Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированное обучение / среднее общее образование / экономика / право / профильное обучение / administrative case / administrative proceedings / compensation / reasonable time of legal proceedings

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Артем Евгеньевич, Лебедева Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы подготовки к практикоориентированному обучению обучающихся, реализующих программу среднего общего образования с углубленным изучением экономики и права. Обучение старших школьников таким социально-гуманитарным дисциплинам как «право» и «экономика» имеет сравнительно небольшую историю, которая заложила основа для будущего практикоориентированного обучения и подготовки будущих экономистов и юристов ВУЗе. Все это было предопределено низким уровнем подготовки выпускников школ к освоению образовательных программ бакалавриата укрупненным группам специальностей по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция», что позволило пересмотреть подход к профильному обучению старших школьников, реализующих образовательную программу среднего общего образования. Современная педагогическая наука и правоприменитель, актуальные позиции, которых приводятся в статье, только начинают справляться с остро стоящей проблемой качественной подготовки будущих выпускников школы к будущему практико-ориентированному обучению, однако, и они не лишены недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF PREPARATION FOR PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS IMPLEMENTING THE SECONDARY GENERAL EDUCATION PROGRAM WITH IN-DEPTH STUDY ECONOMICS AND LAW

The article discusses some issues of preparation for practice-oriented training of students implementing a program of secondary general education with in-depth study of economics and law. Teaching senior schoolchildren such social and humanitarian disciplines as “law” and “economics” has a relatively short history, which laid the foundation for future practice-oriented education and training of future economists and lawyers at the university. All this was predetermined by the low level of preparation of school graduates for the development of bachelor’s degree programs in the enlarged groups of specialties in the areas of “Economics” and “Jurisprudence”, which allowed us to reconsider the approach to specialized training of senior schoolchildren implementing the educational program of secondary general education. Modern pedagogical science and law enforcement, the current positions of which are given in the article, are just beginning to cope with the acute problem of high-quality preparation of future school graduates for future practice-oriented training, however, they are not without drawbacks.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Белов Артем Евгеньевич, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин и международного права ОЧУ ВО «Московская международная академия», адвокат Московской коллегии адвокатов «ГРАД» Лебедева Екатерина Андреевна, учитель обществознания и экономики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образовательный центр «Багратион»

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы подготовки к практико-ориентированному обучению обучающихся, реализующих программу среднего общего образования с углубленным изучением экономики и права. Обучение старших школьников таким социально-гуманитарным дисциплинам как «право» и «экономика» имеет сравнительно небольшую историю, которая заложила основа для будущего практико-ориентированного обучения и подготовки будущих экономистов и юристов ВУЗе. Все это было предопределено низким уровнем подготовки выпускников школ к освоению образовательных программ бакалавриата укрупненным группам специальностей по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция», что позволило пересмотреть подход к профильному обучению старших школьников, реализующих образовательную программу среднего общего образования. Современная педагогическая наука и правоприменитель, актуальные позиции, которых приводятся в статье, только начинают справляться с остро стоящей проблемой качественной подготовки будущих выпускников школы к будущему практико-ориентированному обучению, однако, и они не лишены недостатков.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, среднее общее образование, экономика, право, профильное обучение

SOME ISSUES OF PREPARATION FOR PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS IMPLEMENTING THE SECONDARY GENERAL EDUCATION PROGRAM WITH IN-DEPTH STUDY ECONOMICS AND LAW

Artem E. Belov,

lecturer of the department of general theoretical disciplines and international law of the faculty of jurisprudence of the Moscow international academy, advocate of Moscow Bar Association «GRAD» Ekaterina A. Lebedeva, teacher of social studies and economics of the Municipal budgetary educational institution

educational center "Bagration"

Abstract. The article discusses some issues of preparation for practice-oriented training of students implementing a program of secondary general education with in-depth study of economics and law. Teaching senior schoolchildren such social and humanitarian disciplines as "law" and "economics" has a relatively short history, which laid the foundation for future practice-oriented education and training of future economists and lawyers at the university. All this was predetermined by the low level of preparation of school graduates for the development

Некоторые вопросы подготовки к практико-ориентированному обучению обучающихся...

of bachelor's degree programs in the enlarged groups of specialties in the areas of "Economics" and "Jurisprudence", which allowed us to reconsider the approach to specialized training of senior schoolchildren implementing the educational program of secondary general education. Modern pedagogical science and law enforcement, the current positions of which are given in the article, are just beginning to cope with the acute problem of high-quality preparation of future school graduates for future practice-oriented training, however, they are not without drawbacks.

