УДК 34
Кириченко А.Е.
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ставропольского института кооперации (филиала) Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Ставрополь, Россия)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Аннотация: в статье авторы анализируют некоторые актуальные вопросы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц. Авторы приходят к выводу о том, что подход законодателя к перечню оснований для отказа в государственной регистрации носит ситуативный и бессистемный характер.
Ключевые слова: гражданское право, правоотношения, субъекты, государственная регистрация, предпринимательская деятельность.
Важное значение для всей отрасли гражданского права имеет институт государственной регистрации, поскольку с его помощью в гражданский оборот вводятся и объекты, и субъекты гражданских отношений. Государственная регистрация последних осуществляется по правилам 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Примечательным является тот факт, что с момента государственной регистрации юридическим лицом приобретает правоспособность. Это означает, что до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц юридическое лицо фактически есть, а юридически нет.
Закон № 129-ФЗ, давая легальное определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее -субъектов предпринимательской деятельности), связывает с фактом внесение в
государственный реестр соответствующих сведений не только их возникновение, но и прекращение. Кроме того, Закон № 129-ФЗ направлен на регулирования целого массива правоотношений, определяющих весь «жизненный цикл» субъекта предпринимательской деятельности.
Природа государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности является предметом научных дискуссий. Одни учёные указывают на её гражданско-правовой характер, поскольку она создает субъекта гражданского права, фиксирует дальнейшие изменения в их правовом положении. Другие же, указывают на административно-правовой характер, поскольку она осуществляется посредством строго регламентированных административных процедур, следующих одна за другой.
В целом государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в следующем порядке:
предоставление документов в регистрирующий орган, принятие решения регистрирующим органом о государственной регистрации,
внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Следует обратить внимание, что государственная регистрация осуществляется путём внесения сведений и документов в единый государственный реестр, перечень которых определён исчерпывающим образом.
Государственную регистрацию осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная налоговая служба). Она носит заявительный характер и имеет две функции: учётную и контрольную. Хотя, последняя, является предметом научных дискуссий. Дело в том, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия законодательству представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в их документах сведения. Однако, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности, в
том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган все же осуществляет проверку достоверности представленных сведений. Результатом такой проверки может стать отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Здесь следует заметить, что подпись руководителя или иного уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации презимирует достоверность представленных сведений.
Далее, обратимся к некоторой судебной статистике. Так, в 2020 году арбитражными судами было рассмотрено 957 исков о признании недействительной государственной регистрации юридических и ИП (303 удовлетворено или 31 %), 367 - об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 121 или 33 %), 47 - об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 19 или 40 %).
В 2019 году арбитражными судами было рассмотрено 1020 исков о признании недействительной государственной регистрации юридических и ИП (355 удовлетворено или 34 %), 478 - об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 128 или 26 %), 35 - об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП (удовлетворено 19 или 54 %).
Анализ судебной статистики указывает на невысокий уровень удовлетворения заявлений, связанных с отказом в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. И если «зеркально» перевернуть эти цифры, то получится, что отказ в такой регистрации в целом носит массовый характер. Между тем, можно констатировать, что, предоставляя публичным органам возможности по отказу в государственной регистрации, законодатель стремится тем самым оказать воздействие на
направленность и ход правореализационного процесса для субъекта гражданского права. Кроме того, существенное расширение оснований отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности за последние году позволяет усомниться в отнесении существующего в России способа создания юридических лиц к явочно-нормативному. В большей степени он приобретает черты разрешительного способа.
В целом, следует согласиться с тем, что подход законодателя к перечню оснований для отказа в государственной регистрации носит ситуативный и бессистемный характер. Е.В. Трофимова по этому поводу справедливо пробелов носит казуальный характер, в связи с чем, законодатель не может исчерпывающим образом перечислить все случаи, препятствующие осуществлению такой регистрации, а соответственно, действующие законодательные нормы не могут исключить практику превышения регистрирующим органом его полномочий.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что за время действия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оснований отказа в ее осуществлении вырос с двух до девятнадцати оснований [3]. Поэтому согласиться с утверждением о «наличии существенных сдвигов в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц» не представляется возможным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Минина, А.А. Дискуссионные вопросы способов защиты гражданских прав / А.А. Минина, А.А. Гаврелюк // Современная наука: ключевые проблемы и инновационные разработки: материалы конференции. 2019;
2. Минина, А.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства // Социально-экономические и информационные проблемы устойчивого развития региона: материалы конференции. 2015 год;
3. Минина, А.А. К вопросу о гарантиях свободы предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы правоприменения и управления на современном этапе: сборник. 2019;
4. Минина, А.А. К вопросу о повышении гарантий независимости арбитражного управляющего и качества реализации им публично-правовой цели института банкротства // Право и государство: теория и практика. - 2021. -№ 5
Kirichenko A.E.
Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
(Stavropol, Russia)
SOME ISSUES OF STATE REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES
Abstract: in the article, the authors analyze some topical issues of legal regulation of state registration of legal entities. The authors conclude that the legislator's approach to the list of grounds for refusal of state registration is situational and unsystematic.
Keywords: civil law, legal relations, subjects, state registration, entrepreneurial activity.