Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития майсумства в XVIII - начале XIX вв'

Некоторые вопросы развития майсумства в XVIII - начале XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедова Э. М.

В статье на основе разнообразных источников и изданной литературы впервые исследуется социально-экономическое развитие одного из крупных политических образований Дагестана майсумства Табасаранского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF MAYSUMSTVO IN XVIII - THE BEGINNINGS OF XIX CENTURIES

In the article on the basis of various sources and edited literature deals with the social economic development of one of the largest political formations of Daghestan Tabassaran maysumstvo.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития майсумства в XVIII - начале XIX вв»

Создание центрального органа управления полицией не могло не сказаться на организации и деятельности органов сельской полиции. Они по-прежнему существовали в виде нижних земских судов, члены которых утверждались губернатором. Для усиления контроля над деятельностью сельской полиции МВД вводит для земского исправника журнал, в котором он должен был фиксировать все происшествия и регулярно представлять их в губернское правление. Очень важным для повышения оперативности в деятельности земского исправника было предоставление ему права взаимодействия с полицейскими и «прочими не только равными себе, но и высшими учреждениями других уездов и губерний», минуя губернское правление20.

Начиная с середины 80-х гг. XVIII в. становление органов полиции Пензенской губернии происходит одновременно с образованием всех правительственных учреждений, определенных по «Учреждению для управления губерний». Формируются структура, штаты, методы и направления их деятельности. Процесс складывания полицейской системы на местах шел по пути децентрализации к муниципальному подчинению. Дальнейшее развитие центрального аппарата полиции, а именно создание в 1802 г. Министерства внутренних дел и в 1811 г. Министерства полиции, дало возможность восстановить центральное полицейское управление в Империи. Но организация полиции на местах в первой четверти XIX в. претерпела лишь частичные изменения, функции ее остались теми же, что и в XVIII в. Таким обра-

зом, к 20-м гг. XIX в. в Пензенской губернии сложилась система полицейских органов, которая с незначительными изменениями просуществовала до 1917 г

1 См.: ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. 20. № 14.392.

2 См.: Там же. № 15.061.

3 Хохряков В.Х. Открытие, упразднение и восстановление Пензенской губернии // Юбилейный сборник Пензенского губернского статистического комитета. Пенза, 1901. Вып. 5. С. 5.

4 ПСЗРИ. Т. 20. № 15.063.

5 Российское законодательство X - XX вв. М., 1987. Т. 5. С. 325 - 387.

6 ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 10 - 11; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 - 4.

7 См.: ПСЗРИ. Т. 21. № 15.171.

8 См.: ЦГАРМ. Ф.11. Оп. 1. Д. 2. Л. 5; Ф. 12. Оп. 1. Д. 16. Л. 12.

9 См.: ПСЗРИ. Т. 21. № 17.181.

10 См.: ЦГАРМ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.

11 ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. З - 4.

12 Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 6 - 8.

13 Петерсон Г.П. Саранские правительственные учреждения в начале XIX в. // Юбилейный сборник Пензенского губернского статистического комитета. Пенза, 1901. Вып. 5. С. 18 - 19.

14 ЦГАПО. Ф.5. Оп.1. Д.47. Л.4.

15 См.: Там же. Д.77. Л. 1 - 4, 6 - 11, 14 - 16, 20, 21, 26.

16 ПСЗРИ. Т. 26. № 20.004.

17 ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 15, 50.

18 См.: ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. 27. № 20.099.

19 ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 10.

20 Там же. Д. 524. Л. 10 - 24.

УДК 94/99

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЙСУМСТВА В XVIII - НАЧААЕ XIX вв.

Освещение вопросов социально-экономического и политического развития общества и роли народных масс в этом процессе является важной задачей исторической науки. При этом необходимо изучить экономическую и общественную историю отдельных регионов страны. Одним из таких регионов России является Дагестан, на протяжении многих веков занимавший важное геополитическое положение.

Дагестанскими учеными проделана большая работа по изучению исторического прошлого края, изданы монографии, статьи по различным проблемам1. Несмотря на это, в дагестанской исторической литературе все еще недостаточно уделяется внимание социально-экономическому развитию отдельных владений. В XVIII - начале XIX вв. в политическом отношении Дагестан был раздроблен на ряд феодальных владений: ханства Аварское, Казикумухское, Дербентское, шамхальство Тарковское, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское, владение кадия и десятки союзов сельских общин.

