Научная статья на тему 'Некоторые вопросы охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности'

Некоторые вопросы охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права человека / гарантии прав гражданина / охрана и защита прав / правоприменительная деятельность / правоохранительные органы / МВД России / закон / human rights / guarantees of the rights of the citizen / protection and protection of the rights / lawenforcement activity / law enforcement agencies / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Мецгер

Проведено теоретико-правовое осмысление возникающих на практике, в правоприменительной деятельности проблемных вопросов охраны и защиты гарантий прав граждан Российской Федерации. Для того чтобы каждый индивид мог обезопасить себя, государство должно создать благоприятные социальные условия, которые бы смогли ее обеспечить. Если рассматривать указанный вопрос под этим углом зрения, то становится очевидным, что любой человек гак или иначе самостоятельно участвует в защите своих субъективных прав и законных интересов. Субъективные права и законные интересы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой и относятся к вопросам правовой охраны. Однако их необходимо рассматривать как самостоятельные категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of protection and protection of guarantees of citizens’ rights in law enforcement

In the article, theoretical and legal understanding of the problematic issues of protecting and protecting the rights of citizens of the Russian Federation arising in practice, in law enforcement activities was carried out. In order for each individual to be able to protect himself, the State must create favourable social conditions that would enable it. If we consider this issue from this perspective, it becomes obvious that any person is involved in the protection of his subjective rights and legitimate interests. Subjective rights and legitimate interests are closely interrelated and interlinked and relate to issues of legal protection. However, they must be treated as distinct categories.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-171-175 NIION: 2015-0066-5/21-098 MOSURED: 77/27-011-2021-05-297

Некоторые вопросы охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности

Андрей Александрович Мецгер

Государственный университет управления, Москва, Россия, metzger@yandex.ru

Аннотация. Проведено теоретико-правовое осмысление возникающих на практике, в правоприменительной деятельности проблемных вопросов охраны и защиты гарантий прав граждан Российской Федерации. Для того чтобы каждый индивид мог обезопасить себя, государство должно создать благоприятные социальные условия, которые бы смогли ее обеспечить. Если рассматривать указанный вопрос под этим углом зрения, то становится очевидным, что любой человек гак или иначе самостоятельно участвует в защите своих субъективных прав и законных интересов. Субъективные права и законные интересы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой и относятся к вопросам правовой охраны. Однако их необходимо рассматривать как самостоятельные категории.

Ключевые слова: права человека, гарантии прав гражданина, охрана и защита прав, правоприменительная деятельность, правоохранительные органы, МВД России, закон

Для цитирования: Мецгер А. А. Некоторые вопросы охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 171-175. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-5-171-175.

Original article

Some issues of protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement

Andrey A. Metsger

State University of Management, Moscow, Russian Federation, metzger@yandex.ru

Abstract. In the article, theoretical and legal understanding of the problematic issues of protecting and protecting the rights of citizens of the Russian Federation arising in practice, in law enforcement activities was carried out. In order for each individual to be able to protect himself, the State must create favourable social conditions that would enable it. If we consider this issue from this perspective, it becomes obvious that any person is involved in the protection of his subjective rights and legitimate interests. Subjective rights and legitimate interests are closely interrelated and interlinked and relate to issues of legal protection. However, they must be treated as distinct categories.

Keywords: human rights, guarantees of the rights of the citizen, protection and protection of the rights, law-enforcement activity, law enforcement agencies, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, law

For citation: Metsger A. A. Some issues of protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement // Bulletin of economic security. 2021;(5):171-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-171-175.

Права человека являются одним из важнейших элементов правовой и социокультурной системы государства. Их состояние в современном мире, недостаточный уровень охраны и защиты государством свидетельствует о необходимости поиска путей совершенствования правовых механизмов охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменитель© Мецгер А. А., 2021

ной деятельности [6, с. 1—4]. Все составные части сложного правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина соотносятся не только с государством, но и с самим индивидом. Необходимо отмстить, что в правовом государстве индивид является субъектом права, но не объектом государственной власти. Поэтому необходимо рассматривать дан-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ный вопрос с акцентом на более гуманные аспекты концепции безопасности, обозначив главные - интересы человека и гражданина, а также их защиту. Постепенно человечество приходит к пониманию того, что в механизм защиты прав человека и гражданина включается не только деятельность государственных органов, но также и деятельное поведение самих индивидов.

