Олимов Абдурауф Абдулатипович,
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ТГУПБП Тухтаев Тухтабой Мукимович,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита Института экономики и торговли ТГУК
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Одним из путей решения проблем налогового администрирования призвано считать принятие Налогового кодекса РТ в новой редакции. Этот курс налоговой реформы поддерживается Правительством РТ. В этом направлении Налоговым комитетом при Правительстве РТ разработаны плановые показатели налоговых поступлений в бюджет на базе вновь принятого Налогового кодекса в 2012 году. Однако есть научно обоснованные соображения [5; 6], которых придерживаются и авторы настоящей статьи, что даже при существующем Налоговом кодексе есть возможности повысить собираемость налогов, реализуя потенциал налогового администрирования. Такой уровень собираемости налогов, по мнению авторов [5; 6], достигается за счет расширения существующей налоговой базы, что опять же реализуется эффективным налоговым администрированием. Тем не менее, мы здесь предпринимаем попытку рассчитать разницу поступлений бюджетообразующих налогов при настоящем и при Налоговом кодексе в новой редакции. Только после этого предложим разработанные нами меры и мероприятия по повышению эффективности налогового администрирования.
Для сопоставления объема поступлений при настоящем Налоговом кодексе (данные 2011 года) с плановым объемом поступлений после принятия нового Налогового кодекса РТ в 2012 году, авторы берут за основу материалы экспертной комиссии, созданной при Главном управлении Налогового комитета по Согдийской области РТ. Вследствие обобщения результатов расчетов и сопоставлений, нами извлечены основные показатели бюджетообразующих налогов из материалов работы данной экспертной комиссии.
Анализ данных Налогового комитета показывает, что в 2012 году, после вступления в действие основных положений нового Налогового кодекса Республики Таджикистан, налоговые поступления в государственный бюджет должны обеспечить относительный рост по сравнению с 2011 годом в размере 20,5%, составляя 4 653 270 000 сомони. Это рост планируется за счет следующих основных изменений в Налоговом кодексе:
- за счет изменений ставок налога на прибыль юридических лиц в следующем порядке: с 01.01.2013. - 15%, но не менее 1% валового дохода; с 01.01.2015. - 14%, но не менее 1% валового дохода; с 01.01.2017. - 13%, но не менее 1% валового дохода; прибыль нерезидента в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 107 нового Налогового кодекса, облагается по ставке 25%, но не менее 1% валового дохода;
- за счет распространения акцизного налога на услуги компаний сотовой связи, услуг провайдеров сети Интернет, а также повышения эффективности администрирования данного налога планируется повысить поступления от 41 390 388 сомони в 2011 году до 69 803 427 сомони в 2012 году, что обеспечит почти 69% роста по данному налогу;
- по социальному налогу в 2012 году планируется почти 30-процентный рост по сравнению с 2011 годом. Данное повышение планируется в основном за счет ужесточения мер администрирования данного налога путем жесткого контроля над процессом расчета и взимания социального налога у индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе свидетельства;
- согласно результатам расчета, представленного в таблице, наблюдается некая неясность по отношению к патентным платежам, которые являлись ежемесячными принудительными сборами с предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, мелким производством, оказанием услуг и т.д. Так, этот налог в 2011 году обеспечил поступление в размере 37 526 734 сомони, однако в 2012 году размер поступлений не задается в плановом порядке. Следовательно, темп роста данного поступления не выявлен. Это связано с тем, что с принятием нового Налогового кодекса вступает в силу постановление Правительства РТ «Об утверждении Правил налогообложения индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе патента или свидетельства»1. Теперь можно ожидать, что меры по ужесточению администрирования этого налога также приведут к увеличению объема поступлений. Однако дать оценку темпам роста этого показателя можно только после ввода в действии соответствующего постановления Правительства;
- ожидается отмена трехпроцентного налога с розничных продаж. В плановом анализе данный налог обеспечивает рост в 10,3% по сравнению с 2011 годом, составляя в 2012 году 180 650 333 сомони. Отмена данного налога с 2013 года обойдется государственному бюджету примерно в ранее обозначенную сумму. Если принять во внимание долю этого налога в общих налоговых доходах государственного бюджета за последние годы, то проясняется следующая картина: налог с розничных продаж в первый год введения, т.е. в 1999 году, обеспечил всего
1 На этапе завершения нашего исследования данное постановление было принято 31 августа 2012 года за № 451. В этой связи нам не удалось рассчитать плановые показатели по патентному налогу. Данное постановление уточняет новый перечень видов индивидуальной предпринимательской деятельности, которая осуществляется на основе патента, а также размер платы за патент. Кроме этого, определяются новые зональные коэффициенты, регулирующие плату за патент.
