Научная статья на тему 'Некоторые вопросы реализации энергетической политики России в Балтийском регионе: геоэкономический подход'

Некоторые вопросы реализации энергетической политики России в Балтийском регионе: геоэкономический подход Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ГЕОЭКОНОМИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГЕОЭКОНОМИКА / RUSSIA’S ENERGY POLICY / BALTIC REGION / HYDROCARBON RESOURCES / GEOECONOMY / ENERGY GEOECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лачининский Станислав Сергеевич

С позици и геоэкономическог о подхо д а анализируютс я некоторы е вопрос ы реализаци и энергетическо й политик и Росси и в Балтийско м регионе. Цел ь ис следовани я авто р види т в обосновани и энергетическо й политик и Росси и в ре гион е исключительн о потенциало м госу дарств импортеров. Отмечается, чт о энергетическа я политик а России — оди н и з важны х видо в деятельност и государ ств а и е е бизнес структур, ориентиро ванны х н а достижени е целе й общеэко номического ( получени е прибыл и и за креплени е н а рынке ) и геоэкономическог о характера. Вмест е с те м подчеркивает ся, чт о реализуема я политик а соответ ствуе т стандартны м правила м игр ы н а рынк е межд у производителе м и потре бителем. Российски е энергоносител и направляютс я в энергодефицитны й ре гион, гд е существуе т устойчивы й спро с и потребност ь в них. Исследовани е строитс я н а собственно й геоэкономиче ско й методологи и с широки м использо вание м географически х и общенаучны х методов. Данна я работ а направлен а н а развити е геоэкономическо й парадигм ы в рамка х общественно й географии. Он а представляе т интере с пр и переосмыс лени и истинны х мотиво в современно й энергетическо й политик и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s energy policy in the Baltic region: a geoeconomic approach

This article analyses certain issues of implementation of Russia’s energy policy in the Baltic region from the perspective of the geoeconomic approach. The author sees the purpose of the study as explaining Russia’s energy policy in the region solely through the potential of importing states. It is emphasised that Russia’s energy policy is one of the most important activities of the state and its business structures striving to achieve goals of general economic (profit generation and gaining a good standing in the market) and geoeconomic nature. At the same time, the author stresses that the pursued policy follows the standard rules of market game between the producer and customer. Russian energy carriers are delivered to an energy deficient region, where the demand and need for them is stable. The study is based on the author’s geoeconomic methodology, which extensively uses geographical and general scientific methods. This work aims to develop a geoeconomic paradigm in the framework of social geography. It will be of interest when reconsidering the true motives behind Russia’s current energy policy.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы реализации энергетической политики России в Балтийском регионе: геоэкономический подход»

УДК 914

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИИ

В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ:

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ПОДХОД

С.С. Лачининский

*Санкт-Петербургский государственный университет.

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9.

Поступила в редакцию 25.03.2013 г. doi: 10.5922/2074-9848-2013-2-2 © Лачининский С. С., 2013

С позиции геоэкономического подхода анализируются некоторые вопросы реализации энергетической политики России в Балтийском регионе. Цель исследования автор видит в обосновании энергетической политики России в регионе исключительно потенциалом госу-дарств-импортеров. Отмечается, что энергетическая политика России — один из важных видов деятельности государства и ее бизнес-структур, ориентированных на достижение целей общеэкономического (получение прибыли и закрепление на рынке) и геоэкономического характера. Вместе с тем подчеркивается, что реализуемая политика соответствует стандартным правилам игры на рынке между производителем и потребителем. Российские энергоносители направляются в энергодефицитный регион, где существует устойчивый спрос и потребность в них. Исследование строится на собственной геоэкономиче-ской методологии с широким использованием географических и общенаучных методов. Данная работа направлена на развитие геоэкономической парадигмы в рамках общественной географии. Она представляет интерес при переосмыслении истинных мотивов современной энергетической политики России.

Ключевые слова: энергетическая политика России, Балтийский регион, углеводородные ресурсы, геоэкономика, энергетическая геоэкономика

Коммуникации, проходящие по территории России, соединяют уникальные минерально-сырьевые, в том числе углеводородные ресурсы и энергетические мощности, с одной стороны, и центры добычи и потребителей в важнейшем геоэкономиче-ском центре — Европейском союзе (ЕС) — с другой. Балтийский регион для России представляет особый интерес, учитывая объем его рынка (около 150 млн чел. и около 5 трлн долларов ВВП региона) и соседское экономико-географическое положе-

ние с Россией. Возникающие между Россией и Балтийским регионом энергетические потоки представляют предмет для исследования прикладной геоэкономики.

