Научная статья на тему 'Некоторые вопросы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в Российской Федерации'

Некоторые вопросы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / "ЧЕЛНОЧНЫЙ" ИМПОРТ / СОПРОВОЖДАЕМЫЙ БАГАЖ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ВЕСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЛЬГОТЫ / БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ / КВОТА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / АКЦИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Андрей Александрович, Костылева Екатерина Валерьевна

Выделены основные этапы развития системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для личного потребления в России. Показана связь между возрастающим объемом «челночного» импорта и ужесточением режима ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей. Систематизирована законодательная база, регламентирующая «челночную» деятельность в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в Российской Федерации»

МАЛьЦЕВ Андрей Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 e-mail: kafedra_meo_usue@mail.ru

КОСТЬШЕВА Екатерина Валерьевна

Ассистент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343)251-96-10, (950) 649-55-46 e-mail: evakost@mail.ru

Некоторые вопросы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в Российской Федерации

Ключевые слова: государственное регулирование внешнеэкономической деятельности; ввоз товаров физическими лицами для некоммерческих целей; «челночный» импорт; сопровождаемый багаж; количественные ограничения; весовые ограничения; льготы; беспошлинный ввоз; квота; таможенные пошлины; акциз.

Аннотация. Выделены основные этапы развития системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для личного потребления в России. Показана связь между возрастающим объемом «челночного» импорта и ужесточением режима ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей. Систематизирована законодательная база, регламентирующая «челночную» деятельность в РФ.

За годы реформ «челночная» деятельность стала фактически равноправной составляющей внешнеэкономической деятельности. Ее отличают немалые количественные объемы (до 15% внешнеторгового оборота страны [1], изрядное количество занятых по всей цепочке - закупка, транспортировка, складирование, реализация), «ворох» накопившихся проблем. Особый интерес представляет эволюция механизма государственного регулирования ввоза товаров для некоммерческих целей, в кратчайшие сроки «переросшего» изначально задумываемые рамки.

Начнем с дореформенного «статус-кво».

В декабре 1990 г. стоимостную квоту подарков (в розничных ценах, действовавших в СССР), беспошлинно перемещаемых гражданами через советскую таможенную границу, увеличили с 500 до 1 000 р. [2. С. 16]. В 1991 г. квоту «раздвинули» до 2 000 р. (постановление Кабинета Министров СССР от 6 июля 1991 г. № 442).

1 июля 1991 г. вступил в силу новый тариф для «индивидуалов». Главный замысел разработчиков заключался в том, чтобы пресечь массовый «частный» (термин «челночный» в оборот еще не вошел) ввоз в страну товаров, большая часть которых позднее «всплывала» на рознично-оптовых рынках. Ставки в среднем поднимались в 3-10, а по отдельным товарам до 15 (одежда)-20 (обувь) раз [3. С. 1].

© Мальцев А. А., Костылева Е. В., 2009

«Новинку» характеризовали следующие главные черты:

• разделение предложенной системы пошлин на 2 шкалы: минимальных и максимальных ставок. При этом минимальные ставки оказались меньше максимальных в 2-10, а по отдельным товарам в 20 раз. Наиболее любопытным представлялся методологический подход к их разграничению. По минимальной ставке таможенную пошлину предлагалось взимать «при ввозе в СССР гражданами вещей и других предметов, незначительно превышающих пределы личного пользования, а также при ввозе подарков, стоимость которых превышает установленный беспошлинный лимит». Максимальные ставки предназначались для тех случаев, «когда под прикрытием вещей личного пользования ввозятся товары для их последующей реализации на внутреннем рынке страны. При этом размер ставок таможенной пошлины будет приравнен к размеру ставки импортного налога для аналогичных товаров, ввозимых в СССР в процессе внешнеэкономических операций». Конечным «определителем» уровня личных потребностей каждого гражданина (проще говоря, сколько брать, например, за ввоз видеокамеры -1,5 тыс. р. по минимуму или 10 тыс. р. по максимуму), как разъясняли в ГУ ГТК СССР, назначался таможенник [4. С. 1];

• переход к активной таможенной политике - под этим подразумевался ежеквартальный пересмотр ставок.