С учетом этого, по мнению автора статьи, логичным в аспекте охраны и защиты гарантий прав граждан будет суждение о юридической безопасности в государстве. Для того чтобы каждый индивид мог обезопасить себя, государство должно создать благоприятные социальные условия, которые бы смогли ее обеспечить. Если рассматривать указанный вопрос под этим углом зрения, то становится очевидным, что любой человек гак или иначе самостоятельно участвует в защите своих субъективных прав и законных интересов. Субъективные права и законные интересы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой и относятся к вопросам правовой охраны. Однако их необходимо рассматривать как самостоятельные категории. Государству удобно через такой инструмент, как «законные интересы», брать под свою охрану все те интересы личности, которые нет необходимости или нет возможности опосредовать в субъективные права для их удовлетворения (например, экономические условия - интересы, которые нельзя еще обеспечить материально, финансово).

Субъективные права - это такое права и свободы, которые присущи каждому человеку от рождения и неотчуждаемы. Эти права нашли свое закрепление в Конституциях многих стран и в различных международно-правовых актах. Согласно Конституции РФ к ним относятся: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право частной собственности; право на неприкосновенность жилища; право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и достоинства; право свободно передвигаться и выбирать место жительства; право на свободу совести и мысли и т. д.

По мнению А. А. Чернякова, субъективное право - это создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая юридическая возможность действовать, позволяющая субъекту (как носителю этой возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенным социальным благом, обращаться, в случае необходимости, к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным [8, с. 49-50]. В законных интересах сосредотачиваются те блага личности, которые по тем пли иным причинам не опосредованы в субъективных правах [4].

При всем разнообразии существующих правовых систем (правовых семей) их эффективность определяется достаточно универсальными критериями -прочностью конституционного правопорядка, защищенностью достоинства человеческой личности, гарантиями прав и свобод граждан, обеспечением социальной справедливости и солидарности. Ключевую роль в решении этих задач призвано играть государство, выступающее не только в качестве властного института, но и многоуровневой системы политического участия граждан, эпицентра общественных коммуникаций, ключевого актора экономических, социальных, культурных процессов, суверенного субъекта международно-правовых отношений и мирового политического процесса [2, с. 44]. Поэтому от направленности и качества конституционно-правового регулирования основ государственного строя напрямую зависят благосостояние, социальная сплоченность и политическая мобильность общества.

Опыт конституционного развития, полученный человечеством в XX веке, позволил сформировать вполне определенный «стандарт» институциональных характеристик прав человека в современном государстве. Ярким примером является российская конституционная модель, в рамках которой государство провозглашается демократическим, социальным, правовым и светским.

Правовая политика любого государства реализуется посредством взаимодействия, происходящего между различными субъектами, которые входят в политическую систему общества. При этом свое выражение она получает в различных федеральных целевых программах, концепциях развития, а также международных актах, ратифицированных Российской Федерацией, иных нормативных правовых актах. Для того, чтобы наиболее детально очертить направления реализации правовой политики, необходимо использовать такой термин, как «формы реализации правовой политики». Данная категория по своему смыслу является весьма неоднозначной и дискуссионной.

Достаточное количество правоведов использует термин «формы реализации» в целях обозначения путей, различных направлений, по которым происходит претворение в реальность правовой политики. При этом стоит обратить внимание на то, что формы реализации правовой политики могут быть различны. В частности к ним необходимо отнести: правотворческую, правоприменительную, правоинтер-претационную, доктринальную, обучающую и иные

[1, с. 97].

Одной из наиболее важных форм, за счет которой происходит реализация правовой политики, является правоприменительная форма. Для данной формы характерны определенные специфические закономерности функционирования, а также развития, что и от-

JURISPRUDENCE

личает ее значительно от иных видов форм, а также придает ей особую значимость [5, с. 72].

Правоприменительная деятельность обладает отличительными чертами, к которым необходимо относить следующее.

1. Данный вид деятельности могут осуществлять только те, кто специально уполномочен на это (компетентные органы или должностные лица). То есть фактически иные лица, не наделенные такими полномочиями, не вправе осуществлять правоприменительную деятельность.

Правоприменительная деятельность реализуется управомоченными государственными органами (а также учреждениями). При этом такие органы и учреждения необходимо рассматривать в качестве основных составляющих элементов социума, и они находятся внутри механизма действия права.

