Научная статья на тему 'Некоторые вопросы конструирования электропневматических машин ударного действия'

Некоторые вопросы конструирования электропневматических машин ударного действия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы конструирования электропневматических машин ударного действия»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИХ МАШИН УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ

П. М. Алабужев

Некоторые проблемы динамики машин в приложении к задачам конструирования поставлены и развиты в работах академика И. И. Артоболевского [14, 15, 16, 17]. В одной из работ указано: «Необходимо поставить вопросы, связанные с. экспериментальным изучением и исследованием механических характеристик ма-шин-двигателей, рабочих машин и машинных агрегатов. Наконец, для создания инженерных методов расчета машинных агрегатов надо развить приближенные методы интегрирования уравнений движения» [16]. Это указание в известной мере, применительно к электрическим бурильным молоткам, нашло отражение в наших работах [1, 6, 11].

Акад. Е. А. Чудаков отмечает, что для создания верной картины рабочего процесса, надежных методов расчета и, в конечном счете, хорошей машины нужно поднимать культуру эксперимента и технику измерений; нужно «продолжать совершенствовать всю автоматическую измерительную технику, как в отношении точности размеров, так и качества металла и механической обработки деталей» (41, стр. 176]. Необходимо изучать рабочий процесс, динамику машин и прочность ее элементов в условиях, близких к производственным. Для этой цели рекомендуется экспериментальное изучение давлений и напряжений в деталях машин.

Наряду с изучением различных схем механизмов с целью выявления наиболее рациональных из них в динамическом отношении [14], необходимо дальнейшее усовершенствование методов расчета режимов работы машины, а также методов расчета на прочность (с привлечением статистических методов анализа и обработки полученных материалов).

Основные вопросы- развития горной промышленности освещены в работах [22, 32, 35, 42, 43]. Конкретные вопросы, касающиеся техники разведочного бурения, повышения производительности, и долговечности машин ударного действия, отражены в работах [25, 29, 33, 37, 42, 46]. Некоторые вопросы теории и задачи конструирования пневматических и электропневматиче-122

ских машин ударного действия поставлены в работах [4, 7, 10, 18, 19, 20, 23, 26, 36, 40, 44].

На основании рассмотренной литературы можно кратко сформулировать основные требования, предъявляемые к конструкции новых машин: машина должна быть производительной, экономичной и надежной в работе. При достаточной прочности отдельных узлов и элементов машина в делом должна иметь минимальный вес и габариты. Конструкция машины должна удовлетворять условиям технологичности (целесообразность и простота отдельных элементов, выбор материала и способа заготовки, выбор точности изготовления и обработки, унификация и стандартизация деталей, себестоимость машины и т. п.).

К горным машинам, работающим в подземных условиях в режимах тяжелых ударных нагрузок, предъявляются дополнительные требования: машина должна быть особо прочной, транспортируемой, достаточно мощной и иметь резервы мощности; кроме того, она должна быть взрывобезопасной и защищена от порчи (газ, пыль, ржавчина) [35, 38, 39].,

На основании проведенных исследований мы считаем, что в настоящее время имеются необходимые данные для создания удовлетворительных конструкций электрических машин ударного действия, в частности с использованием воздуха в качестве связи между поршнем и бойком. И здесь возможно осуществление конструкций по различным схемам: с односторонней воздушной связью, двухсторонней воздушной связью, пневмопуль-саторы и безредукторные молотки с жесткой связью при обратном ходе [12, 19] (см. рисунок).

В качестве ручных машин ударного действия с энергией удара А б =1-т- 4 кгм наиболее целесообразно использовать безредукторные молотки и пневмопульсаторы, а также конструкции молотка типа ЭБМГ-10 с вынесенным отдельно электродвигателем. Для получения энергии удара А<$ = 1 10 кгм сравнительно просто можно осуществить конструкцию электропневматического молотка с односторонней воздушной связью между бойком и поршнем. Для особо мощных машин ударного действия с энергией удара Л б = 84- 15 кгм (и выше) целесообразнее использовать машины по схеме двухстороннего действия воздушной связи.

