Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИХ ИММУНИТЕТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИХ ИММУНИТЕТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
990
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
консульские учреждения / иммунитет / привилегия / материалы / анализ / подходы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагапова Чулпан Исламгараевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы о консульских учреждениях, их иммунитетах и привилегиях на основе анализа международных и российского правовых актов о консульских отношениях, и научных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИХ ИММУНИТЕТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИХ ИММУНИТЕТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ Шагапоеа Чулпан Исламгараеена, Елабужскш институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга E-mail: scl96@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы о консульских учреждениях, их иммунитетах и привилегиях на основе анализа международных и российского правовых актов о консульских отношениях, и научных подходов.

Ключевые слова: консульские учреждения, иммунитет, привилегия, материалы, анализ, подходы.

Современное международное право часто называют правом Устава Организаций Объединенных Наций (далее - ООН). И действительно, именно Устав ООН определил принципы, Декларация о принципах международного права (1970 г.) их закрепила, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) дополнил и внес ряд новых основополагающих принципов международного права, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений [1, с.94], в том числе сотрудничество государств по международным значимым вопросам.

Международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права [2, с.88]. Одним из вопросов, которые представляет межгосударственное и внутригосударственное значение являются сотрудничество государств в сфере консульских отношений.

Вопросам анализа отдельных вопросов консульского права, создания и

| SCIENCE TIME |

функционирования консульских учреждений, о правовом статусе персонала этих учреждений, о консульских иммунитетах и привилегиях, и возможных проблемах по их соблюдению [3] посвящено немало публикаций, что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы [4, с.33].

Предметом данного исследования будут некоторые вопросы, характеризующие [5, с.42] консульские учреждения, их привилегии и иммунитеты. Исходя из предмета исследования закономерны следующие вопросы [6, с.184]: какие учреждения признаются консульскими; какие международно-правовые и российские правовые акты регламентируют деятельность консульских учреждений; какие предусматриваются консульские иммунитеты и привилегии для учреждений и персонала; какие возможны ограничения в консульских иммунитетах и привилегиях; какие имеются проблемы в консульских отношения? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение [7, с.507].

Общепризнано, что международные отношения - одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [8, с. 486] к установлению экономических, торговых и гуманитарных связей между странами, а поэтому все большее значение и внимание привлекают к себе консульские учреждения.

Перед Россией в XXI веке, как и в целом перед мировым сообществом актуальными являются вопросы [9, с.739] международного сотрудничества и защиты интересов государств и их граждан, в том числе через дипломатические представительства и консульские учреждения.

Консульские учреждения представляют собой представительства зарубежных стран, которые функционируют в пределах консульского округа, определение которого происходит на основе взаимного согласия государств.

Среди функций консульских учреждений выделяют основные и специальные. Консульские учреждения выполняют следующие основные функции: информирование представляемого государства и граждан о стране прибивания; защита интересов представляемого государства, граждан и организаций, а также развитие дружественных связей. В специальных функциях консульских учреждений можно выделить: практическая помощь и консультирование граждан, которые находятся на территории консульского округа; учет граждан, прибывших в страну пребывания; паспортно-визовая работа; выполнение функций органов ЗАГС; осуществление нотариальных действий [10, с.278] и т.д.

С установлением дипломатических отношений возникают, как правило, и консульские отношения. При отсутствии дипломатических отношений, консульские учреждения создаются на основе специального соглашения между заинтересованными государствами. Прекращение дипломатических отношений

| SCIENCE TIME |

не предусматривает за собой ликвидацию консульских учреждений.

В соответствии со ст. 10 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года [11] глава консульского учреждения назначается государством представления и допускаются к осуществлению своих функций государством пребывания. Консул должен получить специальный документ, который называется консульский патент. Данный документ должен быть подписан либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства. На следующем этапе консульский патент по дипломатическим каналам направляется властям государства пребывания. Далее консул должен прибыть к властям государства пребывания для получения экзекватуры - согласия на исполнение консульских обязанностей и функций. Консульские экзекватуры могут выдаваться как в виде отдельного документа, либо просто в виде надписи на консульском патенте. В большинстве случаев экзекватура выдается внешнеполитическими ведомствами, однако это зависит от внутреннего законодательства государства пребывания. С момента выдачи экзекватуры консул может приступить к исполнению своих обязанностей.

Правовое положение дипломатических представительств и консульских учреждений, в том числе вопросы о консульских привилегиях и иммунитетах закреплены в международно-правовых актах - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [12] и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме признанных на международном уровне нормативно -правовых актов, вопрос о консульских учреждениях определяется в нормативно -правовых актах стран-участниц международных отношений.

Так, например, в Российской Федерации (далее - РФ, Россия) действует Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», в котором определены правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов России, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ [13].

Прежде чем перейдем к анализу [14, с. 346] общетеоретических положений и проблем о консульских иммунитетах и привилегиях целесообразно определиться в содержании используемых терминов «иммунитет» и «привилегии».

Иммунитет - это освобождение консульских должностных лиц от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны в которой они прибывают [15].

Привилегии - это преимущества и льготы, которые предоставляются в силу обязанностей, исходящих из международно-правовых документов, а также в порядке международной взаимности и вежливости [15].