Keywords: administrative case, administrative proceedings, compensation, reasonable time of legal proceedings

Современные потребности образовательного рынка и запросы работодателей будущих выпускников ВУЗов по социально-гуманитарным специальностям уже диктуют школе и ВУЗу свои условия к уровню подготовки будущих работников, которых работодатель готов видеть в числе своих сотрудников. Это, бесспорно, предопределено вызовами государства и общества, фактически отсутствием какого-либо понимания у выпускника ВУЗа важных практических аспектов профессиональной деятельности, которым его будущий работодатель обучать в большинстве случаев не готов. Именно эти причины и заставили пересмотреть подход к профильному обучению старших школьников, реализующих образовательную программу среднего общего образования, в частности, по таким учебным дисциплинам как «Право» и «Экономика».

Законодатель, формулируя в части четвертой статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе с учетом внесенных в сентябре 2022 года изменений, правовые основы профильного обучения для обучающихся, реализующих, в частности, образовательные программы среднего общего образования подчеркнул, что образовательные программы среднего общего образования могут предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Из содержания приведенных законоположений мы явственно видим, что законодатель, формулируя правила для включения в образовательную программу среднего общего образования профильного обучения, вместе с тем делает крайне важный акцент на наличие образовательных потребностей и интересов обучающихся, что собственно и поставило новые задачи перед правоприменителем, педагогическим и методическим сообществом в целях реализации современного профильного обучения в школе и качественной подготовки к продолжению образования.

Так, О.В. Киба совершенно справедливо отмечает, что при оценке места и роли правового образования и воспитания в школе на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей школьников в получении знаний в области права, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан, а также из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт. И.А. Плешкова, анализируя собственный педагогический и методический опыт обучения старших школьников обществоведческим учебным дисциплинам отмечает интенсивно развивающиеся социальные отношения, экономическую деятельность и политическое участие и как следствие необходимость обучения старших школьников квалифицированной интерпретации собственных поступков и действий.

Кроме того, профильным среди социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых при освоении среднего общего образования, может быть и экономика. Важность экономического образования школьников отмечает и Е.Н. Неустроева, которая указывает, что экономическое образование позволяет совершенному по новому, в отличии от прежних многолетних

Белов А.Е., Лебедева Е.А.

представлений, понять механизм столкновения и интеграции людей, а основной целью экономического образования и воспитания школьников должно стать формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, устанавливая программу универсальных учебных действий, в числе прочих, оговаривает обеспечение подготовки к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности, одновременно, подчеркивая приоритетными направлениями проектной и исследовательской деятельности социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное и информационное. Именно поэтому будущее практико-ориентированное образование должно строиться на модели качественного профильного социально-экономического образования на стадии реализации среднего общего образования, включающего углубленное изучение экономики и правы как наиболее важных учебных предметов, позволяющих будущему выпускнику школу быть конкурентоспособным при поступлении в ВУЗы, реализующие образовательные программы высшего образования по укрупненным группам специальностей по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция».

Вместе с тем, такое качество можно обеспечить реализацией, с одной стороны, тесного сетевого взаимодействия с ВУЗами, реализующими, как практико-ориентированный подход в образовании, так и узкоспециализированную подготовку высокопрофессиональных юристов и экономистов. Кроме того, образовательный процесс получения экономических и правовых знаний при изучении экономики и права не должен быть наполнен только освоением теоретического материала из учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, обновляемых ежегодно, а использованием дополнительных монографических и научных источников, особенно иллюстрируемых в учебно-методическом комплексе при изучении отдельных профессиональных дисциплин будущими юристами и экономистами, а также специализированных ресурсов, используемых экономистами и юристами в профессиональной деятельности, например, Комплексной информационной системой судов общей юрисдикции города Москвы, Картотеки арбитражных дел, справочно-правовой системы «КонстультантПлюс», Bloomberg, Базы Асвата Дамодарана и Портала ФРС Сент-Луиса. Также важным будет проведение интерактивных открытых уроков, где старшие школьники и обучающиеся ВУЗов в рамках сетевого взаимодействия по отдельным осваиваемым частям курсов учебных дисциплин «Право» и «Экономика», смогут в сложных теоретических аспектах таких разделов как «Процессуальное право» или, например, «Теории инфляции» разобраться легко в интерактивно-игровой форме под руководством опытных практиков-наставников. И, наконец, проведение на регулярной основе встреч с опытными, известными практиками - экономистами и юристами, позволяющими старшим школьникам получать ответы в режиме онлайн на волнующие их проблемы при изучении теории станет невероятным стимулом в обучении профильным экономике и праву, а с другой, расширить личный кругозор, набор компетенций, которыми должен владеть выпускник, реализовавший программу среднего общего образования в целях обеспечения его конкурентоспособности как абитуриента, так и одного из механизмов обеспечения подготовки к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Некоторые вопросы подготовки к практико-ориентированному обучению обучающихся..,

Литература

1. Киба О.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - C. 21-41.

2. Неустроева Е.Н. Экономическое образование в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2007. - № 3.

- C. 244- 249.

3. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 6.

- C. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.