В настоящей статье мы специально останавливаемся на некоторых вопросах социально-экономического развития Табасаранского майсумства в XVIII - начале XIX вв. Одной из основных отраслей хозяйства жителей майсумства было земледелие. Ведущими зерновыми зонами были плоскостная и предгорная. Как свидетельствует И.-Г Гербер, «половина Таба-сарана, к Дербенту лежащая, имеет хорошие деревни, поля, луга, пашни и хлебородную землю, а живущие к горам имеют пашни скудные»2. Нехватка удобной пахотной земли заставляла создавать искусственные террасы, расширять их площади. Продолжалось усовершенствование сельскохозяйственного инвентаря. Все шире практиковалось проведение земледель-

Э.М. Магомедова,

ассистент кафедры истории Дагестана, Дагестанский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

ческих обрядов и обычаев. В некоторых аулах майсум-ства применялось искусственное орошение и с этой целью проводили оросительные каналы.

В XVIII - начале XIX вв. выращивание зерновых культур было главным в хозяйственной деятельности жителей майсумства, но не единственным видом занятий. Благоприятные почвенно-климатические условия Таба-сарана, особенно его южной части, способствовали разведению ценных технических культур - марены, хлопка, табака, конопли и т.д. Марена использовалась как красящее вещество.

Земледелие в аулах майсумства сочеталось с садоводством. В хозяйстве оно занимало важное место. Наиболее благоприятными условиями для разведения садов и виноградников обладали речные долины, равнинная часть. Путешественники отмечали, что здесь, рядом с бесплодными скалами, в ущельях и долинах разводили различные сорта яблонь, груш, винограда, сливы, вишни, персиков, абрикосов и т.д.

Одним из основных занятий жителей майсумства было животноводство. Природные условия - умеренный климат, богатая растительность, луга - благоприятно сказывались на развитии скотоводства. Издавна здесь сложились традиционные системы организации животноводческого хозяйства, а также связанные с ним обряды и обычаи. У жителей майсумства были развиты две основные формы скотоводства - отгонно-пастбищная и оседло-пастбищная. Отгонная система животноводства имела как положительные, так и отрицательные стороны. Перегон скота был сопряжен с немалыми трудностями. Зимовка проходила успешно лишь при благоприятных условиях погоды. Заготовка кормов обходилась дорого. Летом часть скота - молочный скот и необходимое количество быков для уборки урожая - оставалась дома. В аулах оседло-пастбищного скотоводства, где животные в течение почти целого года находились при селении, джамааты нанимали общественных пастухов для выпаса различных видов скота, разделенного на стада по половозрастному принципу. Плата пастухам распределялась между всеми хозяйствами джамаата в соответствии с количеством голов скота, принадлежавшего каждому двору.

Наряду с земледелием и скотоводством, значительную роль в майсумстве играли домашние промыслы, обеспечивавшие потребности населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, в сельскохозяйственном инвентаре. Развитию домашних промыслов во многом способствовали малоземелье, низкий уровень ведения животноводства, недостаток дохода, получаемого с земледелия и скотоводства. В рассматриваемый период в майсумстве было несколько различных видов домашней промышленности. Одно из ведущих мест занимала обработка шерсти, которая использовалась в основном в ковроткачестве (ворсовые ковры, известные на рынке под наименованием «дербентских» и «табасаранских»). Помимо ковров изготовляли переметные сумки, коврики для седла, сукно, которое использовали для пошива верхней одежды мужчин. Немалую роль в изготовлении одежды играло и шелководство3.

Шкуры крупного рогатого скота - волов, козлов, телят - просушивали несколько дней, а затем из обработанной кожи изготовляли обувь, сумки, ремни, из овчин - шапки, шубы.