Стремление сделать электропневматический бурильный молоток обязательно легким (ручным) ограничивало вес и мощность электродвигателя. Для создания электропневматического бурильного молотка, равноценного по основным показателям (энергии и числу ударов, скорости бурения) современным ручным пневматическим бурильным молоткам, необходимо снабдить его электродвигателем мощностью 3—4 кет, Если принять во внимание, что вес такого электродвигателя будет равен 30— 50 кг и в конструкции молотка он составляет около половины общего веса, то становятся ясными трудности создания ручного

электропневматического бурильного молотка. Снижение веса молотка за счет уменьшения веса отдельных деталей, а следо-

м

# ""

2 1

Насос

Схемы электропневматических машин ударного действия:

а — электропневматический одноцилиндровый молот одностороннего действия воздушной связи; б, в, ж — легкие ручные молотки, работающие по тому же принципу; г, г), е — электропневматические ударные машины с двухсторонним действием воздушной связи; з — безредукторный молоток с жесткой связью между поршнем и бойком при обратном ходе бойка; а — отбойная часть угольного струга с электропневматическими молотками; / — кривошип; 2 —шатун; 3 —боек; 4—поршень; 5 —воздушная подушка; 6 — инструмент; 7 — компенсационное отверстие.

вательно, и понижения их запаса прочности не приводит к нужным результатам.

Существенное значение для электроударных машин ручного типа имеют нагрев машины и отдача. Вопрос о снижении отда-124

чи сравнительно легкого ручного молотка (весом 8—10 кг) при достижении энергии удара Ав =^3,5 кгм представляет значительные трудности. Общий к. п. д. молотка при ударе на бойке в лучшем случае составляет величину порядка 40%'- Следовательно, 60% энергии уходит в тепло. Отсюда следует вывод: для уменьшения нагрева молотка (точнее — перегрева, ухудшающего режим работы машины) нужен отвод тепла, т. е. необходимо охлаждение — воздушное или водяное. Но осуществление системы охлаждения и средств, уменьшающих отдачу, в свою очередь вызовет увеличение веса ручного молотка.

Производительность машины ударного действия связана с энергией удара и числом ударов, т. ё. с мощностью машины. Для мощного колонкового электропневматического бурильного молотка (по своим показателям равноценного пневматическому бурильному молотку типа КЦМ-4) вопросы отдачи и нагрева не теряют своей актуальности, но отходят на второй план, так как без особого труда можно ввести в систему упругие элементы, а также и водяное охлаждение с последующим использованием воды для промывки шпура и уменьшения пылеобразования.Кроме того, проблема веса конструкции в этом случае не столь остра, как в ручном инструменте.

В настоящее время больше перспектив имеется для создания мощных высокопроизводительных колонковых электропневматических бурильных молотков, особенно станков для ударно-вра-5 щательного бурения скважин большого диаметра, а также ди-

намических стругов [25] с активной кромкой (с использованием удара). Здесь имеются возможности осуществления прочной и надежной в работе электропневматической машины ударного действия с более высоким к. п. д., которая в процессе эксплуатации может окупить несколько увеличенную стоимость ее изготовления.

Такие машины могут быть использованы для проведения капитальных работ, подготовительных выработок при бурении глубоких скважин для блокового разрушения, а также на карьерных работах.

Исходя из этого, мы считаем, что в ближайшее время необходимо сосредоточить внимание на конструкции мощного колонкового электропневматического перфоратора с инструментом ударно-вращательного действия, предназначенного для бурения скважин по крепким породам. Перфоратор должен быть с регулируемой энергией удара в пределах Аб = 1 -г-10 кгм и частотой ударов в минуту г— 1400; со встроенным электродвигателем, имеющим связь с ударным механизмом посредством зубчатой передачи и кривошипно-шатунного механизма; с односторонней (или двухсторонней) воздушной связью между поршнем и бойком; с передачей энергии от бойка инструменту через промежуточное звено посредством удара. Машина должна обеспечивать регулирование скорости подачи, а также должна иметь

автоматическую смйзку ударного узла, водяное охлаждение двигателя и устройство для промывки шпура.

