Научная статья на тему 'Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса'

Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-консалтинг / цифровизация / цифровая трансформация бизнеса / информационная система (ИС) / цифровые технологии / IT consulting / digitalization / digital transformation of business / information system (IS) / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Статья посвящена исследованию основных вопросов ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса. Рассмотрены преимущества использования ИТ-консалтинга; основные компоненты цифровизации сферы ИТ-консалтинга; законодательное регулирование предпринимательской деятельности по предоставлению взаимосвязанных и независимых консультационных услуг в сфере ИТ. Автором определены основные направления ИТ-консалтинга; обоснованы потребность компаний во внешних ИТ-консультантах, а также необходимость решения основных проблем консалтинговой индустрии в рамках цифрового консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues of IT Consulting in the Context of Digital Business Transformation

The article is devoted to the study of the main issues of IT consulting in the context of digital business transformation. The article discusses the advantages of using IT consulting; main components of digitalization of the IT consulting sphere; legislative regulation of business activities for the provision of interrelated and independent consulting services in the field of IT. The author defines the main directions of IT consulting; substantiates the need of companies for external IT consultants, as well as the need to solve the main problems of the consulting industry in the framework of digital consulting.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10246

Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса

Some Issues of IT Consulting in the Context of Digital Business Transformation

Ольга Валентиновна СТАРОВЕРОВА,

доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова

E-mail: staroverova05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных вопросов ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса. Рассмотрены преимущества использования ИТ-консалтинга; основные компоненты цифровизации сферы ИТ-консалтинга; законодательное регулирование предпринимательской деятельности по предоставлению взаимосвязанных и независимых консультационных услуг в сфере ИТ. Автором определены основные направления ИТ-консалтинга; обоснованы потребность компаний во внешних ИТ-консультантах, а также необходимость решения основных проблем консалтинговой индустрии в рамках цифрового консультирования.

Ключевые слова: ИТ-консалтинг; цифровизация; цифровая трансформация бизнеса; информационная система (ИС); цифровые технологии.

Возникнув на рубеже XX и XXI вв. и став всеохватывающим саморазвивающимся процессом, новой стратегией развития экономики является цифровая трансформация бизнеса. В основе цифровизации лежит процесс, обусловленный развитием международных связей (производственных, торговых, финансовых), научно-техническим прогрессом и информационной революцией.

Конкурентная борьба между предприятиями требует от информационных систем обеспечения их развития, адаптации к изменениям цифровой трансформации бизнеса и обеспечения конкурентных преимуществ. На современном этапе для правильного использования цифровой трансформации бизнеса (информационных технологий) и обеспечения эффективной поддержки принятия ключевых решений компании необходимы услуги по предоставлению ИТ-консалтинга, включающие, в частности, следующее: оптимизацию затрат на внедрение информационных технологий; повыше-

Abstract. The article is devoted to the study of the main issues of IT consulting in the context of digital business transformation. The article discusses the advantages of using IT consulting; main components of digitalization of the IT consulting sphere; legislative regulation of business activities for the provision of interrelated and independent consulting services in the field of IT. The author defines the main directions of IT consulting; substantiates the need of companies for external IT consultants, as well as the need to solve the main problems of the consulting industry in the framework of digital consulting.

Keywords: IT consulting; digitalization; digital transformation of business; information system (IS); digital technologies.

ние эффективности бизнес-процессов компании; повышение управляемости, прозрачность деятельности организации за счет создания единой инфраструктуры (ИТ-инфраструктуры); внедрение систем ERP, CRM, Business Intelligence, Groupware-системы, NIS-системы уровня предприятия; ИТ-аудит (оценка уровня автоматизации) [1; 5].

ИТ-консалтинг (англ. IT-consulting) — это консалтинг в сфере информационных технологий (ИТ), который является одним из направлений консалтинговых услуг1. ИТ-консалтинг — это про-ектно-ориентированная деятельность, связанная с информационной поддержкой бизнес-процессов, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования информационных технологий. Преимущества использования ИТ-консалтинга заключаются в следующих моментах:

■ присутствие высококвалифицированного ресурса сотрудников в большом объеме;

■ знание методик принятия решений, ведения проектов, внедрения процессов;

■ опыт проектов и знание отраслевой специфики;

■ знание и опыт применения стандартов в области информационных технологий;

■ больший вес решений перед руководством по сравнению с внутренними специалистами;

■ обладание референтными моделями, типовыми процессами и документами [2; 7].