2 387 400 сомони, составляя почти 2% всех налоговых поступлений. В 2011 году 163 769 916 сомони поступлений от этого налога обеспечили 4,2 % всех налоговых поступлений [7]. Однако за 12 лет существования этого налога органы налогового администрирования не смогли устранить все трудности, связанные с его расчетом и взиманием. Обеспечивая лишь незначительную долю налоговых поступлений, налог с розничных продаж оставался «нерентабельным» в структуре государственных доходов. Затраты по его взиманию оставались значительными относительно поступлений в казну;
- остается невыполненным план по поступлению налога с недропользователей. В 2011 году данный налог обеспечил 48 736 565 сомони государственных доходов, а по плановым расчетам в 2012 году он соберет 45 269 541 сомони, составляя лишь 92,2 % базового значения. Наблюдая за динамикой доли этого налога в общих налоговых поступлениях, можно выявить следующую картину: с 2000 года доля этого налога в доходах бюджета не показала значительного роста, составляя всего 0,82% всех поступлений. Лишь к 2007 году доля данного налога составила 0,95% всех поступлений, и только в 2011 году значение этого показателя перешагнуло через единицу, составляя 1,26%, а в прогнозе на 2012 год опять ожидается снижение показателя до уровня ниже единицы. Все это связано со сложностями в системе учета и уплаты данного налога. Кроме того, есть обоснованное мнение, что налоговые факторы снижают привлекательность недропользования в Таджикистане, развитие горнорудных предприятий и задерживают привлечение инвестиций и создание новых предприятий в горнорудном секторе промышленности Таджикистана [4, 25]. При этом необходимо учитывать отдалённость расположения месторождений от железных и автомобильных дорог, суровые природно-климатические условия, связанные с низкой температурой высокогорья и продолжительным зимним периодом.
Однако исследование развития золото- и серебродобывающей отрасли Республики Таджикистан в 1991-2010 годах показало, что существующая минерально-сырьевая база, вовлекаемая в будущем в производственный оборот, имеет достаточный потенциал.
В целом принятие нового Налогового кодекса РТ предвещает увеличение поступлений в казну государства. Однако, как было отмечено в начале, нам предстоит выявить потенциал налогового администрирования при существующем Налоговом кодексе, с тем чтобы повысить уровень собираемости налогов. Для этого мы исходим из качества и характеристики основного рычага налогового администрирования - налогового контроля. Основным проявлением налогового контроля в статье принято считать количество и качество проведенных налоговых проверок в течение анализируемого периода. Результатом (качественный показатель) налоговых проверок выступает сумма доначислений налоговых обязательств, вносимых в бюджет государства. Для этого используем данные Налогового комитета по поступлениям налогов в бюджеты всех уровней РТ, а также данные недоимок по налогам за 2006 по 2011 гг. Наши расчеты направлены на выявление взаимосвязи между количеством и качеством проведенных налоговых
проверок в течение анализируемого периода и суммой доначислении налоговых обязательств, вносимых в бюджет государства.
В задачах такого рода принято использовать коэффициент корреляции, который применяется для определения взаимосвязи между двумя свойствами. Применяя принцип парной корреляции, мы выявим взаимосвязь между суммарными затратами бюджета на проведение налоговых проверок за анализируемый период (2007-2011 гг.) и суммой доначисления налоговых обязательств за этот же период.
