Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРАВЕ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ КАК ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРАВЕ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ КАК ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1697
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
право внешний сношений / отрасль / международное право / международно-правовой акт / российский правовой акт / материалы / анализ / подходы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко Александра Олеговна

В статье рассматриваются некоторые вопросы о праве внешних сношений как самостоятельной отрасли международного публичного права на основе использования международно-правовых и российских правовых актов, анализа теоретических положений, научных подходов и авторского понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРАВЕ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ КАК ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

1 SCIENCE TIME i

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРАВЕ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ КАК ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Ткаченко Александра Олеговна, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга E-mail: tkachenkosashal 5@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы о праве внешних сношений как самостоятельной отрасли международного публичного права на основе использования международно-правовых и российских правовых актов, анализа теоретических положений, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: право внешний сношений, отрасль, международное право, международно-правовой акт, российский правовой акт, материалы, анализ, подходы.

Общепризнано, что международные отношения - одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [1, с.486] к установлению экономических, политических и гуманитарных связей между странами и другими субъектами, а поэтому все большее значение приобретает международное право.

Автор разделяет научный подход, что современное международное право часто называют правом Устава Организаций Объединенных Наций (далее -ООН). И действительно, именно Устав ООН определил принципы, Декларация о принципах международного права (1970 г.) их закрепила, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) дополнил и внес ряд новых основополагающих принципов международного права, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений [2,

| SCIENCE TIME |

с.94], в том числе участие государств в мировом сообществе.

Международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права [3, с.88]. Одной из проблем, которая представляет межгосударственное и внутригосударственное значение является осуществление государствами международных отношений с другими субъектами международного права.

Вопросам анализа права внешних сношений, как отрасли международного права, его отдельных подотраслей в виде дипломатического и консульского права, их особенностей [4] посвящено немало публикаций, что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной темы.

Предметом данного исследования будут некоторые вопросы, характеризующие [5, с.42] право внешних сношений как самостоятельную отрасль международного права.

Исходя из предмета исследования закономерны следующие вопросы [6, с.184]: что лежит в основе внешней политики государств как субъектов международного права; в каких формах реализуется деятельность государства в международных делах; какие органы государства осуществляют дипломатическую и консульскую деятельность; что понимается под правом внешних сношений и какие подотрасли оно включает; какие международно-правовые акты регулируют деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений; в каких российских правовых актах определяется деятельность указанных учреждений; какие цели и задачи преследуют государственные органы России? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение [7, с.507].

Как известно, что для эффективного функционирования государства как основного субъекта международного права, важное значение играет его внешняя политика, которая представляет собой совокупность методов и средств осуществления внешних функций государства, его общий курс в международных делах. В качестве одной из форм ее реализации выступает дипломатическая деятельность специальных органов внешних сношений государств, включающая в себя, в частности, подготовку и заключение международных договоров, дипломатическую переписку, представительство интересов аккредитующего государства в государстве пребывания, участие в работе международных конференций и организаций, официальную публикацию международных актов и документов и т.п. [8, с.162].

Однако дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия официальных связей и взаимодействий государств.

| SCIENCE TIME |

Существенную роль в этом процессе также играют отношения консульские, поддерживаемые специальными учреждениями, создаваемыми отдельными странами за границей. Наряду с вопросами, касающимися непосредственно назначившего их государства, на консульские учреждения возлагается комплекс функций по защите прав и интересов и оказанию содействия находящимся за рубежом гражданам этой страны и ее юридическим лицам.

Дипломатическая и консульская деятельность государств определяется рамками международного права и регулируется его нормами, образующими в совокупности одну из древнейших отраслей международного публичного права, зародившуюся во времена, когда государства стали посылать друг другу своих представителей (послов) для ведения переговоров и заключения международных соглашений [9, с.89].

Первоначально дипломатические представители в зарубежных странах исполняли поручения разового характера, но постепенно они превратились в постоянных представителей какого-либо государства на территории другого государства и остро встала необходимость в разработке дополнительных правовых норм и привилегий определяющих статус послов и сотрудников консульских учреждений на территории иностранных государств [10, с.122].