В целях возможности государства обеспечить надлежащим образом их работу необходимы такие условия, как:

- наличие соответствующей нормативно-правовой базы, которая может осуществлять регулирование общественными процессами, надлежащим образом;

- наличие некой социальной опоры в лице населения страны;

- наличие средств, необходимых для того, чтобы осуществлять регулярное воздействие на само государство;

- наличие силовых структур;

- наличие четкой идеологии и идеологической системы;

- наличие информационных систем, посредством которых происходит весьма эффективное влияние на мнение общества в целом [7, с. 612—614].

2. Правоприменительная деятельность реализуется в особых процессуальных формах. В настоящее время существует определенная процедура правоприменительной деятельности в различных судебных, следственных и иных государственных органах. При этом применение норм материального права осуществляется в рамках процессуальных норм.

3. Правоприменительная деятельность по своей сущности является комплексной формой, посредством которой происходит реализация юридических предписаний.

4. Правоприменительная деятельность осуществляется в достаточно четко определенной процессуальной форме [9, с. 83].

В ходе многолетней дискуссии о правовой природе и использовании в правоприменительной деятельности правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации признано, что они образуют интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, являются результатом интерпретации Конституционным Судом духа и буквы Конституции,

так как они дают толкование конституционных норм либо выявляют конституционный смысл отдельных положений отраслевого законодательства.

Напомним, что в советской доктрине права человека второго поколения всегда назывались «социально-экономическими», и по сути, такими же и являлись — симбиозом социальной и экономической составляющей единого комплекса прав человека второго поколения. При социализме не могло быть сформулировано отдельных категорий прав, которые базировались бы на экономической активности человека, не связанной с государством, и на частной собственности. В этом смысле «социальный» и «экономический» блок прав при социалистическом строе фактически ничем не отличались друг от друга, и не имело особого смысла их делить и классифицировать как различные виды. Об этом, в частности, пишет венгерский конституционалист А. Шайо, который считает, что недифференцированное использование выражения «социально-экономические права» является наследием периода государственного социализма. Кроме того, если даже социально-экономические права делились на социальные, экономические и культурные, то это разграничение нередко никак юридически не обосновывалось. Такое особое понимание экономического характера привело к тому, что рассматриваемые права понимались по преимуществу как безэквивалентные. Считалось, что они порождают односторонние правоотношения (в которых не было права требования, а лишь фиксировалась обязанность государственных органов по их предоставлению). Тем самым приоритет социальных прав и свобод в советском государстве, прежде всего, оформлял монополию государства на распределение социальных благ [3, с. 86].

Приоритет социально-экономических прав накладывал отпечаток на понятие субъективного права, которое всегда считалось юридическим ядром концепции прав человека. Но в отличие от самого понятия «права человека» связь субъективного права с государством была более очевидной, поскольку оно трактовалось как простое производное от объективного права. Деление прав на социально-экономические, политические и личные признавалось значимым подразделением качественно разных по своему содержанию областей общественных отношений «по предмету правового регулирования» [10, с. 54].

Правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации свидетельствует о низком качестве предварительного расследования и отправления правосудия по уголовным делам. Одной из причин такого состояния исполнения конституционных положений о правовой защите граждан отчасти является не совершенство действующего уголовно-процессуального законодательства.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Попытки отдельных представителей законодательных и исполнительных государственных органов изменить некоторые положения УПК РФ не всегда приводят к положительным результатам, а порой вместо пользы могут причинить и вред для целей, которые преследует государственная правоохранительная и судебная системы. Очевидно, что научное сопровождение деятельности органов охраны правопорядка в особых условиях необходимо ревизовать. Это обусловлено современными реалиями, кардинальными изменениями, происходящими в экономической, политической и социальной сферах жизни общества и российского государства. Однако приходится констатировать, что на территории стран постсоветского пространства еще не сложилась завершенная доктрина и комплексная система научного мониторинга деятельности таких органов в особых условиях [7, с. 615].

Условием развития любого современного общества является должное состояние правопорядка, обеспеченное эффективной работой правоохранительных органов, основанной на совершенной законодательной базе. Полиция относится к исполнительной ветви власти. Она не наделена полномочиями по изданию законов. Ее обязанность исполнять принятые законы, действуя в рамках правового поля, установленного этими законами. За рамки этого поля не могут выходить и ведомственные правовые акты, изданные по исполнению принятых законов. К сожалению, в последние годы все чаще наблюдается поспешное, зачастую не проработанное должным образом, принятие законов правоохранительной направленности, содержащих значительное количество пробелов, дублируемых впоследствии ведомственными нормативными актами.