В ее теории и практике, являющейся научной ветвью общественной географии, изучаются процессы и результаты формирования элементов мирового глобализированного (геоэкономического) пространства [1; 2]. Среди элементов мирового глобализированного пространства, задействованных в реализации энергетической политики России в Балтийском регионе, мы выделяем: региональный рынок углеводородов и электроэнергии; мировые города региона, уникальные месторождения в РФ1, транснациональные и многонациональные корпорации (в том числе — ОАО «Газпром» и «Траснефть»); предприятия, входящие в производственные и сервисные цепочки («Газпромэкспорт» и «Газпромнефть»); крупнейшие международные порты (Приморск, Усть-Луга и др.); транспортная инфраструктура (единая газотранспортная и нефтепроводная система) и другие. Применяя геоэкономический подход в исследованиях энергетических рынков, мы выходим на «геоэкономиче-ские проблемы развития системы регионального энергоснабжения». В этой связи новый импульс получает «энергетическая геоэкономика» [3].

Как представляется, энергетическая политика России является одним из важных видов деятельности государства и ее бизнес-структур, ориентированных на достижение целей общеэкономического (получение прибыли и закрепление на рынке) и геоэкономического характера (курсив наш. — С. Л.).

Геоэкономический подход к энергетической политике России в Балтийском регионе определяется несколькими составляющими: 1) определение места энергетической политики во внешнеэкономической политике РФ; 2) выявление вектора энергетической политики и его узловых элементов в регионе. На этой основе можно оценивать результаты реализации энергетической политики России в Балтийском регионе на верхнем, среднем, нижнем и низшем территориальном уровнях.

Определение места энергетической политики во внешнеэкономической политике РФ

Говоря об энергетической политике России в Европе в целом и в Балтийском регионе в частности, необходимо особо подчеркнуть, что российские энергоносители направляются в энергодефицитный регион, где существует устойчивый спрос и потребность в них. Из таблицы 1 видно, что по общей энергозависимости выделяются Германия, Латвия, Литва и Финляндия.

1 Основные газовые месторождения в высокой степени выработаны. Например, Уренгойское (введено в 1966 г.) — на 67%, Ямбургское (введено в 1969 г.) — на 46%, Медвежье (введено в 1967 г.) — на 78%. По другим месторождениям выработка находится на начальном уровне.

Таблица 1

Показатели сырьевой и энергетической зависимости стран Балтийского региона

Страна Общий импорт (2010 г.) Сырьевой импорт, в том числе топливные товары (2010 г.) Коэффициент сырьевой зависимости импорта Коэффициент фоновой сырьевой зависимости импорта в сравнении с ЕС Энергетическая зависимость (2009 г.)

общая по нефти по газу

Германия 502,93 55,71 0,11 0,73 61,6 95,2 87,9

Дания 45,14 1,99 0,04 0,27 -18,8 (неза- висима) -55,2 (неза- висима) -91,7 (неза- висима)

Литва 9,99 5,38 0,54 3,60 51,2 90,1 100,4

Латвия 6,71 0,70 0,10 0,67 58,8 99,4 114,1

Польша 95,06 11,56 0,12 0,80 31,7 98,0 67,7

Швеция 75,31 9,07 0,12 0,80 37,4 101,7 100,0

Финляндия 33,30 8,47 0,25 1,67 54,4 98,6 100,0

Эстония 7,38 0,66 0,09 0,60 21,2 64,3 100,0

В целом по региону 775,82 93,54 0,12 0,80

От ЕС 31,4 % 24,4 %

В целом по ЕС-27 справочно 2468,83 млрд евро 383,20 млрд евро 0,15 1,00 53,9 83,5 64,2

Рассчитано по: [4; 5].

По газовой зависимости все страны региона, кроме Дании, характеризуются критическим уровнем от 67,7 до 114,1, а по нефтяной зависимости — от 64,3 до 101,7.

Наряду с показателями энергозависимости мы анализировали показатели импорта и сырьевого импорта стран Балтийского региона. Отметим, что в целом страны Балтийского региона имеют даже более низкий коэффициент сырьевой зависимости импорта, чем ЕС (0,11 против

0,15). Вместе с тем видно, что у Литвы и Финляндии гораздо более высокие показатели сырьевой зависимости импорта, соответственно 0,54 и 0,25. Если с Финляндией это объясняется чрезвычайно высокой зависимостью последней от российского круглого леса, то для Литвы ответ кроется именно в энергоносителях.

