деятельности.
Поиск новых путей интенсификации и повышения качества обучения межкультурной коммуникации в парадигме обучения иностранному языку доказывает, что основным средством для стимулирования и выработки межкультурных умений и навыков является, например, дискуссия, в основе которой
лежит диалоговое общение участников, способствующее накоплению практического лингвистического и культурологического опыта общения.
В заключение важно подчеркнуть: главное
- не оценить поведение как «правильное» или «неправильное», а найти разные модели поведения для одной и той же ситуации.
Литература:
1.
2.
КуликоваЛ.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме: монография. - Красноярск, 2006.
Knapp, Karlfried: Interpersonal und interkulturelle Kommunikation. In: Bergemann, Niels / Andreas L.J. Sourriseaux (Hg.): Interkulturelles Management. Heidelberg: Physica 1992. - P. 59-79.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Последние годы в отечественной экономике наблюдается устойчивый рост ликвидаций предприятий.1 Теоретически доказано и практически подтверждено, что одна из трех вновь создаваемых фирм прекращает свое существование в течение первых двух лет, а 53% существующих закрываются, не проработав и пяти лет [1]. Вектор роста ликвидаций объясняется не только рыночными механизмами и последствиями финансового кризиса, но и расточительным и неэффективным управлением, недобросовестным, а порой и преступным отношением к своим обязанностям и обязательствам собственников, менеджеров и служащих компаний, антикризисных и арбитражных управляющих и иных лиц.
Деяния, совершаемые при ликвидации юридического лица, могут входить в видовые составы экономической, налоговой, коррупционной и общеуголовной корыстной преступности.
1 По данным МНС РФ, в истекшем году, по состоянию на 1.01.2011 года, в связи с ликвидацией, прекратили свою деятельность 491314 предприятий (в 2009 - 435685, 2008 - 420000, 2007 - 339900). Статистические данные ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. URL: МЯр// nalog.ru/
А.В. ЧИНЕНОВ,
адъюнкт
(Академия экономической безопасности МВД России)
В зависимости от времени совершения рассматриваемых преступлений, мы склонны разделить их на три группы:
1) совершаемые с целью подготовки к предстоящей ликвидации (как повод для ее осуществления, либо для облегчения ее проведения);
2) совершаемые непосредственно в процессе ликвидации;
3) совершаемые для сокрытия последствий незаконной ликвидации юридического лица.
Наиболее криминальной является стадия непосредственной ликвидации юридического лица, основными преступлениями применительно к которой будут являться деяния, квалифицируемые по ст. 195, 196, 197, 199, 199.1, 199.2, 145.1 УК РФ.
Рассматривая выбранную нами группу преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, нельзя не обратиться к данным официальной доступной статистики.
Значение количественных и качественных данных при изучении преступности, ее причин и условий еще в 1802 году была отмечена А.Н. Радищевым. Известный русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов в своей работе «О
законопослушании» указал на несомненную важность выводов таких исследований при разработке мер противодействия преступлениям [2].
Точность статистики, в том числе и по рассматриваемым нами преступлениям, вызывает дискуссионность. Объясняется это в первую очередь тем, что эти преступления характеризуются высокой латентностью, в связи с чем можно говорить только лишь об отдельных их видах. Резонно вспомнить на этот счет мнение Президента страны Д.А. Медведева, который в своем выступлении на Коллегии Генеральной прокуратуры России указал на недостаточную объективность имеющихся статистических сведений
о состоянии преступности, представляемых ГИАЦ МВД России [3].
Определенная и, надо полагать, немалая часть фактически совершенных преступлений правоохранительными органами не устанавливается. Отдельные зарегистрированные факты, в связи со сложностью доказывания, отсутствием необходимых знаний и профессиональной подготовки сотрудников подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями теряются в
отказных материалах, прекращенных уголовных делах.
По данным ГИАЦ МВД РФ в 2008 году, правоохранительными органами было выявлено 624 криминальных банкротства, в 2009 году - 548. Данные 2010 года указывают на 491314 ликвидаций, из которых, вследствие совершения преступлений, квалифицированных по ст.195-197 УК РФ, - 621 преступление.1 Незначительное количество выявленных преступлений на общем фоне значительного количества ликвидируемых предприятий подтверждает их высокую латентность.
Данные проводимого исследования свидетельствуют об актуальности проблематики противодействия преступлениям, соверша-
1 Диаграммы составлены с использованием данных, полученных из следующих источников: Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник. - Росстат, 2009. - 510 с.; Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник.
- Росстат, 2010. - 558 с.; данные Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: М1р// arbitr.ru/; данные Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. URL: http//nalog.ru; Отчетные данные ГИАЦ МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http//crimpravo.ru/page/mvdstatistic/
емым при ликвидации юридического лица. безопасность и достижение стратегических
Реализация антикриминогенных мер, несом- целей реформационных процессов совре-ненно, позволит обеспечить экономическую менной России.
Литература
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007.
2. РадищевА.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - М., 1952.
3. Выступление Президента России Д.А.Медведева на Коллегии генеральной прокуратуры России 4 марта 2010. [Электронный ресурс]. URL: М1р// kremlin.ru/
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКАРТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Е.А. АРТЕМЬЕВА,
Одной из основных функций ФАС России наряду с правоприменительной практикой (выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства) является предупреждение нарушений в данной сфере общественных отношений. При этом если для защиты конкуренции важное значение имеет деятельность антимонопольных органов по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, то для создания благоприятных условий для развития конкуренции в целом большое значение приобретает деятельность по их предупреждению. Функции пресечения и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства осуществляются ФАС России и ее территориальными органами параллельно, но с разными целями и задачами, и, соответственно, с помощью различных административно-правовых средств.
Деятельность по противодействию картелям (иным формам антиконкурентных сговоров) - одна из основных текущих задач, которую Федеральная антимонопольная служба решала в 2009 и 2010 гг.1
На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность [10].
1 Данный вывод можно сделать на основании анализа положений Докладов ФАС России и состоянии конкуренции в РФ.
аспирант
(Российский университет дружбы народов)
В свою очередь раскрытие картелей является «самой трудной задачей антимонопольной политики», ввиду того, что создаются они тайно, и выявить их, как показала российская и зарубежная практика противодействия данному виду правонарушений, можно исключительно в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
По данным ФАС, в 2008 году было выявлено 226 запрещенных картельных соглашений и согласованных действий, в 2009 году - уже более 480, а за первое полугодие 2010 - 178 [11]. Количество возбуждённых ФАС России дел о нарушении ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции» [3] в первом полугодии 2010 года (по сравнению с первым полугодием 2009 года) увеличилось в 1,55 раза [3].
Административно-правовые средства, используемые ФАС России при осуществлении данного направления деятельности были откорректированы и расширены. «Вторым антимонопольным пакетом»2 были внесены
2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон, 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ // Российская газета, № 133, 22.07.2009; О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 164-Фз // Российская газета, №134, 23.07.2009; О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» : Федеральный закон, 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ // Российская газета, № 134, 23.07.2009; О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ // Там же.