Значительную роль в хозяйстве жителей майсумства в исследуемый период играли деревообрабатывающие промыслы: изготовление домашней утвари (ложек, подносов, посуды, корыт, стульев, люлек), станков для изготовления сукна, тканей, паласов, ковров, земледельческих орудий (плугов, ароб, молотильных досок, граблей, вил, лопат), строительного материала (балок досок, окон, дверей, шкафов, ларей)4. Инструментами для изготовления деревянных орудий и резьбы служили разнообразные по размеру топоры, ножи, молотки, секачи и др. В аулах майсумства была широко распространена обработка камня5. Об этом свидетельствует значительное число намогильных стелл, датируемых XVIII - первой половиной XIX вв.6, а также мечети, жилые дома, относящиеся к этому времени.

В некоторых аулах отдельные мастера занимались кузнечным и оружейным делом. Они изготовляли сельскохозяйственные орудия (сохи, мотыги, серпы, косы), предметы домашнего обихода (ножи, щипцы для очага), в небольшом количестве оружие (кинжалы, пистолеты, ружья).

Несмотря на то что жители майсумства занимались земледелием, скотоводством и домашними промыслами, многие аулы могли обеспечить себя зерном лишь на несколько месяцев, жители почти всех аулов нуждались в изделиях, продуктах, предметах первой необходимости. Эти обстоятельства и наличие свободных, не занятых в хозяйстве рабочих рук привели к раннему появлению института отходничества. Формы отходничества были самые разнообразные. В массовом количестве уходили жители майсумства ранней весной на рыбные промыслы, а также на маренные плантации в плоскостные аулы Табасарана и Дербента. Отходничеством табасараны занимались в Дербентском, Кубинском ханствах7.

Майсумство Табасаранское отличалось пестротой и в области социальных отношений. Верховным правителем майсумства был майсум. В зависимости от майсу-мов находились десятки деревень, в которых проживало несколько тысяч жителей. Во владении майсума, по данным XVIII в., находилось 70 селений с количеством только мужского населения в 21 тыс. чел.8. Майсум, наряду с остальными дагестанскими владетелями (шам-халом, уцмием и др.), был крупным земельным собственником. Он владел зимними и летними пастбищами. Ему принадлежали многочисленные стада крупного и мелкого скота. Кроме того, майсум получал большие доходы от зависимого населения. Доходы эти складывались из податей, повинностей от раят, различных штрафов, средств, полученных в результате ссор, убийств, краж и т.д. Касаясь доходов табасаранских правителей майсума и кадия, И.-Г. Гербер писал: «Податей никаких государю не платят, а повинны оные по требованию воинскую службу отправлять. А доходы, которые майсум и кады получают, состоят в хлебе и другой пище, кроме штрафных денег что случается от ссор; к тому же дается майсуму от государя 200 руб. на год»9. Важной статьей доходов майсумов являлось взимание торговой пошлины с провозимых через майсумство товаров. Майсум получал довольно большие доходы от пастбищ, которые арендовали у него подвластные жители, население союзов сельских общин10.

Майсум осуществлял суд, наказывал неповинующихся, разрешал споры отдельных джамаатов и лиц, регу-

лировал отношения с кадием, с союзами сельских общин, с дагестанскими владетелями. В период иноземной опасности он собирал войска и руководил военными действиями. «Майсумы были представителями управляемых народов по внешним сношениям, водили на войну обязанных являться по их зову беков, с нукерами и подвластными им раятами и уздений»11.

Наряду с майсумом, к господствующему сословию относились беки, которые являлись вассалами майсу-ма и по обычаю должны были подчиняться ему. Беки также являлись земельными собственниками, владевшими зимними, летними пастбищами, пахотными и сенокосными земельными и другими угодьями, «перешедшими к ним по наследству от своих предков»12.

В зависимости от майсума находились некоторые союзы сельских общин. Непосредственно аулом управляли кевхи (старшины), чавуши (помощники). Эти лица назначались майсумом, беками или из своих родов, или же из зажиточных тухумов. В обязанности кевхов и чаву-шов входил сбор сельского населения для работы на майсумов и беков. Должности кевхи и чавуша почти во всех аулах были наследственными. Кевху освобождали от повинностей, которые обязаны были нести все рая-ты13. В некоторых аулах кевхи имели помощников из представителей тухумов, число которых зависело от количества тухумов в ауле. Таких помощников, например, в с. Тинит было 7 человек, в с. Бурганкент - 5, в с. Сыртыч - 5, с. Хурцик - 3 и т.д. Число чавушов также зависело от величины аула и колебалось от 1 до 3-х. При этом следует особо отметить, что власть кевхов, чавушей представителей тухумов и других лиц в аулах, входивших в майсумство, была ограничена, и здесь почти все зависело от бека, майсума.

