Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ПОДДЕЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ИНСТРУКТАЖ С РАБОТНИКАМИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / COUNTERFEITING OF MONEY / COUNTERFEIT BANKNOTES / PREVENTION / THE ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION DEPARTMENTS / INSTRUCTING EMPLOYEES OF COMMERCIAL ENTERPRISES / INFORMING THE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резван А.П., Батурина Н.И., Базулина А.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, связанных с комплексом профилактических мер противодействия фальшивомонетничеству. Анализ статистических данных указывает на сохраняющийся в последние годы высокий уровень фальшивомонетничества в России, причиняющий существенный вред как монопольному праву государства на выпуск денежных знаков в обращение, так и другим группам общественных отношений. Авторы указывают на необходимость совершенствования профилактических мер борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денег, способных снизить фальшивомонетничество до минимального уровня посредством выявления и устранения условий, способствующих совершению данного преступления. На основании проведенного анализа авторы предлагают комплекс профилактических мер в области профилактики фальшивомонетничества. Особое внимание уделяется организации обязательной проверки со стороны руководителей управлений экономической безопасности и противодействия коррупции в ходе выездов в территориальные органы МВД России на районном уровне в качестве ответственных, проведения инструктажей с работниками торговых предприятий. Данная форма профилактической работы позволяет выявлять имеющиеся проблемы системного характера в организации работы территориальных органов внутренних дел, вырабатывать дополнительные меры по повышению противодействия фальшивомонетничеству. На основании изложенного сделан вывод о том, что эффективность работы по искоренению фальшивомонетничества опирается, прежде всего, на комплексный подход к решению проблемы, использование современных форм и методов профилактики, активное внедрение передового опыта работы, расширения взаимодействия с заинтересованными структурами и общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES’ ACTIVITIES ON PREVENTION OF CRIMES RELATED TO COUNTERFEITING OF MONEY

The article considers the issues related to the complex of preventive measures to fight counterfeiting of money. Analysis of statistical data points to the continuing high level of counterfeiting in Russia in recent years, which causes significant harm to both the state’s monopoly right to issue banknotes and other groups of social relations. The authors indicate the necessity to improve preventive measures of fighting against printing and distributing counterfeit money that can reduce counterfeiting to a minimum level by identifying and eliminating conditions facilitating commission of the given crime. Оn the basis of the analysis made the authors have proposed a set of measures to prevent counterfeiting of money. Special attention is paid to organizing mandatory inspection by the heads of the economic security and anti-corruption departments acting as responsible persons during visits to the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia at the district level, while instructing employees of commercial enterprises. The given form of preventive work makes it possible to identify existing systemic problems in organizing the work of territorial internal affairs bodies, develop additional measures to strengthen the fight against counterfeiting of money. Considering the points mentioned above the authors have come to the conclusion that effective eradication of counterfeiting is based, first of all, on the integrated approach to solve this problem, the use of modern forms and methods of prevention, active introduction of best practices, increased interaction with interested structures and the community

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ»

УДК 343.9 DOI 10.25724/VAMVD.LGHI

ББК 67.515

А. П. Резван, Н. И. Батурина, А. А. Базулина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ

Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, связанных с комплексом профилактических мер противодействия фальшивомонетничеству. Анализ статистических данных указывает на сохраняющийся в последние годы высокий уровень фальшивомонетничества в России, причиняющий существенный вред как монопольному праву государства на выпуск денежных знаков в обращение, так и другим группам общественных отношений. Авторы указывают на необходимость совершенствования профилактических мер борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денег, способных снизить фальшивомонетничество до минимального уровня посредством выявления и устранения условий, способствующих совершению данного преступления.

На основании проведенного анализа авторы предлагают комплекс профилактических мер в области профилактики фальшивомонетничества. Особое внимание уделяется организации обязательной проверки со стороны руководителей управлений экономической безопасности и противодействия коррупции в ходе выездов в территориальные органы МВД России на районном уровне в качестве ответственных, проведения инструктажей с работниками торговых предприятий. Данная форма профилактической работы позволяет выявлять имеющиеся проблемы системного характера в организации работы территориальных органов внутренних дел, вырабатывать дополнительные меры по повышению противодействия фальшивомонетничеству.

