УДК 34
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
А.А. Гребенникова
Канд. ист. наук, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС
В.В. Масляков
Д-р мед. наук, Саратовский медицинский университет «Реавиз»,
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся повышения профессионализма муниципальных служащих, представлена законодательная база и типовые квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования и стажу граждан, претендующих на должности муниципальных служащих, а также мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня таких служащих.
Ключевые слова: профессионализм, муниципальные служащие.
SOME ISSUES TO IMPROVE THE PROFESSIONALISM OF MUNICIPAL EMPLOYEES
A.A. Grebennikova
Ph.D., Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin (the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
V.V. Maslyakov
Doctor of Medical Sciences, Saratov Medical University "Reaviz»,
The article deals with the issues concerning enhancing the professionalism of municipal employees, represented by the legal framework and standard qualification requirements to the level of professional education and experience of citizens applying for the position of municipal employees, as well as measures aimed at increasing the professional level of employees.
Key words: professionalism, municipal employees.
Профессионализм занимает
особое место в деятельности муниципальных служащих.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет профессионализм и компетентность муниципальных служащих в качестве основных принципов муниципальной службы [1, ст. 4].
С учетом динамичного развития общества, внедрения новых управленческих технологий,
проведения административной и муниципальной реформ, а также реформирования муниципальной службы в Российской Федерации необходимо совершенствовать
систему профессионального развития муниципальных служащих.
Разные исследователи по-разному определяют понятие термина «профессионализм». Сегодня
наиболее распространено
определение профессионализма как высшего уровня психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения служебных обязанностей,
обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях [2, с. 501].
В контексте определения профессионализма муниципальных служащих возникают еще два аспекта, встречающихся в
законодательстве о местном самоуправлении и муниципальной службе, - «компетентность» и «квалифицированность» [3, с. 16].
Под компетентностью следует понимать широкий круг компетенций как общекультурных, так и профессиональных, которые
предъявляются к образованию, поведению, внешнему и моральному облику муниципальных служащих. Компетентность не следует путать с компетенцией, под которой понимается совокупность юридически закрепленных полномочий по предметам ведения, предоставленных муниципальным служащим для осуществления своих функций [4, с. 17].
Квалифицированность можно определить как соответствие муниципальных служащих
квалификационным требованиям, необходимым для занятия конкретных должностей
муниципальной службы. Такие требования, как правило,
предъявляются к образованию, стажу
(причем как к общему стажу работы, так и стажу по специальности), повышению квалификации,
прохождению аттестации
муниципальных служащих.
Соответственно, профессионализм муниципальных служащих
представляет собой не только соответствие муниципальных
служащих квалификационным
требованиям, закрепленным в российском законодательстве о муниципальной службе, но и наличие у муниципальных служащих общекультурных и
профессиональных компетенций, отраженных в должностных регламентах.
Одним из основных способов повышения профессиональных
качеств и компетенций
муниципальных служащих является повышение квалификации,
подготовка, переподготовка и стажировка.
Большую роль в развитии профессионализма муниципальных служащих играет управленческая культура на муниципальной службе. Именно управленческая культура как совокупность знаний, ценностей, норм, иерархий, стереотипов, образцов и моделей поведения определяет характер
взаимоотношений на муниципальной службе и специфику управленческой деятельности, а также поведение муниципальных служащих.
Поддержанию должного уровня управленческой культуры способствует принятие этических кодексов на муниципальной службе. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
противодействию коррупции 23
декабря 2010 года был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих. Данный кодекс включает в себя перечень общих принципов, предъявляемых к профессиональной деятельности, и основных правил служебного поведения. В соответствии с типовым кодексом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях принимаются этические кодексы, призванные повысить правовую и моральную
ответственность служащих [4. ст. 1].
В процессе прохождения муниципальной службы
муниципальным служащим
присваиваются квалификационные разряды, которые указывают на соответствие уровня
профессиональной подготовки
квалификационным требованиям в соответствии с классификацией муниципальных должностей
муниципальной службы согласно реестру.
Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень наименований должностей
муниципальной службы,
классифицированных по органам местного самоуправления,
избирательным комиссиям
муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Как правило, законы субъектов Российской Федерации о
муниципальной службе в перечень квалификационных требований
включают требования к уровню
профессионального образования с учетом группы и специализации муниципальных должностей
муниципальной службы, к стажу и опыту работы по специальности, к уровню знаний федерального и регионального законодательства, а также муниципальных правовых актов, необходимых для исполнения соответствующих должностных
обязанностей.
Так, Закон Саратовской области 25 июля 2007 года «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области»
устанавливает:
1. Типовые квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования:
1) к высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы
- наличие высшего профессионального образования;
2) к старшим и младшим должностям муниципальной службы
- наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
2. Типовые квалификационные требования, предъявляемые к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности для граждан, претендующих на должности муниципальной службы:
1) для высших должностей муниципальной службы - наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;
2) для главных должностей муниципальной службы - наличие не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее
пяти лет стажа работы по специальности;
3) для ведущих должностей муниципальной службы - наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
4) для старших и младших должностей муниципальной службы -без предъявления требований к стажу [6, ст. 3].
Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются типовые квалификационные
требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей
муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности.
Типовые квалификационные
требования предъявляются также к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных
обязанностей муниципальными служащими в органах местного самоуправления.
Поддержание высокого уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения
должностных обязанностей
муниципальными служащими,
входит в число основных законодательно закрепленных
требований. Вместе с тем данный принцип зависит от собственного решения муниципального служащего о повышении профессионального уровня.