Расчет электропневматического молотка, как и всякой другой машины, является соединением некоторых основанных на опыте конструктивных соображений с теоретическими расчетами. При теоретических исследованиях, выявляя основные закономерности и связи, приходится иногда упрощать и схематизировать действительную картину рабочего процесса машины [1,6]. Хотя в ряде случаев расчет и не дает действительных величин, тем не менее ценность его для конструктора достаточно велика, так как при этом имеется возможность: сравнения вновь проектируемой конструкции с другими конструкциями, оправдавшими себя в практике; осуществления машин, работающих по совершенно новому циклу; влияния конструктора на рабочий процесс проектируемой машины и устранения ряда недостатков в работе машины, подмеченных еще заранее при расчете. В теплотехнике есть термин «Идеальная паровая машина», который исторически закреплен за машиной, работающей по определенному циклу без потерь. «Введя понятие идеальной машины, имеется возможность путем сравнения каждой работающей машины с идеальной (при тех же параметрах) объективно оценить различные машины с точки зрения их экономических достоинств и недостатков» [34, стр. 61].

Сказанное выше относится и к расчету электропневматических машин ударного действия.

Исключительно важное значение для конструктора имеет выбор параметров новой машины.

В качестве исходных величин для выбора параметров машины ударного действия определенного назначения (так, например, для бурения) должны служить физико-механические характеристики разрушаемого материала. Как показано в работах [13, 30, 45], одной из основных характеристик является величина удельной работы, необходимой для разрушения одного кубического сантиметра породы. В наших исследованиях [7, 8, 9, 11] установлено влияние усилия подачи Р, энергии удара А в , угла поворота бура между двумя ударами а на производительность бурения. Значение оптимального угла а поворота бура между двумя ударами повышается с увеличением энергии удара Л б и уменьшением крепости породы (и наоборот). Бурение с оптимальными усилиями подачи, т. е. при которых обеспечивается максимальная скорость бурения при максимальном к. п. д. машины, может быть обеспечено в том случае, если перед соударением бойка и бура между лезвием буровой коронки и поверхностью забоя имеется зазор 8 = 1-^-4 мм; величина этого зазора зависит от энергии удара и крепости породы [7, 13].

Эти данные необходимо знать конструктору при осуществлении эластичной и регулируемой системы подачи при ударно-вращательном бурении. 126

Зная физико-механические характеристики разрушаемой породы и имея значения исходных параметров Аз, 2, а, Р и исходя из предельной скорости удара бойка <иу, подбираем вес бойка (?б . В машинах одностороннего действия воздушной связи единичный вес бойка

25-75 г/см*.

Для безредукторных молотков и машин с двухсторонней воздушной связью единичный вес ¿7 = 50 -т—150 г/см2 (9, 19].

Зная фб и ¿7, определяем диаметр цилиндра

О-У-

40«

71 <7

При наличии редуктора число оборотов вала кривошипа равно числу ударов в минуту г, следовательно, средняя угловая скорость

т

0)ср зв - .

р 30

Остается определить значения радиуса кривошипа и начальной длины воздушной подушки /0. Выбор длины воздушной подушки /0 обусловливается необходимым весовым количеством воздуха С и степенями сжатия и определяется, согласно законам термодинамики [27, 31], из условия

2 тс р — I

где среднее значение показателя политропы за цикл в первом приближении можно принять

тср = 1,3; 0 = ^-/оТ10~6 кг;

Т— абсолютная температура воздуха в момент сжатия;

Т0—абсолютная начальная температура воздушной подушки;

Т—удельный вес воздуха.

