Научная статья на тему 'Некоторые вопросы информационной безопасности республики Армения'

Некоторые вопросы информационной безопасности республики Армения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
607
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самвел Мартиросян

На современном этапе мирового развития все большее значение приобретает длякаждого народа и государства проблема информационной безопасности. ДляРеспублики Армения, которая находится в транспортной блокаде, информаци-онные технологии приобретают тем более важный смысл. В связи с этим особен-но значимым видится развитие приоритетных направлений, которые могли быстимулировать развитие сферы информационных технологий в Армении.Немаловажным аспектом информационной безопасности Армении и ар-мянства являются агрессивные действия враждебно настроенных государств исоциальных групп, которые используют новейшие технологии в ведении про-паганды. Армения и армянский народ оказались перед лицом серьезной ин-формационной войны, которая ведется сопредельными государствами. Воз-можности противодействия подобным явлениям – еще один аспект информа-ционной безопасности.Рассматривание вопросов информационной безопасности как одних из прио-ритетных задач общей стратегии национальной безопасности является на сегод-няшний день для Армении требованием времени. Пренебрежения этими воп-росами способно оставить Армению на задворках современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several Issues Of The Republic Of Armenia’s Information Security

In today’s globalizing word information technologies turn into one of the mostimportant fields of survival of societies and states. Information security is year byyear turning into an essential issue for the world.From the one hand, the information security is an incentive of economicand social development for the Republic of Armenia and Armenians. From theother hand, it is the issue of resisting rival countries and social groups. The experienceof the up-to-date world has come to show that the countries, whichdon’t pay attention to information security in time, face serious dangers.Under such conditions one of the vital problems for Armenia is to realizethe problem of information security and solve it.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы информационной безопасности республики Армения»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Самвел Мартиросян

На современном этапе мирового развития все большее значение приобретает для каждого народа и государства проблема информационной безопасности. Для Республики Армения, которая находится в транспортной блокаде, информационные технологии приобретают тем более важный смысл. В связи с этим особенно значимым видится развитие приоритетных направлений, которые могли бы стимулировать развитие сферы информационных технологий в Армении.

Немаловажным аспектом информационной безопасности Армении и ар-мянства являются агрессивные действия враждебно настроенных государств и социальных групп, которые используют новейшие технологии в ведении пропаганды. Армения и армянский народ оказались перед лицом серьезной информационной войны, которая ведется сопредельными государствами. Возможности противодействия подобным явлениям - еще один аспект информационной безопасности.

Рассматривание вопросов информационной безопасности как одних из приоритетных задач общей стратегии национальной безопасности является на сегодняшний день для Армении требованием времени. Пренебрежения этими вопросами способно оставить Армению на задворках современной цивилизации.

Введение

В условиях беспрецедентного глобального роста влияния информационных технологий безопасность в этой сфере становится одной из основных категорий выживания отдельных стран. Зависимость государств от информационных технологий усиливается год от года, при этом проблемы, связанные с этой сферой, все более глобализуются, размываются границы, в связи с чем для Армении усиленное внимание к информационной безопасности становится жизненно важной необходимостью.

Среди сфер, которые представляют реальные вызовы информационной безопасности Армении, отметим следующие:

26

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

1. Возможности государства быть представленным в информационных сетях и содействовать негосударственным структурам в этом направлении, возможности противодействия враждебной пропаганде и продвижения положительного имиджа;

2. Способность государства противостоять агрессивной политике других стран и сетевых групп в отношении своего информационного суверенитета;

3. Потенциал страны по применению информационных технологий — как внутри, так и на внешнем поле.

Все эти категории взаимосвязаны и предполагают как государственный централизованный подход, так и вовлеченность разнообразных сетевых групп, способных вести самостоятельную политику на информационном поле.

1. Информационная безопасность на государственном уровне

Государство не уделяет должного внимания внутренней информационной безопасности в Армении. Системы связи в Армении находятся по большому счету под контролем других государств, деятельность которых может носить деструктивный характер.

Так, в 2003г. был замят скандал, связанный с компанией «АрменТел», которая была обвинена в прослушивании всех телефонных звонков на территории Армении. Во время очередной конфронтации между правительством и греческой компанией ОТЕ (на тот момент владелицей 90% акций «АрменТел») эксперт компании « WFI-consulting», которого вызвало в качестве свидетеля правительство Армении, заявил, что на цифровых станциях «АрменТел» фиксируются все телефонные разговоры, которые потом хранятся нескольких месяцев. При этом в компании, которая контролировалась греческой стороной, прослушивали и записывали не только все звонки с мобильной и фиксированной связи, но и все транзакции по кредитным карточкам, которые осуществлялись через банкоматы и POS-терминалы. Исполняющий на тот момент обязанности генерального директора «АрменТел» Георгиос Василакис заявил журналистам, что действительно определенная запись ведется, однако в полном соответствии с международными нормами. По его словам, это делается для того, чтобы «соответствующие органы могли проводить определенную работу» [1]. В дальнейшем в компании приводили более абсурдные доводы, заявляя, что запись разговоров нужна для биллинговой системы компании.