Повышение профессионализма муниципальных служащих должно осуществляться непрерывно, в течение всего прохождения муниципальной службы, в форме повышения квалификации, получения
дополнительного профессионального образования и стажировок. Следовательно, повышение
профессионализма муниципальных служащих должно осуществляться на основе специального федерального закона, который сегодня отсутствует.
В настоящее время основаниями для направления муниципального служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации являются только: назначение муниципального
служащего на новую должность, включение муниципального
служащего в кадровый резерв, итоги аттестации муниципального
служащего. В результате
профессиональной переподготовки муниципальному служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Таким образом, повышение профессионализма
является возможностью
муниципального служащего
продвинуться по служебной лестнице.
Сегодня основными формами повышения квалификации
муниципальных служащих являются:
1) программы краткосрочного обучения по конкретным вопросам служебной деятельности (по месту работы);
2) программы среднесрочного обучения в образовательных учреждениях по профилю служебной деятельности;
3) программы длительного обучения в образовательных учреждениях в целях углубленного изучения вопросов по профилю служебной деятельности;
4) стажировка в органах местного самоуправления другого муниципального образования.
Основными направлениями
профессионального обучения и повышения квалификации
муниципальных служащих являются:
- первичное обучение в соответствии со спецификой служебной деятельности;
- обучение для ликвидации разрыва между требованиями муниципальной должности и личными качествами муниципального служащего;
- обучение для повышения общей квалификации муниципального служащего;
- обучение для работы по новым направлениям развития муниципального образования;
- обучение для усвоения новых форм, приемов, методов, инструментов и технологий выполнения операций в процессе служебной деятельности.
В настоящее время к организации процесса повышения
профессионализма муниципальных служащих имеется целый ряд вопросов:
Во- первых, неразработанным вопросом при рассмотрении квалификационных требований к должностям муниципальной службы является признание
профессионального образования равноценным требуемому
образованию. Нет однозначного ответа на вопросы: какое образование, по каким
специальностям при оценке квалификационного уровня можно отнести к равноценному
образованию. Данный вопрос должен быть решен на законодательном уровне.
Во-вторых, для гарантированного финансирования на основе долгосрочного планирования курсов повышения профессионализма
муниципальных служащих
необходимо широко внедрять программно-целевые методы
управления. Кроме того, единая программа повышения
профессионализма муниципальных служащих даст возможность скоординировать деятельность
исполнителей, подойти к решению проблемы комплексно, обеспечить необходимые последовательность и системность реализации
программных мероприятий.
Программа повышения
профессионализма муниципальных служащих призвана способствовать формированию у них необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно исполнять должностные обязанности.
В-третьих, в целях повышения эффективности реализации программ повышения профессионализма
муниципальных служащих также следует внедрять новые
образовательные технологии,
планировать в учебном процессе такие формы профессионального развития, как научно-практические семинары, выездные занятия, организационно-деловые игры,
тренинги, коучинги, кейсы, мастер-классы, фокус-группы и т.п.
При реализации программ повышения профессионализма
муниципальных служащих
необходимо отходить от
традиционного информационного образования и применять проектные, модульные, групповые и игровые технологии, а также технологии мастерских и интегрированного обучения. Учебный процесс подготовки муниципальных служащих не должен сводиться к трансляции учебной информации, а должен быть направлен на освоение
профессиональных компетенций.
В-четвертых, органы местного самоуправления должны принимать более активное участие в контроле качества исполнения программ повышения профессионализма
муниципальных служащих.
В условиях проведения реформ возрастает потребность общества в хорошо подготовленных,
высококвалифицированных кадрах, специалистах нового поколения, способных решать инновационные задачи. Для этого необходим широкий спектр знаний,
профессиональных умений и навыков, психологическая готовность к работе в современных условиях и мотивация их достижений.
Важной составляющей процесса реформирования муниципальной службы является повышение уровня профессионализма муниципальных служащих путем совершенствования нормативно-правовой базы и развития социальных институтов, осуществляющих культурно-
нравственное просвещение и образование.
Список литературы
l. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 4 марта.
Z. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебно-методический комплекс. - М.: Юрайт, 2013. - 671 с.
3. Наумов С.Ю., Сергушко С.В., Подсумкова А.А. Теория государственного и муниципального управления. - М.: Форум, 2011. - 320 с.
4. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. - Саратов: ПАГС, 2008.
5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих / одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 21) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420254359 (дата обращения: 20.02.2017).
6. Закон Саратовской области 25 июля 2007 года «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/933010104 (дата обращения: 20.02.2017).
The list of references
1. Federal'nyj zakon ot Z marta 2007 g. №25-FZ «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. - 2007. - 4 marta.
Z. OhotskijE.V. Teoriya i mekhanizmy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya: uchebno-metodicheskij kompleks. - M.: YUrajt, 2013. - 671 s.
3. Naumov S.YU., Sergushko S.V., Podsumkova A.A. Teoriya gosudarstvennogo i municipal'-nogo upravleniya. - M.: Forum, 2011. - 320 s.
4. Podsumkova A.A. Municipal'noe upravlenie: slovar'-spravochnik. - Saratov: PAGS, 2008.
5. Tipovoj kodeks ehtiki i sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhashchih Rossijskoj Federacii i municipal'nyh sluzhashchih / odobren resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii ot 23 dekabrya 2010 goda (protokol N 21) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420254359 (data obrashcheniya: 20.02.2017).
6. Zakon Saratovskoj oblasti ZS iyulya Z007 goda «O nekotoryh voprosah municipal'noj sluzhby v Saratovskoj oblasti» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/933010104 (data obrashcheniya: 20.02.2017).