Основную массу населения в майсумстве составляли уздени. Авторы сочинений XIX в. на узденей смотрели как на однородную массу свободных людей. «Уздени в Таба-саране, как и везде, были свободные люди, ни от кого не зависимые, никому не отбывавшие прямых податей. Свободно располагали своей движимой собственностью и собой»14. На самом деле узденство было неоднородным. Уздени находились в прямой или косвенной зависимости от представителей аульской верхушки - от табасаранских майсумов. Правда, и степень зависимости была различной. Жители одних обществ платили им подати и повинности, у других зависимость заключалась в поставке воинов со своим продовольствием. Третьи никаких обязательств по отношению к майсуму не имели, но «пользовались его горными пастбищами и покровительством». Даже внутри одного общества наблюдалось деление узденей на две - три группы по степени зависимости от хана или бека15. Они по первому призыву майсума вооружались и принимали участие в военных походах. «Уздени признавали владетелей страны (майсума, беков - Э.М.) за вождей во время войны и представителей по внешним сношениям»16. Представителям аульской верхушки и уздени платили различные подати в виде подарков. Уздени одаривали майсума, беков продуктами земледелия или ремесла, а иногда деньгами17. Майсум, беки не мирились с «свободным положением» узденей и всячески старались подчинить их себе. Ряд узденских обществ или же отдельные лица из узденей, притесненные сильными соседними обществами, сами принимали покровительство беков, майсумов.

Многочисленную группу зависимого населения составляли раяты. Раяты фактически были прикреплены к земле и «лишены права перехода из одного селения в другое без согласия бека и обязаны при подобном переселении оставить в пользу последнего все свое недвижимое имущество»18. «Если кто-либо уходил тайно, то брал с собой только то, что успел»19. Эти факты позволяют заключить, что хотя формально-юридического акта прикрепления раят к земле не было, однако беки прибегали к мерам экономического порядка, которые были узаконены адатом и делали невозможным выселение или уход раята. Положение раят было невыносимо тяжелым. Ряды раят пополнялись за счет закабалившихся общинников-узденей. Число раят увеличивалось также за счет рабов, которых землевладельцы (беки, май-сумы) сажали на землю и превращали в крепостных крестьян. Правовое положение раят не улучшилось и после присоединения Дагестана к России.

Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать следующее заключение. Основными отраслями хозяйства жителей майсумства Табасаранского в XVIII - начале XIX вв. были земледелие, скотоводство. Значительную роль в экономической жизни жителей владения играли домашние промыслы, обеспечивавшие нужды населения в предметах первой необходимости. Естественно-географические условия, междоусобная борьба феодальных правителей, постоянная угроза извне наложили определенный отпечаток на характер развития земледелия, скотоводства, промыслов.

Основными сословиями были господствующее -майсум, беки - и зависимое - раяты, уздени.

В рассматриваемое время здесь были представлены майсумство, бекство и союзы сельских общин.

Поэтому, говоря о развитии феодальных отношений, следует отметить, что процесс этот был далеко не одинаковым в различных аулах майсумства.

1 См.: Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX вв. Махачкала, 1956; Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961; Ха-шаевХ.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIXb. М., 1961; История Дагестана. М., 1967. Т. I.; Османов Г.Г. Социальный строй Дагестана в конце XVIII - начале XIX в. // УЗ ИИЯЛ. Т.VII. 1958; РамазановХ.Х., ШихсаидовA.P. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964; ГасановМ.Р. Из истории Табасарана XVIII - начала XIX вв. Махачкала. 1978; Он же. Очерки истории Табасарана. Махачкала, 1994.

2 История, география и этнография Дагестана XVIII -XIX вв. Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена и Х.-М.О. Хашаева. М., 1958. С. 104.

