Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России'

Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
2475
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ / FOREIGN TRADE REGULATION / INSTITUTIONAL STRUCTURE / CONCEPT / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Вячеслав Анатольевич

Статья посвящена вопросам совершенствования институциональной структуры регулирования внешнеэкономической деятельности в России, в первую очередь ее национальной составляющей. Обосновывается необходимость обеспечения взаимной согласованности всех элементов системы и ориентации на конечные результаты. Рассмотрены принятые в последнее время нормативные правовые акты, концептуальные и программные документы; проведен анализ их реализации в отдельных видах ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues concerning the improvement of legal regulation of foreign economic activity in Russia

The article considers the issues of the improvement of legal regulation of foreign economic activities in Russia. Given the complex and multifaceted nature of foreign trade activities, the author focuses on the improvement of the institutional structure of foreign economic activity regulation, paying special attention to the necessity to ensure mutual consistency of the constituent parts and to look up to the end results. The paper discusses the recently adopted normative acts and the conceptual and policy documents with the analysis of their implementation in the certain types of foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России»

Россия и мир

В.А. Лавров

Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Статья посвящена вопросам совершенствования институциональной структуры регулирования внешнеэкономической деятельности в России, в первую очередь ее национальной составляющей. Обосновывается необходимость обеспечения взаимной согласованности всех элементов системы и ориентации на конечные результаты. Рассмотрены принятые в последнее время нормативные правовые акты, концептуальные и программные документы; проведен анализ их реализации в отдельных видах ВЭД.

Ключевые слова: регулирование внешнеэкономической деятельности, государственная программа, приоритетный проект.

В соответствии с законодательством РФ под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)1.

ВЭД - весьма сложное и многоаспектное явление, включающее в себя различные формы и направления международного обмена коммерческих, некоммерческих, государственных организаций и компаний различных регионов, отраслей и секторов экономики.

Регулирование ВЭД значительно отличается для разных ее направлений, видов и участников. На современном этапе оно осуществляется в России в первую очередь государством, с участием общественных и бизнес-структур, а также «с учетом передачи растущего объема полномочий на уровень Евразийского экономического союза»2.

© Лавров В.А., 2017

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой правовые, административные и экономические (в том числе налоговые, финансовые) и другие меры, направленные на создание для субъектов ВЭД благоприятных условий, обеспечивающих максимально возможную реализацию внешнеэкономической политики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Кон-цепция-2020) содержится следующее определение: «Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства»3.

Среди сформулированных в Концепции-2020 основных принципов российской внешнеэкономической политики выделим следующие: ее обусловленность целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики; активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав; расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики4.

Для осуществления этой политики создана и постоянно совершенствуется система регулирования ВЭД. Ее институциональную структуру мы рассматриваем как совокупность государственных, негосударственных, международных институтов и принимаемых ими актов, регулирующих деятельность непосредственных субъектов ВЭД. Исходя из этого определения, данная структура состоит из двух частей: национальной (внутригосударственной) и внешней, международной, которая функционирует с использованием экономической дипломатии в широком смысле5.

Во второй части институциональной структуры регулирования ВЭД государственные институты, включая российские представительства в странах и международных экономических организациях, во взаимодействии с отечественными общественными и бизнес-структурами обеспечивают национальные интересы путем международных согласований и заключения договоров с иностранными партнерами. Нормы международных договоров имплементи-руются, в соответствии с российским законодательством, в национальное право и становятся обязательными для исполнения всеми

хозяйствующими субъектами, участвующими в ВЭД, определяют «внешнюю среду» для коммерческих контрактов с иностранными партнерами.

В настоящей статье основное внимание уделено первой составляющей системы регулирования ВЭД - национальной, прежде всего последним изменениям в нормативных правовых актах, концептуальных и программных документах, а также некоторым организационным формам поддержки ВЭД компаний.

Система регулирования ВЭД во многом влияет на динамику, объемы, структуру и географические направления внешнеэкономических связей страны.