Фактически, все переговоры и часть финансовой деятельности граждан

27

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

Армении, включая госчиновников, оказалась под контролем компании, представляющей другое государство. Однако в дальнейшем скандал был замят, несмотря на всю возмутительность вскрытых фактов и открытое признание компании «АрменТел».

Уже в конце 2006г. компания «АрменТел» была продана российской компании «Вымпелком». А 24 марта 2007г. правительство Армении приняло решение о продаже своих 10% акций «АрменТел» компании «Вымпелком» [2]. Тем самым государство предоставило в полное владение иностранной компании всю фиксированную телефонную сеть и часть мобильной. Другая часть мобильной связи принадлежит компании «К-Телеком», которая является дочерней компанией «Карабах Телекома», за которым стоит также иностранный, ливанский, капитал.

Другой проблемой последних лет являлась монополия «АрменТел» на международный интернет-выход. С одной стороны, не исключено, что, как и в случае с телефонной связью, греческая компания имела доступ к интернет-потоку, идущему из Армении, и, естественно, к электронным письмам, которые исходили из страны.

С другой стороны, в условиях монополии «АрменТел» не развивала интернет-связь, в связи с чем Армения зависит от единственного оптоволоконного кабеля, проходящего через территорию Грузии, и слабого резервного спутникового канала. Вот почему неоднократные случаи повреждения кабеля приводили к практически полному лишению всей Армении интернет связи с внешним миром, что недопустимо в современных реалиях.

Кроме того, слабая развитость интернет-связи приводит к проблемам с доступом из других стран к армянским сайтам, размещенным на армянских серверах. Обнадеживающим в этом направлении является факт постепенного лишения компании «АрменТел» монопольных прав на интернет-выход, которое будет закончено к ноябрю 2007г.

Фактически, государство не контролирует связь в Армении, при этом опыт прошлых лет показывает, что есть серьезные проблемы с обеспечением безопасности, которые не только не решаются, но и замалчиваются, так как нет никаких официальных подтверждений тому, что прослушивание телефонных звонков не продолжается до сих пор под разными предлогами.

Аналогичная ситуация складывается и в области программного обеспечения, которым пользуются государственные структуры. Так, 30-го января 2007г. в Эдинбурге (Шотландия) было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Армении и корпорацией Microsoft, в соответствии с которым компания осуществит в Армении ряд инвестиционных, обра-

28

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

зовательных и инновационных программ. И уже 10 апреля министр торговли и экономического развития Армении Карен Чшмаритян заявил, что внедрение в Армении культуры Microsoft будет иметь очень важное значение и в перспективе повлияет на экономическую жизнь страны [3]. Армянское правительство пошло даже на поддержку локализации (перевода на армянский язык) операционной системы Windows XP. А сейчас продолжаются работы над локализацией Windows Vista и пакета программ Office 2007 [4].

В самой компании не скрывают свои экспансионистские намерения. По словам директора по бизнес-управлению и стратегии Microsoft Пола Маклестона, корпорация планирует расширить свою деятельность в Армении. Маклестон проинформировал, что до 2010г. корпорация подготовит порядка тысячи выпускников вузов с удостоверениями Microsoft. «Эта цель корпорации обусловлена растущим спросом на кадры в армянских предприятиях и госаппарате», – сообщил Пол Маклестон [5]. Таким образом, компания стремится поставить армянскую сферу информационных технологий в зависимость от своих программных продуктов.

С чисто экономической точки зрения огромные расходы на закупку и внедрение дорогостоящего программного обеспечения от компании Microsoft само по себе является сомнительным начинанием. Даже в богатой Европе подобная политика считается экономически необоснованной.

Однако есть множество проблем, связанных с вопросами информационной безопасности. Самой явной проблемой является тот факт, что продукты компании Microsoft обладают огромным количеством уязвимостей, которые могут приводить как к сбоям в системах, так и атакам со стороны враждебных пользователей как внутри страны, так и извне. Так, в ежегодном рейтинге «Двадцатка мишеней атак в интернете», составляемой институтом SANS и Национальным центром защиты инфраструктуры США (NIPC), программное обеспечение компании Microsoft неизменно является лидером, год от года занимая верхние позиции среди самых уязвимых систем [6].

Однако большее внимание должно быть уделено постоянно просачивающейся в прессу информации о сотрудничестве компании Microsoft со спецслужбами США, в частности – Агентством Национальной Безопасности (National Security Agency), ответственным за информационную разведку. Неоднократно компанию обвиняли в том, что операционная система Windows содержит в себе скрытые закладки, которые дают возможность американским спецслужбам получать несанкционированный доступ к компьютерам пользователей. Более того, АНБ официально сообщило, что оказало помощь в разработке безопасности новой операционной системы Microsoft Windows

29

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

Vista[7]. В связи с тем, что компания Microsoft не раскрывает кодов своего программного обеспечения, опасность подпадания Армении в зависимость от иностранного государства видится крайне серьезной.

