5.20. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО
НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ОБЗОР ОТ АВТОРА
Варламова Юлия Александровна, аспирант. Место учебы: Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: bru-beck666.varlamova@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросам назначения уголовного наказания в виде принудительных работ. Автор акцентирует внимание на основаниях и условиях применения данного наказания. Проводя последовательный анализ Особенной части УК РФ в части возможности назначения принудительных работ, автор отмечает широкие перспективные возможности его применения, что также позволяет заключить о возможном контингенте отбывания данного наказания.
Ключевые слова: преступление, уголовное наказание, принудительные работы, назначение наказания, основания, условия.
SOME QUESTIONS OF CRIMINAL SENTENCING IN THE FORM OF FORCED LABOR: AUTHOR'S REVIEW
Varlamova Yulia Aleksandrovna, postgraduate student. Place of study: Vladimir state university named after A.G. and N.G. Stoletovs. Department: criminal and legal disciplines chair. E-mail: brubeck666.varlamova@yandex.ru
Annotation: The article is devoted to questions of criminal sentencing in the form of forced labor. The author focus attention to the bases and conditions of application of this punishment. Carrying out the consecutive analysis of the Special part of the Criminal Code of the Russian Federation regarding a possibility of purpose of forced labor, the author notes broad prospects opportunities of its application that also allows to conclude about the possible contingent of serving of this punishment. Keywords: crime, criminal penalty, forced labor, assignment of punishment, bases, conditions.
Одним из актуальных вопросов на современном этапе развития правовой системы нашего государства является уголовно-правовая политика по оптимизации мер уголовно-правового характера и реформированию уголовно-исполнительной системы1. Анализ современной обстановки свидетельствует о наличии в действующем механизме уголовно-правового регулирования ряда пробелов в оптимизации наказаний, в том числе не связанных с изоляцией осужденных от общества. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 наказание в виде принудительных работ будет применяться с 1 января 2017 г. как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответ-
1 Звонов А.В., Дядькин О.Н. Факторы формирования системы уголовных наказания в современных условиях: краткий аналитический обзор // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. № 1. С. 87-88.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52. (ч. I).
ст. 6996.
ствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые (ч. 1 ст. 53.1 УК РФ).
Если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придёт к убеждению о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе принять решение о замене осуждённому наказания в виде лишения свободы принудительными работами (ч. 2 ст. 53.1 УК РФ).
Таким образом, наказание в виде принудительных работ может назначаться:
- лицам, осуждённым за совершение преступлений небольшой или средней тяжести;
- лицам, осуждённым за совершение тяжкого преступления впервые.
Однако если наказание, назначенное за совершение тяжкого преступления впервые, превышает пять лет лишения свободы, то принудительные работы применяться не могут (ч. 2 ст. 53.1 УК РФ).
Наказание в виде принудительных работ может быть только основным. В качестве такового оно может быть определено судом в случаях, когда оно:
- предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК РФ;
- назначается судом в порядке ст. 80 УК РФ (замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания);
- заменяет штраф, обязательные работы, исправительные работы или ограничение свободы при злостном уклонении от них.
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Проведённый анализ показал, что действующее уголовное законодательство предусматривает возможность весьма широкого применения принудительных работ. В Особенной части УК РФ содержится 376 составов преступлений (количество таких составов больше, если учитывать нормы, предусмотренные пунктами соответствующих частей и статей УК РФ), за совершение которых предусмотрено наказание в виде принудительных работ. К ним относятся: преступления против жизни и здоровья; преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против правосудия; преступления против порядка управления. Из приведённого анализа
видно, что законодатель отвёл данному наказанию далеко не последнюю роль в системе уголовных наказаний. Наказание в виде принудительных работ не предусмотрено лишь за преступления против военной службы, а также за преступления против мира и безопасности человечества3.
Согласно требованиям ч. 4. ст. 53.1 УК РФ принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. При этом, наибольшее количество составов преступлений Особенной части УК РФ предусматривают срок наказания до 5 лет, немногим менее -сроком до 3 и 2 лет, и незначительное количество - до 1 года. Однако в случае замены обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы принудительными работами, последние могут быть назначены на срок менее двух месяцев.
В случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, принудительные работы как основной вид наказания могут назначаться со штрафом, лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и ограничением свободы либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и с ограничением свободы либо со штрафом и с ограничением свободы. Анализ норм Особенной части УК РФ свидетельствует, что наиболее распространенным дополнительным наказанием является лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, значительно меньше - ограничение свободы, а также штраф.