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к

| SCIENCE TIME |

рассмотрению вопроса [16, с.361] о консульских иммунитетах и привилегиях.

Консульские иммунитеты и привилегии обладают рядом особенностей. Например, то, что они носят служебный характер, то есть в каждом отдельном случае требуется установить предусматривали ли действия консула служебный или его еще называют функциональный характер. Наличие служебного иммунитета говорит о том, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской ответственности, если его действия были связаны с выполнение служебных обязательств. В том случае если совершенное правонарушение не связано с исполнением служебных обязательств, то на основании п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановления судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» [11].

Ряд вопросов возникает по причине того, что конкретный объем консульских иммунитетов и привилегий определяется двусторонними соглашениями между государствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разных странах различается. По этой причине возникает необходимость индивидуализации при изучении консульских вопросов в каждой отдельно взятой стране [17, с.168].

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты» [11].

Таким образом, в случае стихийного бедствия консульское согласие для вступления в помещение не требуется [18, с.265].

Статья 33 Венской конвенции о консульских сношениях устанавливает иммунитет абсолютной неприкосновенности консульских документов и архивов в любое время и независимо от их местонахождения, секретность информации обеспечивает более эффективное и продуктивное осуществление консульской деятельности [11].

Иммунитет касается неприкосновенности личности и жилища. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит нижеследующее.

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не

| SCIENCE TIME |

подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу» [11].

Кроме всего этого у консульских должностных лиц присутствуют налоговые льготы, так как они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. У данной привилегии есть и обратная сторона, так Венская конвенция о консульских сношениях запрещает консульским должностным лицам заниматься какой-либо коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если данное нарушение будет замечено, то согласно Венской конвенции о консульских сношениях они лишаются предусмотренных в ней иммунитетов и привилегий. Так же консульские служащие и должностные лица освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и сборов. При поездке или перелете личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, освобождается от досмотра, если отсутствуют серьезные основания полагать о ввозе и вывозе запрещенных предметов [19, с.379].

Государство, в котором находятся консульские учреждения, обязано освобождать должностных консульских лиц и членов их семей от всех государственных и трудовых повинностей.

К консульским привилегиям так же относится освобождение от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. Кроме этого получение гражданства так же является добровольным решением должностных консульских лиц и членов их семей.

Не зависимо от иммунитетов и привилегий консульские учреждения, должностные лица и члены их семей обязаны уважать законы и правила государства, в котором они находятся, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Так же от них требуется соблюдение местных законов.

Согласно Положению о Консульском учреждении РФ работники таких учреждений обязаны уважать традиции и обычаи государства пребывания. Консульские помещения должны использоваться только в целях, соответствующих выполнениям консульских функций [19, с.151].

Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что [20, с.687] привилегированное положение консульских должностных лиц является необходимым условием для эффективного осуществления своей деятельности. Право беспрепятственного взаимодействия со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц и другие привилегии и иммунитеты служат не только гарантиями успешной реализации деятельности консульских учреждений и должностных лиц, но и предоставляют собой акт официального уважения и признания государством пребывания суверенитета государства, представляющего на их территории консульство и их работников.

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Жадан В.Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права // Армия и общество. - 2013. - № 1 (33). - С. 93-98.

2. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. - 2012. - № 2 (32). - С. 88-93.

3. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2006. - 150 с.

4. Жадан В.Н. К вопросу о взаимодействии и сотрудничестве России с международными организациями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3 (86). Часть III. - С. 33-37.

5. Жадан В.Н. О европейском направлении взаимодействия и сотрудничества России с международными организациями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4 (87). Часть IV. - С. 41-47.

6. Жадан В.Н. Некоторые вопросы о сотрудничестве государств в борьбе с международным терроризмом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (85). Часть III. - С. 183-187.

7. Жадан В.Н. Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 507-513.

8. Жадан В.Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 486-491.

9. Жадан В.Н. Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях // Молодой ученый. - 2016. - № 8. -С. 739-745.

10. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. - М. 1996. - 608 с.

11. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121141/ (дата обращения: 15.11.2016).

12. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения: 15.11.2016).

13. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 267-ФЗ) «Консульский устав Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102228 (дата обращения: 15.11.2016).

14. Жадан В.Н. О коррупции и криминологической характеристике коррупционной преступности // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 345-351.

15. Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002. - 26 с.

I

SCIENCE TIME

I

16. Жадан В.Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 359-362.

17. Бекяшев С.П. Международное публичное право. - М.: Проспект, 2001. - 540 с.

18. Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. - М.: Международные отношения, 1986. - 236 с.

19. Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. - Минск: ООО «Новое знание», 2000. - 436 с.

20. Жадан В.Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 683-689.

21. Дипломатическая служба. Учебник. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document11898/ (дата обращения: 15.11.2016)

22. Искевич И.С. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция» очной формы обучения / И.С. Искевич, А.В. Подольский. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 136 с.

23. Консульские учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// studme.org/38172/pravo/konsulskie_uchrezhdeniya (дата обращения: 15.11.2016)

24. Правовой статус консульских учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lektsii.com/1-85740.html (дата обращения: 15.11.2016)

25. Правовой статус консульских учреждений и консульских должностных лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/ international/00225278_0.html (дата обращения: 15.11.2016)

26. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isfic.info/mpra/intlow66.htm (дата обращения: 15.11.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.