Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ – ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕАЭС'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ – ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трудящие мигранты / ЕАЭС / единое экономическое пространство / правовое положение иностранных работников / смешанный правовой режим.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.А. Гришунов

В статье рассматриваются некоторые вопросы определения правового статуса трудящихся мигрантов, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС, в контексте формирования Единого экономического пространства в рамках ЕАЭС. Автором делается комплексный анализ международных соглашений и российского законодательства в исследуемой сфере, делается вывод о том, что Договором о создании ЕАЭС установлен «смешанный правовой режим» в определении правового статуса трудовых мигрантов – граждан государств-членов ЕАЭС при осуществлении ими трудовой деятельности на территории Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ – ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕАЭС»

Д.А. Гришунов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ - ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕАЭС

В статье рассматриваются некоторые вопросы определения правового статуса трудящихся мигрантов, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС, в контексте формирования Единого экономического пространства в рамках ЕАЭС. Автором делается комплексный анализ международных соглашений и российского законодательства в исследуемой сфере, делается вывод о том, что Договором о создании ЕАЭС установлен «смешанный правовой режим» в определении правового статуса трудовых мигрантов - граждан государств-членов ЕАЭС при осуществлении ими трудовой деятельности на территории Единого экономического пространства.

Ключевые слова: трудящие мигранты, ЕАЭС, единое экономическое пространство, правовое положение иностранных работников, смешанный правовой режим.

Попытки осуществления социально-экономической интеграции неоднократно предпринимались Российской Федерацией и рядом стран бывших членов СССР. Среди таких примеров можно назвать Содружество Независимых Государств (создано в 1991 году), Таможенный Союз (1995 год), который впоследствии трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2000 по 2014 годы. Новый импульс процессам социально-экономической интеграции Российской Федерации и ряда постсоветских государств придало создание в 2014 году Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС). Странами участниками ЕАЭС в настоящее время являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения.

Причины экономической интеграции указанных стран, на наш взгляд, стоит искать в исторических, текущих геополитических и социально-экономических особенностях. Исторические особенности обусловлены тем фактом, что государства-члены ЕАЭС являлись республиками в составе СССР, распад которого создал целый «пласт» социально-экономических проблем, таких как стихийные перемещения рабочей силы из экономически слабо развитых государств в более развитые, наличие высокого уровня нелегальной трудовой миграции вследствие относительной «открытости» границ между получившими независимость государствами.

Среди социально-экономических причин интеграции государств-членов ЕАЭС можно выделить низкую эффективность использования рабочей силы на национальных рынках труда; различия в спросе и предложении на национальных рынках труда (к примеру, на рынке труда Казахстана высок спрос на высококвалифицированную рабочую силу при большом количестве предложений низкоквалифицированной рабочей силы), что создает условиях для привлечения необходимых специалистов из государств-членов ЕАЭС, обратным примером может служить ситуация на российском рынке труда, в частности в московском регионе, где существует высокий спрос на низкоквалифицированные профессии с невысокой оплатой труда, которые по тем или иным причинам не хотят занимать местные жители.

Объединение государств в ЕАЭС обусловлено и текущей геополитической обстановкой, сформировавшейся в евразийском регионе, а именно, санкционной политикой западных государств, что по сути «вынуждает» государства искать экономических партнеров среди стран ближнего зарубежья.

В рамках реализации проектов по экономической интеграции указанными странами создано Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП), функционирование которого предполагает свободу движения

© Д.А. Гришунов, 2022.

Научный руководитель: Дихтяр Ангелина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Россия.

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории стран-членов ЕАЭС. Кроме того, действие Единого экономического пространства предполагает координацию экономической политики государств -членов в отношении ключевых отраслей - макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Ключевыми правовыми основами создания ЕЭП являются 17 соглашений государств-участников, которые были введены в действие с 1 января 2012 года, часть из которых напрямую касается вопросов трудовой миграции - это Соглашение от 19 ноября 2010 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, предполагающее снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, упрощенный порядок миграционного учета; Соглашение от 19 ноября 2010 года о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, которое определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.

