Научная статья на тему 'Некоторые вопросы виктимологии'

Некоторые вопросы виктимологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы виктимологии»

ББК 88.5

А. В. Подольская НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВИКТИМОЛОГИИ

Совершено преступление, в котором участвуют две «фигуры»: преступник и его жертва - потерпевший. Лица, которым преступлением причинён вред, являются предметом изучения виктимологии - «науке о жертве».

Задачи виктимологии исследуют отношения между преступником и жертвой в момент возникновения преступления. Также криминологи ставят вопрос: вызывает ли виктимизация преступность? Да, вызывает. 70% людей, ставшими в юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками.

Большое значение имеет и тип поведения. Многие признаки поведения потерпевших становятся «условиями» убийств. Исходя из характера и степени выраженности личных качеств, определяющих индивидуальную виктимную предрасположенность, исследователи-криминологи выделяют несколько типов жертв.

Вероятность стать жертвой обусловлена совокупностью личностных качеств человека (потерпевшего). От поведения жертвы во многом зависит развитие ситуации при совершении преступления.

В связи с этим необходима виктимологическая профилактика. Это представление о том, что людям не выгодно вести себя виктимно и быть жертвой преступления. Недопустимо провоцировать преступление. Поэтому надо соблюдать нормы морали и права, избегать контактов с лицами, ведущими преступный образ жизни. Многое зависит и от умения людей правильно ориентироваться в криминальной ситуации. Главное для профилактики виктимного поведения - упредить ситуацию, при которой человек может стать жертвой преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.