Выбор параметров воздушной подушки зависит от мощности машины N и числа оборотов в минуту п. Из индикаторной диаграммы давления воздуха за цикл имеем

N =/7'р 2/~ (где /ш1п</</т„),

откуда объем воздушного буфера

у _ I _ ЗОЛ/

РсрП

т. е, при заданных значениях мощности машины N и р* объем цилиндра (воздушной связи) тем меньше, чем больше оборотов делает вал кривошипа; эта закономерность имеет место для всех поршневых машин [3, 34].

Зная среднее избыточное давление воздуха за цикл

' _ Я г'у + 1>) РСР ~ ~1Щг '

иот

где е =-— коэффициент отскока, определяем работу поршня

»уд

за цикл

Согласно полученным нами данным [2, 9], к. п. д. воздушной связи

т]в-с = 0,80+ 0,05.

Следовательно,

Ав = ^в.с ^п ~0,8ЛП.

Определяем радиус кривошипа /? из условия

_ _ = _____________

Затем находим мощность электродвигателя

Л п г/60 лб г/60

т(ред ^к.ш.м г|В.с 1'ред ^к-ш-м

где 7]Ред— к. п. д. редуктора (порядка 0,9);

^к.ш.м — к. п. д. кривошипно-шатунной передачи (порядка 0,95).

Учитывая режим ударной нагрузки, мощность электродвигателя полезно взять с запасом 10—15%. Кроме того, важно знать характеристику электродвигателя, т. е. зависимость МКр=* / (п).

Для оптимальных режимов работы электропневматического молотка с односторонней воздушной связью нами из опыта [9] найдены следующие соотношения:

* = 0,61 ± 0,04; ^ = 1,22 ± 0,05; -3- - 1,63 ± 0,07.

/0 " 2/г " /?о>

ср

Эти соотношения могут быть использованы с достаточной надежностью при выборе параметров ударного узла (Аб = 1 — 15 кем).

Ввиду того, что при работе по разным породам может изменяться режим работы машины, в конструкции ударного узла необходимо предусмотреть возможность изменения в определение

ных пределах длины воздушной подушки /0 и осуществления компенсации утечек воздуха.

Выгоды конструктивного и экономического порядка заставляют конструктора увеличивать в известных пределах число оборотов машины. Повышение быстроходности машины ведет к увеличению ее производительности и ввиду большего насыщения энергией — к облегчению веса машины. С увеличением быстроходности машины повышается кинетическая энергия вращающихся частей Е. В то же время при постоянном значении момента инерции / значительно уменьшаются коэффициент, характеризующий неравномерность движения

со

гпах Шшш

<°ср

и значение характеристического критерия режима движения машины

—= —[161.

Е dtp

Но увеличение скоростей имеет ограничения, так как при этом:

1. Увеличивается значение сил йнерции и роль внутренних ударов за счет зазоров, люфтов и т. д.

2. Возникает необходимость более тщательного уравновешивания вращающихся частей, более жесткой конструкции машины в целом и большей прочности отдельных ее деталей бойка, бура, вала кривошипа, зубчатой передачи и т. д., повышения качества обработки материалов, тщательности пригонки всех частей машины.

3. Предельное значение угловой скорости увязано с парамет-

р qD 2 Ч

рами ударного узла (комплексом величин П = —)

Q6/0 со2 /

с определенным весовым количеством воздуха G в объеме воздушной подушки [3].

При повышении угловой скорости при заданной мощности нужно уменьшить объем воздушной подушки, что может, в свою очередь, вызвать повышение давления и температуры (большой нагрев, ухудшение смазки и т. д.), т. е. ухудшение условий работы машины.

4. Выбор скоростей связан с характером и сущностью технологического процесса работы машины, спецификой ее работы и эксплуатацией. В литературе [15, 18, 24, 28, 30] указывается на то, что при изучении разрушения материалов под действием динамических нагрузок нужно знать не только энергию, необходимую для разрушения, но и значение скорости, при которой происходит разрушеие, так как эффект может быть различным. Очевидно, необходимо учитывать скорость распространения деформации и время, в течение которого она действует.