Стоит, однако, отметить, что Соглашение от 19 ноября 2010 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей в настоящее время утратило силу в связи с введением в действие Протокола № 33 к Договору о ЕАЭС. Теперь круг вопросов, правовое регулирование которых осуществлялось указанным соглашением, подпадает под правовое поле раздела XXVI части третьей Договора о ЕАЭС.

Представляется, что ключевыми факторами функционирования единого рынка труда в рамках единого экономического пространства в ЕАЭС является надлежащим образом разработанная и действующая нормативно-правовая база, соответствующая уровню развития общественных отношений и миграционных процессов на территории функционирования ЕЭП.

Важным моментом является определение правового положения трудящихся-мигрантов (граждан-членов ЕАЭС) при осуществлении трудовой деятельности на территории государства-члена ЕАЭС, гражданином которого трудящийся-мигрант не является.

Отечественная доктрина международного и международного частного права в вопросах определения правового положения иностранных граждан использует принцип национального режима, уравнивающий права иностранцев и граждан государства, что подтверждают положения статьи 62 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кроме того, в научной юридической литературе выделяются также специальный режим, закрепляющий отклонения от национального режима в лучшую либо худшую сторону, и режим наибольшего благоприятствования, предполагающий предоставление определенным иностранным гражданам (как правило гражданам иностранных государств, с которыми у этого государства заключены международные договоры, регулирующие вопросы правового положения иностранных граждан) прав и установление обязанностей в наиболее выгодном правовом отношении в сравнении с гражданами третьих стран1.

В научной литературе нет единого мнения по вопросу о режиме, который установлен в отношении правового положения трудящихся мигрантов, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС. К примеру, согласно позиции А.Ю. Ястребовой, Договор о ЕАЭС в отношении правового положения граждан государств-участников союза устанавливает режим наибольшего благоприятствования, «выводит» трудящихся мигрантов из числа граждан государств-участников ЕАЭС в особую льготную категорию иностранных работников2. В то же время, рядом авторов высказывается и иная точка зрения. Так, А.С. Мрих отмечает: «Договор о ЕАЭС, предоставив трудящимся государств-участников правовой режим трудоустройства, идентичный национальному, создал условия для полноценной трудовой миграции как неквалифицированной, так и квалифицированной рабочей силы. Таким образом, был сделан шаг в сторону установления национального режима для трудящихся государств-участников ЕАЭС»3.

Представляется, что комплекс прав и обязанностей трудящихся-мигрантов граждан стран ЕАЭС нельзя однозначно отнести к какому-либо из имеющихся в теории правовых режимов. Полагаем, что Договором о ЕАЭС закреплены права и обязанности трудовых мигрантов, составляющие в совокупности «смешанный правовой режим» в отношении правового положения иностранных граждан, включающий в себя признаки национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

1 Валеев, Р.М., Курдюков, Г.И. Международное право: Учебник для бакалавров / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2017. - С. 214.

2 Ястребова, А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации / А.Ю. Ястребова. - М.: ООО «ВАКО», 2014. - С. 336.

3 Мрих, А.С. Трудоправовая интеграция государств Европейского союза и государств Евразийского экономического союза: сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Мрих А.С. -Екатеринбург, 2017. - С. 89-96.

Для рассмотрения вопросов правового статуса трудящихся мигрантов из государств-членов ЕАЭС необходимо в первую очередь определиться с действием норм Договора о ЕАЭС в сфере трудовой миграции «по кругу лиц».