На основании изложенного сделан вывод о том, что эффективность работы по искоренению фальшивомонетничества опирается, прежде всего, на комплексный подход к решению проблемы, использование современных форм и методов профилактики, активное внедрение передового опыта работы, расширения взаимодействия с заинтересованными структурами и общественностью.

Ключевые слова: фальшивомонетничество, поддельные денежные знаки, профилактика, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, инструктаж с работниками торговых предприятий, информирование населения.

A. P. Rezvan, N. I. Baturina, A. A. Bazulina

SOME ISSUES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES' ACTIVITIES

ON PREVENTION OF CRIMES RELATED TO COUNTERFEITING OF MONEY

The article considers the issues related to the complex of preventive measures to fight counterfeiting of money. Analysis of statistical data points to the continuing high level of counterfeiting in Russia in recent years, which causes significant harm to both the state's monopoly right to issue banknotes and other groups of social relations. The authors indicate the necessity to improve preventive measures of fighting against printing and distributing counterfeit money that can reduce counterfeiting to a minimum level by identifying and eliminating conditions facilitating commission of the given crime.

Оп the basis of the analysis made the authors have proposed a set of measures to prevent counterfeiting of money. Special attention is paid to organizing mandatory inspection by the heads of the economic security and anti-corruption departments acting as responsible persons during visits to the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia at the district level, while instructing employees of commercial enterprises. The given form of preventive work makes it possible to identify existing systemic problems in organizing the work of territorial internal affairs bodies, develop additional measures to strengthen the fight against counterfeiting of money.

Considering the points mentioned above the authors have come to the conclusion that effective eradication of counterfeiting is based, first of all, on the integrated approach to solve this problem, the use of modern forms and

methods of prevention, active introduction of best practices, increased interaction with interested structures and the community.

Key words: counterfeiting of money, counterfeit banknotes, prevention, the economic security and anticorruption departments, instructing employees of commercial enterprises, informing the community.

Фальшивомонетничество сегодня может быть поставлено в ряд крупных криминогенных проблем, вызывающих серьезную озабоченность государства, общества и отдельных граждан. Ущерб от совершения фальшивомонетничества занимает значительную долю общего показателя всех экономических преступлений, негативно влияя на экономическую безопасность России, подрывая финансовые устои государства и формируя негативное мнение граждан о стабильности и защищенности национальной валюты, являясь источником финансирования экстремистских организаций. Постоянное усовершенствование приемов и методов подделки и сбыта денежных знаков и ценных бумаг, высокая организованность и профессионализм лиц, их совершающих, требуют от правоохранительных органов принятия эффективных решений, способных устранить их воздействие на экономическую безопасность страны. В связи с этим данное направление оперативно-служебной деятельности МВД России признано приоритетным.

Анализ статистических данных позволяет судить об устойчивой тенденции как количественных показателей, так и качественных характеристик фальшивомонетничества, которое в последнее время приобретает все более организованный характер, в том числе и в международном масштабе [1]. Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил текущие и долгосрочные задачи, с учетом подходов, обозначенных в Послании Федеральному Собранию, отметил важность наращивания усилий в борьбе с коррупцией, необходимость поиска новых, современных, действенных подходов [2].

Организация противодействия и координация взаимодействия деятельности возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Управлениями экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — УЭБиПК) регионов, совместно с территориальными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) на районном уровне, во взаимодействии с другими подразделениями полиции реализуется комплекс организационных и оперативно-профилактических мероприятий по преду-

преждению, пресечению, выявлению и раскрытию фактов фальшивомонетничества.

Географическое положение местности способствует распространению преступных посягательств, связанных со сбытом поддельных денежных знаков (далее — ПДЗ). Высокий уровень подделки денежных знаков приводит к тому, что более 90 % сбываемых ПДЗ обнаруживается в банках в обезличенной массе при пересчете выручек с торговых предприятий и организаций. Необходимо отметить и тот факт, что на территории областных центров находятся головные организации и офисы фирм, ведущих свою деятельность по всей области, и денежная выручка этих организаций также поступает в банки, находящиеся в них.