Если говорить о цифровизации сферы ИТ-консалтинга, то можно выделить две ее компоненты:

(1) трансформация работы консалтинговых компаний и консультантов, которая сама цифровизируется с использованием новых технологий;

(2) цифровое консультирование как новое направление трансформации предоставленных ИТ-услуг.

В настоящее время законодательного закрепления понятия «ИТ-консалтинг» не существует. ИТ-консалтинг связывают с направлением предпринимательской деятельности по предоставлению взаимосвязанных и независимых консультационных услуг в сфере ИТ. Услуги ИТ-консалтинга в основном оказываются в проектной форме для достижения определенных бизнес-целей клиентской организации путем разработки и сопровождения при необходимости внедрения в деятельность методологических, технологических и технических решений в области ИТ.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. приказом Госстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст) (ред. от 12 февраля 2020 г.), ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)2 модифицировал раздел «Деятельность в области информации и связи» в перечне консультационных услуг в сфере ИТ, где в классе 62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» группировка 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий» содержатся: планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных. Данные услуги могут также включать соответствующее обучение пользователей, в рамки указанной группировки входят: деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем; деятельность по обследованию и экспертизе компьютерных систем; деятельность по обучению пользователей; деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации; деятельность консультативная в области компьютерных технологий; прочая.

В зависимости от конкретных видов деятельности выделим такие ключевые направления ИТ-консалтинга, как стратегический, продуктовый, интеграционный, операционный, технический

консалтинг. Эта классификация применяется в исследованиях состояния ИТ-рынка, анализе конкурентов, при продвижении собственных услуг на рынке. Рассмотрим более детально характеристики каждого из них.

Стратегический ИТ-консалтинг включает проведение стратегического ИТ-аудита, построение эффективной ИТ-службы, оценку совокупной стоимости владения ИТ, формирование ИТ-бюджета и управление портфелем инвестиционных ИТ-проектов.

Продуктовый ИТ-консалтинг сконцентрирован на обеспечении поддержки различных видов деятельности предприятия путем автоматизации соответствующих бизнес-процессов с помощью программных приложений (ERP, CRM, EAM, SCM, систем электронного документооборота и др.) и необходим при внедрении любых лицензионных ИТ-решений.

Интеграционный ИТ-консалтинг рассматривает вопросы определения способа и технологий интеграции отдельных компонентов информационной системы организации в единое целое с целью обеспечения адаптации ИТ-инфраструктуры к бизнес-потребностям организации.

Операционный ИТ-консалтинг касается области оптимизации внутренних процессов управления ИТ-услугами организации и вопросов организации эффективной работы ИТ-службы.

Технический ИТ-консалтинг охватывает область решения технических вопросов и проблем, связанных с обеспечением необходимого уровня надежности и производительности ИТ-инфраструктуры.

С учетом использования перечисленных видов ИТ-консалтинга применяется определенная их последовательность для автоматизации бизнес-процессов организации, создания и модификации или развития ИС, модернизации и обновления ИТ-инфраструктуры. Сейчас, во время формирования цифровой трансформации бизнеса необходимо четко обосновывать перед бизнесом направления развития информационных технологий в компании, преимущества выбранных ИТ-решений и сроки возврата инвестиций от их внедрения [4; 6]. Поэтому в ряде случаев возникает потребность компании во внешних ИТ-консультантах, а именно:

(1) при отсутствии опыта в формировании процессов стратегического планирования развития информационных технологий;

(2) отсутствии механизмов для принятия обоснованных стратегических решений в области информационных технологий;

(3) отсутствии организационной поддержки мероприятий по внедрению информационных технологий на верхнем уровне;

(4) нехватке квалифицированных внутренних ресурсов для проведения проектов;

238

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

(5) оценке эффективности использования информационных технологий.

Миссия специалистов ИТ-консалтинга — «повышение эффективности и получение конкурентных преимуществ от использования информационных технологий у заказчика и обеспечение совершенства внутренней деятельности ИТ-подразделения заказчика». Поэтому современный бизнес нацелен на конкретные результаты от цифровых технологий, поддержку целей бизнеса и увеличение эффективности основных бизнес-процессов.