9 Заказ 39 129

5. Передача энергии от бойка инструменту лимитируется значением допустимой скорости соударения. Проф. Н. А. Киль-чевский [24] считает, что при относительных скоростях порядка 7 м/сек соударения стальных тел (с пределом упругости 30 кг/см2) имеет место упругий удар, не сопровождаемый остаточными деформациями. Развивая работу М. Н. Герси-ванова [21] об условиях упругого удара свай, В. М. Мостков [28] показывает, что удар между бойком и буром можно считать вполне упругим, если соблюдается условие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е6— < оуп. а

«При модуле упругости стали =^21 • 106 г/ж2, скорости звука в стали а = 5,15 • 10гм/сек и пределе упругости для углеродистой стали суп=лЗ,5 • 104 7}/м2 значение скорости поршня (бойка) для соблюдения этого условия суд< 9 м/сек» [28, стр.31]. Инж. Батуев Н. М. [20] пишет, что предел упругости стали после закалки значительно повышается в 2—3 раза, поэтому упругий удар бойка по инструменту может быть обеспечен при скоростях соударения =7 ~ 10 м/сек.

В заключение покажем возможность выбора параметров машины ударного действия на основе теории подобия.

В работе [3] нами установлено, что динамическое подобие имеет место у кузнечных молотов. Для электропневматических машин с односторонней воздушной связью критерием подобия является выражение

П — = 1с1ет.

а <»* /о

Приведем пример. Из опыта известно [2, 15], что примером хорошо работающей машины является молоток с параметрами: =139 мм; /0 — 58 мм; С} 1,65 кг; п^ 1400 об/мин.; N = 4,95 кет; й =\ 68 мм и Лб = 7 кгм. Предположим, что нас интересует новая машина с числом ударов 21 = 1100 уд/мин. при весе бойка (?=<3 кг и работе «а бойке А1 = 10 кгм. Тогда на основании теории динамического подобия определяем масштабные коэффициенты.

Отношение времени совершающихся процессов

*с = ±. = -£2- = Ж = 0,785.

° /х 2 1400

Отношение масс

тс =

ГПу С}

ШС = = -Я- =

Отношение работ

Тогда линейный масштаб

/с = х>с ¿с = 1,13 ■ 0,785 = 0,885.

Так как

1 ^ /___

с ~ /7 "*/?. ~ЪХ '

то новая длина воздушной подушки будет

= — = 58 - 65,5 мм; 1 /с 0,885

новый радиус кривошипа

/?г = — = —- 44,3 мм: 1 Я с 0,885

новый диаметр

О 68

йг = — =-= 77 лш

/с 0,885

Отношение мощностей

А с с 0,8852 Л оп N Nс = /ггс — 0,55 • —-= 0,89 = — ,

/с3 0,785*

откуда мощность новой машины

А7 ^ 4,95 с Сг •А', =— = ——= 5,55 кет. 1 ЛАС 0,89

Нетрудно показать, что при одинаковых условиях работы этих машин (отскок бойка, компенсация воздуха, зазоры и смазка) будет одно и то же значение критерия подобия

П = ^980 • 6,8* = 1,980 ■ 7,7* ^ 0 22 1,65 • 5,8 . 146.,5« 3 . 6,55 . 116» ' '

Если для взятой машины мы изменим только число оборотов, полагая вредные сопротивления прежними, т . е. возьмем новый режим по времени, сохраняя линейные размеры — 39 мм; /0 = 58 мм; С} — 1,65 кг), тогда линейный масштаб /с = 1, отношение масс тс <= 1 и отношение сил:

г-. и 1 1 2«

/\ = тс —- = 1 . — = пЬ

<2с **

отношение работ

Л с /с = л?;