Функции высших органов власти в сфере внешнеэкономической политики и регулирования внешнеэкономической деятельности определяются Конституцией России. Полномочия правительства конкретизированы в соответствующем законе. Основными органами исполнительной власти, регулирующими ВЭД на федеральном уровне, являются Министерство экономического развития, Министерство иностранных дел, Министерство промышленности и торговли и ряд других.

Главным законодательным актом, определяющим нормы регулирования ВЭД в России, является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Среди важнейших принципов государственного регулирования ВЭД названы: единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории страны6.

Одним из обязательных условий эффективного функционирования системы регулирования ВЭД является взаимная согласованность всех ее звеньев, в том числе нормативных правовых актов и программных документов. Кроме того, необходимо доводить до конечного результата как можно большее количество проектов в сфере ВЭД. Узковедомственный подход, ориентированный на выполнение только отдельных этапов реализации целей, недопустим.

Основные положения внешнеэкономической политики страны сформулированы в документах общегосударственного уровня, в первую очередь в Концепции внешней политики РФ, которая периодически обновляется.

Особое значение для рассматриваемой сферы представляет раздел «Международное экономическое и экологическое сотрудничество» новой Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г.

Концепция-2020 содержит разделы, посвященные развитию мировой экономики, внешнеэкономических связей страны, регулированию ВЭД.

Для воплощения в жизнь внешнеэкономической политики, определения задач отдельных звеньев регулирования ВЭД требуется ее поэтапная конкретизация в документах более низкого иерархического уровня, учитывающих особенности каждой отрасли и направления ВЭД, конкретных видов субъектов международного обмена.

Наряду с отдельными разделами о ВЭД в общенациональных долгосрочных документах за последние годы было разработано несколько долгосрочных программных документов разного уровня, специально посвященных внешнеэкономической деятельности. Так, в ноябре 2008 г. Правительство РФ одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 г., подготовленную Минэкономразвития. В Стратегии были зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны7.

Программно-целевыми инструментами управления экономикой являются государственные программы Российской Федерации (далее - ГП) и федеральные целевые программы (далее - ФЦП). Так, ГП РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее - Госпрограмма) была утверждена Правительством в апреле 2014 г. Ее цель сформулирована следующим образом: «усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства»8.

Среди задач Госпрограммы - совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ и в рамках Таможенного союза (ТС) для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации и других государств ТС в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства.

Документ состоит из шести подпрограмм, включая «Создание национальной системы поддержки развития ВЭД», «Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД», «Совершенствование таможенной деятельности».

В Госпрограмме определены следующие целевые индикаторы и показатели: темпы роста экспорта несырьевых товаров; доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;

темпы роста числа организаций - экспортеров товаров; позиция России в рейтинге Всемирного банка "Doing Business" по показателю «Международная торговля»; динамика пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Для создания благоприятного предпринимательского климата Минэкономразвития в качестве ответственного исполнителя разработало ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»9.

Наряду с усилиями государственных структур, в качестве примера полезной деятельности некоммерческих организаций по совершенствованию регулирования ВЭД можно отметить разработанную Агентством стратегических инициатив Национальную предпринимательскую инициативу «Улучшение инвестиционного климата в РФ» (далее - НПИ), которая содержит проекты, направленные на снижение административных барьеров в экономике и улучшение инвестиционного климата в России. Рабочие группы НПИ создали более двух десятков «дорожных карт», планов мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории РФ процедур ведения бизнеса10.

Реализация вышеуказанной ГП и предпринимательской инициативы в определенной мере способствовала улучшению инвестиционного климата в России, что нашло отражение в быстром повышении места страны в рейтинге Doing Business: с 124-го в 2011 г. до 40-го (из 189 стран) в 2017 г.11

Вместе с тем условия для ведения бизнеса в сфере внешней торговли в РФ пока значительно хуже, чем в других промышлен-но развитых странах. В отчете "Doing Business Report 2017" по разделу «Международная торговля» Россия заняла только 140-е место, хотя по остальным девяти разделам имеет рейтинг от 9 до 53. Внутри раздела «Международная торговля» по большей части показателей РФ занимает места с 43-го по 96-е, а по таким касающимся импорта показателям, как затраты времени на оформление документов и прохождение таможенных процедур и контроля, стоимость пограничного и таможенного контроля, отстает от стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 10 раз12.

Для повышения стимулирования участия малых и средних предприятий в ВЭД предпринимаются различные меры. Так, в конце 2016 г. президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», рассчитанного на девять лет

(до декабря 2025 г.). Его ключевая цель - создание для среднего бизнеса удобных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки несырьевого экспорта и более благоприятной для экспортеров регуляторной среды13. Предусматривается, что компании-экспортеры получат поддержку от АО «Росэксимбанк», субсидирование по линии АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ); появится новая программа кредитования коммерческими банками несырьевого экспорта с фокусом на приоритетных отраслях. Ожидается, что к 2025 г. РЭЦ окажет поддержку не менее 12 тыс. компаний-экспортеров.

Паспортом приоритетного проекта предусмотрено снижение издержек экспортеров за счет снятия административных и инфраструктурных барьеров. Так, количество документов, требуемых для пропуска нерисковых товаров, к 2018 г. должно сократиться с 9 до 3 часов, а время прохождения таможенных процедур для таких товаров в портах - с 96 часов в 2016 г. до 3 часов в 2018 г. и до 30 минут к 2025 г. Это позволит существенно сократить издержки экспортеров и сделает российские товары более конкурентоспособ-ными14. Отметим, что конкретных показателей сокращения затрат на таможенное и пограничное оформление не установлено.

Значение второй, международной, составляющей системы регулирования ВЭД состоит в следующем. Динамика и объем ВЭД во многом зависят от состояния сотрудничества с теми или иными странами, которое формируется в процессе переговоров, закрепляется в межгосударственных и межведомственных соглашениях. На этой основе, в заданных на государственном уровне условиях заключаются коммерческие контракты, развиваются торговые, инвестиционные, финансовые и прочие виды внешнеэкономической деятельности.

Решающее значение имеют контакты на высшем государственном уровне, которые становятся необходимым и обязательным способом существенной корректировки внешнеэкономической политики в сложные периоды развития мирового хозяйства либо в моменты решения глобальных проблем внешнеэкономических связей, которые невозможно урегулировать на более низком уровне (например, «поворот на Восток», строительство газопровода «Северный поток», согласование с основными нефтедобывающими странами объемов добычи нефти и др.)

Неблагоприятная конъюнктура привела в последние годы к сокращению стоимостных объемов нашей внешней торговли, хотя физические объемы экспорта важнейших товаров практически не изменились, а некоторых даже увеличились. При этом анализ

свежих данных показывает изменение вектора внешних экономических связей России. По итогам 11 месяцев 2016 г., доля стран -участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России выросла с 28 до 30%, а доля стран ЕС снизилась с 45,5 до 43%15.

Следует учесть, что в ближайшие годы должна начаться отдача от крупнейших инвестиционных проектов российских компаний с Китаем.

Другой важный вопрос - участие российских представителей в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) и прежде всего в разработке многосторонних правил международной торговли. Например, принятое по итогам Министерской конференции ВТО в декабре 2015 г. решение по экспортной конкуренции предоставляет реальные преимущества российским производителям сельскохозяйственной продукции (в особенности молочной продукции, некоторых видов мяса и зерна). Ратифицированное РФ в 2016 г. Соглашение об упрощении процедур торговли после его вступления в силу существенно снизит издержки российских экспортеров на внешних рынках. Это даст возможность нашим компаниям значительно улучшить показатели своей ВЭД16.

