Научная статья на тему 'Некоторые вопросы осуществления гражданских прав муниципальными образованиями'

Некоторые вопросы осуществления гражданских прав муниципальными образованиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / MUNICIPALITY / CIVIL RIGHT ABILITY / LOCAL GOVERNMENT / COMPETENCE / REPRESENTATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надеин Виктор Викторович

в статье рассматриваются некоторые особенности реализации правосубъектности муниципальными образованиями. Гражданская правосубъектность муниципальных образований носит особый, специфический характер, поскольку определяется нормами различных отраслей права, и реализуется посредством не только приемов, предусмотренных нормами гражданского права, но и властных актов, совершаемых органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of implementation of the civil rights municipalities

in article some features of realization of right ability are considered by municipalities. Civil right ability of municipalities has special, specific character as is defined by norms of various branches of the right, and is realized by means of not only the receptions provided by norms of civil law, but also the imperious acts made by local governments.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы осуществления гражданских прав муниципальными образованиями»

2.4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

Надеин Виктор Викторович, аспирант, СевероКавказский государственный технический

университет.

19690401@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые

особенности реализации правосубъектности

муниципальными образованиями. Гоажданская

правосубъектность муниципальных образований носит особый, специфический характер, поскольку определяется нормами различных отраслей права, и реализуется посредством не только приемов, предусмотренных нормами гражданского права, но и властных актов, совершаемых органами местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципальное образование,

гражданская правосубъектность, орган местного самоуправления, компетенция, представитель.

SOME QUESTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE CIVIL RIGHTS MUNICIPALITIES

Nadein Viktor Viktorjvich, post-graduate student, North-Caucasus state technical University.

19690401@mail.ru

Annotation: in article some features of realization of right ability are considered by municipalities. Civil right ability of municipalities has special, specific character as is defined by norms of various branches of the right, and is realized by means of not only the receptions provided by norms of civil law, but also the imperious acts made by local governments.

Keywords: municipality, civil right ability, local government, competence, representative.

Проблема осуществления субъективных прав на протяжении нескольких столетий является центральной в области интересов философов, политологов, экономистов, социологов и, конечно же, юристов, преимущественно цивилистов. В настоящее время практически общепризнанным является суждение, что под осуществлением субъективного гражданского права следует считать реализацию его содержания для удовлетворения интереса управомоченного. Осуществляя субъективные гражданские права, субъект преследует достижение социально-экономических и юридических целей. «Осуществление субъективного гражданского права есть процесс, в результате которого управомоченный субъект на основе имеющихся у него юридических возможностей удовлетворяет свои материальные и духовные потребности»1.

Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются публично-правовые образования, к числу которых относятся муниципальные образования. «Муниципальные образования и созданные ими органы местного самоуправления являются участниками не только публично-правовых отношений

1 Гражданское право: в 2 т. Том 1: учебник / Отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Издательство БЕК, 2008. - С. 379

по осуществлению местного самоуправления, но и частноправовых, в первую очередь, гражданско-правовых отношений»2. При этом целью осуществления гражданских прав будут являться не частные интересы отдельных лиц, а решение местных задач, социально-экономическое развитие

соответствующего административно-

территориального образования, улучшение благосостояния всего населения муниципального образования.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права должны обладать гражданской правосубъектностью. Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений.

Гражданская правосубъектность муниципального образования носит особый, специфический характер, поскольку определяется нормами различных отраслей права: государственного, административного,

финансового, земельного и даже уголовного и уголовно-процессуального, и реализуется

посредством не только приемов, предусмотренных нормами гражданского права, но и властных актов, совершаемых органами местного самоуправления.

Следует отметить, что в отношениях, регулируемых частным правом, публичное образование не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности муниципального образования в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует. И, тем не менее, публично-правовая сущность муниципального образования дает о себе знать и в гражданском праве: «она выражается в особом

характере публичного образования как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее,

3

юридическим лицом» .

Таким образом, специфика гражданской правоспособности муниципальных образований предопределена тем, что указанные субъекты права выступают носителями политической власти, выполняют функции, направленные на реализацию публичного интереса: невозможно разделить

публичное образование на два субъекта - субъект властвования и субъект гражданских правоотношений, оно едино во всех проявлениях своей деятельности.

Субъективные гражданские права и обязанности могут осуществляться как самими управомоченными и обязанными лицами, так и их представителями, за исключением случаев, когда в силу закона и самой сущности прав и обязанностей они могут осуществляться и исполняться только лично, то есть их носителями.

