Научная статья на тему 'Некоторые вопросы практической реализации кодекса об административных правонарушениях в новой редакции'

Некоторые вопросы практической реализации кодекса об административных правонарушениях в новой редакции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы практической реализации кодекса об административных правонарушениях в новой редакции»

№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Милюк Алексей Казимирович,

начальник управления организации профилактики правонарушений Комитета административной полиции МВД РК, подполковник полиции

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ

Обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, а также создание условий для комфортного проживания граждан невозможно без реальных рычагов воздействия на лиц, нежелающих придерживаться установленных норм поведения.

Одним из таких действенных рычагов является Кодекс об административных правонарушениях, который совместными усилиями всех государственных органов и депутатов был тщательно переработан и усовершенствован.

МВД активно участвовало в разработке новых подходов кодекса, так как более 80% всех регистрируемых административных правонарушений приходится на органы внутренних дел, а это более 3 млн.

К примеру, с введением в действие новой редакции КоАП (1 января 2015 г.) расширится перечень составов правонарушений, по которым могут быть применены такие меры административно-правового воздействия как установление особых требований к поведению несовершеннолетних правонарушителей.

Речь идет о несовершеннолетних, задержанных в развлекательных заведениях без сопровождения законных представителей в ночное время, досуг которых может быть ограничен судом виде запрета на посещение определенных мест сроком до трех месяцев.

Кроме того, по предложению МВД в КоАП введен новый состав административного правонарушения за назойливое приставание в общественных местах, связанного с попрошайничеством, предоставлением услуг сексуального характера и т.п.

При этом, хотел бы акцентировать внимание, что ответственность будет возникать только за активные формы приставания к гражданам и не будет применяться к субъектам предпринимательства.

В ходе проработки данного вопроса был

детально изучен международный опыт и текущее состояние дел.

В ряде стран постсоветского пространства и развитых зарубежных стран указанные нормы уже эффективно действуют на протяжении многих лет. В тоже время отсутствие такого законодательного барьера в Казахстане создало благоприятные условия для развития попрошайничества.

Кроме того, это привело к существенному притоку попрошаек из других стран, о чем свидетельствует статистика задержанных попрошаек, 80% которых являются иностранцами.

Справочно: в Алматы задержаны 6 инвалидов колясочников, которыми в день - 6 тыс. тенге, в месяц 180 тыс. всего за месяц более 1 млн. тенге.

В результате всеми государственными органами было принято единогласное решение о необходимости введения по данной статье меры ответственности в виде ареста, а для иностранцев безальтернативное выдворение за пределы РК.

Также, на наш взгляд, введение сокращенного порядка положительно отразится на взыскаемости административных штрафов, и как следствие на обеспечении неотвратимости наказания.

Вместе с тем, у нас имеется ряд сомнений по обоснованности применения на практике отдельных нововведений.

Во-первых, как всем известно, сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения и при признании правонарушителем своей вины.

В этих случаях он может заплатить только половину штрафа.

При этом, вместо постановления будет выдаваться квитанция установленного образца

Обсуждение новой редакции Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушение

и являющаяся документом строгой финансовой отчетности, которая не является процессуальным документом.

По сути, исполнение наказания будет осуществляться без стадии наложения взыскания, что на наш взгляд не в полной мере согласуется с принципами административной ответственности.

Более того, эта квитанция будет носить исключительно уведомительный характер о сумме штрафа и соответствующих банковских реквизитах.

В свою очередь, нами проводиться работа по интеграции ведомственных информационных систем с расчетно-кассовыми отделами банков второго уровня.

А именно, оплата правонарушителем штрафа будет осуществляться на конкретный протокол и автоматически признаваться исполненным по существу.

Это, позволит исключить представление правонарушителями поддельных квитанций, а также необоснованное направление постановлений о штрафах на принудительное исполнение.

Во-вторых, хотелось бы отметить, что кодексом введены ограничения, по которым не может быть применено сокращенное производство.

В частности, такой порядок не применяется если правонарушение совершено несовершеннолетним лицом.

С одной стороны, логическим обоснованием введения такого ограничения является необходимость всестороннего и объективного рассмотрения дела во избежание нарушений законных прав несовершеннолетних.

С другой - это ставит в неравное правовое

поле несовершеннолетнего с другими категориями правонарушителей, достигших совершеннолетия.

Т.е. если не может быть применено сокращенное производство по делу, то и исключается право несовершеннолетнего на уплату половины суммы налагаемого штрафа.

Остается не решенным проблема содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений.

Так, согласно норм действующего КоАП и его новой редакции, лица, задержанные за совершение правонарушений, содержатся в специальных помещениях органов внутренних дел, отвечающих санитарным нормам и правилам, исключающим возможность их самовольного оставления.

Вместестем,насегодняшнийденьотсутствуют законодательные нормы, определяющие права и обязанности этих лиц, а также нормы питания и медицинского обслуживания.

По нашим предварительным расчетам затраты местного бюджета на содержание данной категории лиц, с трехразовым питанием и должным медицинским обслуживанием составит не многим более 220 млн. тенге в год.

В среднем на одну область потребуется около 13-14 млн. тенге.

Над решением этих проблем мы сегодня активно работаем, надеемся что такие инициативы найдут поддержку и понимание.

В целом же считаем, что новая редакция КоАП позволит существенно изменить взгляды и подходы к реализации административного законодательства, а также оказать позитивное воздействие на состояние правопорядка в стране.

Благодарю за внимание!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.