Ответ на этот вопрос можно найти в статье 96 Договора о ЕЭАС. Так, часть 5 указанной статьи оперирует понятием «трудящийся государства-члена», в то время как утратившее силу Соглашение от 19 ноября 2010 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей использовало понятие «трудящийся-мигрант». По мнению Д.К. Бекяшева, Д.В. Иванова такой подход выбран в целях демонстрации своеобразия региональной интеграционной модели свободного передвижения рабочей силы по аналогии со свободным передвижением рабочей силы в рамках Европейского Союза1. Согласно части 5 статьи

96 Договора о ЕАЭС «трудящийся государства-члена - лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает». Причем под трудовой деятельностью государствами-членами ЕАЭС понимается деятельность как на основании трудового договора, так и основанная на гражданско-правовом договоре, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

К кругу прав и обязанностей, которые можно отнести к правам и обязанностям, составляющим «режим наибольшего благоприятствования», можно отнести следующие положения.

Одной из основополагающих начал единого рынка труда является право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, закрепленное пунктом 1 статьи 98 Договора о ЕАЭС. Указанное право находит выражение в ряде норм Договора о ЕАЭС. К таким положениям можно, в частности, отнести право работодателей (заказчиков работ или услуг) государства -трудоустройства привлекать к трудовой деятельности трудовых мигрантов граждан государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда (пункт 1 статьи 97 Договора о ЕАЭС). Так, примером действия рассматриваемого права в российском трудовом законодательстве можно назвать закреплённые правила о том, что в случаях, предусмотренных международными договорами, иностранному гражданину не требуется получения разрешения на работу или патент для заключения трудового договора (абзац 2 части 1 статьи 327.2, абзац 3 части 1 статьи 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации). К таким случаям как раз можно отнести заключение трудового договора между работодателем (заказчиком работ или услуг) и трудовым мигрантом, являющимся гражданином государства-члена ЕАЭС.

В то же время, пунктом 2 статьи 97 Договора о ЕАЭС делается оговорка, суть которой состоит в том, что ограничения в целях защиты национального рынка труда могут быть установлены законодательством государств в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка.

Другой формой проявления режима наибольшего благоприятствования в едином рынке труда в рамках ЕАЭС является правило, согласно которому документы об образовании, выданные в государстве гражданства трудящегося государства-члена, признаются в государстве трудоустройства без установленных законодательством данного государства процедур признания документов об образовании (пункт 3 статьи

97 Договора о ЕАЭС).

Порядок признания документов об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации установлен статьей 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, по общему правилу признание иностранного образования и иностранной квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании и квалификации (часть 3 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, правила, установленные пунктом 3 статьи 97 Договора о ЕАЭС, позволяют пропустить установленную законодательством Российской Федерации об образовании процедуру признания документов об образовании, что на наш взгляд является вполне обоснованным, поскольку позволяет трудящемуся-мигранту быстрее приступить к осуществлению трудовой функции, миновать административные барьеры, которые могут возникнуть в связи с проведением процедуры признания его документов об образовании или квалификации. Представляется, что указанное существенным образом оказывает влияние на скорость формирования единого экономического пространства на территории государств-членов ЕАЭС, создает условия для более быстрой экономической интеграции государств-членов ЕАЭС.

Стоит, однако, отметить, что абзацами 2-4 пункта 3 статьи 97 Договора о ЕАЭС закреплено несколько оговорок к правилу о признании документов об образовании и квалификации, выданных в государстве гражданства трудящегося государства-члена. Во-первых, сохранены необходимость прохождения

1 Иванов, Д.В., Бекяшев Д.К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции / Д.В. Иванов, Д.К. Бекяшев. - М.: Проспект, 2015. - С. 129-132.

процедуры признания документов об образовании в сфере педагогической, медицинской и юридической деятельностях, а также необходимость прохождения процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях. Во-вторых, у работодателей имеется право на запрос нотариального перевода документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов на направление запросов, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы, что по своей сути корреспондирует принципу признания документов об образовании, выданных в государствах-членах ЕАЭС.

Другим правом, относящимся к режиму наибольшего благоприятствования, является беспрепятственный перевод денежных средств (подпункт 3 пункта 2 статьи 98 Договора о ЕАЭС).