Общественная опасность изготовления поддельных денежных знаков определяется как количеством изготовленных фальшивых денег, так и их качеством. Изучение уголовных дел и материалов, полученных в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности по выявлению и раскрытию фактов фальшивомонетничества показывает, что картина этого вида преступления совершенствуется вместе с научно-техническим прогрессом [3]. Для квалификации действий по ст. 186 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) необходимо, чтобы поддельные денежные купюры имели существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с подлинными денежными знаками [4; 5]. Фальшивомонетчики научились качественно имитировать не только визуальные защитные элементы денежных знаков, но и машиночитаемые. Изымаемые из обращения ПДЗ имеют высокую степень схожести с подлинными. В настоящее время ПДЗ в ИК-детекторах не отличаются от подлинных. Единственным отличительным признаком является выдавленная микроперфорация номинала купюры, которая на оборотной стороне подлинной банкноты на ощупь не имеет шероховатостей. Это, в первую очередь, связано с развитием современной копировальной и компьютерной техники, не требующей специальных знаний в области полиграфии, ее доступность и распространенность позволяют упростить процесс изготовления фальсификатов [6].

Несмотря на то что сотрудники Центробанка неоднократно в средствах массовой информации

заявляли о том, что пятитысячная купюра является одной из самых защищенных в мире и содержит множество защитных элементов, опыт свидетельствует о том, что наиболее сбываемыми являются поддельные купюры номиналом 5 000 руб. Также изымаются подделки номиналом 1 000 и 500 руб. [7].

Фальшивомонетчики — особый вид преступников, высококвалифицированных, постоянно изучающих конъюнктуру рынка, психологию людей, разбирающихся в экономике и технике [8]. Изучение криминологической характеристики лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за изготовление и сбыт ПДЗ, свидетельствует об их предрасположенности к совершению преступлений общеуголовной направленности. Совершают преступления и лица из числа ранее судимых, наркозависимых [9]. В связи с этим в рамках межведомственного взаимодействия с ФСИН России на регулярной основе обновляются сведения об освободившихся из мест лишения свободы лицах, отбывавших наказания за совершение преступлений по ст. 186 УК РФ и проживающих на территории региона. В отношении данной категории лиц проводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий на предмет причастности к совершению аналогичных преступлений [10].

Вместе с тем необходимо отметить, что значительной частью лиц, сбывавших ПДЗ на территории Российской Федерации, являются представители Северо-Кавказского региона, выходцы из южных республик СНГ (Азербайджан, Армения), постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

Для успешной профилактики фальшивомонетничества необходимы высокий профессионализм следователей и оперативных работников, активная, наступательная работа [11; 12; 13]. В связи с этим сотрудниками ЭБиПК в дежурные сутки при поступлении сообщения о сбыте ПДЗ конкретным лицом принимаются исчерпывающие меры по изъятию всех имеющихся поддельных денег: например, в случае сбыта ПДЗ «добросовестным сбытчиком», т. е. лицом, не знавшим, что используемая им для расчетов купюра является поддельной, с согласия такого лица проводится осмотр его жилища на предмет обнаружения оргтехники для производства ПДЗ, самих ПДЗ. Гражданину также предлагается предоставить имеющиеся у него наличные средства для определения подлинности купюр. Все сомнительные купюры изымаются и направляются на исследование в Экспертно-крими-налистический центр, по результатам которого подлинные купюры возвращаются владельцу.

В немалой мере узкая грамотность населения в средствах и способах защиты денежных знаков и юридическая безответственность коммерческих структур, когда они не заявляют о выявленных подделках и стараются решить вопрос путем уничтожения поддельной купюры, повторного (преднамеренного) ее сбыта или вычета из зарплаты подчиненного лица, принявшего поддельную купюру в качестве подлинной [14].

В связи с этим в целях повышения эффективности противодействия фальшивомонетничеству сотрудниками подразделений ЭБиПК совместно с сотрудниками других подразделений территориальных органов МВД на районном уровне организуется и проводится комплексная профилактическая работа.

В некоторых областях в связи с дислокацией подразделений ЭБиПК межмуниципальных отделов МВД России на районном уровне области только в базовых органах для активизации работы по борьбе с фальшивомонетничеством обязанности по проведению профилактических мероприятий возложены на другие подразделения отделений и пунктов полиции по муниципальным районам (УР, УУП).

Одной из наиболее эффективных форм профилактики преступлений, связанных со сбытом ПДЗ, является информирование лиц, осуществляющих прием денежных средств от граждан. На таких инструктажах доводится информация об отличительных признаках денежных знаков, распространяются наглядные материалы, а также телефоны дежурных частей и подразделений ЭБиПК органов внутренних дел для оперативного информирования в случае обнаружения ПДЗ.