Постепенно эта ситуация стала меняться. В 1815 г. в Вене бы принят Протокол о классах дипломатических представителей (Венский регламент). Это был первый документ дипломатического права общего характера.

В 60-70-х годах XX века дипломатическое и консульское право получило новое развитие: в этой области были заключены детально разработанные письменные универсальные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. [11], Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. [12], Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. [13] и другие международно-правовые документы, которые являются в настоящее время основными международно-правовыми источниками права внешних сношений государств. Кроме того, источником правового регулирования международных отношений в этой области является большое количество двусторонних межгосударственных соглашений, особенно по консульским вопросам, в рамках которых конкретизируются и дополняются некоторые положения указанных конвенций.

Тем самым дипломатическое и консульское право, существовавшее ранее как система обычных норм, превратилось в современное время преимущественно в систему нормативных конвенционных предписаний.

Однако международный обычай по-прежнему сохраняет большое значение в его рамках (например, в области дипломатического протокола).

| SCIENCE TIME |

В тоже время этой отраслью международного права регулируется не только деятельность посольств или консульств и определяется правовое положение их должностных лиц. К сфере его ответственности относятся также вопросы определения правового положения специальных миссий и делегаций на международных встречах и конференциях, статуса постоянных представительств государств при международных организациях, статуса международных должностных лиц и некоторые другие. Указанные причины обусловили необходимость переименования отрасли дипломатического и консульского права в право внешних сношений государств, направленное на регулирование всех разновидностей официальных связей и отношений между государствами и другими субъектами международного права, устанавливаемых и поддерживаемых их органами внешних сношений [14, с.162].

В науке международного права под правом внешних сношений понимают также совокупность норм внутреннего права, регулирующих осуществление внешних сношений государства.

В Российской Федерации (далее - РФ, Россия) к числу правовых норм, связанных с международными отношениями, относятся конституционные нормы, закрепленные в п. «к» ст. 71, п. «о» ст. 72, 79, ч. 4 ст. 80, п. «а» ст. 86 Конституции РФ [15], правовые нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [16], других федеральных законов, а также в нормативно-правовых актах, утвержденных указами Президента РФ и других документах.

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [17, с.361] об государственных органах, осуществляющих внешние сношения с различными субъектами международного права.

Перед Россией в XXI веке, как и в целом перед мировым сообществом актуальными являются вопросы [18, с.739] осуществление органами внешних сношений международного сотрудничества с различными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права по поддержанию мира и международной безопасности, по экономическим, политическим, гуманитарным, экологическим и другим направлениям взаимодействия.

Применение правовых норм осуществляют органы внешних сношений, к которым отнесены государственные органы, при помощи которых государство осуществляет экономические, политические и правовые связи с другими странами. К ним относятся как внутренние, так и зарубежные органы.

Внутренние органы внешних сношений подразделяются в свою очередь на органы общей компетенции и специальные. К первым относится глава государства, высший законодательный орган (парламент), правительство,

I SCIENCE TIME I

ведомство иностранных дел. К числу специальных органов относятся министерства и ведомства, уполномоченные осуществлять внешние сношения с иностранными субъектами в определенных областях (экономической, технической, культурной и др.) в пределах своей компетенции.

Как справедливо отмечается учеными-международники Абашидзе А.Х. и Аль-Факи Гамиль Хизам Яхья, весомое значение в сфере международной политики России имеет деятельность высшего законодательного и представительного органа - Федерального Собрания РФ [19, с.62].

Автор разделяет научный подход В.А. Зорина, что «дипломатия как деятельность по осуществлению внешней политики государства немыслима и непонятна без уяснения того, кто действует, какие органы государства и должностные лица осуществляют эту деятельность» [20, с.45].

Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что [21, с.687] внешние сношения между государствами осуществляются длительное время, фактически с момента зарождения государственных образований и надлежащее регулирование правоотношений в данной сфере в первую очередь помогает, как правило, избежать международных и локальных конфликтов. Немаловажна в данном контексте и система органов внешних сношений в сфере осуществления дипломатического представительства интересов государств на территориях других государств, защиты интересов граждан и юридических лиц, как представительством, так и консульскими учреждениями в пределах своих консульских округов, а также другими органами и миссиями при осуществлении своей деятельности в международных организациях, на конференциях и т.д.

