Научная статья на тему 'Некоторые вопросы, касающиеся аннулирования и приостановления действия дипломов членов экипажа'

Некоторые вопросы, касающиеся аннулирования и приостановления действия дипломов членов экипажа Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

CC BY
67
4
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
АННУЛИРОВАНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДИПЛОМА / КАПИТАН МОРСКОГО ПОРТА / МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА / ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА / ПОРТ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по транспорту, автор научной работы — Овчинникова Е.В.

Проблема задержания российского судна в порту иностранного государства достаточно актуальна и обсуждаема в наше время, однако некоторые способы борьбы с ней требуют особенного внимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы, касающиеся аннулирования и приостановления действия дипломов членов экипажа»

Одним из ведущих факторов, определяющих развитие арктических коммуникаций, является состояние и динамика мировых сырьевых рынков. Рост нестабильности глобальных энергетических рынков, а также западные санкции в отношении России привели к значительному сокращению реальных инвестиций в освоение арктического шельфа и сделали слабо предсказуемыми прогнозные оценки таких процессов. Однако то, что вектор российского экспорта углеводородов будет во всевозрастающей мере смещаться на азиатско-тихоокеанский рынок, не вызывает сомнений.

В связи с этим возникает необходимость переориентации не только добывающих комплексов, но и транспортно-логистических систем. К основным экспортным потокам за пределами 2020 г. будет относиться сжиженный природный газ, а важнейшим средством транспортировки станут арктические морские коммуникации.

Обеспечение экологической устойчивости, в том числе в секторе морских перевозок, является императивом Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В этой связи следует отметить растущее значение сжиженного природного газа. Расширение торговли сжиженным природным газом способствовало увеличению инвестиций в суда для его перевозки, совокупный дедвейт которых возрос за 12 месяцев до января 2017 года примерно на 10%. Одновременно должно увеличиваться использование сжиженного природного газа в качестве топлива. В портфеле заказов на новые суда с поставкой в 2019 году и в дальнейшем доля судов, способных использовать сжиженный природный газ в качестве топлива, составляет в настоящее время более 13,5%. Это более чем в два раза превышает соответствующий показатель в 2017 году и более чем в три раза портфель заказов в 2016 году.

Поощрение использования сжиженного природного газа в качестве судового топлива может способствовать снижению расходов, расширению использования менее загрязняющих источников энергии и тем самым решению задач снижения затрат использования морского транспорта в Арктике.

Пристатейный библиографический список:

1. Арктические перевозки /Буянов А., Лихачев М., Штрек А. // Морские вести России №9 (2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=62459

2. Козьмовский Д. Проблемы развития СМП как международного транзитного коридора. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ppt-online.org/310567

3. Обзор морского транспорта 2017 г. ЮНКТАД. (UNCTAD/RMT/2017). [Электронный ресурс] Режим доступа:

4. Российская Арктика: современная парадигма развития /Под ред. А.И. Татаркина СПб: Нестор-История, 2014. 844 с.

5. Селин В.С., Башмакова Е.П. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России // Регион: экономика и социология. 2010. № 3. С. 2339.;

6. Селин В.С. Факторный анализ развития грузопотоков СМП // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 6(43). С.19-23.

7. Скаридов А.С. Морское право: учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2 т. Том 1. Международное публичное право. М.: ЮРАЙТ, 2017. 402 с.

8. Полярное право. Монография / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М.: Юстиция, 2017. 396 с.

Овчинникова Е. В.

ГУМРФ им. Адм. С. О. Макарова Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, старший преподаватель кафедры международного и морского права ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ АННУЛИРОВАНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДИПЛОМОВ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА.

Аннотация: проблема задержания российского судна в порту иностранного государства достаточно актуальна и обсуждаема в наше время, однако некоторые способы борьбы с ней требуют особенного внимания.

Ключевые слова: аннулирование и приостановления действия диплома, капитан морского порта, Министерство транспорта, члены экипажа, порт иностранного государства.

SOME ISSUES CONCERNING THE CANCELLATION AND SUSPENSION OF THE CREW MEMBERS' CERTIFICATES

Annotation: the problem of the détention of a Russian vessel in the port of a foreign state is quite urgent and is discussed in our time, however, some methods of fighting it require special attention. Key words: cancellation and suspension of the diploma, captain of the seaport, Ministry of Transport, crew members, port of a foreign state.

01.02.2018 в ФГБУ АМП «Западной Арктики» исполняющим обязанности капитана порта Мурманск Цепковым Н.Н. была проведена рабочая встреча с представителями судовладельцев касательно задержания судов РФ в иностранных портах. В ходе встречи капитаном порта была доведена информация об увеличившемся количестве задержания судов РФ в иностранных портах по результатам проверок PSC\B связи с данным фактом, представителями Министерства транспорта Российской Федерации было внесено предложение немедленно приостанавливать действие диплома капитана судна, старшего помощника капитана и старшего механика после факта задержания судна в иностранном порту, подразумевая, что факт задержания свидетельствует о грубом нарушении вышеперечисленными членами экипажа своих обязанностей. Результаты нововведений не заставили себя долго ждать, уже 18.01.2018 г. исполняющий обязанности капитана морского порта Астрахань, Э.В. Элизаров, своим указом № ЭЕ-8-р приостановил действие диплома капитана теплохода «Милагресс», в связи с задержанием судна в порту Неаполь, Италия 27.12.2017, ссылаясь на законодательство Российской Федерации.