В таблице 2 рассмотрены показатели импорта энергоносителей государствами Балтийского региона из России. Обращает на себя внимание большой разрыв между странами по доле импорта из РФ. Так, если в целом по ЕС — 8 %, по Балтийскому региону — 9 %, то по государствам он колеблется от 3 % для Дании до 88 % для Латвии.

Таблица 2

Импортная зависимость стран Балтийского региона от российских энергоносителей (2009 г.)

Страна Импорт из России, млрд дол. Доля импорта из РФ от общего импорта страны, % Импорт нефти из России, млн т Доля импорта из России от общего импорта страной, % Импорт угля из России, млн т

нефти газа

Германия 25,10 5 34,6 32 38 9,54

Дания 1,56 3 2,71

Литва 3,57 36 8,3 н. д. 146 (реэкспорт) 0,20

Латвия 5,89 88 н.д. н. д. 100 0,13

Польша 14,94 16 18,9 78 61 7,09

Швеция 3,59 5 7,2 49 0,42

Финляндия 12,70 38 9,6 95 100 4,69

Эстония 1,72 23 н.д. н. д. 100 0,05

Всего по региону 69,07 9 78,6 48 45 24,83

Рассчитано по: [4—6].

Подобный разброс объясняется прежде всего экономико-географическим соседством государств региона с РФ и наличием сложившихся импортных коридоров.

Ниже рассмотрим место энергетической политики во внешнеэкономической политике РФ и определим основной вектор энергетической политики и его узловые элементы в регионе.

В большинстве стран мира энергетическая политика является одним из ключевых направлений внешнеэкономической политики государств. Можно вспомнить внешнеэкономическую политику США на Ближнем Востоке в период с 1970—2000-е гг. или современную внешнеэкономическую политику КНР в Африке. Россия как крупный продуцент энергоресурсов проводит свою внешнеэкономическую и энергетическую политику в соответствии с собственными интересами национального бизнеса. В числе семи приоритетных направлений внешнеэкономической политики России пунктом четыре значится: «Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов» [7]. Реализация данного приоритета осуществляется среди прочего через следующие механизмы:

— расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский рынок;

— развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки;

— инвестиции в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами.

Расширение и диверсификация экспорта углеводородов на европейский рынок непосредственно коснулось Балтийского региона. В ноябре 2011 г. началась поставка природного газа по первой нитке Северного потока из России в Германию с пропускной способностью 27,5 млрд м3. Через год поставки газа начались и по второй ветке Северного потока. После ввода в эксплуатацию второй нитки в 2012 г. обе нитки газопровода смогут снабжать Европу 55 млрд м3 газа в год в течение как минимум 50 лет [8; 9]. Кроме того, после введения в строй в 2006 г. последней компрессорной станции газопровод «Ямал — Европа» вышел на проектную мощность — 33 млрд м3 в год [10].

Важно подчеркнуть, что реализация новых газовых маршрутов предназначена лишь для диверсификации экспортных поставок, то есть для тех же самых объемов газа другим маршрутом. Достаточно сказать, что газотранспортная система транзитной Украины задействована лишь на 65—75 %, а Беларуси — на 85—90 % [11]. Как видно из таблицы 3, объемы экспортируемого природного газа из России, в связи с реализацией новых проектов, не возросли с 2006 по 2012 г.

Таблица 3

Экспорт российского газа в страны Балтийского региона, млрд м3

Страна 2006 2008 2011 2012

Германия 34,40 37,90 34,03 33,16

Финляндия 4,90 4,80 4,19 3,48

Польша 7,70 7,90 10,26 9,94

Эстония 0,60 0,60 0,67 0,64

Латвия 1,40 0,70 1,19 1,12

Литва 2,80 2,80 3,41 3,30

Дания — — — 0,33

Швеция н.д. н.д. н.д. н.д.

Всего по региону 51,80 54,70 53,75 51,97

Составлено по: [7; 11].

Подобные процессы происходят и в нефтяной отрасли. Экспорт нефти из России в 2011 г. составил 242,2 млн т, что на 1,3 % меньше, чем в 2010 г. Большой интерес представляет диверсификация основных каналов экспортных поставок нефти из России.

С 2000 по 2011 г. произошли кардинальные изменения в каналах нефтяных поставок из России: 1) значительный общий рост экспорта нефти в 1,66 раза (с 127,5 до 212,3 млн т); 2) существенное увеличение экспорта нефти через российские морские порты на Балтике (до 125,6 млн т) при падении транспортировки по трубопроводу «Дружба» за указанный период на 14 %; 3) кардинальный рост (в 9,8 раза) поставок по новым маршрутам [13].