Основным субъектом, реализующим национальную безопасность, является государство, которое осуществляет свои функции через силовые структуры. Краеугольным камнем в этой деятельности является взаимодействие данных структур и общества. Здесь, в первую очередь, речь идет о степени доверия общества к силовым структурам. Опросы показывают, что подавляющая часть общества воспринимает их как необходимый исторически сложившийся элемент государственной системы. В непосредственно постоянном контакте с обществом находится Министерство внутренних дел. Результативное выполнение функций Министерства по обеспечению национальной безопасности затрудняется недостаточной проработанностью законодательной базы правоохранительной деятельности, что, в первую очередь, выражается в коллизиях и пробелах законодательства.

Что касается обеспечения общественной безопасности на законодательном уровне, то в данном случае примером реализации политики государства является

существование лицензионно-разрешительной системы на функционирование предприятий, использующих в своей деятельности продукты и вещества, представляющие повышенную опасность для окружающего мира. Роль полиции в данном случае заключается в выдаче разрешений на открытие и функционирование оружейных магазинов, мастерских, перевозку, хранение огнестрельного оружия, взрывчатых материалов и других веществ. Таким образом, борьба с преступностью является одним из самых трудных направлений национальной безопасности, реализация которых предполагает выполнение определенной деятельности органами внутренних дел.

Список источников

1. Дюрягин, И. Я. Право и управление. М., 1981.

2. Козлов, А. Е. Социальная политика : конституционно-правовые проблемы. М. : Наука, 1990.

3. Козлов, А. Е. Социальная политика : конституционно-правовые проблемы. М., 1990.

4. Общая теория прав человека / Рук. авт. колл. и отв. ред. доктор юрид. наук Е. А. Лукашева. М. : Издательство НОРМА, 2006. 520 с.

5. Сальников, В. П., Степашин, С. В., Хабибу-лин, А. Г. Государственность как феномен и объект типологии : теоретико-методологический анализ. СПб., 2001.

6. Тункин, Г. И. Теория международного права. М., 2009.

7. Федоринова, Е. А. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел : сфера и формы осуществления // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы международной научно-практической конференции, 17-18 сентября 2015 г. Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2015.

8. Черняков, А. А. Право, закон, правозакон-ность : вопросы обновления действующего права и проблемы нормативной терминологии. Алматы : ЮРИСТ, 2001.

9. Шагиева, Р. В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе. Казань, 1986.

10. Шайо, А. Как верховенство право погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право : Восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23).

References

1. Duryagin, I. J. Law and management. M., 1981.

2. Kozlov, A. E. Social policy : constitutional and legal problems. M. : Nauka, 1990.

3. Kozlov, A. E. Social policy : constitutional and legal problems. M., 1990.

JURISPRUDENCE

4. General theory of human rights / Owner. ed. call. and resp. edited by Dr. Jurid. Sciences E. A. Lukasheva. M. : Publishing house NORMA, 2006. 520 p.

5. Salnikov, V. P., Stepashin, S. V., Khabibulin, A. G. Statehood as a phenomenon and object of typology : theoretical and methodological analysis. St. Petersburg, 2001.

6. Tunkin, G. I. Theory of International Law. M., 2009.

7. Fedorinova, E. A. Law enforcement activity of internal affairs bodies: scope and forms ofimplementation // Actual problems of law and law enforcement at the

present stage : materials of the international scientific and practical conference, September 17-18, 2015 Novorossiysk Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Krasnodar, 2015.

8. Chernyakov, A. A. Law, lawfulness : issues of updating the current law and problems of normative terminology. Almaty : LAWYER, 2001.

9. Shagieva, R. V. Procedural and legal norms and their implementation in a socialist society. Kazan, 1986.

10. Chaillot, A. How the rule of law ruined the reform of social protection in Hungary // Constitutional Law : Eastern European Review. 1998. № 2 (23).

Информация об авторе

А. А. Мецгер - доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления, кандидат юридических наук.

Information about the author A. A. Metsger - Associate Professor of the Department of Private Law of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 28.09.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

Криминология

Криминология. Учебное пособие. Под ред. С. В. Иванцова, Е. А. Антонян [Я. Л. Алиев и др.] 5-е изд. 319 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований.

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.