УДК 352.075+351.741 ББК Х401.133.1
DOI: 10.14529/^180114
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ
А. Т. Карасев
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, А. Р. Гиздатов
ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, А. С. Морозова
Уральский институт управления, Филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург
В статье рассматриваются вопросы осуществления контроля за деятельностью полиции представительными органами в муниципальных образованиях. Выделены отдельные формы контроля, которые раскрываются с приведением конкретных примеров из деятельности представительных органов ряда муниципальных образований. Проведенный авторами анализ теории и практики осуществления контроля позволил отметить как положительные его стороны, так и отдельные аспекты, нуждающиеся в совершенствовании.
Ключевые слова: представительный орган, муниципальное образование, депутат, органы внутренних дел, полиция.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять контроль за деятельностью полиции, используя для этого различные организационные формы. Так, депутаты представительных органов имеют право депутатского запроса и депутатского вопроса. Например, Устав муниципального образования «город Екатеринбург», принятый Решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1, предусматривает несколько форм осуществления депутатами функций контроля. Пункт 6 ч. 3 ст. 30 Устава закрепляет право депутата на обращение с депутатским запросом. Порядок такого обращения регламентируется ст. 32 Устава, в которой определяется субъект депутатского запроса (это депутаты и группы депутатов), должностные лица, которым может быть направлен депутатский запрос (депутаты вправе обратиться к главе г. Екатеринбурга, главе Администрации г. Екатеринбурга, должностным лицам Администрации г. Екатеринбурга, а
также к представителям областных органов власти на территории муниципального образования «город Екатеринбург», к руководителям органов государственной власти Свердловской области). Кроме того, ст. 32 Устава г. Екатеринбурга определяет, что решение о направлении депутатского запроса принимается Городской Думой, а п. 8 ч. 3 ст. 30 Устава наделяет депутатов правом обращения с вопросом к должностным лицам местного самоуправления. Порядок такого обращения предусмотрен ст. 33 Устава г. Екатеринбурга, в которой указаны также и должностные лица, к которым вправе обратиться депутат (группа депутатов).
Устав города Челябинска, принятый населением на городском референдуме 17 декабря 1995 г., предусматривает несколько форм осуществления депутатами функций парламентского контроля. Пункт 18 ч. 2 ст. 25 Устава г. Челябинска к компетенции городской Думы относит рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений. Данное полномочие депутата Челябинской городской Думы детализируется в ст. 105 Регламента Челябинской городской Думы, принятого Решением Челябинской городской Думы от 20 января 2015 г. № 5/1 «Об утверждении
Регламента Челябинской городской Думы». В соответствии с указанной статьей по инициативе депутата или группы депутатов городская Дума вправе обращаться с запросом к органам государственной власти и их должностным лицам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также к иным юридическим лицам, расположенным на территории города Челябинска, по вопросам, входящим в компетенцию городской Думы и этих органов. Запрос должен быть внесен в письменной форме для рассмотрения на заседании городской Думы, в рамках которого принимается решение о его направлении адресату.
Анализ правоприменительной практики реализации депутатами представительных органов местного самоуправления права на направление депутатского вопроса, проведенный на основе информации, представленной УМВД по г. Челябинску (архив входящих документов), показывает, что в адрес УМВД поступают как вопросы от депутатов Челябинской городской Думы по различным направлениям деятельности полиции, так и депутатские запросы от Челябинской городской Думы. Для примера следует привести содержание нескольких из них. Большая часть запросов касалась необходимости оказания Челябинской городской Думе содействия в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении заседаний городской Думы, публичных слушаний и иных общественных мероприятий, а также во исполнение положений Федерального Закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» с целью согласования времени и места отчета начальника УМВД России по г. Челябинску об итогах работы. Запрос городской Думы от 25 ноября 2013 г. содержит предложения по укреплению сотрудничества между Думой и УМВД России по г. Челябинску, а именно: Челябинской городской Думой было разработано Соглашение о сотрудничестве между Челябинской городской Думой и УМВД России по г. Челябинску (Заседание Челябинской городской думы 28 января 2014 г.). Соглашение предусматривает сотрудничество по следующим основным направлениям: совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонаруше-
ний; обмен информацией, относящейся к компетенции сторон соглашения, о практике правоприменения в сфере охраны общественного порядка и профилактики преступности; анализ влияния нормативных правовых актов города Челябинска на состояние криминогенной обстановки на территории города. Как видим, депутаты представительных органов муниципальных образований не только имеют право на обращение к должностным лицам соответствующего уровня с депутатским запросом и вопросом, но и используют его. При этом, несмотря на различие в правовой регламентации и форме выражения, сущность указанных депутатских запросов остается единой. Кроме того, необходимо отметить активную позицию, которую занимают депутаты представительных органов местного самоуправления в отношении направления запросов и вопросов по самым различным темам.
Данная позиция представляется в достаточной степени обоснованной ввиду той роли в жизни общества, которую призваны играть представительные органы местного самоуправления; основополагающей здесь, на наш взгляд, является функция представительства интересов населения в своей деятельности. Вместе с тем анализ практики направления депутатами вопросов в территориальные органы УМВД России показывает, что в отдельных случаях такие запросы не коррелируют с направлениями деятельности полиции. В данном случае речь идет о запросах, в которых не содержится информация, касающаяся деятельности органов внутренних дел, вместе с тем на их обработку, рассмотрение и принятие по ним решения затрачиваются ограниченные ресурсы полиции.