9* 131

отношение мощностей

N. = тс -3- = Лс • Пусть, например, Пх^гх^!00 уд/мин., тогда:

Пх 700

(в том числе и для силы давления воздуха):

Ас = 22 - 4; Лг = А - — = 1,75 /сгж; М- = 2» = 8 1 4 4

и мощность новой машины

А7 N 4,95 Л ~ ,

ЛЛ = — — —— = 0,64 кет. 1 23 8

Предположим, мы желаем изменить только диаметр цилиндра молотка при том же весе бойка (?б ^ (? ] = Рг, тогда из условия динамического подобия следует

РоВй*

П — _ 2

Яб Л с,>1 ^б

откуда

— /—-\£>а / ^ \

Следовательно, для сохранения динамического подобия при одном и том же весе бойка за счет изменения диаметра цилиндра нужно или изменять число оборотов вала кривошипа, или изменять длину подушки (или одновременно изменять эти соотношения в соответствии с полученной зависимостью от величины изменения диаметров цилиндров).

ЛИТЕРАТУРА

1. П. М. А л а б у ж е в: Исследование рабочего процесса электроотбойного

молотка с упругой (воздушной) связью. Известия ТПИ, т. 61, в. 1, Томск, 1947.

2. П. М. Алабужев и И. П. Юдин. Экспериментальное исследование

рабочего процесса электропневматического молотка. Труды ГГИ ЗСФАН, т. 8, Новосибирск, 1950.

3. П. М. Алабужев. Применение теории подобия и размерностей к ис-

следованию моделированию машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 73, Томск, 1952.

4. П. М. Алабужев. О формуле бурения и о рациональной форме об-

работки экспериментальных данных. Известия ТПИ, т. 75, Томск, 1953.

5. П. М. Алабужев, О. Д. Алимов, А. Г. Цуканов. О к. п. д.

удара при ударно-вращательном бурении: Известия ТПИ, т. 75, Томск, 1953.

6. П. М. Алабужев. Применение графоаналитического метода расчета

к исследованию рабочего процесса электропневматического молотка. Известия ТПИ, т. 75, Томск, 1953.

7. П. М. Ала буж ев, О. Д. Алимов. Влияние усилия подачи и угля

поворота бура на производительность бурения. Известия ТПИ, т. 75, Томск, 1953.

8. П. М. Ала буж ев, О. Д. Алимов. Определение энергии удара в ма-

шинах ударного действия. Известия ТПИ, т. 76, Томск, 1953.

9. П. М. Алабужев. Некоторые итоги экспериментального исследования

электрических машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 78, Томск, 1954.

10. П. М. Алабужев, О. Д. Алимов. О конструировании электропневматических машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 78, Томск, 1954.

И. П. М. Алабужев. Исследование рабочего процесса электропневматических машин ударного действия, Автореферат докторской диссертации. Полиграфиздат, Томск, 1954.

12. П. М. Алабужев. Электропневматические машины ударного действия.

Известия ТПИ, т. 88, Томск, 1956.

13. О. Д. Алимов. Механизм разрушения горных пород при ударно-вра-

щательном бурении. Известия ТПИ, т. 75, Томск, 1953.

14. И. И. Артоболевский. Некоторые проблемы динамики машин в

приложении к задачам конструирования. Вестник металлопромышленности, № 7, 1939.

15. И. И. Артоболевский. К вопросу о режиме движения машины.

Известия АН СССР. ОТН, № 2, 1952.

16. И. И. Артоболевский. Об уравнениях движения машинных агрега-

тов. Сб. трудов по земледельческой механике. Сельхозгиз, ГИСХЛ, 1952.

17. И. И. Артоболевский. Новая техника на великих стройках комму-

низма. Коммунист, № 1, 1953.

18. Н. М. Б а т у е ¡в. Повышение производительности электроотбойных молот-

ков и уменьшение веса. Механизация тяжелых и трудоемких работ, № 5, 1948.

