Научная статья на тему 'Некоторые вопросы профориентации школьников'

Некоторые вопросы профориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы профориентации школьников»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

И. В. Тесленко

В основу доклада положено исследование, проведенное в октябреноябре 2012 г., среди выпускников 9-х и 11-х классов образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области. Объектами исследования так же стали учителя, администрация образовательных учреждений, родители и эксперты. В качестве методов сбора информации были использованы: массовый опрос (анкетирование); глубинное интервью с ключевыми информантами (директора школ и завучи по учебной и воспитательной работе, учителя); полуформализованное и глубинное интервью с родителями выпускников; фокус-группы; экспертный опрос представителей районных отделов образования, Ресурсных центров и Центров занятости населения. В структуре выборки небольшое преобладание девятиклассников (58 % и 42 %), в зависимости от пола преобладают девушки (53 %), в зависимости от места жительства - отдаленные микрорайоны Екатеринбурга и города Свердловской области. Объем выборки составил 1500 учеников. Опрос преследовал несколько задач. В рамках данного доклада мы остановимся только на вопросе профессионального выбора выпускников школ.

Более 55 % опрошенных выпускников 9-х классов планируют продолжить обучение в школе, причем чуть больше половины из них предполагают учиться в профильных классах; около 27 % респондентов планируют продолжить учебу в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО), менее 1 % демонстрируют желание пойти работать и 11 % не определились в своем выборе. Анализ полученных результатов в зависимости от типа образовательного учреждения позволяет конкретизировать эту информацию. Так, ученики лицеев и гимназий, школ, которые демонстрируют высоки баллы при сдаче ЕГЭ, ориентированы на продолжение учебы в профильном классе, тогда как ученики школ, расположенных в удаленных районах и на отдаленных территориях ориентируются на поступление в учреждения СПО. Профессиональное будущее более 35% выпускников школ области связывают со СПО. Обучение экстерном и в вечерней школе практически никто из респондентов не рассматривает.

Выбор жизненного пути выпускниками одиннадцатых классов в целом аналогичен с выбором девятиклассников. Однако, если всех респондентов, которые готовы поступить в учреждения СПО при условии не поступления в вуз, присоединить к тем, кто готов учиться в СПО, то получиться уже 47 % против 39 % выпускников, поступающих в вуз. Абсолютное меньшинство выпускников екатеринбургских школ останавливают свой выбор на СПО (в основном это учащиеся образовательных учреждений отдаленных микрорайонов города и отдаленных территорий области. И с точностью до наоборот: абсолютное большинство выпускников школ области ориентированы на СПО. Что, скорее всего, говорит об отсутствии равных возможностей для жителей различных районов не только Свердловской области, но и России в целом. К сожалению, по сравнению с учениками 9-х классов, почти в два раза увели-

58

чилось количество респондентов, не определившихся со своим профессиональным выбором. На определенные размышления подталкивают ответы выпускников на вопрос о наиболее значимых для выбора учебного заведения моментах. Так, на престижность учебного заведения указывают более половины респондентов - 55 % и только для 2 % респондентов значимым является наличие в учебном заведении выбранной специальности.

Абсолютное большинство респондентов указывают на то, что существующая система профориентационной работы несовершенна и требует пересмотра подходов к ее организации и ведению. 92 % респондентов высказали желание изменить действующую систему профориентации. Наибольший интерес учащиеся проявили к предложению об увеличении сведений о мире труда и профессий, что указывает на явный недостаток имеющихся сведений у подростков. Желание посетить предприятия и пройти профессиональные практики показывает о необходимости получить предпрофессиональную подготовку, находясь еще на школьной скамье. В целом, выпускники демонстрируют плохую ориентацию в мире профессий и говорят о недостатке профконсультаций и профтестирования.

Дополняет картину о современном состоянии профориентационной работы анализ ответов на вопрос о необходимой помощи для принятия решения о выборе профессии. Каждый второй респондент (54 %) заявляет о том, что он сделает выбор сам, 32 % прислушиваются к мнению родителей. А вот на помощь учителей и профориентатора рассчитывают только 11 % опрошенных. Эти цифры еще раз подтверждают необходимость пересмотра подходов к организации и ведению профориентационной работы с учениками школ, выявляют, пожалуй, важнейшее направление для профориентационной деятельности - работу с родителями учеников. Не секрет, что подавляющее большинство родителей видит своего ребенка студентом вуза, причем неважно какого. А вот сможет ли ребенок учиться, достаточно ли у него знаний, умений и способностей для получения высшего профессионального образования, востребована ли полученная специальность на рынке труда - эти вопросы остаются за гранью внимания. Организация просветительской работы с родителями убеждает нас в необходимости и важности профессиональной ориентации.

С помощью ответов на вопрос о том, какая специальность больше всего интересует выпускников школ, был составлен рейтинг специальностей. На первом месте с большим отрывом оказалось «Банковское дело». Существенный интерес выпускники школ проявляют к туризму, экономике и бухгалтерскому учету, дизайну, информационным технологиям, коммерции и гостиничному делу. Анализ профессиональных планов выпускников школ позволяет говорить об ориентации на работу по специальности - такую позицию отстаивает каждый второй опрошенный, а каждый пятый выпускник школы задумывается об организации собственного бизнеса. К сожалению, для каждого десятого респондента будущее туманно или вообще отсутствуют планы на будущее. На первый взгляд, выбор сферы деятельности и стремление после получения профессионального образования продолжить работать по специальности является положительной тенденцией. Однако с другой стороны, учитывая неравномерность развития рынка труда, острая нехватку рабочих и

59

инженерных кадров, которая наблюдается сегодня в России, делает выпускников школ в определенном смысле «заложниками» ситуации. В качестве оптимального варианта выхода на рынок труда выпускники школ считают закрепление в той организации, где они будут проходить практику или будут работать во время учебы. Каждый четвертый ответ демонстрирует сомнения, неуверенность в собственных силах, и вынуждает ориентироваться на распределение, которое сегодня чаще является исключением, чем широко применяемой практикой. Однако это подтверждает необходимость социального сотрудничества между бизнесом и образованием.

Стремительно развивающееся общество потребления, рыночная экономика, доминирование частной собственности - все это не могло не оказать влияние на сознание молодежи. Фактически выпускники школ уровняли по значимости возможность получать большие заработки с творческим и интересным характером работы, и соответствие профессии личностным способностям и знаниям. Только каждый пятый ответ указывает на общественнозначимые ценности: принести пользу людям, работать в дружном коллективе, стремиться к профессиональному росту.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.