В связи с этим отметим, что в Европе уже идет процесс миграции с программного обеспечения с закрытым кодом на программы с открытыми источниками – OpenSource, такими как операционные системы семейства Linux или офисный пакет OpenOffice, который способен заменить Microsoft Office. Так, 16 января 2007г. Европейская комиссия выступила с рекомендацией к странам – членам Евросоюза переходить на открытое программное обеспечение. По данным исследований, проведенных под эгидой Еврокомиссии, на сегодняшний день открытое программное обеспечение во главе с операционными системами семейства Linux достигло той степени надежности и безопасности, при которой возможно массовое внедрение [8].

Решения по миграции на OpenSource принимаются уже несколько лет в отдельных странах Евросоюза. По данным Еврокомиссии, к 2010г. 32% все услуг в сфере информационных технологий в странах Евросоюза будет переведено на платформу программного обеспечения с открытыми кодами.

Власти Кубы в феврале 2007г. пришли к соглашению объединить усилия с Венесуэлой с целью ускорения перевода компьютеров правительственных организаций под управление открытой операционной системы Linux [9].

В то время как в мире все больше понимают, насколько уязвимы бывают государственные структуры, попавшие в сеть компьютерного гиганта, Армения с распростертыми объятиями идет навстречу Microsoft. Фактически, государственные структуры Республики Армения предоставляют американским спецслужбам неограниченный доступ к своим базам данных. При этом столь недальновидный подход, ставящий Армению в кабальную зависимость от компании Microsoft, за которой совершенно очевидно стоят спецслужбы Соединенных Штатов, осуществляется на высоком государственном уровне.

2. Подготовленность Армении к современным информационнымреалиям

По данным ежегодного отчета Всемирного Экономического Форума (World Economic Forum) The Global Information Technology Report 2006-2007, Армения находится по развитости информационных технологий на 96-м месте среди 122 стран мира, которые были исследованы при подготовке рейтинга. При составлении рейтинга учитывается как развитость ИТ-рынка, так и степень его влияния и проникновения в иные сферы (например, в сферу обра-

30

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

зования), а также успешность политики властей, направленной на внедрение информационных технологий [10].

Турция в этом рейтинге занимает 52 место, Азербайджан — 71, Грузия — 93. Отметим, что по сравнению с прошлым годом Армения спустилась на 10 пунктов, что говорит о том, что республика не поспевает за темпами мирового развития.

После окончания монополии компании «АрменТел» на мобильную связь Армения совершила серьезный рывок в направлении развития этого направления. На сегодняшний день количество пользователей мобильной связи достигает 1 млн абонентов, при этом компания Viva Cell контролирует уже порядка 60% рынка [11]. При этом на момент написания материала только компания Viva Cell предоставляет пользователям услугу GPRS, обеспечивающую интернет связь посредством мобильных телефонов. Компания «АрменТел» предоставляет пока только устаревшую услугу WAP, хотя есть сведения, что система GPRS уже находится в стадии тестирования.

Несмотря на то, что сфера информационных технологий в стране активно развивается, при этом компании уже испытывают недостаток в квалифицированных кадрах и часто бывают вынуждены помогать вузам в их подготовке, как это происходит на примере компаний Synopsysи Lycos [12].

В области среднего образования в этом направлении положение крайне неудовлетворительное. Так, по итогам 2005г. в стране на 864 школьников в среднем приходилось 10 компьютеров. В 1467 общеобразовательных школах страны использовался всего 5531 компьютер, а к интернету было подключено 279 школ. В 259 столичных школах установлено 1787 компьютеров, причем 74 школы подключены к Интернету. В областях Армении больше всего компьютеров – 723, имеется в школах Ширакской области, к интернету подключено 38 из 176-ти школ. Меньше всего компьютеров – 193 – используется в школах Вайоцдзорской области, а возможность пользоваться интернетом есть у учеников 8-ми из 51 школы [13].

Кроме того, школьные программы и подготовленность учителей по информатике никак не соответствуют современным реалиям

В целом из-за ряда причин, таких, как взимание НДС на границе при поставках ИТ-оборудования, дороговизна интернет-связи, Армения значительно отстает по развитости как в сравнении с западными странами, так со странами бывшего Советского Союза. Так, по данным отчета ITU (International Telecommunication Union) за 2006г., количество интернет-пользователей в Армении составляет порядка 5% населения, в то время как в среднем по миру этот показатель достигает 18,4% [14]. В Азербайджане этот показатель дос-

31

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

тигает 8%, в Турции - 21%. По данным Internet World Stats, рост числа пользователей в Армении с 2000 по 2007 гг. составил всего 436,7%, в то время как в Грузии этот показатель достигает 778%, а в Азербайджане – 5556,7% [15].

3. Агрессивная политика против Армении и армянства

Другим немаловажным вопросом информационной безопасности Армении являются враждебные действия против республики на этом поле. В последние годы страны и группы, враждебно настроенные к Армении и армянскому народу, активно используют возможности современных информационных технологий для недружественных действий.

Азербайджанская и турецкая пропаганда активно использует интернет-ресурсы для продвижения своих интересов, дискредитации Армении и армянства. Для продвижения своей пропаганды в соседних государствах тратят серьезные человеческие и финансовые ресурсы, в связи с чем армянский сегмент интернета с трудом справляется с конкуренцией на этом поле.

