УДК 658.39
1 12 В.А.Никонов , Н.А.Мозжухина , А.Г.Харченко ,
3 1
Ф.А.Ситченко , Г.Б.Еремин
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ НА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДАХ1
1 Северо-Западный государственный медицинский университет, Санкт-Петербург
2
[email protected] ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»
о
и ЗАО «Онегошип», Санкт-Петербург
Оценка обитаемости на судах в современных условиях невозможна без учета комплекса факторов судовой среды, а особенно такого значимого фактора судовой среды как электромагнитные поля [1-3].
Целью работы явилось изучение электромагнитных полей на морских и речных
судах.
Материалы и методы. Инструментальные измерения электромагнитных полей на судах и их оценка проводились в соответствии с СанПиН 2.5.2/2.2.4.1989-06 «Электромагнитные поля на плавательных средствах и морских сооружениях. Гигиенические требования безопасности», измерение гипогеомагнитного поля в соответствии с ГОСТ Р 51724-2001 «Экранированные объекты, помещения, технические средства. Поля гипогеомагнитные. Методы измерения и оценки соответствия уровней полей техническим требованиям и гигиеническим нормативам» и СанПиН 2.1.8./2.2.4.2489-09 «Гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях», на береговых сооружениях в соответствии с СанПиН 2.2.4.1191 -03 (в ред.2009) «Электромагнитные поля в производственных условиях», гипогеомагнитное поле в соответствии с вышеперечисленными документами. Измерения проводились за трехлетний период. Суммарное количество обследований составило : на 183 речных судах, 204 судах смешанного (река-море) плавания, 204 морских судах.
Результаты. Измерения электромагнитных полей осуществлялась от стационарных УКВ радиостанций, работающих в так называемых «морском» и «речном» диапазоне частот, а также от КВ стационарных радиостанций судов дальнего плавания Мощность УКВ радиостанций составляла от 15 до 25 Вт, мощность КВ радиостанций от 150 до 500 Вт. Измерения электромагнитного поля проводились на рабочих местах операторов радиостанций, у блоков передатчиков и на открытой палубе ходовой рубки в местах, наиболее близко расположенных к излучающим антеннам и посещаемых экипажем. Величины измеренных уровней от УКВ радиостанций находились либо ниже чувствительности прибора или в самом начале
1 V.A. Nikonov, N.A. Mozzhukhina, A.G. Kharchenko, F.A. Sitchenko, G.B. Yeremin Some questions of the electromagnetic environment on marine and river vessels
динамического диапазона прибора, т.е соответствовали напряженности электрического поля до 2-3 В\м, плотности потока энергии до 7-8 мкВт/см2. , что значительно ниже величины ПДУ 8 В/м и 18 мкВт/см2 соответственно. При измерении напряженности электрического поля от КВ радиостанций, имеющих мощность в десятки раз больше, чем УКВ станции, на открытой палубе ходового мостика фиксируются уровни напряженности электрического поля до 30 В\м для первого нормируемого частотного диапазона (30 кГц-3 МГц ) и до 10 В\м для второго нормируемого частотного диапазона (3МГц-30МГц), при величине ПДУ 42В \м и 25В\м соответственно. В первом частотном диапазоне также определялась величина напряженности магнитного поля. При измерениях фиксировались значения ниже чувствительности прибора. При оценке электростатического поля от полимерных материалов измерения проводились в жилых, общественных, служебных, проходных помещениях в следующих точках: переборки, палуба, мебель, шторы, поручни. Измеренной величиной является напряженность электростатического поля. На вновь построенных судах ПДУ составляет 20 кВ/м на эксплуатируемых 15 кВ/м. Превышений ПДУ не выявлено. При измерениях на судах где соблюдаются нормируемые параметры микроклимата (в данном случае относительной влажности), измеренные величины находились в диапазоне ниже чувствительности прибора - 2 кВт/м. В случае резкого снижения влажности воздуха на судах, оборудованных системой воздушного отопления, измеренные величины достигали больших значений, вплоть до ПДУ. В помещениях судов было выявлено ослабление гипогеомагнитного поля.
Выводы. 1. Полученные данные подтверждают гигиеническую значимость электромагнитной обстановки на судах.
2. В «Руководстве по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенций МОТ №92 и №133» требования к электромагнитным полям представлены недостаточно.
Литература
1. Апполонский С.М. Безопасность жизнедеятельности в электромагнитных полях : учеб. пособие / С.М. Апполонский, Т.В. Каляда, Б.Е. Синдаловский. СПб.: Политехника. 2006. 263 с.
2. Вишневский А.М. Проблемы комплексного воздействия ЭМП и других физических факторов в условиях транспорта / А.М. Вишневский А.М., Т.В. Каляда Т.В., А.В. Разлетова / Сб. докл. VI Рос. науч.-техн. конф.: ЭМС технических средств и биологических объектов. СПб.: ВИТУ, 2000. С.475-481.
3. Никонов В.А. Особенности электромагнитной обстановки на современном флоте / В.А. Никонов, Н.А. Мозжухина, Д.П. Хомуло, А.Г. Харченко, Г.Б. Еремин // Российский Север: перспективы, долгосрочные прогнозы, управление рисками: сборник матер. IX Северного соц.-экол. конгр. 26-28 сентября 2013. Архангельск: Изд-во Северного гос. ун-та, 2013. С.141-142.
Ключевые слова: электро-магнитные поля, судовая среда. Key words: electromagnetic fields, ship's environment.