Предпосылкой, а нередко и составной частью или вспомогательным материалом для долгосрочных программ являются прогнозы и оценки перспектив развития мировой экономки и участия в ней России. Однако быстрое изменение экономической и политической обстановки в мире приводит к утрате актуальности многих программных документов и прогнозов еще до их опубликования либо вскоре после него. Так, в долго и широко обсуждавшейся Концепции-2020, утвержденной в ноябре 2008 г., не были учтены громадные изменения в мировой экономике, вызванные финансовым кризисом, начавшимся в США летом 2007 г.17

Вероятно, мировое хозяйство снова стоит на пороге серьезных перемен. Сложившиеся несколько лет назад тенденции сменяются новыми. Достаточно вспомнить стремительное развитие новых технологий добычи углеводородов, оказывающих огромное воздействие на мировой энергетический рынок; неустойчивое соотношение сил между транснациональными компаниями и государствами; новые аспекты взаимодействия процессов глобализации, регионализации и создания трансконтинентальных альянсов; едва наметившийся в ряде крупнейших стран акцент на приоритет вопросов внутреннего социально-экономического развития по сравнению с неограниченной интернационализацией производства.

Новые тенденции необходимо своевременно отслеживать для адекватного изменения механизма реализации внешнеэкономической политики и, соответственно, системы регулирования ВЭД. Для этого требуется постоянно совершенствовать существующие системы ее прогнозирования и программирования. Одним из основных требований является динамичность системы, которая позволит ликвидировать отставание оценок от стремительно меняющейся практики мирохозяйственных связей. С учетом этого имеет смысл рассмотреть вопрос о скользящем прогнозе и, соответственно, изменении сроков подготовки долгосрочных стратегических документов. Иными словами, такие документы должны регулярно обновляться, например каждые один, два или три года. Один из возможных вариантов реализации предложения - это формирование на основе предыдущего опыта «стандартной» методики подготовки подобных документов. Данная методика должна охватывать все этапы создания программного документа, содержание каждого раздела, необходимые показатели и индексы, сроки, исполнителей и другие элементы. Наполнение уже готовой «стандартной» методики актуальной информацией может происходить достаточно быстро в условиях отлаженной автоматизированной системы обмена информацией и статистики. Сама методика, так же как и информационно-техническое обеспечение, естественно, может регулярно усовершенствоваться, обеспечивая при этом преемственность и сопоставимость основных индексов и других показателей за разные периоды.

Наличие хорошо отработанного методического и программного обеспечения и технической базы, которые уже много лет используются при ежегодных объемных расчетах прогнозов и проектов федерального бюджета, позволяет предположить, что на их основе можно создать методики и программы для более оперативной подготовки стратегических документов в области ВЭД.

Примечания

Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 (с посл. изменениями) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_23850/ (дата обращения: 01.02.2017).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/reg/plans/enhance_ved/ state_program/ (дата обращения: 01.02.2017).

3 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.02.2017).

4 См., например: Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. М., 2001. С. 4.

5 Там же.

6 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant. ru/12133486/1/#block_100 (дата обращения: 01.02.2017).

7 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 01.02.2017).

8 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"». Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544016/ (дата обращения: 01.02.2017).

9 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 01.02.2017).

10 Система работ по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/investclimate/ (дата обращения: 01.02.2017).

11 Благоприятность условий ведения бизнеса: Российская Федерация [Электронный ресурс] // Всемирный банк: Doing Business. URL: http:// russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#trading-across-borders (дата обращения: 01.02.2017).

12 Там же.

13 Утвержден паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. 2016. 09 дек. URL: http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/depSvod/2016091202 (дата обращения: 01.02.2017).

14 Там же.

15 О состоянии внешней торговли в январе-ноябре 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01 /14.htm (дата обращения: 01.02.2017).

Максим Медведков: Многие проблемы мы снимаем без обращения в суд ВТО [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. Департамент торговых переговоров. 2016. 18 авг. URL: http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/depTorg/20160818 (дата обращения: 01.02.2017). Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.02.2017).

16

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.