В целях выявления корреляционной связи между этими переменными для начала составим соответствующую таблицу, извлекая необходимые данные из показателей, представленных Налоговым комитетом. Также для выполнения поставленной задачи воспользуемся линейным коэффициентом корреляции (или коэффициентом корреляции Пирсона), который разработали Карл Пирсон, Фрэнсис Эджуорт и Рафаэль Уэлдон в 90-х годах XIX века [1; 3].
Коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:
СатВД Г) =
где х и у - среднее значение выборок.
Выявление взаимосвязи проводим по двум параметрам:
- взаимосвязь между количеством налоговых проверок (переменная х) и суммой доначисления обязательств (переменнаяу) за 2007-2011 гг.;
- взаимосвязь между затратами бюджета на налоговые проверки (переменная х) и суммой доначисления обязательств (переменная у) за 2007-2011 гг.
Таблица 1.
Данные, необходимые для выявления корреляционной взаимосвязи между количеством и качеством проведенных налоговых проверок за 2007-2011 гг. *
Годы Недоимки по всем налогам, сомони Количество проверок (переменная х), 1-й фактор Затраты бюджета на проверки, сомони, (переменная х), 2-й фактор Доначисление обязательств**, сомони (переменная у), результирующий признак
2007 386458036 4343 14 536 700 51 185 938
2008 510848862 3870 16 370 100 42 191 932
2009 615904700 1639 16 118 800 75 409 118
2010 683520400 2805 17 988 100 107 533 531
2011 531749900 3103 22 886 500 183 952 964
* Составлено авторами на основе данных Налогового комитета при Правительстве РТ.
** Включая штрафные санкции и пени (примечание авторов).
Введем данные из таблицы 1 в редактор Microsoft Excel-2007 для расчета корреляционной взаимосвязи между количеством налоговых проверок (х) и суммой доначисления обязательств (у) по вышеприведенной формуле и получим отрицательное значение -0,2897, которое показывает, что связь между признаком у и фактором х слабая и обратная. Другими словами, увеличение количества налоговых проверок не смогло привести к значительному росту суммы доначислений по налоговым обязательствам. Но здесь необходимо ввести одно примечание, а именно: с 2008 по 2010 годы был объявлен мораторий на проведение проверок субъектов хозяйственной деятельности, в связи с этим количество комплексных проверок с 2009 по 2010 в несколько раз уменьшилось. Именно поэтому отрицательное значение корреляции пока не может дать нам корректных данных по поводу выявления взаимозависимости признака у и фактора х.
Перейдем к расчетам по второму параметру выявления взаимосвязи. Теперь, выполняя аналогичные действия с использованием формулы Пирсона и редактора Microsoft Excel-2007, рассчитаем корреляционную взаимосвязь между затратами бюджета на налоговые проверки (х) и суммой доначисления обязательств (у) и получим положительное значение корреляции +1, которое показывает, что связь между признаком у и фактором х очень сильная и прямая. Другими словами, увеличение затрат бюджета на налоговые проверки обеспечило значительный рост суммы доначислений налоговых обязательств за анализируемый период.