С 10 августа 1991 г. действие повышенных ставок таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в страну гражданами, временно приостанавливалось [5. С. 11]. Окончательное решение вопроса передавалось на усмотрение союзно-республиканского таможенно-тарифного совета, создание которого оговаривалось ст. 4 Закона СССР от 26 марта 1991 г. № 2054-1. Однако до конца года, в силу известных обстоятельств, Совет так и не был создан. Та же участь постигла таможенный тариф «для частников».

1992 г. «принес в развитие экономической среды в России, пожалуй, больше, чем любой другой год ее предшествующей многовековой истории» [6. С. 15]. Именно в этот период началось упорядочивание собственно российской системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей. При этом отсутствовали количественные ограничения на беспошлинный ввоз любых (кроме запрещенных) товаров.

Одновременно с введением Временного импортного таможенного тарифа (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630) задавались следующие правила ведения «челночного» бизнеса:

• физические лица получили право беспошлинно ввозить в сопровождаемом багаже любые товары общей стоимостью до 10 тыс дол. в эквиваленте включительно (за исключением транспортных средств) плюс товары для личного потребления в оговоренных ГТК РФ количествах;

• физическим лицам предписывалось платить пошлины (по ставкам Временного импортного таможенного тарифа) за товары, ввозимые на российскую таможенную территорию в несопровождаемом багаже, а также за сопровождаемый, но только в части превышения лимита беспошлинного ввоза.

С 1 апреля 1993 г. правила ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей претерпели изменения (Указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. № 340; приказ ГТК РФ от 20 марта 1993 г. № 92; инструкция ГТК РФ от 20 марта 1993 г. № 01-20/2213):

• постоянно проживающим в Российской Федерации физическим лицам при возвращении из зарубежных поездок разрешалось беспошлинно ввозить товары общей стоимостью до 5 тыс. дол. на 1 лицо суммарно - в сопровождаемом и несопровождаемом багаже;

• для физических лиц впервые утвердили квоты на беспошлинный ввоз и пересылку двух позиций: до 5 л на 1 лицо спиртных напитков и до 1 000 шт. табачных изделий также на 1 лицо.

Неоспоримые преимущества физических лиц по импорту товаров быстро превратили «челночный» бизнес в легальный успешный вид предпринимательской деятельности. Попутно отметим, что и основные страны-доноры «челночной» продукции тотчас отреагировали на дополнительную возможность привлечения российских «индивидуалов». Так, в июле 1991 г. Турция ввела упрощенный визовый режим в отношении россиян, в 1993 г. Китай и Россия подписали соглашение о безвизовых турах.

С 1 января 1994 г. вступили в силу новые правила перемещения физическими лицами через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1322).

Из главных нововведений следует выделить:

• сокращение стоимостной квоты беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых физическим лицом при следовании через границу, в сопровождаемом и несопровождаемом багаже - с 5 до 2 тыс. дол. включительно;

• предоставление права постоянно проживающим в России физическим лицам, срок временного непрерывного пребывания которых за рубежом превышал 6 месяцев, ввозить при следовании через таможенную границу Российской Федерации товары общей стоимостью до 5 тыс дол. включительно. Это, кстати, первое упоминание льготни-ков-«шестимесячников»;

• определение «сопровождаемый багаж» - товары, перевозимые следующими через границу лицами, и «несопровождаемый багаж» - товары, перемещаемые перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коносаменту и т. п.);

• расширение до 12 позиций переченя подакцизных товаров, которые разрешалось ввозить без уплаты таможенных платежей в ограниченном количестве (включая шины, одежду меховую, ковры, изделия из хрусталя, бриллианты и ювелирные изделия). Отметим, что стоимостные и количественные лимиты беспошлинного ввоза не заменяли, а дополняли друг друга.