Роль новых портов на Балтике (Приморск, Усть-Луга, Высоцк) усиливается за счет строительства новых трубопроводных коридоров, пер-

вым из которых была Балтийская трубопроводная система-1 с портом отправки — Приморск (в 2010 г. объем перевалки экспортной нефти 70 млн т). А в марте 2012 г. началась отгрузка нефти через Балтийскую трубопроводную систему-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (в 2012 г. — объем перевалки экспортной нефти 15 млн т, в 2013 г. планируется до 28 млн т).

В географии нефтяных поставок из России обращает на себя внимание три европейских коридора, на которые приходится 93,3 % экспорта российской нефти — северный (50,9 %), южный (22,5 %) и центральный (19,9 %). Для Балтийского региона наибольшее значение имеет северный коридор, который обеспечивается поставками нефти из Арктической зоны РФ (порты Архангельск, Варандей, частично Приморск и Усть-Луга), а также по германскому отрезку нефтепровода «Дружба». Среди ведущих потребителей — Германия и другие. Второй коридор — центральный — обеспечивается поставками нефти по нефтепроводу «Дружба». Среди потребителей — Польша и страны бывшей Вышеградской группы. Для стран Балтийского региона актуальны как сухопутные, так и морские поставки из России.

Говоря о развитии экспорта услуг, связанных с энергетикой, и увеличении в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки, стоит отметить, что ГК «Росатом» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1353-р от 25.09.2009 г. [14] строит Балтийскую атомную станцию в Неманском районе Калининградской области.

Объем производства электроэнергии Балтийской АЭС планируется на уровне 8,5 млрд кВт-ч в год (при современном уровне потребления в пределах от 4 млрд кВт-ч в год) [15]. Образующийся избыток электроэнергии может экспортироваться в страны Балтийского региона (прежде всего в Германию, Польшу и Литву).

Однако в случае выбора экспортного сценария геоэкономическое значение этого проекта может быть неоднозначным. Некоторые эксперты полагают, что проблема возникнет в связи с тем, что «энергосистемы стран Балтии в недалеком будущем интегрируются в энергосистему континентальной Европы «ЕНТСО-Е». Первые шаги к этому сделаны: проекты «ЭстЛинк» (связь постоянного тока между Эстонией и Финляндией), «ЛитПоЛинк» (строящийся энергомост между Литвой и Польшей), «ШведЛинк» (строительство кабельной линии между Литвой и Швецией) и другие. При синхронном присоединении к «ЕНТСО-Е» энергосистем стран Балтии последует их отделение от ЕЭС России, что, разумеется, скажется на Калининграде» [Там же]. Об укреплении энергетических мостов между странами Прибалтики и крупными европейскими соседями свидетельствуют лишь несколько крупных проектов: действующий с 2000 г. шведско-польский энергомост «ШведПол» и строящийся энергомост «ЭстЛинк-11» между Финляндией и Эстонией.

В этом случае многократно возрастают геоэкономические риски, в частности риски экономического и геополитического типов [см. подробнее в 1]. Наибольшую проблему представляет интернационализация, угроза внешним коммуникациям и монофункциональность как угроза.

В то же время расширение экспорта электроэнергии, произведенной на высокотехнологичной АЭС, может способствовать диверсификации энергетического экспорта России. Отметим, что в 2011 г. лишь две страны Балтийского региона закупали в России электроэнергию — Финляндия (9,6 млрд кВт-ч, или 42,4 % всего экспорта) и Литва (5,5 млрд кВт-ч, или 24,4 % экспортных поставок электроэнергии) [16].

Нелишним будет напомнить, что балтийский ядерный проект в Калининградской области осуществляется в конкурентной среде, на фоне строительства Островецкой АЭС в Беларуси и проектирования Виса-гинской АЭС в Литве, а также атомных станций в Польше.

Третье направление — осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами.

Это направление представляется весьма важным, особенно в контексте реализации «Третьего энергетического пакета ЕС» (законодательства, которое разделяет бизнесы в энергетике по видам деятельности). В Эстонии, где ОАО «Газпром» и его латвийская дочерняя компания «Итера Латвия» владеют 37,03 % и 9,99 % акций газораспределительной компании «Эсти Газ», правительство страны планирует вынудить компанию продать свои газотранспортные активы на аукционе, не позднее 2015 г. В компании «Литовский газ» ОАО «Газпром» имеет 37,1 % акций, в компании «Латвийский газ» — 34 %, а ОАО «Итера Латвия» — 16 % акций. В Польше ОАО «Газпром» контролирует 48 % акций компании «ЕвроПолГаз» [11]. Отметим, что в Литве, Эстонии, Латвии и Польше, несмотря на возможную вариативность, национальные правительства выбирают курс на «фактическую национализацию» газотранспортных активов.

Основной вектор энергетической политики России и их узловых элементов в регионе

Основной вектор энергетической политики России в Балтийском регионе, как и во всей Европе, определяется геоэкономическим весом соответствующего национального рынка. В данном случае однозначный лидер — это Германия, что, впрочем, соответствует исторической традиции партнерских отношений России и Германии. Согласно нашим расчетам, эта страна потребляет 60 % сырьевого импорта Балтийского региона. При этом на Германию приходится 36 % всего российского импорта стран Балтийского региона, 44 % российского импорта нефти региона, 38 % российского импорта угля странами региона и 61 % всего российского импорта газа. При этом российский экспорт обеспечивает лишь 5 % немецкого импорта. Следовательно, задача других балтийских стран состоит не в ограничении российского экспорта энергоносителей и уж тем более в национализации активов, а в диверсификации импорта и энергетического импорта в частности. Из этого следует, что именно Германия, в силу объективных причин, будет ключевым надежным энергетическим рынком сбыта для российских компаний.

Ввод в 2012 г. второй ветки Северного потока и запуск балтийского нефтяного коридора из Приморска и Усть-Луги значительно усиливают этот вектор. Северный поток включает следующие элементы глобализированного геоэкономического пространства Евразии: Южно-Русское месторождение на Ямале, порт Приморск и подводный участок газопровода до города Грайфсвальд, откуда газ поступает на юг Германии по газотранспортной системе «ОПАЛ» (470 км — 36 млрд м3 газа в год) до Ольбернхау/Брандова и на запад по системе «НЕЛ» до Рехдена, на соединение с голландской газотранспортной системой.

Отметим, что согласно «Третьему энергопакету ЕС» ОАО «Газпром» может контролировать не более 50 % мощностей «ОПАЛ». Основными акционерами газопровода «ОПАЛ» являются группа «Вингаз» (80 %) и «ЕОН Рургаз АГ» (20 %), а «Вингаз» — это фактически совместное предприятие Газпрома и Винтершалл.

Завершение чешского участка «Газэль» (166 км) с пропускной способностью до 30 млрд м3 позволяет подключиться к широтному газопроводу «МЕГАЛ» с выходом на Восточную Францию, по которому уже идет российский газ во Францию. Таким образом, национальные подводящие и выводящие из Северного потока газовые коммуникации превратились в геоэкономические, трансъевропейские коридоры.

Что касается нефтяного экспорта, то здесь можно выделить — Балтийскую трубопроводную систему-1 от Харьяги до Приморска и БТС-2 от Ноябрьска до Усть-Луги через Унечу (Брянская область). Оба проекта выводят нефть из Арктической зоны РФ в Европу и на СевероАмериканский рынок (мощностью — 80 млн т в год), минуя порты Прибалтики и Украины.

Возможная прокладка энергетического кабеля от Балтийской АЭС до Германии параллельно Северному потоку создаст мощный энергетический мост между Россией и Германией и заложит основу для всестороннего экономического партнерства, основанного на энергетическом союзе.

В заключение попытаемся оценить результаты реализации энергетической политики России в Балтийском регионе на верхнем, среднем, нижнем и низшем территориальном уровне, в контексте достижения главного приоритета внешнеэкономической политики — повышения роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Во-первых, за короткий период времени удалось расширить и диверсифицировать поставки углеводородного сырья в Европу, прежде всего на германский рынок, однако значительного количественного и долевого роста не произошло. Важно отметить, что созданы и начали эксплуатироваться альтернативный газовый коридор в страны Европы, в том числе Балтийский регион. Как указывает Ю. М. Зверев: «В своей энергетической политике в Балтийском регионе Россия стремится избавиться от ограничений, которые налагает на нее энергетическая транспортная инфраструктура, созданная в советский период» [17]. Во-вторых, продолжается строительство Балтийской АЭС, запуск которой

приведет к увеличению в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки. Однако самый сложный вопрос энергетической политики России в Европе, в особенности в Балтийском регионе, состоит в том, что экспансия российских энергетических компаний натолкнулась на Третий энергопакет ЕС, принятый в 2009 г. Основные положения пакета подразумевают разъединение вертикально интегрированных энергетических компаний и ограничение инвестиций из третьих стран. Цель документа — завершить построение единого электроэнергетического и газового рынка ЕС [см. подробнее 18]. В таком случае возникает существенная проблема в инвестировании сетей и проектов транспортировки и распределения энергии государств региона.

Балтийский регион представляет собой особое поле интересов разных геополитических и геоэкономических игроков. Геоэкономика базируется на теоретико-методологических разработках геополитики. Не случайно классики геоэкономики К. Савона и П. Жан определяют ее как «экономическую геополитику» [20]. Вместе с тем следует помнить, что экономические и политические цели государства часто не совпадают. Наиболее показательными примерами являются ближайшие соседи России — Эстония, Латвия и Польша, в которых экономические интересы зачастую приносятся в жертву политическим амбициям элит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Лачининский С. С. Опыт типологии геоэкономических рисков // География и природные ресурсы. 2013. № 2.

2. Lachininskii S. S. Current trends in geoeconomic studies in Russia // Regional Research of Russia. 2012. Vol. 2. Pleiades Publishing Ltd, pp. 80—86. URL: http://link. springer. com/article/10.1134/S2079970512010054 (дата обращения:

22.03.2013).

3. Жизнин С. З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика) // Балтийский регион. 2010. № 1 (3). С.18—21. doi: 10.5922/2074-9848-2010-1-2.

4. Eurostat. URL: http://epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/portal/statistics/ search_database (дата обращения: 20.03.2013).

5. Официальный сайт Госкомстата РФ / Внешняя торговля. URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 20.03.2013).

6. Россия и ЕС-27: основные статистические показатели // Eurostat. URL: http://epp. eurostat. ec. europa. eu/statistics_explained/index. php/Russia-EU_-_basic_statistical_indicators/ru (дата обращения: 20.03.2013).

7. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // Минэкономразвития, Москва, 2008. URL: http://www. economy. gov. ru /minec/activity/sections/foreigneconomicactivity (дата обращения: 15.03.2013).

8. Газопровод «Северный поток» заработал на полную мощность — открытие второй ветки приурочили к юбилею Путина // NEWSru. com. 2012. 8 окт. URL: http://www. newsru. ru/finance/08oct2012/nordstr2.html (дата обращения: 22.03.2013).

9. Природный газ: краткий обзор мировой отрасли и анализ сланцевого бума // Центр макроэкономических исследований Сбербанка РФ, май 2012. URL:http://www. sbrf. ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/pg1.pdf (дата обращения: 20.03.2013).

10. Козьменко С. Ю., Гайнутдинова Л. И. Новая экономическая география и обоснование рациональной газотранспортной инфраструктуры региона // Вестник МГТУ. 20i2. T. 15, № 1. URL: http://vestnik. mstu. edu. ru/v15_1_n47/ articles/190_194_kozmen. pdf (дата обращения: 22.03.20i3).

11. Падалко Л., ВолошенюкД. Европейский рынок природного газа и роль газотранспортной системы Беларуси в его обеспечении // Энергетика и ТЭК.

2009. 0i. 10.2009. URL: http://www. energetika. by/arch/~year_______m21=2009~

page____m21=1~news____m21=493 (дата обращения: 22.03.20i3).

12. Отчет по экологическому мониторингу морского участка российской

секции газопровода Nord Stream в соответствии с требованиями Минприроды России за 2012 год / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 20i2. URL: http://www. mnr. gov. ru/ upload/iblock/ c2e/Nord %20Stream____2012.pdf (дата обращения: 20.03.20i3 г).

13. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы: аналитический бюллетень. М., 2012. № 5. URL: http://vidi.rian. ru/ig/ratings/oil5.pdf (дата обращения: i5.03.20i3).

14. Распоряжение Правительства РФ № 1353-р от 25.09.2009 г. // Банк данных «Нормативные документы Правительства Российской Федерации». URL: http://government. consultant. ru/page. aspx? 1027223 (дата обращения:

20.03.20i3).

15. Проект Atomlnfo. Ru. URL: http://www. atominfo. ru/news3/c0008.htm (дата обращения: 20.03.20i3).

16. Экспресс-доклад «Анализ итогов деятельности электроэнергетики за

2011 год, прогноз на 2012 год». М., 20i2. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/ iblock/d6f/d6fb1b2ad5fa7 be6db402i5f7bc3e5b6.pdf (дата обращения: 20.03.20i3).

17. Зверев Ю. М. Проблемы конкуренции и кооперации в топливноэнергетическом комплексе Балтийского региона // Балтийский регион. 2010. №1(3). С. 37—48. doi: 10.5922/2074-9848-2010-1-5. URL: http://journals. kantiana. ru/upload/iblock/a73/mpnddwrcfshu. pdf (дата обращения: 10.03.2013).

18. Кретинин Г. В. Особенности энергетической стратегии ЕС в Балтий-

ском регионе // Балтийский регион. 20 i 1. № 4 (10). С. 8б—9б. doi: 10.5922/ 2074-9848-2011-4-9. URL: http://journals. kantiana.ru/upload/iblock/2f4/

nmwplqlofyfgbadt%20oe.%20xy._86—96.pdf (дата обращения: i0.03.20i3).

19. Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: http://www. gazprom. ru (дата обращения: i0.03.2013).

20. Жан К., Савона П. Геоэкономика: господство экономического пространства. М., 1997.

Об авторе

Лачининский Станислав Сергеевич, докторант кафедры экономической и социальной географии, кандидат географических наук, ассистент кафедры экономической и социальной географии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.

E-mail: lachininsky@gmail. com

#

RUSSIA’S ENERGY POLICY IN THE BALTIC REGION: A GEOECONOMIC APPROACH S. Lachininsky

Saint Petersburg State University 7—9, Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 199034, Russia

Received on March 25, 2013

This article analyses certain issues of implementation of Russia’s energy policy in the Baltic region from the perspective of the geoeconomic approach. The author sees the purpose of the study as explaining Russia’s energy policy in the region solely through the potential of importing states. It is emphasised that Russia’s energy policy is one of the most important activities of the state and its business structures striving to achieve goals of general economic (profit generation and gaining a good standing in the market) and geoeconomic nature. At the same time, the author stresses that the pursued policy follows the standard rules of market game between the producer and customer. Russian energy carriers are delivered to an energy deficient region, where the demand and need for them is stable. The study is based on the author’s geoeconomic methodology, which extensively uses geographical and general scientific methods. This work aims to develop a geoeconomic paradigm in the framework of social geography. It will be of interest when reconsidering the true motives behind Russia’s current energy policy.

Key words: Russia’s energy policy, Baltic region, hydrocarbon resources, geoeconomy, energy geoeconomy

References

1. Lachininsky, S. S. 2013, Opyt of typology of geoeconomic risks [Experience typology geo-economic risks], Geografija i prirodnye resursy [Geography and natural resources]. no. 2.

2. Lachininskii, S. S. 2012, Current trends in geoeconomic studies in Russia,

Regional Research of Russia, Vol 2, Pleiades Publishing Ltd, p. 80—86, available at: http://link. springer. com/article/10.1134/S2079970512010054 (accessed

22 March 2013).

3. Zhiznin, S. 2010, Russian energy diplomacy and international energy security

(geopolitics and economics), Balt. Reg., no. 1 (3), p. 7—17. doi: 10.5922/20798555-2010-1-2, available at: http://journals. kantiana. ru/upload/iblock/e68/

Zhiznin%20Stanislav%20_7-17.pdf (accessed 22 March 2013).

4. Eurostat, available at: http://epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/ portal/ statistics/ search_database (accessed 20 March 2013).

5. Vneshnjaja torgovlja [Foreign trade], Oficial'nyj sajt Goskomstata RF [Official site of Goskomstat of the Russian Federation], available at: http://www. gks. ru (accessed 20 March 2013).

6. Russia and EU-27: main statistics, Eurostat, available at: http://epp. eurostat.

ec. europa. eu/statistics_explained/index. php/Russia-EU___basic_ statistical_ indi-

cators/ru (accessed 20 March 2013).

7 Vneshnejekonomicheskaja strategija Rossijskoj Federacii do 2020 goda [The external economic strategy of the Russian Federation till 2020], 2008, Minjekonom-

razvitija [the Ministry of Economic Development], Moscow, available at: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity (accessed 15 March 2013).

8. Gazoprovod «Severnyj potok» zarabotal na polnuju moshhnost' — otkrytie vtoroj vetki priurochili k jubileju Putina [Pipeline «Nord Stream» is on full power

— opening a second branch was timed to the anniversary of Putin], 2012, NEWSru. com, 8 October, available at: http://www. newsru. ru/finance/ 08oct2012/ nordstr2.html (accessed 22 March 2013).

