Научная статья на тему 'Некоторые вопросы противодействия преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица'

Некоторые вопросы противодействия преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы противодействия преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица»

деятельности.

Поиск новых путей интенсификации и повышения качества обучения межкультурной коммуникации в парадигме обучения иностранному языку доказывает, что основным средством для стимулирования и выработки межкультурных умений и навыков является, например, дискуссия, в основе которой

лежит диалоговое общение участников, способствующее накоплению практического лингвистического и культурологического опыта общения.

В заключение важно подчеркнуть: главное

- не оценить поведение как «правильное» или «неправильное», а найти разные модели поведения для одной и той же ситуации.

Литература:

1.

2.

КуликоваЛ.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме: монография. - Красноярск, 2006.

Knapp, Karlfried: Interpersonal und interkulturelle Kommunikation. In: Bergemann, Niels / Andreas L.J. Sourriseaux (Hg.): Interkulturelles Management. Heidelberg: Physica 1992. - P. 59-79.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Последние годы в отечественной экономике наблюдается устойчивый рост ликвидаций предприятий.1 Теоретически доказано и практически подтверждено, что одна из трех вновь создаваемых фирм прекращает свое существование в течение первых двух лет, а 53% существующих закрываются, не проработав и пяти лет [1]. Вектор роста ликвидаций объясняется не только рыночными механизмами и последствиями финансового кризиса, но и расточительным и неэффективным управлением, недобросовестным, а порой и преступным отношением к своим обязанностям и обязательствам собственников, менеджеров и служащих компаний, антикризисных и арбитражных управляющих и иных лиц.

Деяния, совершаемые при ликвидации юридического лица, могут входить в видовые составы экономической, налоговой, коррупционной и общеуголовной корыстной преступности.

1 По данным МНС РФ, в истекшем году, по состоянию на 1.01.2011 года, в связи с ликвидацией, прекратили свою деятельность 491314 предприятий (в 2009 - 435685, 2008 - 420000, 2007 - 339900). Статистические данные ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. URL: МЯр// nalog.ru/

А.В. ЧИНЕНОВ,

адъюнкт

(Академия экономической безопасности МВД России)

В зависимости от времени совершения рассматриваемых преступлений, мы склонны разделить их на три группы:

1) совершаемые с целью подготовки к предстоящей ликвидации (как повод для ее осуществления, либо для облегчения ее проведения);

2) совершаемые непосредственно в процессе ликвидации;

3) совершаемые для сокрытия последствий незаконной ликвидации юридического лица.

Наиболее криминальной является стадия непосредственной ликвидации юридического лица, основными преступлениями применительно к которой будут являться деяния, квалифицируемые по ст. 195, 196, 197, 199, 199.1, 199.2, 145.1 УК РФ.

Рассматривая выбранную нами группу преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, нельзя не обратиться к данным официальной доступной статистики.

Значение количественных и качественных данных при изучении преступности, ее причин и условий еще в 1802 году была отмечена А.Н. Радищевым. Известный русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов в своей работе «О

законопослушании» указал на несомненную важность выводов таких исследований при разработке мер противодействия преступлениям [2].

Точность статистики, в том числе и по рассматриваемым нами преступлениям, вызывает дискуссионность. Объясняется это в первую очередь тем, что эти преступления характеризуются высокой латентностью, в связи с чем можно говорить только лишь об отдельных их видах. Резонно вспомнить на этот счет мнение Президента страны Д.А. Медведева, который в своем выступлении на Коллегии Генеральной прокуратуры России указал на недостаточную объективность имеющихся статистических сведений

о состоянии преступности, представляемых ГИАЦ МВД России [3].

Определенная и, надо полагать, немалая часть фактически совершенных преступлений правоохранительными органами не устанавливается. Отдельные зарегистрированные факты, в связи со сложностью доказывания, отсутствием необходимых знаний и профессиональной подготовки сотрудников подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями теряются в

отказных материалах, прекращенных уголовных делах.

По данным ГИАЦ МВД РФ в 2008 году, правоохранительными органами было выявлено 624 криминальных банкротства, в 2009 году - 548. Данные 2010 года указывают на 491314 ликвидаций, из которых, вследствие совершения преступлений, квалифицированных по ст.195-197 УК РФ, - 621 преступление.1 Незначительное количество выявленных преступлений на общем фоне значительного количества ликвидируемых предприятий подтверждает их высокую латентность.

Данные проводимого исследования свидетельствуют об актуальности проблематики противодействия преступлениям, соверша-

1 Диаграммы составлены с использованием данных, полученных из следующих источников: Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник. - Росстат, 2009. - 510 с.; Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник.

- Росстат, 2010. - 558 с.; данные Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: М1р// arbitr.ru/; данные Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. URL: http//nalog.ru; Отчетные данные ГИАЦ МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http//crimpravo.ru/page/mvdstatistic/

емым при ликвидации юридического лица. безопасность и достижение стратегических

Реализация антикриминогенных мер, несом- целей реформационных процессов совре-ненно, позволит обеспечить экономическую менной России.

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007.

2. РадищевА.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - М., 1952.

3. Выступление Президента России Д.А.Медведева на Коллегии генеральной прокуратуры России 4 марта 2010. [Электронный ресурс]. URL: М1р// kremlin.ru/

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКАРТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е.А. АРТЕМЬЕВА,

Одной из основных функций ФАС России наряду с правоприменительной практикой (выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства) является предупреждение нарушений в данной сфере общественных отношений. При этом если для защиты конкуренции важное значение имеет деятельность антимонопольных органов по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, то для создания благоприятных условий для развития конкуренции в целом большое значение приобретает деятельность по их предупреждению. Функции пресечения и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства осуществляются ФАС России и ее территориальными органами параллельно, но с разными целями и задачами, и, соответственно, с помощью различных административно-правовых средств.

Деятельность по противодействию картелям (иным формам антиконкурентных сговоров) - одна из основных текущих задач, которую Федеральная антимонопольная служба решала в 2009 и 2010 гг.1

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность [10].

1 Данный вывод можно сделать на основании анализа положений Докладов ФАС России и состоянии конкуренции в РФ.

аспирант

(Российский университет дружбы народов)

В свою очередь раскрытие картелей является «самой трудной задачей антимонопольной политики», ввиду того, что создаются они тайно, и выявить их, как показала российская и зарубежная практика противодействия данному виду правонарушений, можно исключительно в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

По данным ФАС, в 2008 году было выявлено 226 запрещенных картельных соглашений и согласованных действий, в 2009 году - уже более 480, а за первое полугодие 2010 - 178 [11]. Количество возбуждённых ФАС России дел о нарушении ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции» [3] в первом полугодии 2010 года (по сравнению с первым полугодием 2009 года) увеличилось в 1,55 раза [3].

Административно-правовые средства, используемые ФАС России при осуществлении данного направления деятельности были откорректированы и расширены. «Вторым антимонопольным пакетом»2 были внесены

2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон, 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ // Российская газета, № 133, 22.07.2009; О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 164-Фз // Российская газета, №134, 23.07.2009; О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» : Федеральный закон, 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ // Российская газета, № 134, 23.07.2009; О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.