В 1996 г. регулирование ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей претерпело кардинальные изменения. Понятно, что речь в данном случае шла о «челночном» бизнесе. По оценкам Минэкономики РФ, в нем были заняты от 5 до 10 млн россиян [7. С. 15]. «Челноки» ежемесячно вывозили, по расчетам того же Минэкономики РФ, около 1 млрд дол. наличными. При этом они «закрывали» четверть суммарного российского импорта (главным образом, потребительских товаров). Вместе с тем льготные условия растаможивания ввозимой продукции оборачивались для федеральной казны, по официальным данным, ежемесячными потерями (неуплата «челноками» таможенных пошлин, НДС, акцизов) в размере до 400 млн дол. [8].

Поэтому с 1 августа 1996 г. правительство резко изменило правила «игры» на поле «челночного» импорта (постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 808). Основные нововведения заключались в следующем:

• с 2 до 1 тыс дол. снизилась квота для беспошлинного ввоза товаров частными лицами. Новая квота оговаривалась дополнительным условием - вес ввозимого не должен превышать 50 кг (см. таблицу);

• с 12 до 4 наименований сократился перечень товаров, которые 1 лицо могло ввезти без уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов). В этот перечень вошли алкогольные напитки (5 л), табачные изделия (1 000 шт.), ювелирные изделия (5 предметов) и бензин автомобильный (20 л на каждое перемещаемое своим ходом моторное транспортное средство, не считая топлива в заводских емкостях этих средств). Обратим внимание, что товары, ввозимые физическим лицом с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, должны были следовать в сопровождаемом багаже.

Весовые ограничения ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в РФ

Период действия Содержание Нормативные документы

С 1 июля 1992 г. Количественные ограничения не вводились Указ Президента РФ от 14 июня № 630; приказ ГТК РФ от 24 июня 1992 г. № 219

С 1 августа 1996 г. Вес ввозимого не должен был превышать 50 кг Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 808

С 1 марта 2006 г. Физические лица могли беспошлинно ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары, общий вес которых не превышает 35 кг Постановление Правительства от 23 января 2006 г. № 29

16 сентября 1999 г. вступили в силу новые правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 783). Квота беспошлинного ввоза товаров физическими лицами осталась неизменной: общей стоимостью в эквиваленте до 1 тыс дол. США включительно, если общий вес товаров не превышает 50 кг. Ранее за грузы, ввозимые без сопровождения, хозяину багажа приходилось платить 50% таможенной стоимости, но не менее 7 евро за 1 кг в пределах 200 кг общего веса стоимостью до 10 000 дол. В то же время сопровождаемые грузы обходились почти в 2 раза дешевле: 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. «Челноки», естественно, возили товар в купе пассажирских поездов, осложняя работу таможенников. Теперь это различие упразднялось и устанавливалась единая ставка для всех грузов - 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм сверх «льготных» 50 кг.

8 февраля 2000 г. (письмо ГТК РФ от 15 февраля 2000 г. № 14-10/3472) вступили в силу новые правила перемещения (в упрощенном льготном порядке) товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденные приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. № 815. Выделим основные изменения:

• физическим лицам разрешалось ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при одновременном соблюдении следующих условий: товары ввозились при следовании лица через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже; количество ввозимых товаров не превышало установленных ограничений; общая стоимость товаров, ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в эквивалентном выражении не превышала 1 000 дол. включительно при условии, что общий вес товаров не превышал 50 кг включительно. Постоянно проживающие в России физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превысил 6 месяцев, могли ввозить в сопровождаемом или несопровождаемом багаже товары общей стоимостью в эквиваленте до 5 тыс дол. включительно вне зависимости от веса товаров;

• устранялось различие в отношении сопровождаемого и несопровождаемого багажа. При превышении оставшейся неизменной беспошлинной квоты (ввоз товаров стоимостью до 1 000 дол. и весом не более 50 кг) в пределах до 10 000 дол. и при весе не более 200 кг вводилась единая ставка таможенного платежа в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг (только в части превышения). За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном льготном порядке (т. е. с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин и налогов) в несопровождаемом багаже, предписывалось взимать таможенные сборы в рублях в размере 0,1% таможенной стоимости товаров. В случае перемещения физическими лицами товаров в сопровождаемом багаже таможенные сборы не взимались;

• с 4 до 2 позиций сократился перечень товаров, разрешенных к беспошлинному ввозу физическими лицами в ограниченном количестве. Сокращение произошло за счет автомобильного бензина и ювелирных изделий, с которых сняли ограничения. При этом по оставшимся в силе ограничениям на алкогольные напитки и табачные изделия допустимую к ввозу квоту «сжали» ровно в 2,5 раза - с 5 до 2 л и с 1 000 до 400 шт. соответственно.

