Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правовой преемственности в правовой системе Китая'

Некоторые вопросы правовой преемственности в правовой системе Китая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / КИТАЙСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРАВОВАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / LEGAL SYSTEM / SOURCES OF LAW / CHINESE LAW / LEGAL TRADITIONS / LEGAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмина Камаловна Джамалова, Камиа Рустамовна Лугуева

Авторы подчеркивают, что исследование современного права Китая невозможно без анализа исторического прошлого Китая, его правовой ментальности, внутренних механизмов правотворчества, основанного на особенностях правового сознания населения. На формирование китайского права оказали влияние такие противоборствующие правовые направления, как легизм и конфуцианство. Современная правовая система КНР представляет собой сложное правовое явление, гармонично сочетающее в себе традиции правовой преемственности и нормативно-правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL CONTINUITY IN CHINA'S LEGAL SYSTEM

The authors emphasize that the study of modern Chinese law is impossible without an analysis of China's historical past, its legal mentality, internal mechanisms of law-making, based on the peculiarities of the legal consciousness of the population. The formation of Chinese law was influenced by such opposing legal directions as legism and Confucianism. The modern legal system of the People's Republic of China is a complex legal phenomenon, harmoniously combining the traditions of legal continuity and regulations.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правовой преемственности в правовой системе Китая»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10314

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КИТАЯ

Эмина Камаловна ДЖАМАЛОВА, доцент Камиа Рустамовна ЛУГУЕВА, магистрант

кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского

Юридического института Дагестанского государственного университета

государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: dgamalova@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Авторы подчеркивают, что исследование современного права Китая невозможно без анализа исторического прошлого Китая, его правовой ментальности, внутренних механизмов правотворчества, основанного на особенностях правового сознания населения. На формирование китайского права оказали влияние такие противоборствующие правовые направления, как легизм и конфуцианство. Современная правовая система КНР представляет собой сложное правовое явление, гармонично сочетающее в себе традиции правовой преемственности и нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: правовая система, источники права, китайское право, правовые традиции, правовая преемственность.

Annotation. The authors emphasize that the study of modern Chinese law is impossible without an analysis of China's historical past, its legal mentality, internal mechanisms of law-making, based on the peculiarities of the legal consciousness of the population. The formation of Chinese law was influenced by such opposing legal directions as legism and Confucianism. The modern legal system of the People's Republic of China is a complex legal phenomenon, harmoniously combining the traditions of legal continuity and regulations.

Keywords: legal system, sources of law, Chinese law, legal traditions, legal continuity.

Традиционное китайское право имеет многотысячную историю и является уникальным правовым памятником, оказавшим огромное влияние на современную правовую систему Китая. Учеными отмечается отсутствие фундаментальных научных исследований о правовой преемственности в правоприменительной практике современной правовой системы Китая.

Традиционное китайское право юридической наукой исследовано недостаточно, между тем оно возникло задолго до римского права, которое в современной юридической науке считается ядром права, и степень уникальности и развитости древнекитайского права не уступает ни праву древневосточных стран, ни античному праву. Китайское право является самым древним «живым» правом1.

Спецификой китайского права является его правовая преемственность, и оно отличается тем,

что в его основе лежат традиционные, апробированные веками обычаи, устои, нравственные категории и традиции. Исследование современного права Китая невозможно без скрупулезного анализа исторического прошлого Китая, его правовой ментальности, внутренних механизмов правотворчества, основанного на особенностях правового сознания населения.

На формирование китайского права оказали влияние такие противоборствующие правовые направления, как политико-правовые концепции легизма и этико-политические догматы конфуцианства. Влияние других философско-правовых концепций было незначительно, и они практически не повлияли на развитие китайского права.

Традиционная правовая концепция Китая понимает под правом не совокупность общеобязательных норм поведения, а философско-пра-вовую категорию, основными элементами кото-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

рой являются справедливость и гармония. Иными словасм, в основе традиционного китайского права лежат идеальные источники права.

Под идеальными (идеологическими) источниками права понимаются правовая культура, правосознание, правовые концепции, идеи, правовые ценности, а также правовые концепции, идеи, теории, правовые представления людей о юридической действительности и о праве.

Некоторые ученые считают, что источниками права в идеологическом смысле понимается правосознание2. Китайское право основывается на том, что любые существующие в обществе правовые отношения, потребности и интересы для официального оформления в виде определенных правовых предписаний должны быть осознаны как юридически значимые и требующие правового регулирования.

В традиционной китайской концепции основными источниками права являлись моральные нормы и правосознание. Ключевым идеальным источником права выступало правосознание как сложившаяся форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых ценностей, правовых взглядов, правовых теорий, правовых идей и представлений людей о желательном или действительном праве. При этом право как регулятор общественных отношений не отрицалось, однако подчеркивалось, что право является механизмом сдерживания людей с ущемленными моральными ценностями и иностранцев, не знакомыми с китайскими философско-правовыми воззрениями.

В повседневной практической деятельности население к правовым нормам практически не обращалось, так как считалось, что разрешение бытовых споров на основе правовых норм является признаком низкого уровня морального развития. Поэтому для китайского права было традиционным явлением решать возникающие споры внесудебными методами.

Наиболее значительным на формирование и развитие правовой системы Китая было влияние этико-политических догматов конфуцианства. Правосознание и правовая культура китайцев сформировались под непосредственным влиянием конфуцианской этики, проникшей во все сферы общественной жизни и в некоторых случаях заменявшей право, а в некоторых становившейся основой права.

Именно этико-политические догматы конфуцианства сформировали национальную правовую ментальность китайского общества.

Прямо противоположным было влияние на формирование правовой системы Китая полити-

ко-правовой концепции легизма, которая внедрила в правоприменительную практику жесткую систему наказаний. В правосознании китайцев установилось отношение к закону как жесткому карательно-репрессивному инструменту, применяемому государством к правонарушителям с целью устрашения, подавления и принуждения.

Однако даже столь незыблемая правовая система Китая стала трансформироваться. С начала XX в. в Китае стали все активнее звучать идеи кодификации права, и в 1911 г. начались первые кодификационные работы.

Европейские кодексы оказали значительное влияние на кодификационную работу.

В середине XX в. в Китае принимаются временные конституционные акты и начинается процесс развития нового типа китайского права. На процесс его становления повлияли военно-командные методы руководства и общий низкий уровень развития правосознания и правовой культуры.

Последующее развитие права связано с жестким тоталитарным режимом и усилением карательной политики, проводимой правительством в период проведения в Китае политики «культурной революции». Политика, проводимая Мао Цзэдуном, характеризовалась полным игнорированием закона как регулятора общественных отношений, практически полным прекращением деятельности представительных органов власти, произволом властей.

Все это разрушило только сформированные правовые основы государства и усилило правовой нигилизм китайского общества. После смерти Мао Цзэдуна начался новый этап развития правовой системы Китая. Становление уникальной современной правовой системы Китая базируется на принципах конфуцианства. Особенно сильным влияние этико-политической концепции конфуцианства было на правотворческую деятельность.

Современная правовая система КНР представляет собой сложное правовое явление, гармонично сочетающее в себе традиции правовой преемственности, правовую ментальность, правосознание, основанное на традиционных представлениях о должном поведении, и нормативно-правовые акты, общеобязательные для исполнения и поддерживаемые силой государственного принуждения.

1 Трощинский П.В. Влияние традиции на право современного Китая // Журнал рос. права. 2014. №8 (212). С. 94—106.

2 Джамалова Э.К. Преемственность в праве как индикатор правовой культуры // Юрид. вестник ДГУ. 2016. № 3. С. 25—28.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.