Во взаимодействии представительных органов местного самоуправления и полиции следует выделить и такую форму, как отчет руководителя территориального органа внутренних дел перед населением. В рамках данных отчетов совмещаются как общественный контроль, так и контроль за деятельностью полиции со стороны представительных органов местного самоуправления. На основании ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» деятельность полиции является открытой для общества, а граждане и организации имеют право на получение объективной информации о деятельности полиции; ч. З ст. 8 данного Закона пре-
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2018, vol. 18, no. 1, pp. 83-87
Карасев А. Т., Гизданов А. Р., Морозова А. С.
дусматривает обязанность должностных лиц органов внутренних дел отчитываться о своей деятельности, в том числе и перед представительными органами муниципальных образований. Установление порядка проведения таких отчетов законом отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере внутренних дел. Для реализации требований закона был издан Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России». Данный приказ утверждает Инструкцию по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов внутренних дел. Инструкция определяет периодичность и порядок проведения отчетов должностных лиц ОВД перед гражданами и соответствующими органами, а также форму отчета. Как правило, отчеты проводятся один раз в год - в первом квартале календарного года, следующего за отчетным, однако руководителям территориальных органов на районном уровне рекомендуется проводить отчеты дважды в год - в январе и июле (сноска 3 к п. 15 Инструкции). Должностные лица ОВД в отчете должны отразить ряд моментов: особенности криминогенной ситуации на соответствующей территории; итоги деятельности по защите прав и свобод граждан, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; состояние борьбы с экстремизмом и терроризмом; результаты обеспечения безопасности дорожного движения, а также информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и должностных лиц (в том числе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также депутатов представительных органов местного самоуправления). Кроме того, в отчете отражается информация о состоянии взаимодействия полиции с муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами.
Также Приказом МВД РФ от 10 марта 2016 г. № 118 в Инструкцию были внесены изменения, в соответствии с которыми информационно-аналитические справки, подготавливаемые для отчетов должностных лиц, а
Некоторые вопросы контроля представительных органов муниципальных...
также сами тексты выступлений должны быть в обязательном порядке выложены на сайтах соответствующих территориальных органов МВД в сети «Интернет», что, несомненно, положительно скажется на повышении уровня доступности информации о деятельности полиции.
Однако анализ выступлений должностных лиц ОВД свидетельствует о том, что не всегда требования Инструкции выполняются в полном объеме. Так, Отчет начальника УМВД России по г. Челябинску С. В. Миронова перед Челябинской городской Думой «О результатах работы УМВД России по г. Челябинску за 2016 год» не содержит информации о работе по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, в том числе и депутатов различных уровней. Вместе с тем в выступлениях начальника Управления МВД России по городу Екатеринбургу полковника полиции В. Ю. Трифонова на заседании Екатеринбургской городской Думы по итогам работы за 2012, 2013, 2014, 2016 гг. неизменно указывается информация о количестве рассмотренных обращений граждан и должностных лиц: в 2012 году поступило 15 783 письменных обращения граждан, 16 - из Екатеринбургской городской Думы; в 2013 году поступило 21 811 письменных обращения граждан, 57 - из Екатеринбургской городской Думы; в 2014 году поступило 22 535 письменных обращений граждан, 36 - из Екатеринбургской городской Думы; в 2016 году 15 879 письменных обращения граждан, 72 -из Екатеринбургской городской Думы.
Контрольные полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления вытекают из тех вопросов местного значения, которые находят свое отражение в Конституции РФ, а также Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем нормы действующего законодательства не только относят данные вопросы к ведению муниципальных образований, но и обязывают органы местного самоуправления эффективно их решать с использованием различных организационных форм деятельности, осуществляя в том числе и контроль за деятельностью полиции на территории муниципального образования.
Карасев Анатолий Тиханович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected].
Гиздатов Антон Радикович - кандидат юридических наук, преподаватель Центра профессиональной подготовки, Главное управление МВД России по Челябинской области, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Морозова Александра Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Уральский институт управления, Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29 декабря 2017 г.
DOI: 10.14529/law180114
SOME ASPTECTS OF CONTROL OF THE POLICE ACTIVITIES BY THE MUNICIPAL REPRESENTATIVE AUTHORITIES
A. T. Karasev
Ural State Law University, Ekaterinburg, Russian Federation, A. R. Gizdatov
Main Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation, A. S. Morozova
Ural Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Ec onomy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russian Federation
This article discusses the implementation of controlling police by municipal representative authorities. Separate forms of control are named and disclosed with reference to specific examples of the activities of representative bodies. The analysis of the theory and practice of control conductedby the authors allowed to determine its positive side, and some aspects that need to be improved.
Keywords: representative body, municipality, deputy, bodies of internal affairs, police.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2018, vol. 18, no. 1, pp. 83-87
Карасев А. Т., Гизданов А. Р., Морозова А. С.
Некоторые вопросы контроля представительных органов муниципальных...
Anatoly Tihanovich Karasev - Doctor of Sciences (Law), Professor of the Department of Constitutional Law, Ural State Law University, Ekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Anton Radikovich Gizdatov - Candidate of Sciences (Law), Teacher of the Center for Professional Training, Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Alexandra Sergeevna Morozova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of department of Constitutional and International Law, Ural Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected].
References 29 December 2017.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Карасев, А. Т. Некоторые вопросы контроля представительных органов муниципальных образований за деятельностью полиции / А. Т. Карасев, А. Р. Гиздатов., А. С Морозова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2018. - Т. 18, № 1. - С. 83-87. Б01: 10.14529/^180114.
Karasev A. T., Gizdatov A. R., Morozova A. S. Some asptects of control of the police activities by the municipal representative authorities. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 83-87. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180114.