С 1 января 2004 г. в развитие Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. (Федеральный закон № 61-ФЗ) введен новый порядок ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей (постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718):

• без уплаты ввозных пошлин физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары общей стоимостью до 65 000 р. и общим весом до 50 кг; при ввозе сверх этих количеств, но до 650 000 р. и до 200 кг (в части такого превышения) взимается единая ставка 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. Для постоянных граждан РФ, находившихся за рубежом свыше 6 месяцев непрерывно, в таком случае действует адвалорная ставка 30% (в части такого превышения);

• совокупный таможенный платеж, т. е. сумма таможенной пошлины, НДС и акциза (если товар подакцизный), применяется, когда общая стоимость ввозимого больше 650 000 р. и/или 200 кг общего веса (в части такого превышения); алкогольные напитки или табачные изделия ввозятся в пределах пятикратного превышения количественных ограничений (2 л; 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака), физическое лицо более 1 раза в неделю пересекает таможенную границу РФ.

Постановлением Правительства от 23 января 2006 г. № 29 с 1 марта 2006 г. вносились коррективы в порядок ввоза товаров физическими лицами на таможенную территорию РФ. Согласно измененным правилам без уплаты таможенных пошлин, налогов физическим лицам разрешалось ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 000 р. и общий вес которых не превышает 35 кг (вместо установленных ранее 50 кг). Внесенные поправки приближены к мировым стандартам. Они предполагают снижение и ценовой, и весовой квот. Если вышеуказанные нормы превышены, а общая стоимость и/или общий вес товара не более 650 000 р. и не более 200 кг соответственно, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг. При ввозе товаров для личного пользования, общая стоимость которых превышает 650 000 р. (и/или их общий вес «уходит» за 200 кг), применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности.

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ.

Физическое лицо, достигшее 17 лет, может ввезти единовременно без уплаты таможенных пошлин, налогов не более 250 г икры осетровых рыб в заводской упаковке и табачные изделия (сигары - до 50 шт., сигариллы - до 100 шт., сигареты до 200 шт., табак - 0,25 кг); 2 л алкогольных напитков (здесь возрастной «ценз» от 21 года). В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет и 0,5 кг табака. Ввоз/вывоз этих товаров ограничен российским законодательством.

В последнее время Федеральная таможенная служба активно предлагает снизить сумму беспошлинного ввоза товаров физическими лицами с 65 000 до 20 000 тыс р. [9].

Делается это для борьбы с «челночным» бизнесом, который в последние годы серьезно изменился. Теперь это способ и форма доставки товарных партий под видом личного багажа, без таможенного учета и контроля. Суммы потерь для бюджета ощутимы, а число таких товарных партий близко к критичному. Помимо этого, есть предложения о предоставлении правительству права устанавливать перечень товаров, за ввоз которых нужно платить пошлины. Не исключено, что в данный перечень могут попасть иностранные шубы, одежда и др. Суммы в 20 000 р., на взгляд таможенников, должно хватить на приобретение ширпотреба действительно для личных, некоммерческих, целей.

Источники

1. Московские Новости. 2002. 11 дек.

2. Экономика и жизнь. 1991. № 26.

3. Коммерсантъ. 1991. № 25.

4. Коммерсантъ. 1991. № 25.

5. Коммерсантъ. 1991. № 32.

6. Коммерсантъ. 1993. № 1.

7. Эксперт. 1996. № 29.

8. Российская газета. 1996. 12 мар.

9. Российская газета. 2009. 3 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.