При проведении инструктажей работников крупных торговых сетей во многих регионах привлекают сотрудников региональных управлений Центрального банка России.

В местах большого скопления граждан (авто, ж/д вокзалы, торговые центры, рынки) практикуется размещение фотороботов предполагаемых сбытчиков.

Организация проведения инструктажей с работниками торговых предприятий (магазинов, аптек, АЗС и т. д.) является предметом обязательной проверки со стороны руководителей УЭБиПК в ходе выездов в территориальные органы МВД России на районном уровне в качестве ответственных.

Выборочное посещение торговых предприятий, общение с продавцами позволяют установить, когда и кем проводились последние инструктажи

по линии фальшивомонетничества, имеются ли в торговой точке наглядные материалы и телефоны дежурной части территориального ОВД или подразделений ЭБиПК и т. д. Выявленные недостатки указываются в рапортах ответственных при сдаче суточного дежурства.

Данная форма профилактической работы позволяет:

— выявлять имеющиеся проблемы системного характера в организации работы территориальных ОВД, в том числе в части агентурно-оперативной работы, работы в рамках доверительных отношений с гражданами;

— устанавливать недостатки по направлениям деятельности, характерным для конкретного района;

— вырабатывать дополнительные меры по повышению эффективности контроля за оперативно-служебной деятельностью территориальных подразделений ЭБиПК, состоянием оперативной работы в сфере противодействия фальшивомонетничеству.

Другой немаловажной формой профилактики преступлений, связанных со сбытом ПДЗ, является организация регулярного информирования населения с использованием радиоточек на рынках, ярмарках, вокзалах (т. е. в местах большого скопления граждан), размещение в печатных изданиях памяток с указанием признаков поддельных денежных знаков и способов их определения с обязательным указанием телефонов дежурных частей, а также организация регулярного информирования населения в средствах массовой информации (радио, телевидение) и размещение в таких местах информационных плакатов о способах определения ПДЗ и мерах реагирования при их обнаружении.

Повышение уровня осведомленности населения о признаках подлинных и поддельных денежных знаков — это тот вид общего предупреждения фальшивомонетничества, который сотрудники органов внутренних дел должны проводить на регулярной основе.

Для повышения эффективности взаимодействия дежурных частей территориальных ОВД с дежурными следственно-оперативными группами и наружными нарядами полиции при поступлении сообщения о сбыте лицом поддельной денежной купюры сотрудниками УЭБиПК с привлечением работников торговых организаций проводятся внезапные учения.

Немаловажным аспектом является организация оперативного взаимодействия между подразделениями ЭБиПК соседних органов МВД России на

уровне субъектов РФ по обмену информацией, проведению совместных оперативно-разыскных мероприятий по выявлению фальшивомонетчиков и документированию их преступной деятельности. Для документирования преступной деятельности указанных лиц в рамках дела оперативного учета составляется план совместных оперативно-разыскных мероприятий.

В таких выступлениях должна отражаться степень общественной опасности фальшивомонетничества, мера уголовной ответственности за изготовление ПДЗ, в том числе в отношении лиц, пострадавших от фальшивомонетчиков и пытавшихся при выявлении ПДЗ их сбыть.

Эффективная профилактическая деятельность в области фальшивомонетничества должна основываться на принципе научной обоснованности, финансовой поддержке государства; отражать современные тенденции и учитывать региональный компонент; проводиться системно и комплексно, включать как социальное, так и криминалистическое и психологическое направления деятельности [15]. Основным условием, на наш взгляд, является рассмотрение данного вопроса как составной части государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

Таким образом, можно выделить следующие способы профилактики фальшивомонетничества:

1. Информирование населения, которое включает в себя, прежде всего, работу со средствами массовой информации, имеющими богатый арсенал эмоционального и интеллектуального воздействия на граждан [16]. Информирование по следующим направлениям:

— о введении в оборот нового образца денежных знаков с демонстрацией его дизайна и средств защиты;

— о степени защиты денежных знаков, расположения, характеристик и способов контроля их подлинности;

— о появлении в обороте поддельных денег и способах выявления их отличительных признаков;

— о необходимых действиях граждан в случаях выявления ПДЗ;

— о проводимой органами внутренних дел работе по пресечению фактов фальшивомонетничества, фактах изъятия поддельных денежных знаков и задержания фальшивомонетчиков.