Как видим, наказание в виде принудительных работ включено в санкции многих статей Особенной части УК РФ, причём санкции эти альтернативные, а следовательно, суд вправе избрать любой вид наказания, предусмотренный такой санкцией и при определённых условиях выйти за её пределы. Казалось бы, здесь никаких дополнительных специальных правил назначения наказания не нужно. Но законодатель установил, что принудительные работы применяются только как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Вместе с тем, если в пределах альтернативной санкции судом выбирается один из видов наказаний, то это и есть альтернативный выбор, тем более что никаких иных случаев, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за исключением указания на принудительные работы, в санкциях в УК РФ не имеется.
Однако в соответствии с законом суд не свободен в выборе наказания в виде принудительных работ как вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК РФ. Общее правило ст. 60 УК РФ о том, что наказание назначается в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, в рассматриваемом случае применимо не в полном объёме. Конечно, принудительные работы могут быть назначены осуждённому, но только если будут пройдены определённые этапы. Более того, один из этапов назначения наказания, по мнению А.В. Бриллиантова, противоречит положению ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершённое преступление назначается только в случае, если менее строгий вид
3 Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Под общ. ред. профессора С.В. Расторопова. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. С. 7.
наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Применительно к принудительным работам всё наоборот. Закон требует первоначально назначить более строгое наказание в виде лишения свободы, и лишь затем суд постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами, если: совершённое преступление относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести либо является тяжким, но совершено впервые; назначенное за него наказание не превышает пяти лет лишения свободы; если суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
Получается, что принудительные работы назначены судом вообще быть не могут - постановляя обвинительный приговор, суд назначает наказание в виде лишения свободы, а затем заменяет это наказание принудительными работами4.
По мнению А.В. Бриллиантова, с которым мы вполне согласны, принудительные работы в аспекте ст. 53.1 УК РФ являются назначенным наказанием, несмотря на указание в законе о том, что они назначаются в порядке замены. Эта позиция обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, принудительные работы назначаются по приговору суда, а вопросы замены наказаний согласно УПК РФ относятся к категории судебных решений, оформляемых постановлениями, определениями. Во-вторых, в ряде случаев закон прямо указывает на правовые последствия принудительных работ как на последствия назначенных наказаний. Так, в ст. 79 УК РФ, регламентирующей вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, говорится о возможности применения этого института только после отбытия именно назначенного наказания, в том числе и принудительных работ5.
Основанием для назначения наказания в виде принудительных работ являются как формализованные признаки (отсутствие судимости, совершеннолетие, трудоспособность, возраст), так и установленные судом положительные данные о личности подсудимого. Принципиально важно, убеждение суда о возможности исправления виновного без полной изоляции от общества, но с обязательным привлечением к труду и в условиях осуществления за ним надзора.
Все основания такого рода могут быть объективными и субъективными (личностными). К первым из них относятся вид совершённого преступления, степень и характер его опасности, ко вторым - совершеннолетие, трудоспособность, возможность исправления лица без полной изоляции от общества. Кроме этих признаков, закон устанавливает также обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание и иные данные о личности виновного, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о возможности перевоспитания виновного без полной изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора и с привлечением к труду.
Исходя из этого, можно правильно определить основание применения к виновному принудительных работ. Ими являются:
- определение общественной опасности совершённого преступления;
4 Бриллиантов, А.В. Правовые проблемы применения принудительных работ / А.В. Бриллиантов // Уголовное право. 2012. № 6. С. 16-17.
5 Там же. С. 16-17.
- возможность исправления осуждаемого к принудительным работам без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением к труду, основанная на материалах уголовного дела, характеризующих личность виновного до совершения преступления, в момент его совершения и после совершения преступления с положительной стороны.
Рассматривая вопрос об общих началах назначения наказания, в соответствии с нормами ст. 60 УК РФ, суд, учитывая характер общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на условия семьи осуждённого, может назначить как более, так и менее строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление.