Если армянские сайты пропагандистского толка по большей части создаются усилиями частных лиц и армянских организаций Диаспоры, то в Азербайджане и Турции в этом направлении идет планомерная работа с привлечением государственных ресурсов. Например, при негласной, но явной государственной поддержке за последние несколько лет динамично развился информационно-аналитический портал Day.az. Ресурс, на котором материалы публикуются как на русском, так и на английском языках, принадлежит члену постоянной комиссии Милли Меджлиса АР по международным отношениям и межпарламентским связям Анару Мамедханову. При этом портал Day.az, который транслирует новости на русском и английском языках, имеет серьезные позиции в интернете. Отметим, что часто армянская пресса использует этот ресурс в качестве источника информации, в то время как это агентство усиленно работает в направлении распространения дезинформации.

По данным различных рейтингов, портал Day.az в месяц посещают порядка 300 тысяч уникальных пользователей, в день - более 10 тысяч. Индекс цитируемости издания в интернете равен 2100, что, по данным системы Яндекс, является 41-м показателем среди всех русскоязычных информационных агентств в сети. Для сравнения: один из самых посещаемых армянских новостных ресурсов, портал PanArmenian.net имеет индекс цитируемости, равный 850, сайт Panorama.am - 300, сайт А1+ (www.a1plus.am) - всего 30, Столь высокий индекс цитируемости повышает позиции Day.az в поисковых машинах. Так, при поисковом запросе в системе Яндекс по ключевым словам «Армения новости», Day.az выводится на третье место. (При том, что и на

32

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С. Мартиросян

первом находится не чисто армянский ресурс — проект российского агентства РИА Новости «Новости-Армения»).

Интернет наводнен турецкими ресурсами, в которых проводится пропаганда против признания Геноцида армян, причем информация распространяется на многих языках. Так, сайт «Армянский вопрос» (http:// www.ermenisorunu.gen.tr/) представляет большое количество материалов с турецкой точки зрения на турецком, английском, немецком и французском языках. Есть сайты, на которых приводятся материалы о резне со стороны армян как турок, так и азербайджанцев, например, сайт Armenian Reality на английском и французском языках (http://www.armenianreality.com/).

Подход официального Еревана к антипропагандистской деятельности ясно обрисовал глава МИД Армении Вардан Осканян. Выступая 7 ноября в Национальном Собрании, Осканян заявил, что из-за недостатка средств Армении с каждым годом становится все труднее конкурировать с Турцией и Азербайджаном в пропаганде своей позиции по таким вопросам, как Нагорный Карабах или взаимоотношения с Анкарой. По его словам, Азербайджан и Турция с каждым годом увеличивают средства для пропаганды, направленной против Армении. «С этой целью они обращаются в различные фирмы, на что тратятся миллионы долларов», – сказал министр. Заметив, что Армения в настоящее время не в состоянии предоставить подобные средства, Вардан Осканян отметил необходимость привлечения иностранного капитала [16].

Однако неоспоримо, что при продуманной политике ведение пропаганды в интернете не предполагает таких серьезных финансовых затрат, с которыми не может справиться Армения. Тем более, если будут привлечены ресурсы Диаспоры и многочисленных волонтерских групп, которые и так работают в этом направлении. Из чего следует, что армянские государственные структуры не имеют реально разработанный политики ведения антипропаганды. В результате чего, такие важные для Армении сайты, которые посвящены вопросу Геноцида (например, самый серьезный на русском языке – Geno-cide.ru), разрабатываются и поддерживаются за счет частных инициатив.

(Отметим, что азербайджанская сторона использует в целях антиармянской пропаганды даже деньги международных организаций, что в принципе незаконно и официальный Ереван должен был бы отслеживать и реагировать на подобные неприемлемые факты. Так, азербайджанская «Электронная Библиотечная Сеть» (http://kitab.az/), где выложены он-лайн в большом количестве крайне тенденциозные антиармянские материалы, со-финансируется организацией IREX-IATP, которая действует также и в Армении).

Кроме того, по основным внешнеполитическим вопросам армянская

33

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

сторона отстает в плане развитости информационных ресурсов. Например, по вопросу Карабаха азербайджанская сторона ведет активную политику в интернете с использованием больших затрат. Сетевые ресурсы, поддерживаемые в Армении, практически не уделяют внимания Нагорному Карабаху, кроме тех вопросов, которые связаны с переговорным процессом. Лишь в последнее время начали работать несколько локальных карабахских ресурсов, которые пытаются решить эту проблему: KarabakhOpen (http://karabakh-open.com), Karabakh News (http://www.karabakh-news.com/) и Karabakh Live (http://karabakhlive.com/).

Однако азербайджанская сторона продолжает удерживать свои позиции из-за политики армянских ресурсов. Так, в самой популярной русскоязычной поисковой системе «Яндекс» при поиске по ключевому слову «Карабах» (данные на начало апреля 2007г.) на первом месте по рейтингу находятся материалы российского агентства «Регнум». На втором месте по данному поисковому запросу находится армянская страница I(arabagh.am, которая не обновлялась с 2002г. На 6-ом месте находится популярная армянская библиотека ArmenianHouse.org. Все остальные поисковые запросы – это российские источники, а на десятом месте находится портал Baku.ru.