В рамках информирования населения также было бы целесообразным раннее изучение необходимых действий в случае обнаружения ПДЗ, общественной опасности и уголовной ответственности за осуществление данного рода преступной

деятельности посредством введения в учебную программу общеобразовательных учебных заведений соответствующего спецкурса.

2. Информирование лиц, осуществляющих прием денежных средств от граждан.

3. Организация оперативного взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел региона и соседних органов МВД России на уровне субъектов РФ по обмену информацией.

4. Организация межведомственного взаимодействия по профилактике фальшивомонетничества посредством целевых проверок. В ходе осуществления совместных выездов в территориальные органы внутренних дел и горрайпрокуратуры по вопросам организации и проведения целевых мероприятий необходимо изучать все находящиеся в производстве территориальных сотрудников ЭБиПК дела оперативного учета и материалы доследственной проверки.

На последующих совместных совещаниях с участием зональных кураторов и руководства УЭБиПК следует заслушивать руководителей (старших групп) территориальных подразделений ЭБиПК, а также надзирающих прокуроров с предоставлением конкретных рекомендаций по профилактике

фальшивомонетничества, устанавливать сроки их исполнения.

В ходе данной работы анализу подлежат:

— результаты работы подразделений ЭБиПК и прокуроров;

— выявленные недостатки при организации межведомственного взаимодействия и рекомендации по их устранению;

— приоритетные направления по выявлению и документированию преступлений.

Выявление и пресечение действий фальшивомонетчиков — сложный и динамичный процесс, который требует не только использования всех оперативно-разыскных мер, сил и средств, но и инициативы и творческого подхода к делу со стороны оперативного работника, ведущего борьбу с данным видом преступности.

Эффективность работы в деле по искоренению фальшивомонетничества, на наш взгляд, обеспечивается комплексным подходом к решению данной проблемы. Очевидной является необходимость использования современных форм и методов профилактики, активного обсуждения и внедрения передового опыта работы в этой сфере при расширении взаимодействия с заинтересованными структурами и общественностью.

1. Статистика ГИАЦ МВД. URL: http://www. mvd.ru (дата обращения: 15.10.2019).

2. Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел. URL: http://yandex.ru (дата обращения: 15.10.2019).

3. Ашнин O. K. О борьбе со сбытом фальшивых денег // Экономический вестник МВД России. 2012. № 7. С. 36—37.

4. Звягин С. И. Критерии разграничения фальшивомонетничества и мошенничества при криминальном обороте денежных билетов // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4. С. 104—109.

5. Пономарева Н. С. Проблемные вопросы уголовно-правовой квалификации фальшивомонетничества // Российский следователь. 2007. № 2. С. 21—24.

6. Першин А. Н. Совершенствование способов защиты денежных билетов от подделки как залог предупреждения фальшивомонетничества // Эксперт-криминалист. 2010. № 3. С. 27—30.

7. Борьба с экономическими преступлениями // Экономический вестник правоохранительных органов. 2015. № 12. С. 45—54.

1. Statistics of the GIATS MVD. URL: http://www.mvd.r (accessed: October 15, 2019).

2. An Expanded Meeting of the Interior Ministry Board. URL: http://yandex.ru (accessed: October 15, 2019).

3. Ashnin O. K. Fighting the Sale of Counterfeit Money. The Economic Bulletin of the Ministry of Interior of the Russian Federation. 2012; 7: 36—37.

4. Zvyagin S. I. The Criteria for Distinguishing Between Counterfeiting and Fraud in the Criminal Circulation of Banknotes. Bulletin of the Voronezh Institute of the Interior Ministry of Russia. 2015; 4: 104—109.

5. Ponomareva N. S. The Issues of the Criminal-Legal Qualification of Counterfeiting. The Russian Investigator. 2007; 2: 21—24.

6. Pershin A. N. Improvement of Methods to Protect Counterfeiting of Banknotes as a Guarantee to Prevent Counterfeiting. The Forensic Scientist. 2010; 3: 27—30.

7. The Fight against Economic Crime. The Economic Bulletin of Law Enforcement Agencies. 2015; 12: 45—54.

8. Загайнов В. В. Криминологический анализ современных тенденций регионального и общероссийского состояния фальшивомонетничества // Криминологический журнал. 2008. № 2. С. 48—53.