Современные консалтинговые компании сталкиваются с большим количеством существенных сложностей. Так, основными проблемами, которые стоят перед глобальной консалтинговой индустрией, являются: изменение поведения клиента; рентабельность, повышение конкуренции; сложность ИТ-проекта; кибербезопасность. Столкнувшись со все более сложной макросредой, консалтинговые фирмы должны продолжать предоставлять наилучшие консультации. Глобальный характер отрасли усугубляет проблему, поскольку фирмы реализуют больше проектов за рубежом, во многих случаях работая также с субподрядчиками, компаниями-партнерами и / или независимыми организациями. Проблема не в том, чтобы реализовать проект, а в том, чтобы сделать это быстрее, эффективнее и с меньшим бюджетом, продолжая удовлетворять потребности клиентов.

Сложности возрастают, потому что клиенты лучше понимают свои проекты и требуют большего контроля. Развитие цифровых технологий вызвало сейсмический сдвиг в секторе, что позволило заинтересованным сторонам получить мгновенный доступ к информации о проектах на ходу. Это ставит перед менеджерами проектов задачу оставаться на вершине своих проектов в более динамичной среде данных.

Сложность проекта также имеет свою цену. Руководителям проектов становится труднее планировать заранее, а это означает, что их нестабильность в отношении ресурсов возросла. Это также может поставить под угрозу чистую прибыль бизнеса, поскольку незапланированные изменения часто требуются в конце проекта. Более половины опрошенных консультантов (52%) считают, что возрастающая сложность проектов станет главной проблемой для управления проектами в следующие пять лет. 63% руководителей высшего звена заявили, что сложность проекта — операционная проблема номер один, ожидаемая в ближайшие пять лет [3].

Таким образом, цифровизация ИТ-консалтинга — это трансформация предоставляемых услуг, появление и развитие нового направления в виде цифрового консультирования. Это направление показало невероятный рост с самого начала. В 2018 г. выручка от консультационных услуг

выросла более чем на 20 млрд долл. (по сравнению с 2016 г. рост почти в два раза), и составила 44 млрд долл. [8]. Многие лидеры рынка цифро-визируют работу, внедряя новые цифровые технологии [9]. Цифровые решения в области больших данных позволяют консультантам глубже изучить рынок и клиентов. Глубина и детализация анализа, обеспечиваемые цифровизацией, помогают быстрее находить проблемы и предлагать наиболее эффективные решения. ИТ-консультантам приходится балансировать между использованием традиционных и новых инструментов и технологий, приспосабливаясь к современным тенденциям и требованиям заказчика.

1 Большая российская энциклопедия // URL: bigenc.ru (дата обращения: 10.09.2020).

2 Приказ Росстандарта от 27 августа 2020 г. № 548-ст «Об утверждении Изменения 28/2020 ОКВЭД 2 к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

Список литературы

1. Афанасьев М.А., Староверова О.В., Урин-цов АИ. Адаптация как процесс управления хозяйствующим субъектом // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 201—206.

2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина ГА. Управление развитием информационных систем / под ред. Г.Н. Калянова. М.: Горячая линия — Телеком, 2009.

3. Информационная компания Deltek // URL: www.deltek.com

4. Коптелов А.К. Зачем нужен ИТ-консалтинг. Управление бизнес- процессами // URL: http:// koptelov.info/publikatsii/it-consulting/

5. Староверова О.В. Консалтинг выбора информационной системы в условиях цифровой трансформации бизнеса // Аудиторские ведомости. 2019. № 3. С. 75—79.

6. Уринцов А.И. Некоторые актуальные вопросы совершенствования системы управления субъектом экономики // Актуальные вопросы управления деятельностью различных отраслей: материалы науч.-практ. конф. М., 2006. С. 7—10.

7. Уринцов А.И. Системы формирования и принятия решений в условиях информатизации общества // Международный консорциум «Электронный университет», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый институт. М., 2008.

8. What is consulting 4.0? Where is it coming from? How is it different, or is it different at all? // URL: https://nestim.com/consulting40/ (дата обращения: 13.10.2020).

9. Digital transformation consulting market accelerates to $44 billion // Consultancy // URL: https://www.consultancy.uk/news/17223/digital-transformation-consulting-market-accelerates-to-44-billion (дата обращения: 11.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.