В самой крупной поисковой система Google запрос по ключевому слову «Karabakh» на первое место приносит страницу из открытой энциклопедии Wikipedia (которую может редактировать любой пользователь, в связи с чем содержание этой страницы меняется с течением времени). На втором месте находится сайт Karabakh.org, созданный для освещения карабахского конфликта с азербайджанской точки зрения. Лишь на третьем месте находится сайт МИД НКР, который далек от совершенства. Далее следует ряд аналогичных сайтов, созданных и курируемых азербайджанцами в разных странах, весьма тенденциозная страница британского телеканала ВВС, посвященная карабахскому вопросу. И замыкает этот ряд сайт правительства НКР, который находится на 10-м месте.

Учитывая тот факт, что по статистике большинство пользователей в поисковых системах не идут дальше первых десяти результатов запроса, получается, что армянская сторона весьма серьезно отстает от азербайджанской в плане преподнесения собственного мнения относительно карабахского вопроса. Так, по данным исследования Пенсильванского университета, 54% пользователей смотрят только первую страницу результатов поиска, 19% смотрят две страницы и менее 10% – третью. Около 55% пользователей смотрят только первый сайт в результатах поиска. Более 80% пользователей поисковых систем не смотрят результаты дальше первых трех ссылок, предлагаемых машиной [17].

34

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

Отсутствие государственного подхода к информационной безопасности приводит к тому, что для армянской прессы источниками информации становятся сомнительные материалы, преподносимые турецкими, азербайджанскими или другими недружественными ресурсами. С усилением роли интернета проникновение дезинформации со стороны враждебных государств увеличивается. Причем среди армянской прессы наблюдается незнание основных законов, по которым живет современный интернет, о возможностях вброса дезинформации, которыми пользуются сегодня. При этом не существует механизмов повышения грамотности журналистов и редакторов, кроме тех мероприятий, которые проводятся международными организациями в рамках разнообразных проектов, никак не связанных с информационной безопасностью Армении.

Так, 23 февраля турецкий сетевой ресурс Takvim.com.tr распространил информацию о том, что 100 ведущих предпринимателей США, в числе которых Билл Гейтс и Уоррен Баффет, направили письмо президенту Джорджу Бушу с призывом не признавать Геноцид армян [18]. Данный материал был выставлен только на турецком языке. Далее издание Turkish Daily News перепечатало материал на английском языке. Затем азербайджанские сетевые СМИ начали активно вбрасывать «новость», после чего она была передана практически всей армянской прессой без проверки источников. Дело дошло до того, что армянское представительство компании Microsoft было вынуждено выступить с официальным опровержением.

Только в Стратегии Национальной Безопасности Республики Армения, которая была одобрена Советом национальной безопасности при президенте РА 26 января 2007г., были декларированы основные пункты, касающиеся информационной безопасности государства. При этом среди угроз государству информационная составляющая не была закреплена. Лишь в качестве внутренней угрозы в Стратегии отмечен неудовлетворительный уровень развития инфраструктурной сети, в том числе – систем связи.

Среди важных задач Республики Армения к информационной сфере относятся два пункта:

• интеграция в международное информационное поле, профессиональное формирование у международного сообщества истинных представлений об Армении и армянстве, противодействие дезинформации и негативной пропаганде,

• обеспечение сбалансированной по объему и качеству посвященной Армении информации на армянском языке в глобальной сети интернет по всем отраслям арменоведения и связанным с армянством вопросам.

35

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

Однако пока о реальных механизмах реализации названных пунктов информации нет.

Отметим также, что в конце ноября было принято решение о создании при Комитете Секретарей советов безопасности (КССБ) ОДКБ временной рабочей группы по вопросам информационной политики и безопасности, куда входит также и Армения. Предполагается, что основной задачей, стоящей перед временной рабочей группой, должна стать подготовка практических предложений по консолидации совместных мер противостояния вызовам и угрозам в информационной сфере и совершенствованию информационного обмена между заинтересованными органами государств-членов Организации [19].

4. Проблемы армянского языка в информационном поле

Остается вопросом, почему среди задач государства в Стратегии Национальной Безопасности названо намерение продвигать в интернете информацию об Армении исключительно на армянском языке? Сегодня развитые государства работают не только в направлении развития национального сегмента интернета, но и вкладывают большие средтва для представления своих стран в мире.

Если государство действительно начнет активно работать в направлении развития армяноязычного сегмента, параллельно этому нужно будет решать множество технических задач. Так, с большим трудом решается проблема чтения армянских текстов в интернете, каталогизации армянского сегмента, поисковых машин и т.д.

Более того, не совсем ясно, идет ли речь лишь только о восточно-армянском языке, либо также и западно-армянском. В случае, если государство будет акцентировать свое внимание лишь на восточно-армянском сегменте интернета, количество заинтересованных пользователей будет довольно низким, а эффект от затраченных средств — небольшим. Кроме того, освещение вопросов, касающихся армянства, также важно и для не-армян.