«Положение о капитане морского порта» гласит, что капитан осуществляет возложенные на него административно-властные функции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, касающимся его полномочий. В такие функции входит издание актов, обязательных

для исполнения капитанами судов и лицами, которые осуществляют деятельность в порту и

2

которым акты адресованы.

В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2017 № 400 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившимися силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в пункте 4 ст. 54 Кодекса Торгового Мореплавания, регламентирующим порядок аннулирования и приостановления действия диплома членов экипажа, фраза «органом государственного надзора» была заменена на «капитаном морского порта, выдавшим диплом или квалификационное свидетельство». Данная поправка имеет важное значение для членов экипажа, так как решение об аннулирование и приостановлении действия дипломов стало приниматься единолично.

Министерство транспорта Российской Федерации разъяснило, что сам факт задержания российского судна в иностранном порту дает основания полагать о нарушениях членами экипажа законодательства в области обеспечения безопасности жизни людей и сохранности имущества на море. Согласно Правилам технической эксплуатации морских судов, в компетенцию судового экипажа входит всесторонняя проверка судна к предстоящему рейсу, так же капитан судна должен

3

иметь рапорты от старшего механика и старшего помощника о готовности судна к отходу.

Из этого можно сделать вывод, что подготовкой судна к рейсу занимаются непосредственно члены экипажа, в частности капитан судна, старший механик, старший помощник. В свою очередь, правила международной конвенции по охране человеческой жизни на море указывают, что Судно и его оборудование поддерживаются в состоянии, отвечающем положениям настоящих правил, для обеспечения того, чтобы судно оставалось годным для выхода в море без опасности для судна или людей на борту.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из законодательной основы разъяснения министерства транспорта можно сделать вывод, что сам факт задержания судна в порту иностранного государства свидетельствует о том, что капитан судна и его экипаж создали прямую угрозу жизни людей, сохранности имущества на море, а следовательно несут ответственность за нарушение правил международной конвенции и законодательства России, так как судно, находящееся в порту иностранного государства, подлежит контролю должностных лиц, уполномоченных правительством, с целью проверки действительности свидетельств о безопасности судна.5

В свою очередь, вышеупомянутая статья, подвергнувшаяся поправкам, гласит, что капитан морского порта имеет право аннулировать или приостановить действие диплома и квалификационного свидетельства членам экипажей в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие

'(англ.) PortStateControl - государственная инспекция порта.

2«Положения о капитане морского порта», п.17.

3РД 31.20.01-97. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство, п.4.1, 4.2 гл.4.

4Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74), гл. 1, правило 11.

'Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74), гл. 1, правило 19.

некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей.1

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что капитан морского порта получил право приостанавливать действия дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа после задержания судна в иностранном порту.

Однако система приостановления и аннулирования действия дипломов членов экипажа капитаном морского порта на судне, задержанном в порту иностранного государства, достаточно нова для Российской Федерации и требует практики разрешения вопросов о репатриации членов экипажа с недействительным дипломом и восстановления действия дипломов.

В то время как первый вопрос решается за счет множества судебных разбирательств между капитанами судна, старшими помощниками и механиками с одной стороны и администрацией соответствующих морских портов с другой, в отношении второго вопроса считаем возможным применение аналогии права. Так, приказ министерства транспорта от 30.04.2007 установил: «Лица, лишенные права управления судном, допускаются к прохождению квалификационных испытаний по истечении срока лишения указанного права и после обучения на курсах повышения квалификации2» в отношении членов экипажей судов внутреннего плавания.

Пристатейный библиографический список:

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 1 января 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 14.10.2014 № 307-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 20.12.2017 № 400 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившимися силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

5. Приказ Министерства транспорта РФ от 30 октября 2007 г. № 154 г. Москва «Об утверждении порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания).

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 15 марта 2012 г. № 62 г. Москва «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

7. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2014 г. № 39 г. Москва "Об утверждении Положения о капитане морского порта"

8. Правила технической эксплуатации морских судов основное руководства орд 31.20.01-97 (утверждены распоряжением министерства транспорта РФ от 8.04.1997 г. № МФ-34/672).

9. Скаридов А.С. Морское право. Учебник. М.:ЮРАЙТ, 2012. С.403 - 429

Цветкова Ю.С.

старший преподаватель кафедры «Международного и морского права» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В настоящее время все большую популярность набирает арктический туризм. На всех уровнях власти говорят о необходимости его развития, однако российским законодательством арктический туризм пока мало урегулирован. В настоящей статье автор

1Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999, п.4 ст.54.

2Приказ министерства транспорта РФ от 30 октября 2007 г. № 154 «Об утверждении порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания»