Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке'

Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1000
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ЛОГИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / CONCEPT / PHILOSOPHY / LOGIC / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фабрика Ирина Владимировна

В статье анализируются вопросы формирования понятия в философии, логике и юридической науке. Рассматриваются свойства и признаки понятия в указанных науках, а также выделяется точка зрения по определению общего понятия в науке. В статье проводится исследование в ретроспективном ракурсе, начиная с идей и воззрений XVIII века, затрагивается советский период. Кроме того, понятие рассматривается как процесс познания объективной действительности в психологическом аспекте. Формирование понятий в юридической науке происходит в зависимости от присущих им свойств, признаков, и таким образом они образуются и классифицируются по общим правилам науки. Кроме того, следует обратить внимание на два основных подхода определения понятия в философии и логике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF CONCEPT FORMATION IN LAW

The article analyzes problems of formation of concepts in philosophy, logic and law. Characteristics and features of the concept in the sciences given are considered, viewpoint on definition a general concept in science is given The article shows the research in retrospective beginning with the ideas and views of the XVIII century and the Soviet period. Moreover, the concept is seen to be a process of cognition of objective realty in a psychological aspect. Concept formation in law depends on features and characteristics and thus they are formed and grouped in terms of general rules of science. Special attention is paid to two basic approaches of concept formation in philosophy and logic.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке»

УДК 340.111 ББК Х01

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

И. В. Фабрика Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

В статье анализируются вопросы формирования понятия в философии, логике и юридической науке. Рассматриваются свойства и признаки понятия в указанных науках, а также выделяется точка зрения по определению общего понятия в науке. В статье проводится исследование в ретроспективном ракурсе, начиная с идей и воззрений XVIII века, затрагивается советский период. Кроме того, понятие рассматривается как процесс познания объективной действительности в психологическом аспекте. Формирование понятий в юридической науке происходит в зависимости от присущих им свойств, признаков, и таким образом они образуются и классифицируются по общим правилам науки. Кроме того, следует обратить внимание на два основных подхода определения понятия в философии и логике.

Ключевые слова: понятие, философия, логика, юридическая наука.

Различным отраслям науки присущи свои особые средства познания объективной действительности. В то же время среди средств, используемых в процессе познания окружающего мира, можно выделить универсальное средство «понятие», при помощи которого постигается сущность предметов и явлений, обнаруживаются присущие им закономерности.

В «Большой советской энциклопедии» понятие - это отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам [1, с. 434]. В «Философском словаре» понятие определяется как результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия [1, с. 205]. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.

Под понятием И. Кант понимал любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие... есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно, - представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах» [7, с. 83].

Понятие для Г. Гегеля - «прежде всего синоним действительного понимания сущест-

ва дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не ее сходство с другими вещами, и в нем должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою ее само-очевиднейшее отрицание. Его форма - А есть В (то есть не - А)» [5, с. 143]. Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей» [5, с. 167].

Ф. Энгельс определил понятие как «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» [14, с. 550], а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и

отличие любого человека от всего прочего. Ф. Энгельс подчеркивал, что «результаты, в которых обобщаются данные его естествознания опыта, суть понятия.» [14, с. 14].

В. И. Ленин определял понятие как «высший продукт мозга, высший продукт материи» [12, с. 143].

В русских философских словарях

XVIII века термин «понятие» сближался с «идеей» [9, с. 231]. Идея - в широком смысле - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

В ряде философских концепций понятие -это умопостигаемый и вечный прообраз реальности. Антиох Кантемир, дипломат, деятель раннего русского Просвещения, ввел в оборот русской речи слова «идея» и «понятие» и отождествлял их. Григорий Теп-лов сближал понятие с идеей в своем основном философском сочинении «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут» (1751 г.) [17, с. 132].

Таким образом, в понимании понятия в истории философии выражены две противоположные линии - материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их [5, с. 109]. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности [16, с. 23]. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (фикционализм) [16, с. 100]. Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания [16, с. 18].

В научной литературе советского периода исследования на тему определения понятия встречаются в незначительном количестве. И в основном эти исследования проводились в таких науках, как философия и логика, чуть позже в юридической науке и то в качестве оценочных понятий.

Как отмечает И. Н. Бродский, большинство понятий возникает непосредственно в практической деятельности прежде, чем осознаются те свойства, которые составляют ос-

нову обобщения соответствующих предметов [2, с. 60].

Е. К. Войшвилло определяет понятие как одну из форм мышления. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и других логических формах. Само мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями; именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности [3, с. 173]. В монографии 1989 года «Понятие как форма мышления: логико-

гносиологический анализ» понятие определяется как совокупность известных нам основных и производных признаков, мыслимых в понятии предметов, а также знания о том, в каких конкретных формах существуют в действительности эти обобщаемые в понятии предметы [3, с. 99].

Понятие используется не только в правовой науке, но и в праве, которое, отражая закономерности социальной реальности, само может выступать источником информации о той или иной исторической эпохе [8, с. 38]. Понятие в праве Т. В. Кашанина делит на две группы: правовые понятия, отражающие специфические явления правовой действительности, и понятия, пришедшие из других сфер человеческой жизни. Анализируя различные аспекты содержания правовых понятий, она выделяет: а) понятие - носитель познавательной, информационной нагрузки права:

б) понятие включается в право, опосредуясь через классово-волевой аспект содержания права, и само является одним из средств его выражения; в) понятие - один из способов, с помощью которого объективируется специально-юридическое содержание права. Данные положения имеют практическое значение. Их применение дает возможность законодателю создавать лаконичные, информационно насыщенные нормативные акты, четко выражающие его волю, удобные для обозрения и понимания, а также располагать нормативный материал экономно, избегая повторений [8, с. 38].

Следует согласиться с мнением Т. В. Ка-шаниной, считающей, что понятие в праве характеризуется большей стабильностью, чем понятие в правовой науке, поскольку остается

неизменным до тех пор, пока действует закон. Изменения в их содержание может вносить только законодатель. Это очень важное свойство понятий в праве, поскольку от него зависят стабильность и однозначность права в целом. Текучесть, чрезмерная гибкость юридических понятий отрицательно сказываются на применении права, подрывают его престиж, разрушают право как социальное явление [8, с. 38].

По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие - это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает свое реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, т.е. конкретно-всеобщим. При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объем. Совокупность предметов, обобщенных в понятии, называется объемом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, - его содержанием. Развитие понятия предполагает изменение его объема и содержания.

Одним из существенных признаков понятия является его объем. В научной литературе объем понятия рассматривается через классификацию, так как классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам [10, с. 163].

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными [9, с. 224].

Наряду с логикой и философией в образовании понятия вызывает значительный интерес такая наука, как психология, которая отвечает за процесс образования в человеческом психо-эмоциональном состоянии процесса познания объективной действительности.

Объект, как известно, характеризуется тем, что мы собираемся с ним или по отношению к нему сделать. Он является прежде всего съедобным объектом, сексуальным объектом, объектом, с которым надо поговорить, которому следует дать приказания или о чем-то попросить. Любое понятие об объекте также заключает в себе начало адекватного этому объекту действия. Но всякое действие требует выполнения одного существенного условия: необходимо, чтобы объект был в поле досягаемости наших органов чувств и конечностей. Для того чтобы съесть яблоко или писать пером, необходимо, чтобы яблоко оказалось у нас во рту, а перо - в руке. В основе действия, характеризующего объекта, в основе использования объекта или его восприятия лежит дотрагивание до этого объекта, взятие его в руки, вследствие чего каждый объект вызывает тенденцию приближения [16, с. 191]. Таким образом, необходимо прочувствовать и потрогать понятие для того, чтобы его использовать и применять.

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, реля-тивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» [16, с. 131]. Научные понятия не есть нечто законченное и завершенное; напротив, они заключают в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определенных этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.

В формальной логике понятие - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие -это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то - членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в ее формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трех областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики [18, с. 234].

В философии права, по мнению И. П. Малиновой, понятие есть другая форма бытия (идея Аристотеля). Нечто существует не только в своей предметной форме, но и в понятийной, если входит в круг человеческих представлений. И поскольку, как это показал Р. Декарт, логическая причинность совпадает с естественной (causa = racio), постольку исследование логической взаимосвязи понятий, отражающих некоторую область бытия, содержит в себе (воспроизводит) логику развития самой этой области, если, конечно, речь идет не о природных, а о культурных феноменах. Последнее обусловлено прежде всего тем, что понятийная форма бытия социальных явлений представляет собой необходимый момент их развития в реальности [13, с. 13].

Формирование понятий в юридической науке происходит в зависимости от присущих им свойств, признаков, и таким образом они образуются и классифицируются по общим правилам науки. Кроме того, следует обратить внимание на два основных подхода определения понятия в философии и логике. В свою очередь философское понятие относится к внешним свойствам, а логическое - к внутренним. Внешние свойства выявляются непосредственно, внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств. В процессе познания используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к познанию в различных научных областях. И наконец, по нашему мнению, понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. -Т. 14. - 837 с.

2. Бродский, И. Н. К вопросу о процессе образования понятий / И. Н. Бродский // Ученые записки Ленинградского университета. Серия философских наук. Вопросы логики. -1957. - Вып. 12. - № 247. - С. 45-60.

3. Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ: монография / Е. К. Войшвилло. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 240 с.

4. Войшвилло, Е. К. Понятие: монография / Е. К. Войшвилло. - М. : Изд-во МГУ, 1967. -104 с.

5. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1974. -Т. 1. - 452 с.

6. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. - М., 1984. - Очерк 5. -320 с.

7. Кант, И. Логика / И. Кант. - Петроград, 1915. -147 с.

8. Кашанина, Т. В. Правовые понятия как средство выражения содержания права / Т. В. Кашанина // Советское государство и право. - 1981. - № 1. - С. 36-44.

9. Классификация // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1981. - 445 с.

10. Классификация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - СПб., 18901907. - Т. 82. - 1058 с.

11. Лекции по истории русской философии (Х1-ХХ вв.). - СПб.: Издательско-

торговый дом «Летний сад», 2001. - 398 с.

12. Ленин, В. И. Философские тетради / В. И. Ленин. - М., 1927. - 332 с.

13. Малинова, И. П. Классическая философия права: материалы лекций /И. П. Малинова. - Екатеринбург, 1997. - 64 с.

14. Маркс, К. Полное собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 20. -745 с.

Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. унта, 1984. - 288 с.

15. Российские универсальные энциклопедии Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия: объединенный словник. иЯЬ: http://www.gatchina3000.ru/great-soviet-encyclo реЛа/тёех.Ыт.

16. Теплов, Г. Н. Объявления слов, которые в философской материи по необходимости приняты / Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут / Г. Н. Теплов. - СПб., 1751. - Кн. 1. -301 с.

17. Философский словарь. - СПб., 1911. -672 с.

Фабрика Ирина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). E-mail: fabrika2000@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University

Series “Law" 2013, vol. 13, no. 4, pp. 33-37

SOME PROBLEMS OF CONCEPT FORMATION IN LAW

I. V. Fabrika South Ural State University (Chelyabinsk)

The article analyzes problems of formation of concepts in philosophy, logic and law. Characteristics and features of the concept in the sciences given are considered, viewpoint on definition a general concept in science is given The article shows the research in retrospective beginning with the ideas and views of the XVIII century and the Soviet period. Moreover, the concept is seen to be a process of cognition of objective realty in a psychological aspect. Concept formation in law depends on features and characteristics and thus they are formed and grouped in terms of general rules of science. Special attention is paid to two basic approaches of concept formation in philosophy and logic.

Keywords: concept, philosophy, logic, law.

Irina Vladimirovna Fabrika - Candidate of Science (Law), Associate Professor of Theory and History of State and Law Department, South Ural State University (Chelyabinsk). E-mail: fabri-ka2000@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.