Как известно, часть армянской диаспоры не владеет в достаточной степени армянским языком. Среди граждан Армении, пользующихся интернетом, также есть значительная часть, которая предпочитает армянскому языку русский или английский. Об этом можно судить по дисбалансу среди персональных интернет-страниц, блогов (интернет-дневников), форумов, где армянский не является основным языком для многих пользователей, даже живущих в Армении [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, использование армянского языка в интернете и в про-

36

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

граммном обеспечение пока является серьезной проблемой. До сих пор не решен окончательно вопрос стандарта армянского языка. Для многих пользователей, которые имеют ограниченные знания в плане пользования программным обеспечением, до сего дня является серьезной проблемой чтение ряда армяноязычных сайтов, написание и чтение электронных писем на армянском языке и т.д.

Несмотря на то, что большинство новых армянских сайтов пишутся с применением кодировки Unicode, распознавание которой облегчено для пользователей новых версий самой распространенной в Армении операционной системы Windows, в то же время большое количество интернетресурсов продолжает оставаться на основе кодировки ArmSCII, что для многих пользователей делает невозможным чтение страниц на армянском языке без дополнительных усилий, которые невозможны без определенных знаний или дополнительного программного обеспечения. Отметим, что подобную кодировку используют и большинство официальных сайтов, таких как сайт Правительства (http://www.gov.am/), Национального Собрания (http:// www.parliament.am/), Президента (http://www.president.am/), в то время как сайт Министерства обороны (http://www.mil.am/) основан на кодировке Unicode, что является показателем того, что пока в Армении нет государственного подхода к решению вопроса унификации в этой сфере.

Не менее серьезной является проблема отсутствия национальной поисковой системы, которая позволила бы пользователям производить в интернете поиск среди армяноязычных сайтов. Поисковая система Google позволяет производить поиск на армянском языке. Однако эта поисковая машина не обучена армянской морфологии, в связи с чем ее работа не является полноценной. Отсутствие стандартной кодировки является также трудноразрешимым вопросом для разработчиков подобных программ, так как определенный сегмент интернета оказывается выключенным из процесса индексирования.

В течение прошедших лет существовало несколько проектов создания армянской поисковой системы, такие как BanBer (уже не действует) или HiFind (http://www.hifind.am/), но все они оказались далекими от решения реальных задач, которые ставятся перед поисковыми системами. Однако отсутствие полноценного решения приводит к тому, что вынуждает часть строителей сайтов отказываться от армянского языка. С другой стороны, армяноязычные ресурсы оказываются вне реальных процессов в интернете в результате того, что пользователи не имеют к ним непосредственного доступа с поисковых систем. А интернет-статистика показывает, что основной поток пользователей входит на сайты именно через поисковые системы.

37

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

В то время как создание национальной поисковой системы является насущной необходимостью, она требует серьезных финансовых затрат. Однако с учетом малых размеров армянского сегмента интернета трудно предположить, что инвестиции в эту сферу будут сделаны со стороны коммерческих организаций. Таким образом, наиболее вероятными являются два источника финансирования: со стороны международных доноров (как это было в случае с HiFind, создание которого было профинансировано в 2004г. Институтом Открытого Общества), либо со стороны государства. Однако, как показывает опыт, проекты, основанные на грантах доноров, чаще всего бывают нежизнеспособны.

5. О роли сетевых сообществ

На сегодняшний день в интернете все большую популярность и влияние получают различные сетевые сообщества. Наиболее популярными в последние годы являлись интернет-форумы, которые представляют собой дискуссионные клубы. Существуют как общие форумы, так и специализированные, которые приобретают большую популярность. Кроме того, очень активны форумы среди народов, обладающих большими диаспорами, — русских, евреев, армян, грузин, азербайджанцев и т.д.

Азербайджанские и турецкие пользователи используют форумные площадки для дискредитации армян. На всех форумах, где обсуждаются релевантные темы, наблюдается присутствие азербайджанских и турецких пользователей, которые пытаются представить свою точку зрения представителям других народов. При этом их деятельность часто бывает скоординирована в небольшие группы. Практически на всех ресурсах, где публикуются материалы, касающиеся Армении, Карабаха и Азербайджана, участвуют представители этих группировок, причем за их деятельностью часто проглядывается координация извне. Они ведут плотную работу с колеблющимися пользователями, умело дискредитируют Армению и Карабах. Основная их цель: представлять позицию своей страны, вести пропагандистскую работу, дискредитировать противника.

Кроме прямого представления своей видения армяно-азербайджанского и армяно-турецкого конфликтов, в ход идут также и грязные методы. Так, на форумах, тяготеющих к фашистскому мировоззрению, армян представляют как семитов, сионистов. На еврейских форумах идет активная пропаганда в пользу приверженности армян радикальному антисемитизму. Также активно разрабатывают тему армяно-грузинского конфликта, действуя под «чужим флагом». Учитывая огромное количество вовлеченных в интер-

38

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

нет-форумы пользователей, можно предположить, что азербайджанская и турецкая пропаганда имеет определенные успехи по формированию антиармянских настроений [21].

На сегодняшний день форумы начинают уступать активность блогам — интернет-дневникам. В последние два года наблюдается беспрецедентный рост количества блогов в интернете. По данным Technorati, которая отслеживает так называемую блогосферу, на начало апреля 2007г. в интернете существует 70 миллионов блогов. При этом в день появляется около 120 000 новых блогов, или 1,4 блога в секунду [22].

Блогосферу также уже осваивают в антиармянских целях. Например, действует азербайджано-турецкий блог исключительно антиармянской направленности (http://azeri-turk.blogspot.com/). Кроме того, блоги используют русские националисты для нагнетания истерии против армян. Особо активно в этом направлении работают представители Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Так, один из членов этой организации использовал на своем блоге вырванные из контекста реакции армян на убийство фашистами Вигена Абрамянца в Москве [23], взятые с форума OpenArme-nia.com [24], чтобы представить в невыгодном свете армянскую диаспору в России. После этого его сообщение «Паника в вольере» [25] было широко разрекламировано (более 60 активных ссылок), вызывая антиармянскую волну в сетевых сообществах.

Дезинформация или пропагандистские материалы в интернете распространяются не только напрямую через СМИ, но и в тандеме с использованием сетевых сообществ. После вброса со стороны азербайджанских или турецких СМИ дезинформации за дело принимаются бойцы информационного фронта. Огромное количество азербайджанских пользователей начинает распространять эти материалы по всевозможным форумам, блогам, другим сетевым сообществам. Подобный ход резко повышает аудиторию вброшенной информации, увеличивая при этом и популярность азербайджанского СМИ, на которое делается ссылка.

Кроме того, турецкие и азербайджанские пользователи сейчас стали активно использовать новую популярную в интернете тенденцию – распространение видеоматериалов через такие ресурсы, как YouTube (http:// www.youtube.com/). В большом количестве в интернет выкладываются видео ролики, например о событиях в Ходжалу. Учитывая тот факт, что жестокость в интернете весьма популярна, подобные материалы имеют тенденцию к быстрому распространению.

39

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

6 Атаки на армянский сегмент интернета

В последние годы на армянские ресурсы (не только зарегистрированные в Армении, но и поддерживаемые силами армян из Диаспоры) наблюдаются хакерские атаки со стороны азербайджанцев и турок. Речь идет либо о временном приостановлении работы сайтов, либо об их разрушении, либо — изменении в свою пользу выложенной на них информации.

История интернет-столкновения между армянами и азербайджанцами имеет довольно давнюю историю. Считается, что одной из крупных и первой в истории интернет-войн явилось столкновение между хакерскими группами Армении и Азербайджана, за которыми угадывались государственные структуры. В январе 2000г. азербайджанские хакерские группы Green Revenge и Hijack Team 187 смогли взять под контроль на 3 дня порядка 25 доменов крупнейших армянских порталов: провайдеров, СМИ, сайтов о геноциде армян. В ответ армянская группа Liazor Group провела в феврале ответную акцию, в ходе которой под контроль был взят практически весь азербайджанский сегмент интернета. При этом на сайте одного из авторитетных азербайджанских изданий была выложена дезинформация со ссылкой на государственные структуры о готовности Азербайджана пойти на уступки по карабахскому вопросу. Дезинформация была продублирована армянским информагентством «Снарк», после чего распространилась по всему миру, что вызвало большой резонанс. Под контроль армян попали также и сайты азербайджанских посольств, представительств международных организаций и т.д. В результате Министерство национальной безопасности Азербайджана вынуждено было выступить с заявлением о том, что взяло под контроль азербайджанских хакеров, после чего армянская сторона прекратила «военные действия» [26].

В последние годы количество атак на армянские ресурсы усиливаются, несмотря на то, что столь глобальных столкновений, как в 2000г. пока не происходило. Следующий большой обмен ударами произошел весной 2005г. Тогда первые нападения на армянские форумы были зафиксированы с азербайджанской стороны. Был уничтожен ряд ресурсов, после чего боевые действия развернулись по широкому фронту. Были уничтожены десятки вебсайтов как с одной, так и с другой стороны. В основном жертвами атак стали давно заброшенные сайты, а также не слишком профессионально администрируемые интернет-форумы. Однако на довольно долгое время была нарушена работа нескольких крупнейших ресурсов армянского сетевого сообщества, таких как Hayastan.com, Yerevan.ru, OpenArmenia.com. Одновременно на два важных армянских ресурса произошло нападение со стороны турец-

40

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

ких хакеров - были выведены из строя Genocide.ru, ArmenianHouse.org -крупнейшие базы исторические данных. Этот период ознаменовался сращением среди азербайджанских и турецких хакерских групп.

После этого с периодичностью примерно раз в полгода атаки на армянские ресурсы продолжались (не считая разовых атак, которые происходят с большей периодичностью). В 2006г. было несколько крупных нападений на армянский сегмент интернета. В марте 2006г. был взломан ряд сайтов, однако основной целью хакеров был сайт певца Андре, участвовавшего в конкурсе Евровидения. После взлома упомянутого сайта, на нем (а также на нескольких других ресурсах) были выложены фотографии жертв Ходжалу. При этом результаты нападения азербайджанских хакеров не удалялись в течение примерно двух недель, что говорит о том, что в Армении за сетевыми процессами не следят серьезно, несмотря на то, что выступление Андре воспринималось как имиджевый ход для всей республики.

