврата потраченной суммы на оказание туруслуги соразмерно затраченной сумме всего турпродукта. И это должно быть отражено в договоре как обязательное условие. При этом при нарушении прав туристов во время поездки им еще нужно собирать доказательства.
Нередко турфирмы, используя пробелы в законодательстве в своих интересах, относятся к выполнению своих обязанностей недобросовестно. С ростом числа туристических поездок растет количество претензий, затрагивающих качество и объем туруслуг. Это объясняется тем, что туристы стали более грамотны. Они знают обязанности турфирмы, свои права и готовы их отстаивать.
Большая часть претензий возникает из-за недостаточно проработанного со- с
т
держания договора или небрежности в его оформлении. Можно выделить сле- к дующие группы претензий, основанием для которых служат соответствующие р
а
пункты договора: с
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение туруслуг, заказанных и ° оплаченных туристом. у
К этой группе относится самое большое количество претензий. Разница с
т
между фактически оказанными и заказанными услугами может колебаться от н
н
незначительной до совсем неприемлемой; й
п\ 3
2) вторая группа претензий, основанных на договоре, — изменения в програм- и
1Ь
ме тура или расторжение договора с удержанием штрафных санкций. е
к
Туристы, как правило, указывают на то, что не были вовремя уведомлены об й изменениях или вовсе не уведомлены. Закон установил, что стороны вправе по- | требовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изме- и нениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. №
ю
3) большое количество претензий возникает из-за предоставления недосто- ( верной или неточной информации о туре. "
Чтобы сделать правильный выбор тура, туристу необходимо иметь всю необ- 4 ходимую и достоверную информацию обо всех деталях данного тура, т.н. потребительских свойствах товара. Не всегда турфирма добросовестно исполняет эту обязанность, которую возложил на нее закон, иногда умалчивает о каких-либо особенностях или свойствах тура. Однако, если подобное «умалчивание» повлекло значительные убытки потребителя, то подобные действия квалифицируются как уголовное преступление и именуются «обман потребителей». Разумный турист дол- 87
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВA
жен получить разъяснение указанных в договоре названий, специальных терминов и перечня услуг, поскольку каталоги не всегда отражают реальное положение дел.
Договор, заключаемый при покупке турпродукта, — это соглашение между турфирмой и туристом, как и любой договор, заключаемый на оказание услуг. Он должен содержать в себе ряд существенных условий, указанных в законе, а также четкие положения относительно ответственности турфирмы перед клиентом, что включает в себя не только возмещение материального, но и морального вреда. В связи с этим представляется необходимым внести в Закон об основах туристской деятельности, в частности ст. 6, пункт о возврате определенного процента от потраченной суммы на туруслугу при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5491; 2012. № 19, ст. 2281.
2 В данном виде документ опубликован не был. Редакция документа от 9 января 1996 г. см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140; 2013. № 27, ст. 3477.
И.Ю. Кузнецова
НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
Статья посвящена анализу нового законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Обращается внимание на его недостатки, несогласованность с другими правовыми нормами; формулируются предложения по его дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова: законодательство, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо, совместная деятельность, сельское хозяйство.
I. U. Kuznetsova
NEW FARMING UNIT'S LEGISLATION
The article is devoted to the new farming unit's legislation analyses. The author points out its drawbacks, collisions with other legal rules and elaborates recommendations for its further improvements.
Keywords: legislation, farming units, legal person, cooperative activity, farming.
Крестьянские (фермерские) хозяйства являются одними из основных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Процесс активного формирования фермерского сектора в сельском хозяйстве относится к периоду 1990-1994 гг.1 В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг2.
© Кузнецова Инна Юрьевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]