Особенность осуществления гражданских прав муниципальным образованием заключается в том, что, во-первых, от его имени действуют органы местного самоуправления; во-вторых, носителями

соответствующих прав и обязанностей являются муниципальные образования Правовую основу

2 Берг О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. -2001. - № 2. - С. 19

3 Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публичноправовых образований в гражданском праве России // Юрист. -2006. - № 9. - С. 37

Надеин В. В.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

полномочий органов местного самоуправления по вопросам осуществления гражданских прав определяют Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.

Действия органов местного самоуправления, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями муниципального образования, в связи с чем важно определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях органов местного самоуправления, входят ли они в их компетенцию. Компетенция органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения, а также компетенция в области возложения имущественной ответственности.

Наиболее важными из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, являются права собственника муниципального имущества. Муниципальная собственность служит интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, увеличения его экономического потенциала.

По мнению Е. И. Колюшина, субъектами права муниципальной собственности выступают: органы

местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования4.

Однако и ГК РФ, и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом (п. 2 ст. 125 ГК РФ), и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждается нормой п. 2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающей, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

А. А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, указывает: «Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, -это прежде всего право самого населения. Но, учитывая

4 Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал

российского права. - 1997. - № 9. - С. 80

высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Думается, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме»5.

Такое толкование субъектов права муниципальной собственности представляется ошибочным. Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника -муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.

Представителями муниципального образования при осуществлении права муниципальной собственности могут выступать иные субъекты: физические и

юридические лица, публично-правовые образования, которые действуют на основании доверенности или договора поручения. Случаи возможного представительства устанавливаются нормативноправовыми актами. Например, для продажи находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ привлекаются брокеры - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности. Осуществление права муниципальной собственности возможно посредством других лиц.

Таким образом, органы местного самоуправления приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, через органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусеэтих органов. Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно муниципальные образования в целом, а не органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно только в роли финансируемых собственником муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их муниципального образования.

5 Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. -1999. - № 3/4. - С. 33

Список литературы:

1. Берг О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. -2001. - № 2. - С. 18-22

2. Гражданское право: в 2 т. Том 1: учебник / Отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Издательство БЕК, 2008. - С. 351-383

3. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. - 1997. - № 9. - С. 79-81

4. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публичноправовых образований в гражданском праве России //

Юрист. - 2006. - № 9. - С. 35-38

5. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. -1999. - № 3/4. - С. 32-35

Reference list:

1. Berg O.V. On the participation of local self-government bodies in civil legal relations// The State power and local self-government. - 2001. - №2. - P. 18-22

2. Civil law: in 2 vol. Volume 1: the textbook / Ed..E.A. Syhanov -

M.: Publishing house BEK, 2008. - P. 351-383

3. Kolyushin, E.I. On the right of municipal ownership // Journal of Russian law. - 1997. - №9. - P. 79-81

4. Moiseeva E.V. To the question of legal status of public legal entities in the civil law of Russia // Lawyer. - 2006. - №9. - P. 3538

5. UvarovA.. Municipal property: problems of formation and control / / Journal of Russian law. - 1999. - №3/4. - P. 32-35

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена характеристике особенностей осуществления гражданских прав муниципальными образованиями. Автор отмечает, что гражданская правосубъектность муниципальных образований носит особый, специфический характер, поскольку определяется нормами различных отраслей права, и реализуется посредством не только приемов, предусмотренных нормами гражданского права, но и властных актов, совершаемых органами местного самоуправления. Поскольку в отношениях, регулируемых частным правом, публичное образование не обладает властными полномочиями, а подчинено общим принципам гражданского права, происходит своеобразное «расщепление» личности муниципального образования в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует. Автор приходит к выводу, что публично-правовая сущность муниципального образования дает о себе знать и в гражданском праве - она выражается в особом характере публичного образования как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом.

Анализируя особенности муниципального образования как субъекта гражданского права, автор приходит к выводу о том, органы местного самоуправления приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, через органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно муниципальные образования в целом, а не органы местного самоуправления.

Структура статьи логична, отвечает поставленным целям и задачам. По моему мнению, цель статьи - анализ особенностей осуществления гражданских прав муниципальными образованиями, - достигнута. Предложения, изложенные по тексту статьи, несомненно, заслуживают внимания и представляют интерес в плане дальнейшего развития гражданского законодательства.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры гражданско-правовых

дисциплин ФГБОУ ВпО «СевКавГТУ»,

доктор юридических наук, профессор

С. С. Шевчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.