Жертвами кибер-войны стали даже венгерские веб-ресурсы. После оглашения 13 апреля 2006г. приговора Рамилю Сафарову [27], азербайджанские хакеры в знак протеста взломали ровно 100 венгерских сайтов. К ним присоединились и турецкие группы, взломав еще несколько венгерских ресурсов.

При этом если раньше в основном взламывались интернет-форумы и другие сайты некоммерческого характера, владельцы которых не имеют финансовых возможностей уделять серьезное внимание вопросам безопасности, то в последнее время нападениям подвергались и более серьезные ресурсы. Так, 26 февраля 2007г., в годовщину ходжалинских событий, азербайджанскими хакерами были взломаны 15 армянских ресурсов, в том числе сайты агентства Де-Факто (http://defacto.am/) и Омбудсмена Армении (http://ombuds.am/).

Таким образом, вопрос обеспечения безопасности армянского сегмента интернета становится насущной проблемой, так как под ударом оказываются ресурсы, которые представляют в сети Армению. Однако на данный момент ситуация с безопасностью армянских ресурсов находится вне видимого внимания со стороны государственных структур.

Заключение

На сегодняшний день Армения оказалась перед лицом множества проблем, связанных с различными вопросами информационной безопасности. При этом государство только начинает осознавать возможные опасности. В то же время, темпы технического развития в мире требует динамичного и быстрого ответа на вызовы современности. Опыт последних лет развития мирового сообщества показывает, что с темпами роста в сферах, связанных с информа-

41

С.Мартиросян

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

ционным обществом, какие были присущи Армении, республика продолжает отставать от глобальных процессов. При этом увеличивается разрыв не только с высокоразвитыми, но и среднеразвитыми странами.

В сложившейся ситуации Армения должна либо иметь четкую и при этом действенную программу решения проблем, связанных с вопросами информационной безопасности, либо будет все более отставать от быстро развивающихся глобальных реалий. В таком случае под угрозу будут ставиться вопросы, связанные не только с экономическим и социальным развитием республики, но и с национальной безопасностью.

Апрель, 2007г.

Источники и литература

1. Росбалт, 3 сентября 2003г.

2. PanARMENIAN.Net, 24 марта 2007г.

3. Новости-Армения, 10 апреля, 2007г.

4. Арминфо, 23.03.2007г.

5. Арминфо, 2007-04-10.

6. http://www.sans.org/top20/.

7. «Компьютерра», 1 февраля 2007г.

8. Economic impact of open source software on innovation and the competitiveness of the Information and Communication Technologies (ICT) sector in the EU, Prepared on November 20, 2006.

9. http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Information%20Technology% 20Report/index.htm

10. Данные компаний АрменТел и Viva Cell.

11. Հարցազրույց UITE ղեկավար Վարեն Վարդանյանի հետ, http:// internet.media.am/?i=361

12. «Новости-Армения», 06/ 07/ 2006.

13. International Telecommunication Union, Measuring the Information Society, ICT Opportunity Index and World Telecommunication/ICT Indicators 2007.

14. http://www.internetworldstats.com/stats3.htm

15. ИА REGNUM, 7 ноября 2006г.

16. http://www.psu.edu/ur/2003/websiteappeal.html

17. http://takvim.com.tr/2007/02/23/akt101.html

18. Сообщение пресс-службы Секретариата ОДКБ, 09/12/2006.

42

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Мартиросян

19. Հակոբյան (Թարումյան) Ռ, Հայատառ հայերենը Համացանցում: Ռազմավարության և անվտանգության հարցեր։ Երևան, 2007։

20. Мартиросян С, «Кибер-война за Карабах», Росбалт, 19.05.2006, http:// www.rosbalt.ru/2006/05/19/253927.html

21. http://technorati.com/weblog/2007/04/328.html

22. ИТАР-ТАСС, 22 апреля, 2006.

23. http://forum.openarmenia.com/index.php?showtopic=10448&st=0

24. http://doppel-herz.livejournal.com/172453.html

25. Мартиросян С., «Цензура в интернете: Запад не отстает от Востока», CNews.Ru, http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2006/02/16/196225_1

26. PanARMENIAN.Net, 07.03.2007.

SEVERAL ISSUES OF THE REPUBLIC OF ARMENIA’S INFORMATION SECURITY

Samvel Martirosyan

Resume

In today’s globalizing word information technologies turn into one of the most important fields of survival of societies and states. Information security is year by year turning into an essential issue for the world.

From the one hand, the information security is an incentive of economic and social development for the Republic of Armenia and Armenians. From the other hand, it is the issue of resisting rival countries and social groups. The experience of the up-to-date world has come to show that the countries, which don’t pay attention to information security in time, face serious dangers.

Under such conditions one of the vital problems for Armenia is to realize the problem of information security and solve it.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.