Сравнительный анализ плановых налоговых поступлений в 2012 году с фактическими поступлениями 2011 года, а также факторный анализ в рамках выявления корреляционной взаимосвязи между количеством и качеством проведенных налоговых проверок и фактических доначислений налоговых обязательств (которые, по сути, увеличивают сумму поступлений в бюджет), привели к формулировке следующих важных выводов относительно значения налогового администрирования в повышении собираемости налогов в целом:
- принятие Налогового кодекса РТ в новой редакции может сыграть ведущую роль в увеличении доходов бюджета. При этом превалирующая фискальная роль налоговой системы над ее стимулирующей ролью сохранится даже после принятия нового Налогового кодекса. Это, в свою очередь, может порождать соответствующие угрозы для финансовой безопасности государства в долгосрочном плане [2, 136-146];
- необходимо направить усилия органов налогового администрирования на реализацию первоочередных мер по взиманию доначислений налоговых обязательств в бюджет государства. Анализ в этом направлении показал, что увеличение бюджетного финансирования налогового контроля может обеспечить желаемые результаты в виде роста поступлений в бюджет. Положительное высокое значение коэффициента корреляции между затратами бюджета на налоговый контроль и доначислениями налоговых обязательств является наглядным аргументом в пользу такого курса налогового администрирования;
- Налоговому комитету при Правительстве РТ необходимо разработать план действий по созданию базы компетентного персонала налогового админист-
рирования, из числа ученых отрасли в том числе. В этом направлении показателен опыт созданных технопарков в высших учебных заведениях страны. Некоторые из таких технопарков созданы в форме бизнес-инкубаторов. Деятельность такого инкубатора направлена на обучение предпринимателей-налогоплательщиков для повышения их квалификации в области финансового, налогового и хозяйственного учета, анализа финансовых потоков, создания и реализации эффективных бизнес-проектов и т.д. Согласованные действия таких инкубаторов с местными органами налогового администрирования решают многочисленные проблемы, связанные с налоговыми консультациями в основном в среде индивидуальных предпринимателей, которые составляют основную массу налогоплательщиков в Республике Таджикистан. Впоследствии бизнес-инкубаторы, которые функционируют на базе привлеченных грантов государственного сектора, а также международных организаций будут способствовать подготовке кадрового потенциала налоговых инспекций и развитию налоговой грамотности налогоплательщиков в целом.
Список использованной литературы:
1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. — 10-е издание, стереотипное. — М: Высшая школа, 2004. — 479 с.
2. Маъмуров А.М., Тухтаев Т.М. Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности. // Вестник ТГУПБП. -2012. -№3 (51).-С. 136-146.
3. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой. - 3-е издание, переработанное. —М: Финансы и Статистика, 2002. - 560 с.
4. Раджабов К.Р. Современный уровень и перспективы развития промышленности драгоценных металлов Республики Таджикистан: Автореф. дисс. к.э.н. - 08.00.05. -Душанбе: ТУТ, 2012. - С. 25.
5. Измайлов А.Т. Налоговое администрирование и его значение в повышении собираемости налогов: Автореф. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2005.
6. Тухтаев Т.М. Налоговое регулирование социально-экономического развития особых экономических зон России: Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.10.-М, 2006.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-8/3293.
7. Статистические данные Налогового комитета при Правительстве РТ.
Т.М. Тухтаев, А.А. Олимов Некоторые вопросы качественной оценки собираемости налогов в национальной
экономике
Ключевые слова: собираемость налогов, налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые обязательства, налоговая проверка, доначисление
В статье на основе сравнительного и корреляционного анализа предпринята попытка выявления качественных показателей развития налогового администрирования для повышения собираемости налогов в Республике Таджикистан. Для достижения поставленной цели авторами проанализированы состав и структура налоговых доходов государственного бюджета РТ за ряд лет. На этой основе выявлена корреляционная взаимосвязь по двум важным параметрам: взаимосвязь между количеством налоговых проверок и суммой доначисления обязательств за ряд лет; взаимосвязь
между затратами бюджета на налоговые проверки и суммой доначисления обязательств за соответствующие годы. Это позволило авторам выявить основную качественную характеристику современного налогового администрирования и на этой базе сформулировать ряд полезных рекомендаций для совершенствования последнего.
T.M. Tukhtayev, A.A. Olimov
Some Issues of Qualitative Assessment in Regard to Tax Collection in National
Economy
Key words: tax collection, tax administering, tax monitoring, tax obligations, tax checking, additional imposition
On the basis of comparative and correlative analysis the authors make an edeavour to elicit qualitative indices of tax administering development for elevation of tax collection in Tajikistan. To achieve the goal set the authors analyzed the composition and structure of tax revenues going to RT state budget for a number of years. Correlative interdependence is ascertained according to two parametres: interconnection between a quantity of tax monitorings and a sum of additional impositions in reference to obligations for a number of years; interconnection between budget expenditures for tax monitorings and a sum of additional impositions for obligations for the years in question.It afforded to elicit the major qualitative feature of modern tax administering and proceeding from the former to formulate a number of useful recommendations for improving all the management.