9. Prirodnyj gaz: kratkij obzor mirovoj otrasli i analiz slancevogo [Natural gas: short review of world branch and analysis of slate boom], 2012, Centr makrojeko-nomicheskih issledovanij Sberbanka RF [Center of macroeconomic researches of Sberbank of the Russian Federation], May, available at:http://www. sbrf. ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/pg1.pdf (accessed 20 March 2013).

10. Kozmenko, S.U, Gaynutdinova, L. I. 2012, Novaja jekonomicheskaja geografija i obosnovanie racional'noj gazotransportnoj infrastruktury regiona [New economic geography and justification of rational gas transmission infrastructure of the region], Vestnik MSTU, Vol. 15, no. 1, available at: http://vestnik. mstu. edu. ru/v15_1_n47/articles/190_194_kozmen. pdf (accessed 22 March 2013).

11. Padalko, L., Voloshenyuk D., 2009, Evropejskij rynok prirodnogo gaza i rol' gazotransportnoj sistemy Belarusi v ego obespechenii [the European market of natural gas and a role of the gas transmission system of Belarus in its providing], Ener-getika i TeK [Energy and Fuel and energy complex], 1 October, available at:

http://www. energetika. by/arch/~year_____m21=2009~ page _______ m21=1~news _______

m21=493 (accessed 22 March 2013).

12. Otchet po jekologicheskomu monitoringu morskogo uchastka rossijskoj sek-cii gazoprovoda Nord Stream v sootvetstvii s trebovanijami Minprirody Rossii za

2012 god [The report on environmental monitoring of a sea site of the Russian section of the Nord Stream gas pipeline according to requirements of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation for 2012], 2012, Ministerstvo Prirodnyh Resursov i jekologii Rossijskoj Federacii [The Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation], available at:

http://www. mnr. gov. ru/ upload/iblock/c2e/Nord%20Stream_______2012.pdf (accessed

20 March 2013).

13. Neftegazodobyvajushhaja i neftepererabatyvajushhaja promyshlennost': tendencii i prognozy: analiticheskij bjulleten' [Oil and gas extraction and oil-processing industry: Tendencies and forecasts: analytical newsletter], 2012, no. 5, Moscow, RIA Analitika, available at: http://vid1.rian. ru/ig/ratings/oil5.pdf (accessed 15 March 2013).

14. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1353-r ot 25.09.2009 g. [The order of the Government of the Russian Federation No. 1353-r of 25.09.2009], Bank dannyh «Normativnye dokumenty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» [Database «Regulations of the Russian Federation»], available at: http://government. consultant. ru/page. aspx?1027223 (accessed 20 March 2013).

15. Atomlnfo. Ru project, available at: http://www. atominfo. ru/ news3/ c0008.htm (accessed 20 March 2013).

16. Ekspress-doklad «Analiz itogov dejatel'nosti jelektrojenergetiki za 2011 god, prognoz na 2012 god» [The express report «The analysis of results of activity of power industry for 2011, the forecast for 2012»], 2012, Moscow, Ministerstvo jen-ergetiki Rossijskoj Federacii [Ministry of Energy of the Russian Federation], available at: http://minenergo. gov. ru/upload/iblock/d6f/d6fb1b2ad5fa7be6db 40215f 7bc3 e5b6.pdf (accessed 20 March 2013).

17. Zverev, Yu. M. 2010, Competition and cooperation problems in the energy

sector of the Baltic region, Balt. Reg., no. 1(3), p. 31—40. doi: 10.5922/2079-85552010-1-5, available at: http://journals. kantiana. ru/upload/iblock/fb2/

Zverev%20Yuri_31—40.pdf (accessed 10 March 2013).

18. Kretinin, G. V. 2011, The features of EU energy strategy in the Baltic region Balt. Reg., no. 4 (10), p. 70—78. doi: 10.5922/2079-8555-2011-4-9, available at: http ://j ournals. kantiana. ru/upload/iblock/7da/G.%20 V. %20Kretinin_70—78.pdf (accessed 10 March 2013).

19. Oficial'nyj sajt OAO «Gazprom» [Official site of Gazprom], available at: http://www. gazprom. ru (accessed 10 March 2013).

20. Jean, K., Savona, P. 1997, Geojekonomika: gospodstvo jekonomicheskogo prostranstva [Geoekonomika's shroud: domination of economic space], Moscow, Ad Marginem.

About the author

Dr Stanislav S. Lachininsky, Post-doctoral Student, Lecturer, Department of Economic and Social Geography, Saint Petersburg State University, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.