3 См.: Колоколов П.Ф. Описание Табасарана 1831 г. // ИГЭД. С. 314.

4 См.: Любимова Г.Н., Ханмагомедов С.О. Народная архитектура южного Дагестана. Табасаранская архитектура. М., 1956.

5 См.: Там же. С. 44.

6 См.: Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII - XX вв. М., 1968.

7 См.: Рамазанов Х.Х., Шихсаидов A.P. Очерки истории южного Дагестана. С. 144.

8 ИГЭД. С.153.

9 ИГЭД. С.104.

10 ЦГА ДАССР. Ф. 150. Оп. 1. Д. 4 «б». Л. 89; Памятники 15 См.: Османов Г.Г. Указ. соч. С. 161 - 162. обычного права... С. 44. 16 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

11 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 2. 17 Там же. Л. 1 - 2. Д. 4 «б». Л. 89.

12 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 8, 9. 18 ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 21. Л. 2; Ф. 126. Оп. 2. Д. 72. Л. 2.

13 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 27. 19 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 4 «б». Л. 3.

14 ЦГА РД. Ф.150. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

УДК 94(470)

ПОДГОТОВКА КОММЕРСАНТА В КАЗАНСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОАЕ

В НАЧААЕ XX в.

Т.А. Магсумов,

ассистент кафедры дошкольной и социальной педагогики, Набе-режночелнинский государственный педагогический институт

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

В условиях быстрых темпов экономического развития России в конце XIX - начале XX вв. без правильно организованной торговли невозможно было широкое развитие промышленности. Кроме того, возраставшая с каждым годом конкуренция в торговле со стороны Европы приводила к пониманию того, что прежние способы подготовки работников торговли не могли считаться удовлетворительными. Долгое время подготовка торговых работников среднего звена велась в большинстве случаев за прилавком - школа «лавочных мальчиков».

В утвержденном в 1896 г. «Положении о коммерческих учебных заведениях» была отражена необходимость создания системы коммерческого образования. С этого времени начался поразительно быстрый рост учебных заведений подобного типа. Если в 1901 г. в ведении Министерства финансов находилось 36 торговых школ, то через 10 лет их число возросло в 3 раза, достигнув 1001.

Казанская торговая школа, преобразованная из городского четырехклассного училища, была учреждена Казанским Обществом распространения образования. Впервые мысль о преобразовании была подана на Общем Собрании этого Общества В.А. Карякиным в 1906 г. Городское училище никак не могло выйти из того бесправного положения, в котором оно находилось, оставаясь в ведении Министерства народного просвещения (МНП). Крайне тяжело отзывались на жизни училища отказы в предоставлении ему прав городских училищ, волокита при утверждении преподавателей в должности министерством, множество разнообразных приказов, сводящих на нет роль Совета Общества в управлении школой и т.д. Идея В.А. Карякина была принята с воодушевлением. Был выработан проект устава торговой школы, утвержденный министром торговли и промышленности 25 сентября 1909 г. Школа была открыта 25 августа 1910 г.2.

Основной целью Казанской торговой школы (КТШ) стала подготовка умелых, честных, исполнительных работников в сфере торгово-промышленной деятельности, способных проявить инициативу и самостоятельность. Курс обучения составлял 4 года. Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Сюда принимались дети обоего пола, всех сословий и вероисповеданий в возрасте от 11 до 14 лет, представившие свидетельства об окончании курса не ниже двухклассного сельского училища МНП или выдержавшие соответствующие испытания. Однако на практике из-за трудностей в сфере общего образования при школе был открыт одногодичный приготовительный класс. Школа была учреждена для приходящих учеников. Важно отметить, что никто из лиц, служащих в школе, не имел права подготавливать поступающих в школу, а также давать ученикам школы частные уроки или держать их у себя пансионерами, что защищало равноправие абитуриентов и учащихся в образовательном процессе.

Торговая школа не была привилегированным учебным заведением ни по правам, которые предоставлялись выпускникам, ни по социальному составу воспитанников. Большинство учащихся КТШ были выходцами из крестьян и средних городских сословий. Окончившие курс школы имели право на производство в первый классный чин без испытания. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.