9. Гаджиева А. А. Криминологическая характеристика личности преступника-фальшивомонетчика // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2013. № 4. С. 56—59.

10. Мероприятия по борьбе с хищениями в сфере ЖКХ и фальшивомонетчиками // Экономический вестник МВД России. 2014. № 5. С. 49—51.

11. Иванов П. И. Борьба с фальшивомонетничеством — приоритетное направление деятельности полиции // Оперативник (Сыщик). 2018. № 3 (56). С. 10—13.

12. Старостин А. А. Деятельность Европола в сфере борьбы с фальшивомонетничеством // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола МВД России. 2009. Вып. 1 (6). С. 48—51.

13. Черкашин Е. Ф. Борьба с подделкой денежных знаков // Российский юридический журнал. 2007. № 2. С. 131—136.

14. Зайганов В. В. Факторы, способствующие совершению фальшивомонетничества в России // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью: сб. науч. ст. Вып. 3. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. С. 80—83.

15. Усманов Р. Р. Отдельные аспекты предупреждения фальшивомонетничества // Современность в творчестве начинающего исследователя: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, 30—31 марта 2017 г. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2017. Вып. 18. С. 44—46.

16. Тюменцев А. Н. Организационно-пра-вовые и тактические вопросы использования СМИ при расследовании и профилактики преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 14—15.

© Резван А. П., Батурина Н. И., Базулина А. А., 2019

8. Zagainov V. V. Criminological Analysis of Current Trends in Regional and All-Russian Counterfeiting. Criminological Journal. 2008; 2: 48—53.

9. Gadzhieva A. A. Criminological Characteristics of the Criminal-Counterfeiter's Personality. "Black Holes" in the Russian Legislation. 2013; 4: 56—59.

10. The Activities to Combat Embezzlement in the Sphere of Housing and Public Utilities and Counterfeiters. The Economic Bulletin of the Ministry of Interior of the Russian Federation. 2014; 5: 49—51.

11. Ivanov P. I. The Fight against Counterfeiting as a Priority for Police Activity. Operative Officer (Detective). 2018; 3 (56): 10—13.

12. Starostin A. A. Europol Activities in the Fight against Counterfeiting. The Newsletter of the National Central Bureau of Interpol at the Interior Ministry of Russia. 2009; Issue 1 (6): 48—51.

13. Cherkashin E. F. The Fight against Counterfeiting of Banknotes. Russian Law Journal. 2007; 2: 131—136.

14. Zaiganov V. V. Factors Contributing to the Commission of Counterfeiting in Russia. Topical Problems of Fighting Economic Crime. Collection of Scientific Articles. Issue 3. Saratov: SLI of the Interior Ministry of Russia; 2007: 80—83.

15. Usmanov R. R. Selected Aspects of Preventing Counterfeiting. The Present Period in the Work of a Novice Researcher: Collected Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference of Young Scientists, March, 30—31, 2017 Irkutsk: FGKOU VPO VSI MVD of Russia; 2017; Issue 18: 44—46.

16. Tyumentsev A. N. Organizational, Legal and Tactical Issues of Using Mass Media in Investigating and Preventing Crimes. Diss. Candidate of Juridical Sciences, Volgograd; 2000: 14—15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Rezvan A. P., Baturina N. I., Bazulina A. A., 2019

Резван Александр Павлович,

профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор; e-mail: volakdm@va-mvd.ru

Rezvan Alexander Pavlovich,

professor at the department of criminalistics

of the educational-scientific complex

on preliminary investigation

in internal affairs bodies

of Volgograd Academy

of the Interior Ministry of Russia,

doctor of juridical sciences, full professor;

e-mail: volakdm@va-mvd.ru

Батурина Наталья Игоревна,

заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; e-mail: nataliya_baturina@mail.ru

Базулина Анна Анатольевна,

старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат педагогических наук; e-mail: anna.bazulina@mail.ru

Baturina Nataliya Igorevna,

deputy head of the department of civil law disciplines of Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia, candidate of juridical sciences, docent; e-mail: nataliya_baturina@mail.ru

Bazulina Anna Anatolievna,

senior lecturer at the department of criminalistics

of the educational-scientific complex on preliminary investigation in internal affairs bodies of Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia, candidate of pedagogical sciences; e-mail: anna.bazulina@mail.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.