НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Я. В. Полякова
Учиться никогда не рано и никогда не поздно (It's never too soon or too late for learning) - гласит английская пословица, ставшая основой философии непрерывного образования в Великобритании. Целью непрерывного образования (adult / lifelong / continuing education), по мнению Департамента по образованию и науке, является обеспечение гражданам возможности обучения в любом возрасте и в различных контекстах: на работе, дома, на отдыхе, а не только через такие формальные каналы, как школа и система высшего образования.
Идея непрерывного образования в Великобритании появилась в первой половине XX в. В 1919 г. Р. Д. Уолтер, глава Комитета по образованию взрослых Министерства реконструкции, заявил в своем докладе, что образование взрослых не должно считаться роскошью, доступной лишь избранным, оно должно стать неотъемлемой часть гражданской позиции, стать универсальным и непрерывным. Среди членов комитета по образованию взрослых в тот период были такие выдающиеся британские общественные деятели, как Альфред Мэнсфилд, К. Х. Тоуни, Эдвард Линдеман. Одними из первых исследований в данной области считаются работы Бэзила Эксли (Basil A.Yeaxlee, Lifelong Education, 1929) и Э. Линдемана (Eduard Lindeman, The Meaning of Adult Education, 1926). Именно они наметили основу для современного понимания образования как неотъемлемой части повседневной жизни. В классической работе 1926 г. «Значение образования взрослых» Э. Линдемана, перекликающейся с работами его друга и коллеги Джона Дьюи, выдвигались следующие положения: (а) образование - это жизнь. Это не только подготовка к неизведанному будущему. Вся жизнь - это обучение, поэтому образование никогда не заканчивается; (б) образование взрослых не должно иметь профессиональный уклон. Если дать более точное определение, то образование взрослых начинается там, где заканчивается
профессиональное, а его цель - привнести в жизнь человека новый смысл; (в) следует начинать с ситуаций, а не с предметов. В традиционном образовании ученик должен приспосабливаться к установленной программе; в образовании взрослых программа строится на основе потребностей и интересов ученика; (г) необходимо изучать
321
жизненный опыт ученика: наиболее ценным ресурсом в образовании взрослых является их опыт; настоящее образование призвано соединить слово и дело, теорию и практику.
Хотя эти положения кажутся нам довольно идеалистическими, нельзя не отметить их тесную связь с современными тенденциями в неформальном образовании - образование не просто должно быть продолжено на протяжении всей жизни, оно должно стать частью жизни. Образование как часть жизни - главная тема, рассмотренная Б. Эксли в его фундаментальном исследовании образования взрослых в 1929 г., основанном на работах Линдемана и его собственном опыте в Британском институте образования взрослых. В книге «Образование на протяжении всей жизни» Эксли затрагивает многие вопросы, поднятые в Докладе 1919 г., расширяя и дополняя их. Приведем несколько положений:
1. «... По мере продвижения прогресса мы открываем потребность в образовании взрослых. С другой стороны, невозможно достичь полноты и совершенства системы начального и среднего образования, пока взрослые члены общества, продолжая собственное образование, не поймут, насколько ошибочно сокращать или небрежно относиться к школьному образованию. Но образование взрослых в правильной интерпретации так же неотделимо от нормальной человеческой жизни, как пища и физические упражнения. Жизнь, чтобы быть радостной, полной, творческой, требует постоянной рефлексии собственного опыта, чтобы поступки были продиктованы мудростью, а работа была формой самовыражения».
2. «. Особое внимание должно уделяться элементарному и неформальному типам образования взрослых. Малозначимые и хлопотные для эксперта, они привлекательны для простого человека: он может оценить их по достоинству, так как они понятны, доступны и отвечают его возможностям, не требуют громадных усилий, длительных путешествий и т. п. Это единственная возможность создать почву для повышения уровня образования».
«. Многое из образования взрослых не заметно на первый взгляд и распознается только при более внимательном изучении. Образование происходит в клубах, церквях, кинотеатрах, концертных залах, политических партиях, в домах тех людей, где есть книги, газеты, радио ...».
Б. Эксли выделил три главные черты образования на протяжении всей жизни. Во-первых, образование взрослых представляется как
322
надстройка, влияющая на всю существующую систему образования, включая школы и высшие учебные заведения. Во-вторых, оно выходит за пределы формального образования, охватывая различные организации, группы. В-третьих, образование взрослых основано на том, что люди являются или могут стать самоорганизующимися, осознав ценность продолжения самообразования.
Положения, выдвинутые в работах Линдемана и Эксли, оспаривались, подвергались критике, переосмысливались многократно. В самом ли деле образование - это жизнь, как был убежден Линдеман? Является ли образование на протяжении всей жизни просто распределением или растягиванием обучения на более длительный период, или подготовкой к обучению? До сегодняшнего дня существуют практические возражения непрерывному образованию. Как можно переворачивать с ног на голову приоритеты школьного образования, традиционного позиционирующегося в качестве «подготовки к жизни»? Каковы финансовые импликации и возможности образования на протяжении всей жизни?
В 1970-е гг. непрерывное образование стало одним из центральных направлений деятельности ЮНЕСКО. Среди публикаций одной из наиболее известных является работа Эдгара Фаура «Learning to Be» (Edgar Faure, 1972), в которой подчеркиваются две фундаментальные идеи: образование на протяжении всей жизни и обучающееся общество. Обучение больше не является единым целым, получаемым студентом перед вступлением во взрослую жизнь, с каким интеллектуальным багажом, и в каком возрасте он бы это ни делал. Современные британские ученые (Ulrich Beck, Anthony Giddens, Field) считают, что происходит определенный сдвиг в отношении рядовых граждан к непрерывному образованию. Экономические, социальные и культурные изменения привели к созданию «информационного общества», в котором сильны тенденции индивидуализации и требования постоянного обучения. В результате, по мнению Филда, система послешкольного образования охватывает не меньше взрослых, чем молодежи, являясь важной частью повседневной жизни. Типичными стали краткосрочные курсы, учебные туры, спортивные клубы и фитнесс-центры, многочисленные руководства для самостоятельного освоения разнообразных видов деятельности, в том числе и в электронном виде.
Новое образование взрослых становится частью гораздо более широкого процесса. Изменения в организации производства и управ-
323
ления (так называемый «Пост-Фордизм», включающий более мягкую организацию, многофункциональные и адаптивные трудовые ресурсы, гибкое производство), сфокусированные на рынке и потреблении, несомненно, также привлекают внимание к непрерывному образованию. Многочисленные правительственные отчеты и доклады (среди которых отметим The Learning Аде, Department for Education and Employment 1998) свидетельствуют о прогрессе в этом направлении. Увеличению интереса к индивидуализированному обучению также способствовало эффективное внедрение схемы образовательных ваучеров - индивидуальный образовательный счет (Individual Learning Account - ILA). Изначально правительство Великобритании открывает счет на 150 £ после регистрации взрослого студента и внесения им 25£. Счет может быть использован для оплаты любого курса обучения.
Непрерывное образование до сегодняшнего дня является темой многочисленных дискуссий в Великобритании. Дж. Филд (Field, 2000) называет три причины актуальности этого вопроса: важность сохранить привлекательность образования на протяжении всей жизни; появление новых подходов, концепций, путей реализации непрерывного обучения; образование на протяжении всей жизни становится механизмом ограничения и контроля. Возникает проблема доступа к знаниям, создающая предпосылки для неравенства. В основанной на знаниях экономики члены общества, имеющие низкую квалификацию и возможность постоянного обновления знаний, имеют меньше шансов на достойную работу. Индивидуализация также означает ослабление механизмов социальной поддержки.
Таким образом, идеи, выдвинутые британскими политиками и учеными еще в первой половине ХХ в., получили дальнейшее развитие и поддержку общества и государства. Дебаты вокруг этих вопросов подтверждают их важность.
Список литературы
1. Dave, R. (ed.) Foundations of Lifelong Education. - Oxford: Per-gamon, 1979.
2. Faure, E. and others. Learning to Be. - Paris: UNESCO, 1972. -312 p.
3. Field, J. Lifelong Learning and the New Educational Order, Stoke of Trent: Trentham Books, 2000. - 181 p.
324
4. Final Report of the Adult Education Committee, Ministry of Reconstruction (1919) - London: HMSO. 410 pages. Republished by University of Nottingham Department of Adult Education. Abridged version with an introduction by R.D.Waller published 1956.
5. Smith M. K. (1996, 2001) 'Lifelong learning', the encyclopedia of informal education, http://www.infed.org/lifelonglearning/b-life.htm.
6. The Learning Age: A renaissance for a new Britain/ Department for Education and Employment Report. - London: The Stationery Office, 1998.
7. Tight, M. Mythologies of Adult/Continuing/Lifelong Education Paper presented at SCUTREA, 29th Annual Conference, 5-7 July 1999, University of Warwick. URL:
http://www.leeds.ac.uk/educol/documents/000001021.htm
8. Wain, K. Philosophy of Lifelong Education. - London: Croom Helm, 1987.
9. Yeaxlee, B. A. Lifelong Education, London: Cassell, 1929. Republished 1988. - 166 p.
325