19. Н. М. Б а т у е в. Электрические молотки. ВНИИстройдормаш. Исследо-

вание машин и механизмов для строительных и дорожных работ, 1, Машгиз, 1950.

20. Н. М. Б а т у е в. Энергетика электрических молотков и пути повышения

их производительности. ВНИИстройдормаш. Исследование вибратов и электрических молотков, У1, Машгиз, 1954.

21. Н. М. Герсиванов. Теория продольного упругого удара с примене-

нием к определению сопротивления свай. Собрание сочинений, т. 1, Стройвоенмориздат, 1948.

22. А. Ф. 3 а с я д ь к о. О роли и задачах науки в горном деле, Уголь. № 6

(327), 1953.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. А. И. Зимин. Задачи в области конструирования ковочных и штампо-

вочных машин. Тяжелое машиностроение, № 2, 1941.

24. Н. А. К и л ь ч е в с к и й. Теория соударения твердых тел. Гостехиздат,

1949.

25. П. В. Ковал ь. Угольные струги. Сборник «Научные работы студен-

тов», Московский горный институт, 1952.

26. П. С. Кучеров. Теоретическое исследование и метод расчета пара-

метров электромеханических отбойных молотков с кривошипно-шатун-ным приводом. Записи института горной механики, № 5, АН УССР, Киев, 1947.

27. А. М. Л и т в и н. Техническая термодинамика. Госэнергоиздат, 1947.

28. В. М. М о с т к о в: Основы теории пневматического бурения. Углетех-

издат, 1952.

29. В. Г. Михайлов. Сверление шпуров. Металлургиздат, 1947.

30. А. И. Остр о ушко. Разрушение горных мород. Гостехиздат, 1952.

31. Б. М. Ошурков. Техническая термодинамика. ГИТИ, 1931.

32. Г. В. Родионов. О новом направлении механизации выемки угля и

задачах научного исследования. Труды ГГИ ЗСФАН, в. 3, 1948.

33. Л. М. Р у д е н к о. Бурение с подачей воды через муфту. Горный жур-

нал, № 8, 1953.

34. А. П. Смирнов. Теория рабочего процесса в поршневой паровой ма-

шине. Машгиз, 1951.

35. А. О. С п и в а к о в с К и й и А. В. Евневич. Основные вопросы раз-

вития горного машиностроения. Механизация тяжелых и трудоемких работ, № 1, 1948.

36. Б. В. Суднишников. Некоторые вопросы теории машин ударного

действия. Изд. ЗСФАН, Новосибирск, 1949.

37. А. Ф. Суханов. Заправка и армирование буров. Углетехиздат, 1945.

38. А. М. Терпигорев, П. Н. Демидов, М. М. Протодьяконов.

Горные машины для выемки пластовых полезных ископаемых. Угле-техиздат, 1950.

39. А. В. Топчиев. Создание новых исполнительных органов угледобываю-

щих машин и задачи научных исследований в этой области. Известия АН СССР, ОГТИ, № 1, 1953.

40. Е. П. У н к а с о в. Исследование пневматического приводного молота. *

Вестник металлопромышленности, № 2, 1938.

41. Е. А. Чудаков. Советское машиностроение — основа нового мощного

технического процесса во всех отраслях народного хозяйства СССР. Известия АН СССР, Изд. техн. наук, № 12, 1952.

42. Ф. А. Шамшаев. Пути развития техники разведочного бурения. Запи- »

си ЛГИ, т. 20, Ленинград, 1948.

43. Л. Д. Ш е в я к о в. Горная промышленность СССР в пятой пятилетке.

Знание, 1953.

44. К. Н. Шмаргунов. Электрические молотки. Машгиз, 1950.

45. Л. А. Шрейнер. Физические основы механики горных пород. Гостех-

издат, 1950.

46. Е. Ф. Эпштейн. Теория бурения — резания горных пород твердыми

сплавами. ГОНТИ, 1939.

6

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.