Литература:

1. Жадан В.Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 486-491.

2. Жадан В.Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права // Армия и общество. - 2013. - № 1 (33). - С. 93-98.

3. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. - 2012. - № 2 (32). - С. 88-93.

4. Аль-Факи Гамиль Хизам Яхья. Дипломатические и консульские меры по защите прав граждан за рубежом: дис. ... канд. юрид наук. - Москва, 2001. - 179 с.

5. Жадан В.Н. О европейском направлении взаимодействия и сотрудничества России с международными организациями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4 (87). Часть IV. - С. 41-47.

6. Жадан В.Н. Некоторые вопросы о сотрудничестве государств в борьбе с международным терроризмом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (85). Часть III. - С. 183-187.

I

SCIENCE TIME

I

7. Жадан В.Н. Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 507-513.

8. Международное право: учебник / Под ред. С.А. Егорова. - М.: ИНФРА-М. -2014. - 622 с.

9. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / М.: Статут. - 2011. - 892 с.

10. Право внешних сношений. Учебное пособие / Под ред. А.С. Абашидзе, М.В. Федорова. - М.: Международные отношения, 2009. - 384 с.

11. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel (дата обращения: 30.12.2016).

12. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вена, 24.04.1963) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121141/ (дата обращения: 30.12.2016).

13. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (заключена в г. Вене 14.03.1975) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15600#0 (дата обращения: 30.12.2016).

14. Международное право: учебник / Под ред. С.А. Егорова. - М.: ИНФРА-М. -2014. - 622 с.

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

16. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. -

17. Жадан В.Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 359-362.

18. Жадан В.Н. Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях // Молодой ученый. - 2016. - № 8. -С. 739-745.

19. Абашидзе А.Х., Аль-Факи Гамиль Хизам Яхья. Дипломатическая и консульская защита: история и современность // Вестник Российского университета дружбы народов. 2001. № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/diplomaticheskaya-i-konsulskaya-zaschita-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 30.12.2016).

20. Зорин В.А. Основы дипломатической службы. - М.: Международные отношения, 1977. - 368 с.

Ст. 2757.

«

I SCIENCE TIME I

21. Жадан В.Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 683-689.

22. Дипломатическое и консульское право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.nnre.ru/yurisprudencij a/mezhdunarodnoe_pravo/p8. php (дата обращения: 30.12.2016)

23. Ларина Ф.Ш. Дипломатический протокол в праве внешних сношений: дис.... канд. юрид наук. - Казань, 2008. - 173 с.

24. Лекция 8. Дипломатическое и консульское право [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://studme.org/38171/pravo/diplomaticheskoe_konsulskoe_pravo (дата обращения: 30.12.2016)

25. Международное право (Игнатенков Г.В.). Право внешних сношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/m008/113.htm (дата обращения: 30.12.2016)

26. Международное право как особая система права. Дипломатическое и консульское право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.konsalter.ru/biblioteka/b31/4_4.htm (дата обращения: 30.12.2016)

27. Международное право и дипломатия. Понятие и источники права внешних сношений. Система органов внешних сношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/poniatie-i-istochniki-prava-vneshnikh-snoshenii-mezhdunarodnoe-pravo-i-diplomatiia-sistema-organov-vneshnikh-snoshenii (дата обращения: 30.12.2016)

28. Понятие и источники дипломатического и консульского права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gendocs.ru/v20020/ (дата обращения: 30.12.2016)

29. Право внешних сношений (Дипломатическое и консульское право). - Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/law/international/foreign_relations/ (дата обращения: 30.12.2016)

30. Право внешних сношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bankreferatov.ru/referats/039CE9AC744B48F0C32568E10072928F/ MPPLEK6.DOC.html (дата обращения: 30.12.2016)

31. Право внешних сношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// otherreferats.allbest.ru/international/00021160_0.html (дата обращения: 30.12.2016)

32. Органы внешних сношений как субъекты дипломатического права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/organyi-vneshnih-snosheniy-kak-subyektyi.html (дата обращения: 30.12.2016)

662

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.