Исходя из смысла ч. 1 ст. 60 УК РФ, более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершённое преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. В этой связи, можно предположить, что принудительные работы целесообразно назначать при невозможности назначить штраф, обязательные и исправительные работы или ограничение свободы. Принудительные работы должны назначаться лицам, ранее судимым и осуждённым к штрафу, обязательным и исправительным работам или ограничению свободы при вновь совершённом преступлении, за совершение которого опять возможно назначение таких наказаний и если санкция наряду с этими наказаниями предусматривает принудительные работы и лишение свободы.
В уголовном законодательстве имеется возможность назначения более строгого вида наказания из числа предусмотренных за совершённое преступление, но в связи с тем, что применение принудительных работ и ареста отсрочено, суды назначают лишение свободы на определённый срок. Такое положение дел просто недопустимо.
В настоящее время, в соответствии со ст. 64 УК РФ имеется возможность назначения более мягкого вида наказания, или наказание ниже низшего предела, чем предусмотренные соответствующей статьёй Особенной части УК РФ. Такое возможно только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а также при наличии активного содействия участника группового преступления раскрытию совершённого преступления.
Исходя из указанных обстоятельств, принудительные работы взамен лишения свободы целесообразно назначать лицам, явившимся с повинной, оказавшим активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказавшим медицинскую или иную помощь потерпевшему непосредственно после совершения преступления; добровольно возместившим ущерб и компенсировавшим моральный вред, причинённые в результате преступления, а также совершившим иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинённого потерпевшему.
Поддерживая точку зрения Бутенко Т., мы вполне согласны, что с момента вступления положений о прину-
дительных работах в законную силу институт условного осуждения в части его применения в отношении лиц, осуждаемых к лишению свободы на срок не более пяти лет за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые (и не являющихся несовершеннолетними, лицами, признанными инвалидами первой или второй группы, беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трёх лет, женщинами, достигшими пятидесятипятилетнего возраста, мужчинами, достигшими шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащими), может прекратить своё существование. Учитывая то обстоятельство, что нормы уголовно-исполнительного законодательства об условном осуждении куда более лояльны в отношении осуждённого, нежели нормы, касающиеся применения принудительных работ, такое положение представляется недопустимым6.
В качестве вывода следует отметить, что принудительные работы целесообразно назначать при невозможности назначить штраф, обязательные и исправительные работы или ограничение свободы. Принудительные работы должны назначаться лицам, ранее судимым и осуждённым к штрафу, обязательным и исправительным работам или ограничению свободы при вновь совершённом преступлении, за совершение которого опять возможно назначение таких наказаний и если санкция наряду с этими наказаниями предусматривает принудительные работы и лишение свободы. Взамен лишения свободы принудительные работы целесообразно назначать лицам, явившимся с повинной, оказавшим активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказавшим медицинскую или иную помощь потерпевшему непосредственно после совершения преступления; добровольно возместившим ущерб и компенсировавшим моральный вред, причинённые в результате преступления, а также совершившим иные действия, направленные на устранение вреда, причинённого потерпевшему.
Список литературы:
1. Бриллиантов, А.В. Правовые проблемы применения принудительных работ / А.В. Бриллиантов // Уголовное право. 2012. № 6. С. 16-21.
2. Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. 2012. № 4. С. 22-24.
3. Звонов А.В., Дядькин О.Н. Факторы формирования системы уголовных наказания в современных условиях: краткий аналитический обзор // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. № 1. С. 82-89.
4. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52. (ч. I). ст. 6996.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Под общ. ред. профессора С.В. Расторопова.
6 Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. 2012. № 4. С. 22-24.
Рецензия
на статью Варламовой Юлии Александровны на тему: «Некоторые вопросы применения уголовного наказания в виде принудительных работ: обзор от автора»
В российском праве появление, развитие и существование альтернативных лишению свободы наказаний обусловлено изменениями уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, проводимыми на всем протяжении становления государственности не только России, но и зарубежных стран. Гуманистические идеи, привнесенные в правовую науку, предопределили широкое применение наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в систему уголовных наказаний России был введен новый вид - принудительные работы. Казалось бы, указанным нормативным актом законодатель расставил все точки, однако, проведенный анализ законодательства в части замены принудительных работ лишением свободы позволил выявить ряд вопросов, требующих решений, как теоретического, так и практического характера.
Указанные обстоятельства предопределили необходимость анализа данного института права. Работа написана логически грамотно, понятным стилем изложения.
Вывод: статья Ю.А. Варламовой «Некоторые вопросы применения уголовного наказания в виде принудительных работ: обзор от автора» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор С.В. Расторо-пов