С другой стороны, в отношении ряда прав и обязанностей Договором о ЕАЭС установлен национальны режим.

Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС предусмотрен зачет трудового (страхового) стажа трудящихся государств-членов в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Кроме того, государствами-членами ЕАЭС заключено "Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза" от 20.12.2019, согласно которому формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. Реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.

Кроме того, члены ЕАЭС установили принцип равенства территорий и экспорта пенсий. Суть данного принципа заключается в том, что выплата пенсий трудящемуся государства-члена ЕАЭС может быть осуществлена в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС, гражданином которого данное лицо не является. Кроме того, размер пенсии не может быть уменьшен, ее выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося на территории другого государства-члена.

К следующей группе прав, относящихся к национальному режиму в отношении трудящихся из государств-членов ЕАЭС, можно отнести имущественные права. Согласно пункту 2 статьи 97 Договора о ЕАЭС за трудящимися закреплены права на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, а также сопряженное с этими правами право на защиту собственности. Данные права трудящиеся осуществляют в порядке, установленном законодательством государства трудоустройства.

Как справедливо отмечает С.В. Ионцева: «рассматривая вопросы защиты прав собственности, нельзя не упомянуть еще одну важную свободу, предусмотренную договором о ЕАЭС - защиту интеллектуальной собственности»1. Так, согласно пункту 1 статьи 90 Договора о ЕАЭС по общему правилу лицам одного государства-члена на территории другого государства-члена предоставляется национальный режим в том, что касается правового режима объектов интеллектуальной собственности.

Национальный режим предоставляется трудящимся и в иной сфере социально-трудовых прав -право на вступление в профессиональные союзы. Такое право, в силу пункта 5 статьи 98 Договора о ЕАЭС, осуществляется трудящимся государства-члена наравне с гражданами государства трудоустройства.

Таким образом, комплексный анализ норм Договора о ЕАЭС позволяет сделать вывод о том, что государства-члена союза установили «смешанный правовой режим» в отношении правового положения трудящихся мигрантов граждан государств-членов ЕАЭС на территории государства-члена ЕАЭС, включающий в себя признаки национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2001. - № 256. - 2021. - № 265.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Российская газета. -2001. - № 233. - 2021. - № 146.

4.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 140. - 2021. - № 145.

1 Ионцева, С.В. Перспективы формирования общего рынка труда ЕАЭС: правовые особенности / С.В. Ионцева // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - Том 1. - № 2. - С. 120.

5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.

- 2012. - № 303. - 2022. - № 84.

6.Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=58B0F9924B9BEC40F19ECDE529C9B86A&mode=docs& SORTTYPE=0&BASENODE=1 -

1&base=LAW&n=415670&md=7811A541E8714B50515352DA2E1BCCCC#TgOA74TKCZxVQe19. - Дата доступа: 28.04.2022.

7.Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 5. - Ст. 546.

8.Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19.11.2010 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 5. - Ст. 541.

9.Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 11. - Ст. 1716.

10.Валеев, Р.М., Курдюков, Г.И. Международное право: Учебник для бакалавров / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков.

- М.: Статут, 2017. - 496 с.

11.Мрих, А.С. Трудоправовая интеграция государств Европейского союза и государств Евразийского экономического союза: сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Мрих А.С. -Екатеринбург, 2017. -206 с.

12.Иванов, Д.В., Бекяшев Д.К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции / Д.В. Иванов, Д.К. Бекяшев. - М.: Проспект, 2015. - 392 с.

13.Ионцева, С.В. Перспективы формирования общего рынка труда ЕАЭС: правовые особенности / С.В. Ион-цева // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - Том 1. - № 2. - С. 111-124.

14.Ястребова, А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации / А.Ю. Ястребова. - М.: ООО «ВАКО», 2014. - 462 с.

ГРИШУНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.