Научная статья на тему 'Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в развитии образовательного процесса'

Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в развитии образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОД / СТИЛЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Гулноз Хакимовна, Рахматова Гуллола Шавкатовна

В статье рассматривается некоторые вопросы взаимосвязи между методом и средствами обучения в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Гулноз Хакимовна, Рахматова Гуллола Шавкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в развитии образовательного процесса»

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993-1999. С. 29.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002. С. 28-29.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От 3 деятельности к личности. М., 2001. С. 41.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Хасанова Г.Х.1, Рахматова Г.Ш.2

1Хасанова Гулноз Хакимовна - доцент, .заведующая кафедрой;

2Рахматова Гуллола Шавкатовна - преподаватель, кафедра дошкольного образования, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается некоторые вопросы взаимосвязи между методом и средствами обучения в процессе обучения.

Ключевые слова: гуманитаризация, педагогика, метод, стиль, взаимосвязь, образовательный процесс.

В настоящее время главной целью образовательных реформ в Узбекистане является воспитание свободной, самостоятельной, всесторонне развитой личности. Как известно, гуманитаризация общества осуществляется в тесном взаимодействии с гуманитаризацией деятельности образовательных учреждений. Ведь в учебных заведениях обучающийся наряду с овладением только определенными знаниями, умениями и навыками повышает свою духовность, самосознание, любовь к Родине.

Основная составляющая учебно-воспитательной единицы заключается в обеспечении взаимосвязи методов и видов образования в гуманитаризации образования.

Методы обучения - это метод работы учителя в соответствии с умственными способностями и интересах учащихся, в овладении учащимися знаниями и навыками, а также в умении практического применения полученных знаний.

Методы и формы обучения взаимосвязаны, они приобретают новое содержание в учебном процессе и вместе с приобретением учащимися научных знаний формируют новые самостоятельные мыслительные способности на основе гуманистических условий.

Постоянное усложнение вопросов в сфере образования и воспитания и появление новых возможностей, успешная реализация задач общего среднего образования требуют постоянного обновления методов обучения, творческого использования народной педагогики, в частности, педагогики народов многонационального Востока.

Дидактические методы обучения и их роль в обновлении ставит перед учителями такую же важную задачу, как и воспитание молодого поколения.

Слово «Метод», используемое в широком смысле, представляет собой теоретическую и практическую деятельность по достижению поставленных перед собой целей, овладению определенным объектом.

Под методом обучения понимается совместная деятельность учителей и учеников в процессе обучения, направленная на достижение ожидаемой цели. Методы обучения определяют, как в процессе обучения происходит деятельность учителя и

ученика, как организовать и вести учебный процесс. Другими словами, методы обучения включают способы, применяемые к деятельности, связанной с обучением, то есть вооружением учителей знаниями, умениями и навыками, а также к деятельности по освоению учащимися научных знаний, умений и навыков, предусмотренных в обучении. Это означает, что метод обучения направлен на обеспечение единства активности обеих сторон. Однако обе деятельности всегда одинаковы и не могут быть в одном направлении. В зависимости от характера материала, который будет проходить в процессе урока, деятельность учителя и ученика может быть разной.

Разнообразие деятельности, направленной на достижение определенной цели в процессе обучения, порождает новые методы. В системе школьного образования наряду с обучением используются термины «стиль» и «инструмент».

Стиль - это построение работы с использованием некоторых элементов, используемых при прохождении определенных учебных тем. Так, если конкретное содержание излагается с помощью устной речи, а также с помощью вопросно-ответных или инструктивных материалов с помощью учебных заметок, комментариев, стиль меняет направление основного метода, и он становится стилем данного метода. У опытных учителей есть свой собственный способ и стиль. Однако частные методы, применяемые при преподавании некоторых предметов, прочно связаны с общими методами обучения.

Инструмент - это использование вспомогательных учебных материалов, а именно техники, учебных пособий, учебного оборудования и т. д., необходимых для успешной реализации определенного метода обучения. Так, в процессе урока используется техника и инструменты: учебное кинооборудование, проекционный фон, микроскоп и другие аппаратные средства, используемые в лабораторных или демонстрационных занятиях (схема, диаграмма, фотография и другие), а также доказательства (данные, описание доказательной базы, правило, формула и т.д.), которые могут быть получены из других учебных материалов, относящихся к предмету.

Это означает, что методы обучения, выбранные в зависимости от характера учебных материалов в процессе обучения, могут включать те или иные методы и средства обучения. Но какой из методов обучения, стилей и инструментов? Необходимость использования зависит прежде всего от специфики той или иной учебной дисциплины. Сфера научных знаний, которая должна быть передана ученику, требует расширения спектра методов и форм обучения.

Отбор педагогических материалов, опирается на передовой опыт учителей с многолетним педагогическим стажем, что позволяет рационально использовать шедевры народной педагогики.

В системе образования методы обучения, которые основаны на наиболее благоприятных возможностях обучения студентов, можно разделить на следующие виды:

1. Устные методы обучения.

2. Наглядные методы обучения.

3. Практические методы обучения.

4. Проблемный способ обучения - поиск и размножение.

5. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

6. Методы самостоятельной работы.

7. Метод мотивации и обоснования учебной деятельности учащихся.

8. Метод контроля и самоконтроля в обучении.

9. Метод работы с книгой.

Таким образом, варианты разнообразных методов и средств обучения относительны, и при сопоставлении этих методов необходимо строго учитывать условия, к которым они применяются, характер решаемых задач, характер содержания материала, возраст и степень готовности учащихся.

42

1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

2. Атаева.Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки// Наука образование и культура. № 3 (27), 2018. С. 68-70.

3. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу // Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.

4. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.